Содержание
Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины — героини пьесы «Гроза»?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.
С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.
Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.
Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.
Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.
Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)
Кончены воля и покой бедной женщины: прежде хоть ее попрекнуть не могли, хоть могла она чувствовать свою полную правоту перед этими людьми. А теперь ведь, так или иначе, она перед ними виновата, она нарушила свои обязанности к ним, принесла горе и позор в семью; теперь самое жестокое обращение с ней имеет уже поводы и оправдание. Что остается ей? Пожалеть о неудачной попытке вырваться на волю и оставить свои мечты о любви и счастье, как уже покинула она радужные грезы о чудных садах с райским пением. Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа и никогда уже не дерзать на какие-нибудь попытки опять обнаружить свои требования… Но нет, не таков характер Катерины; не затем отразился в ней новый тип, создаваемый русскою жизнью, — чтобы сказаться только бесплодной попыткой и погибнуть после первой неудачи. Нет, она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе. <…>
В монологах Катерины видно, что у ней и теперь нет ничего формулированного; она до конца водится своей натурой, а не заданными решениями, потому что для решений ей бы надо было иметь логические, твердые основания, а между тем все начала, которые ей даны для теоретических рассуждений, решительно противны ее натуральным влечениям. Оттого она не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твердость характера, а даже напротив — является в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется в ее поступках. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать нам и себе, что ее можно и простить, так как ей уж очень тяжело. Ей хотелось бы пользоваться жизнью и любовью; но она знает, что это — преступление, и потому говорит в оправдание свое: В«что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила!В» Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного; напротив, она перед всеми виновата, даже Бориса она спрашивает, не сердится ли он на нее, не проклинает ли… Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет. Но не может она жить больше, не может, да и только; от полноты сердца говорит она: В«уж измучилась я… Долго ль мне еще мучиться? Для чего мне теперь жить, — ну, для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! — а смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут (показывая на сердце) больноВ». При мысли о могиле ей делается легче, — спокойствие как будто проливается ей в душу. В«Так тихо, так хорошо… А об жизни и думать не хочется… Опять жить?.. Нет, нет, не надо… нехорошо. И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду… Придешь к ним — они ходят, говорят, — а на что мне это?..В» И мысль о горечи жизни, какую надо будет терпеть, до того терзает Катерину, что повергает ее в какое-то полугорячечное состояние. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Она вскрикивает: В«А поймают меня да воротят домой насильно!.. Скорей, скорей…В» И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!..
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше. Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью. Но ни то, ни другое — не в порядке вещей. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и прожила целый век; бесхарактерный сын ее не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твердость и самостоятельность до такой степени, чтобы отречься от всех нелепостей, внушаемых ему старухой; все окружающее не может перевернуться вдруг так, чтобы сделать сладкою жизнь молодой женщины. Самое большее, что они могут сделать, это — простить ее, облегчить несколько тягость ее домашнего заключения, сказать ей несколько милостивых слов, может быть, подарить право иметь голос в хозяйстве, когда спросят ее мнения. Может быть, этого и достаточно было бы для другой женщины, забитой, бессильной, и в другое время, когда самодурство Кабановых покоилось на общем безгласии и не имело столько поводов выказывать свое наглое презрение к здравому смыслу и всякому праву. Но мы видим, что Катерина не убила в себе человеческую природу и что она находится только внешним образом, по положению своему, под гнетом самодурной жизни; внутренне же, сердцем и смыслом, сознает всю ее нелепость, которая теперь еще увеличивается тем, что Дикие и Кабановы, встречая себе противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставят себя дураками перед большинством людей. При таком положении дел само собою разумеется, что Катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье: она знает, что значит милость Кабановой и каково может быть положение невестки при такой свекрови… Нет, ей бы нужно было не то, чтоб ей что-нибудь уступили и облегчили, а то, чтобы свекровь, муж, все окружающие сделались способны удовлетворить тем живым стремлениям, которыми она проникнута, признать законность ее природных требований, отречься от всяких принудительных прав на нее и переродиться до того, чтобы сделаться достойным ее любви и доверия. Нечего и говорить о том, в какой мере возможно для них такое перерождение…
<…>Мы уже сказали, что фатальный конец, какой имеет Катерина в «Грозе», кажется нам отрадным, и легко понять, почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. <…>
Но и без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счет мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в В«темном царствеВ» хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп своей жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: В«хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!В» Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам! Собственно говоря, восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если жить тошно? Но в том-то и горе его, то-то ему и тяжко, что он ничего, решительно ничего сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас тяжеле всякого, самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить жалким орудием каких-нибудь гнусностей; а здесь — постоянную, гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет согнивающий заживо… И думать, что этот живой труп — не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых! И не чаять для них избавления — это, согласитесь, ужасно! Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы то ни стало!..
Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»
В
в–є Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:
Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»
Содержание:
Версии создания произведения
На момент начала работы над драмой «Гроза» Островский уже являлся знаковой фигурой в литературном и театральном обществе страны. Он внёс огромный вклад в развитие театральной постановки, написал несколько пьес, которые пользовались популярностью.
Существует 3 версии создания этого произведения. Первая связана с путешествием автора по Волге в составе большой экспедиции. Александр Николаевич изучал традиции и нравы местных народов, фиксируя всю информацию в своём дневнике. Исходя из этой версии, именно жители таких поволжских городков, как Тамбов, Тверь, Осташково являются прототипами героев знаменитого сочинения.
Вторая версия основана на том, что Островский был вдохновлён историей из реальной жизни. Костромская девушка Александра Клыкова имела судьбу, схожую с главной героиней пьесы. Она, как и Катерина, не нашла счастья в браке, и в итоге решила свести счёты с жизнью.
Наиболее правдоподобной выглядит третья версия создания легендарной драмы. Она основана на биографии писателя и трагедии его личной жизни. Дело в том, что Островский был серьёзно увлечён знаменитой актрисой Любовью Павловной Косицкой. И Александр Николаевич, и его возлюбленная были несвободны. Даже после смерти своего мужа Любовь Косицкая продолжала отвергать чувства Островского. Критики уверены, что именно актриса является прототипом главной героини. К слову, именно Косицкая впервые сыграла роль Катерины и эта работа принесла ей большую известность.
В 1859 году Александр Николаевич закончил работу над произведением и отправил «Грозу» на цензурную проверку в столицу. Драма произвела резонанс среди читателей. Причин для этого было много:
- Старые общественные и семейные порядки угасали, а «Гроза» демонстрировала нетривиальные отношения между мужем и женой, нехарактерное для того времени поведение женщины.
- Тема самоубийств крайне редко обсуждалась в русской литературе XIX века по причине религиозности общества.
- Описанный Островским внутренний конфликт Катерины не позволяет отнести её поступок однозначно к греху или добродетели.
Анализу произведения Островского были посвящены работы известных литературных критиков. Например, Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», Писарев представил «Мотивы русской драмы». Сюжет пьесы по сей день вдохновляет художников, поэтов, музыкантов, режиссёров театра и кино.
Развязка пьесы — самоубийство главной героини. К теме суицида во все времена относились неоднозначно. Гибель героев в произведениях — не такое уж и редкое явление для мировой литературы. Самоубийство всегда было принято рассматривать, как нечто противоестественное человеческой природе, грех и недостойный поступок. Островский впервые представил самоубийство, как протест против установленных порядков, осмысленный выбор героини. Это не могло не породить множество дискуссий.
Суицид как проявление силы
Перед тем как обсуждать неоднозначный поступок, описанный Островским, следует вспомнить, почему Катерина покончила жизнь самоубийством. У главной героини было сразу несколько мотивов.
Первой причиной для совершения преступления над собой были сложные отношения Катерины с семьёй.
По традиции XIX века девушку рано выдали замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Этот союз не характеризовался ни любовью, ни взаимным уважением. Ежедневно девушка подвергалась нападкам и издёвкам со стороны своей свекрови Марфы Кабановой. В силу христианского воспитания и кроткого нрава Катерина не могла дать отпор взрослой женщине, а Тихон не смел перечить матери.
Вторым мотивом для самоубийства являются чувства Катерины к Борису. Девушка влюбляется в героя и в силу своей неопытности, доверчивости наделяет мужчину несвойственными для него благородными качествами. Она считает Бориса смелым, воспитанным, высоконравственным и преданным человеком. Однако чувства мужчины оказываются не так сильны, как ожидает Катерина. В самый ответственный момент Борис покидает и предаёт девушку, оставив одну в окружении злобных, безнравственных людей. Совершённая измена оказывается тяжким грузом на душе Катерины.
Главным мотивом для суицида, по мнению критиков, является нестабильное психическое состояние главной героини. Христианские ценности, привитые с детства, не соответствуют окружающей её действительности. Она видит, как жители маленького городка прикрываются ценностями и божьими законами для совершения ужасных поступков.
Литературный критик Добролюбов рассматривает смерть Катерины как поступок сильной личности. «Луч света в тёмном царстве». Этой цитатой он характеризует своё отношение к поступку главной героини.
Катерина не могла больше терпеть слабость нелюбимого мужа, издевательства свекрови, предательство любимого человека и порочность окружающих её людей. В то же время она не имела возможности что-либо изменить. Этого не позволял кроткий характер и воспитание героини. По мнению Добролюбова, единственным выходом из сложившейся ситуации было самоубийство. Жизни в порочном обществе Катерина предпочитает смерть. В этом, по мнению многих критиков, и проявляется сила характера главной героини.
Самоубийство как слабость
Противоположной точки зрения придерживается критик Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы». Самоубийство он расценивает как слабый, безвольный поступок, который абсолютно не решает проблемы.
Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть, какова реакция окружающих на действие Катерины. Для большинства окружающих смерть девушки — ужасное и даже необычное событие. Тихон, несмотря на своё горе, не изменит своего поведения, Марфа Кабанова не станет сожалеть о своём отношении к девушке, Бориса также едва тронет эта история.
По мнению Писарева, Катерина решает совершить суицид вовсе не от безвыходности положения, а из-за невозможности принимать сложные решения. Он описывает характер девушки как:
- слабый;
- безвольный;
- безответственный.
Даже измену критик воспринимает не как ошибку, а как порок. Ведь на покаяние перед мужем женщина решилась не сразу. Страх перед наказанием приходит к Катерине только после третьего свидания с Борисом. Влюблённость главной героини также представляется критику весьма странной. Писарев осуждает её легкомысленность.
К слову, такими качествами характера, как смирение, безволие и неспособность делать сложный выбор можно охарактеризовать не только Катерину, но и бо́льшую часть дворянства второй половины XIX века. Людям этого типа проще погибнуть и предпочесть вечные страдания, чем решить свои проблемы, изменить привычный уклад или пойти против общественного мнения.
По мнению Писарева, в этом действии Катерины проявилась слабость характера, которая была присуща большей части нового поколения дворянства.
Островский впервые смог поднять проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и добровольной гибелью. В пьесе «Гроза» сила и слабость Катерины олицетворяет муки выбора общества того времени. В русском дворянстве начинались глобальные перемены. Молодые люди больше не хотели жить по старым правилам и порядкам. Несмотря на то что знаменитая драма описывала общественные проблемы XIX века, эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе Гроза)
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна, постоянно подбрасывая мучительные переживания. Девушка не выдержала всего этого и в конце пьесы бросилась в реку Волгу.
Раньше, в девичестве, когда Катерина ещё не была замужем за Тихоном, была вольной, могла ходить куда и когда угодно, мечтать о чём угодно и просто жить в своё удовольствие, не страдая от неволи, но как только она попала в дом Кабанихи, познала все ужасы жизни с властной свекровью. Женщина держала всех в ежовых рукавица, она считала, что её невестка – не человек, а лишь девушка, которая должна на прощание кланяться мужу в ноги, соблюдая старые традиции. Кабаниха не уважала жену сына, она грубила ей, унижала и всячески показывала своё плохое отношение к Катерине.
Главная героиня влюбилась в Бориса, с которым ей устроила свидание сестра Тихона. Ей, конечно, было хорошо, она почувствовала себя живой, но после него поняла, что совершила большую ошибку – изменила мужу. Так как Катерина была набожной и праведной, она созналась во всём Тихону. Он готов был простить свою жену, но мать не разрешила, она бранилась и злилась. Борису же нужно было уезжать, и он не мог взять с собой Катерину. У девушки не осталось других вариантов, как, во-первых, жить с осознанием того, что ты совершила грех, а во-вторых, как-то сосуществовать с деспотичной Кабанихой, которая теперь явно станет ещё злей.
Положение девушки было просто ужасным, Тихон начал пить, также слушая свою маму и не переча ей, Кабаниха тиранила Катерину всё больше и больше, вдобавок ко всему у девушки были постоянные мысли о божьей каре. Она всегда свято верила в Бога, ад и рай, в отличие от Кабанихи, которая только делала вид, что она верит, а на самом деле ходила в церковь лишь для вида. Катерина не могла справиться с мыслью о том, что ей хочется просто взять и исчезнуть. Она съедала себя своими переживаниями и в итоге всё же решила совершить самоубийство. Девушке было так плохо, что она, несмотря на все ужасы божьего суда, решилась на самый страшный грех.
Катерина погибла из-за своего печального положения. Её почти никто не понимал, свекровь унижала её ежечасно, от мужа-маменькиного сынка поддержки тоже не было никакой. Даже Борис, её возлюбленный, ради которого она пошла на такой страшный шаг, вынужден был уехать, не взяв её. Единственной понимающей в их семье была Варвара, но поддержка её одной не смогла бы сгладить все переживания Катерины. Человек не может жить в вечном чувстве вины, как исходящем от людей извне, так и внутри себя. К сожалению, это был единственный выход из данной ситуации для девушки – утопиться в Волге.
Читайте также: Сочинение Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» Пастернака
Почему Катерина решилась на самоубийство?
Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, «Литературная экспедиция», сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу «Гроза». Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном
виде.
Благодаря этому, пьеса обрела народный характер. В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. Основные действия пьесы происходят в городе Калиновце. В этом городе царят корысть и жестокость.
Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег.
За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Главная героиня пьесы это Катерина. Катерина
— натура поэтическая, она чувствует красоту природы. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души.
Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки. Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины — это поэтический мир сказочных образов.
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина — очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».
Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Ее характер дает ей опору от постоянных напастей Кабанихи, зная свою правоту и невинность она старается противостоять ей. Но не найдя союзников в этом темном царстве противостоять Кабанихе становится все сложней. Слова Тихона перед отъездом ранили Катерину.
Она была готова любить и уважать своего мужа, если бы только он мог ей дать для этого малейший повод. Но Тихон слаб и безволен. Он не представляет собой ничего, безумно боится своей матери, предпочитает ей не перечить и напиваться при любой возможности. Но в душе Катерины по-прежнему есть жажда любви. И со всей душевной искренностью героиня влюбляется в Бориса.
Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, не похожим на окружающих. Катерина тяжело переживает свою тайную страсть. Ведь измена — большой грех, это претит ее чистой душе. Сознание совершенного греха еще больше мучает героиню. В ее душе произошел трагический надрыв.
Измена не только грех с точки зрения христианства, но и предательство ее собственных устоев, представлений о морали, добре и зле. Возможно, у Катерины еще был шанс на счастье. Она умоляла Бориса увезти ее из этого города. Но Борис слишком озабочен своим наследством.
Он не смеет перечить дяде. Героине уже нет спасения. Она признается в измене, понимая, что жить так больше не сможет. Трагедия положения Катерины заключается в безысходности.
И вот Катерина решается на самоубийство. Но что это было? Проявление слабости? Нет.
Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч». Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма «Гроза» имела особо важное значение.
Читайте также: Лекция: Образы госпожи де Реналь и Матильды де ла Моль.
Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.
Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость? Сочинение
- Сочинения
/
По литературе</li>
/
Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость</li></ul>
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского глубоко засела в сердцах читателей. Эта пьеса заставляет задуматься о жизни героев, об их поступках, проанализировать действия главных героев и ответить на вопрос, который волнует многих читателей: «Правильно ли поступила Катерина, совершив самоубийство?». Хочу подробнее разобрать этот вопрос и дать на него свой ответ.
Катерина – главная героиня пьесы, у которой есть любящий муж, она живёт в достатке и, казалось бы, не испытывает никаких проблем в жизни. Так почему же в итоге она совершила самоубийство и достоин ли этот поступок презрения, а может наоборот, одобрения? На самом деле, причин данного суицида было несколько. Самая главная – это измена со стороны Катерины. Эта героиня живёт чувствами, слушает только своё сердце, именно оно подсказывает ей, что измена с её стороны – грех, который невозможно простить.
Это чувство давит на неё изнутри, она изнемогает только при одной мысли об измене. Как итог – она не выдерживает этих мыслей и решает утопится в Волге. Также, к причинам смерти Катерины можно отнести ужасные отношения со свекровью. Вспомнить только, какие слова свекровь говорила в адрес главной героини, как унижала и заставляла своего сына делать то же самое. А когда свекровь узнала об измене Катерины, то вовсе вышла из себя и заставляла сына избить свою жену. Это стало очень нагнетать Катерину и жить в таких условиях она не смогла. Но достойна ли Катерина называться сильной, совершив суицид?
Я считаю, что это всё проявление её слабости, нежели силы. Да, эти события навалилась на её хрупкие плечи, да, её начало презирать общество, её бросил любимый человек. Но эта девушка могла бы справится с этими трудностями, пережить их и начать новую жизнь с чистого листа. В конце концов, её муж простил Катерину и осознал, почему она решилась на измену. Думаю, если бы она не совершила самоубийство, Тихон в любом случае остался бы с ней и поддерживал в любой ситуации. Кто знает, может он бы стал противоречить матери, которая то и дело упрекала во всём этого персонажа.
Вместо решения проблем, проявления своей силы, она решает пойти по наиболее лёгкому пути. Изменил ли её поступок что-то в жизни других главных героев? Скорее нет, чем да. Кабаниха ( свекровь Катерины и мать Тихона) после смерти главной героини всё равно нелестно отзывалась о ней. В жизни Бориса Григорьевича (любовника Катерины) также не произошли какие-либо изменения. Хоть он и говорил о том, как любит Катерину, унывать за ней вовсе не стал. Тихон так и остался «маменькиным сынком», который способен только позавидовать мёртвой жене. Да, она облегчила свои страдания, но проявила себя маленькой девочкой, неспособной справляться с трудными ситуациями.
Другие: ← История создания драмы Гроза Островского↑ По литературеИстория любви Мастера и Маргариты →
Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость Сейчас читают:
- Сочинение по картине И.И. Шишкина Лесная глушь 3 класс Познакомившись с рядом картин Ивана Ивановича Шишкина, начинаешь осознавать, что этот художник не был равнодушен ни к безветренной погоде в полях, ни к лужам среди деревенских троп, ни к спокойствию лесной тиши.
Смерть Катерины — это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. Поэтому Катерина не смогла скрыть свою измену к мужу, и рассказала все Тихону. Тихон бы наверняка её простил, но вот его мать Кабанова не смогла бы точно. Катерина поэтому и совершает поступок на самоубийства, так как не выдержала бы попреков Кабанихи. Во-вторых, Катерину можно считать тоже виновной, ведь она бы могла не изменять Тихону или, если уже изменила, то должна была бороться со всеми трудностями, но точно не идти на самоубийство. В-третьих, Тихон тоже виноват. Он во всем подчиняться матери, и поэтому ему хотелось расслабиться, уехать на некоторое время от гнета матери, но не хочет собою брать суженную. Тихон служит толчком для измены Катерины. В-четвертых, Борис является прямым виновником в гибели Катерины, он мог же не связываться с Катериной, ведь он прекрасно знает, что Катерина замужем. Но Борис такой человек, который живёт одним днём и ему совершенно не интересно, что будет с Катериной потом. Поэтому Борис является главным виновником. В-пятых, на Катерину хорошо повлияло общество, в котором она жила. Катерина отделилась от него, она была несчастной. Постоянное командование над ней Кабановой угнетало её. Тихону было не до нее, он был погружен в подчинение матери. Борис живёт одним днём ему тоже не до неё. Поэтому общество повлияло на Катерину в некотором роде. Я считаю, что в смерти Катерины виновато все общество, которое её окружало. Но все-таки на Катерине тоже лежит часть вины, она могла бы не изменять, и если так вышло то разобраться со своими проблемами, а не идти на крайнюю меру «самоубийство». Островский в своей драме «Гроза» показывает трагедию общества. Где Катерина это несчастный человек, которому некуда деться. А Кабаниха, Тихон, Борис это главное общество, чиновники, по вене которых страдает более слабые окружающие их люди.Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/smert-kateriny-v-groze.html
- https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/57-analiz_dramy_ostrovskogo__groza_/stages/2218-final_dramy_smert_kateriny.html
- https://nauka.club/literatura/samoubiystvo-kateriny-groza.html
- https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/pochemu-pogibla-katerina-sochinenie.html
- https://www.lang-lit.ru/2016/01/kto-vinovat-v-gibeli-kateriny-v-drame-ostrovskogo-groza.html