Содержание
К уроку литературы
·«Глава семейства, Владимир Михайлович Головлёв, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером, и для Арины Петровны, всегда отличавшейся серьёзностью и деловитостью, никогда ничего симпатичного не представлял. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и т. д. и занимался сочинением так называемых „вольных стихов“ <…> Арина Петровна сразу не залюбила этих стихов своего мужа, называла их паскудством и паясничаньем, а так как Владимир Михайлович собственно для того и женился, чтобы всегда иметь под рукой слушателя для своих стихов, то понятно, что размолвки не заставили долго ждать себя. Постепенно разрастаясь и ожесточаясь, размолвки эти кончились, со стороны жены, полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту, со стороны мужа — искреннею ненавистью к жене, ненавистью, в которую, однако ж, входила значительная доля трусости» — М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».
·«Арина Петровна — женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлёвским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброходствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет? Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем головлёвском семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить противодействие.» — М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».
·«Степан Владимирович, старший сын, <…>, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Он очень рано попал в число „постылых“ и с детских лет играл в доме роль не то парии, не то шута. К несчастию, это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления, которые вырабатывала окружающая среда. От отца он перенял неистощимую проказливость, от матери — способность быстро угадывать слабые стороны людей. Благодаря первому качеству, он скоро сделался любимцем отца, что еще больше усилило нелюбовь к нему матери. Часто, во время отлучек Арины Петровны по хозяйству, отец и подросток-сын удалялись в кабинет, украшенный портретом Баркова, читали стихи вольного содержания и судачили, причем в особенности доставалось „ведьме“, то есть Арине Петровне. Но „ведьма“ словно чутьем угадывала их занятия; неслышно подъезжала она к крыльцу, подходила на цыпочках к кабинетной двери и подслушивала веселые речи. Затем следовало немедленное и жестокое избиение Степки-балбеса. Но Степка не унимался; он был нечувствителен ни к побоям, ни к увещаниям и через полчаса опять принимался куролесить. То косынку у девки Анютки изрежет в куски, то сонной Васютке мух в рот напустит, то заберется на кухню и стянет там пирог (Арина Петровна, из экономии, держала детей впроголодь), который, впрочем, тут же разделит с братьями». — М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».
·«После Степана Владимировича, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна тоже не любила говорить. Дело в том, что на Аннушку Арина Петровна имела виды, а Аннушка не только не оправдала ее надежд, но вместо того на весь уезд учинила скандал. Когда дочь вышла из института, Арина Петровна поселила ее в деревне, в чаянье сделать из нее дарового домашнего секретаря и бухгалтера, а вместо того Аннушка, в одну прекрасную ночь, бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним. Года через два молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми-близнецами: Аннинькой и Любонькой. Затем и сама Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна волей-неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле и приставив к ним кривую старуху Палашку». — М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».
·«Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокрадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваньям. И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность» — М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».
·«Совершенную противоположность с Порфирием Владимировичем представлял брат его, Павел Владимирович. Это было полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков. Еще мальчиком, он не выказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей. Забьется, бывало, в угол, надуется и начнет фантазировать. Представляется ему, что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится. Или — что он не Павел-дворянский сын, а Давыдка-пастух, что на лбу у него выросла болона, как и у Давыдки, что он арапником щелкает и не учится. Поглядит-поглядит, бывало, на него Арина Петровна, и так и раскипятится ее материнское сердце» — М. Е. Салтыков-Щедрин«Господа Головлёвы».
Содержание:
История создания
Роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина отчасти автобиографичен. Изначально он задумывался как цикл сатирических рассказов «Благонамеренные речи». Некоторые из текстов были напечатаны в журнале «Отечественные записки». Их высоко оценили современники писателя, а И. С. Тургенев посоветовал ему написать книгу.
В дальнейшем автор объединил очерки и превратил их в роман, который был напечатан в 1880 году. В «Господах Головлевых» герои унаследовали черты членов семьи самого Салтыкова-Щедрина:
- Суровая и властная Арина Петровна похожа на его мать, Ольгу Михайловну. История о том, как головлевская помещица расширяла свое имение, похожа на ситуацию в жизни матери, которая похожим образом приобрела часть ярославской вотчины Салтыковых-Щедриных. Речи героини, где упоминаются «постылые» дети, связаны с детскими воспоминаниями самого писателя. В их семье дети тоже делились на «любимчиков» и «постылых».
- В персонаже Иудушки Головлева автор вывел собственного старшего брата Дмитрия Евграфовича, с которым вел тяжбу о наследстве. Салтыков-Щедрин отзывался о нем как о мелком пакостнике, склонном к пустословию.
- Прототипом Степки-балбеса стал брат писателя Николай Евграфович.
Действующие лица
В сюжете романа отражена жизнь трех поколений. Список и краткий обзор главных героев старшего поколения семьи:
- Арина Петровна — помещица, владелица большого имения. Это женщина властная, непреклонная, лишенная родственных чувств и привыкшая действовать самостоятельно. Она ни в ком не встречает противодействия. Госпожа Головлева отлично управляет имением и способствует его процветанию. Она считает, что делает все ради детей. Ей принадлежит афоризм: «И для кого я всю эту прорву коплю? Для кого я припасаю? Ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого?!»
- Ее муж Владимир Михайлович — человек безалаберный, склонный к безделью. Он давно отошел от управления имением, живет праздно, сочиняет стихи вольного содержания, тайно пьянствует и подкарауливает дворовых девок. Жену он величает чертом и ведьмой.
Дети и внуки, ради которых, по словам Арины Петровны, она старается, хотя на самом деле они ей чужды и являются только обузой.
Это следующие персонажи:
- Степан, старший сын, известный как Степка-озорник и Степка-балбес. Это человек способный, который перенял от матери умение распознавать людей и угадывать их слабые стороны, а от отца — проказливость. Свои таланты в детстве он использовал для передразнивания людей и шутовства, за что мать его часто наказывала.
- Дочь Анна. В молодости мать отправила ее институт, надеясь сделать домашнего бухгалтера и секретаря. Но однажды ночью Аннушка тайно сбежала и обвенчалась с корнетом. Мать выделила ей «кусок» в виде захудалой деревушки и капитала, однако молодые быстро потратили деньги, после чего корнет сбежал. Аннушка осталось с двумя малолетними детьми-близнецами Аннинькой и Любинькой. Вскоре она умерла, и сироток приютила ее мать. Впрочем, все эти события способствовали процветанию головлевского имения, округлив его и уменьшив число пайщиков.
- Порфирий — средний сын, получивший от Степки прозвища Иудушка, Кровопивушка и «откровенный мальчик» (это цитата из романа). С детства он был необычайно ласков и почтителен с матерью, любил слегка понаушничать. Но проницательная Арина Петровна не доверяла ему и в душе слегка побаивалась.
- Младший сын Павел. В соответствии с характеристикой автора человек угрюмый и апатичный, в жизни не совершивший никаких мало-мальски значительных поступков. Может быть, он был добр, но не сделал никому добра, неглуп, но не совершил ничего умного.
- Аннинька и Любинька — дети Анны Владимировны. Воспитывались у бабушки, повзрослев, стали актрисами.
- Владимир и Петр — дети Иудушки Головлева.
- Евпраксеюшка — экономка, мать Володьки.
Жизнь при крепостном праве
Первая глава романа «Семейный суд» начинается в середине XIX века, когда крепостное право уже стало изживать себя. Имение Головлевых процветает и расширяет свои границы благодаря умелому руководству хозяйки.
Госпоже Головлевой становится известно, что ее старший сын возвращается домой. Много лет назад он учился в университете, получая скудное содержание от матери. Усердия к учебе он не испытывал и быстро стал шутом у богатеньких студентов. Их подачки позволяли ему не умереть от голода.
Окончив университет, Степан стал работать в департаментах. Он долго слонялся с места на место, пока не разуверился в своих чиновничьих способностях. Мать выбросила ему «кусок» в виде дома в Москве, но он быстро от него избавился, частично проиграв, частично проев. После этого непутевый сын скитался по Москве, выпрашивая деньги у живших там зажиточных головлевских крестьян. Скоро он понял, что жить так больше не может, поэтому отправился обратно в Головлево.
Узнав о продаже московского дома, мать страшно возмутилась. Она собрала сыновей на семейный совет, напоминающий суд. Папенька Владимир Михайлович в суде участвовать отказался, предсказав сыну, что «ведьма его съест». Младший брат Павел заявил, что его все равно никто не послушает. Госпожа Головлева хотела отдать сыну вологодскую деревеньку, но ее отговорил Порфирий Владимирович. Он был уверен, что непутевый сын промотает эту деревню так же, как и дом.
Степан проводил время вдали от внешнего мира без дел, разговоров и впечатлений. Забыться ему помогала лишь водка. Он начал постепенно угасать и зимой скончался в своей постели.
Спустя десятилетие
Властная и независимая Арина Петровна тяжело переживала отмену крепостного права. Ее изнурили предшествующие этому событию слухи. Барыня волновалась о том, чем она будет кормить эту ораву крепостных, кто будет ей прислуживать. А как ей теперь придется звать девку Агашку — не Агафьей же Тихоновной?
Матушкиным смятением воспользовался Порфирий Владимирович. Он кратко, но очень убедительно запугал госпожу Головлеву до того, что она разделила имение, оставив себе только капитал. При разделе лучшая часть досталось Иудушке, а худшая — его брату Павлу. По привычке мать продолжала округлять и улучшать Головлево, пока не растратила бо́льшую часть капитала. После этого Иудушка потребовал от нее строгой отчетности. Оскорбленная мать перебралась к младшему сыну Павлу в имение Дубровино.
Павел, обиженный несправедливым разделом, согласился кормить мать и сирот, но запретил Арине Петровне посещать его и вмешиваться в хозяйственные дела. Госпожа Головлева с болью наблюдала, как безалаберно ведутся дела в имении. Хозяйство расхищалось, а Павел проводил время в пьяных фантазиях, придумывая, как одержать верх над братом-кровопийцей.
В таком положении его застала смертельная болезнь. Павел умер, не успев переписать имение на мать и племянниц. Дубровино досталось Иудушке. Его матери вместе с внучками пришлось поселиться в маленьком разоренном селе, когда-то «брошенном» ею дочери. Подросшие Аннинька и Любинька вскоре отказались жить в унылом и пустынном месте. Они уехали в город и поступили в актрисы, а постаревшая и измученная бабушка не смогла им в этом воспрепятствовать.
Угасание рода
Не выдержав нищеты и одиночества, Арина Петровна возвращается в Головлево. Теперь в некогда цветущем имении остались лишь Порфирий Владимирович, его мать и экономка Евпраксеюшка, которую Иудушка взял для «недозволенного утешения».
К этому времени старший сын головлевского барина Владимир покончил собой. До самоубийства его довел отец, отказавшийся после его женитьбы давать деньги на содержание семьи. Младший сын Иудушки Петр служит в офицерах.
Порфирий Владимирович не вспоминает о детях, он проводит время в пустых делах и разговорах. Впрочем, при мыслях о детях и племяннице он испытывает некоторое беспокойство, но пребывает в уверенности, что ничто не сможет помешать его бессмысленному времяпрепровождению.
Это случается, когда приезжает домой Петр. Молодой человек, отличавшийся легкомыслием, проиграл казенные деньги. Он умоляет отца возместить недостачу и спасти его от каторги и бесчестия. Но Иудушка отказался дать ему денег, и Арина Петровна прокляла сына. Петеньку сослали в Сибирь, где он и умер по дороге на каторгу.
Вскоре заболела и умерла госпожа Головлева. После ее смерти сознание Порфирия Владимировича окончательно погрузилось в сумерки. На его долю достались лишь «недозволенные радости» с Евпраксеюшкой. Приезд Анниньки пробудил в его душе проблеск человеческого чувства, но он быстро угас. «Племяннушка» скоро уехала, предпочтя участь провинциальной актрисы жизни в Головлеве.
Развязка произведения
Обычный ход вещей нарушила беременность Евпраксеюшки. Если раньше ей в жизни для радости было нужно немного (моченых яблок да перекинуться в дурачка), то теперь в душе ее возник безотчетный страх при виде барина. Ее опасения были не напрасны: новорожденного ребенка Володьку Иудушка приказал отвезти в воспитательный дом.
После этого Евпраксеюшка яростно возненавидела барина. Она начала изводить его придирками, гадостями и уязвлениями. Война увенчалось ее победой. Иудушка стушевался и одичал. Он проводил время, запершись в кабинете, где мечтал отомстить живым и мертвым, разорить, обездолить, замучить.
Итог существования Порфирия Владимировича подвел эпизод возвращения Анниньки. Больная и измученная, она приехала умирать в Головлево. Тоскливыми вечерами она заливала водкой память об унижениях, погубленной чистоте и таланте, пьянках с купцами и офицерами, самоубийстве сестры. Любинька трезво рассудила, что нет смысла жить, если впереди лишь нищета и улица.
Дядя с племянницей вечерами пили вместе, вспоминая мертвых и увечных. Во всех бедах Аннинька яростно винила Порфирия Владимировича. В душе Иудушки вдруг начала проявляться неведомая совесть. Бесплодные душевные терзания вызывал и дом, наполненный призраками. Иудушка думал, зачем он мучил, скопидомствовал, лгал, если рядом с ним никого не осталось. В окружающих теперь он видит лишь ненависть и равнодушие. Он стал мечтать о смерти, но она не приходила.
В мартовскую метель Порфирий Владимирович отправился пешком на могилу матери, чтобы просить прощения. На другой день стало известно о том, что обнаружен замерзший труп последнего головлевского барина.
Сообщать о его смерти было некому, так как Аннинька лежала в горячке, поэтому вестник направился к троюродной «сестрице», которая уже давно зорко следила за происходящим в Головлеве.
Анализ романа «Господа Головлевы» не заканчивается содержанием книги. Произведение оказало огромное влияние на всю отечественную литературу. Книгу читали не только современники, но и все последующие поколения. Роман неоднократно экранизировали и ставили его краткую версию на театральных подмостках. Иллюстрации к изданию рисовали в числе прочих и знаменитые «Кукрыниксы» — объединение известнейших советских художников-графиков.
Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» настолько верно уловил тип российского помещика, что Иудушка вошел в число самых значительных российских литературных персонажей, а его имя стало нарицательным.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
В романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина выведена целая галерея образов одной семьи – помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, она распадается, а потом ее члены и физически отходят в небытие.
По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся к имуществу или не подчиняются ей.
Образ Степана Головлева:это «даровитый парень» с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты. Он еще раз подтверждает прозвище «Степка-балбес», долго ведет бродячую жизнь. К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест. Степан приходит к осознанию, что он «ничего не может», потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери, или еще у кого. Он спивается в Головлеве и умирает.
Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию. «Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего». Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке. Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.
Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах — и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.
Образ Анны и образ Любы из «Господ Головлевых».Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».
Предложения интернет-магазинов
Социально-психологический роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина посвящен трем поколениям помещичьего семейства. Изначально автор не планировал написание романа: в течение нескольких лет он публиковал небольшие рассказы, которые позже легли в его основу. В виде отдельной книги роман был напечатан в 1880 году.
Для лучшей подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Семьи Головлевых» по главам.
Главные герои
Арина Петровна Головлева – богатая помещица, трудолюбивая, властная и решительная женщина.
Владимир Михайлович Головлев – глава семейства, мягкий и безалаберный человек.
Степан – старший сын Головлевых, безответственный шутник, не приспособленный к жизни.
Анна – дочь, опозорившая семью, выйдя замуж без родительского согласия. Мать двух девочек-близняшек – Анниньки и Любиньки.
Порфирий – сын Арины Петровны, подлый и двуличный человек, думающий лишь о собственной выгоде.
Павел – младший сын, замкнутый, нелюдимый человек.
Другие персонажи
Аннинька и Любинька – внучки Арины Петровны, сироты.
Петенька и Володенька – сыновья Порфирия Владимировича, рано ушедшие из жизни.
Евпраксеюшка – молодая экономка в доме Порфирия Владимировича.
Краткое содержание
Глава 1. Семейный суд
Управляющий одной из вотчин Арины Петровны Головлевой приходит к барыне с докладом. Передав все дела, он с неохотой сообщает ей важную новость: ее сын, Степан Владимирович Головлев, продал московский дом за долги. Арина Петровна подавлена услышанным – «известие это, по-видимому, отняло у нее сознание
».
Придя в себя, барыня негодует: ведь всего два года тому назад она заплатила за этот дом «двенадцать тысяч как одну копейку
», а сейчас полиция продала его гораздо дешевле.
Арина Петровна имеет славу грозной, решительной женщины, привыкшей жить согласно своей воле. Она «единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением
», и даже от собственных детей требует беспрекословного послушания и подчинения.
Супруг Арины Петровны – Владимир Михайлович Головлев – «человек легкомысленный и пьяненький
». В отличие от серьезной и деловой своей жены, он с молодых лет отличался безалаберным характером.
У Арины Петровны «детей было четверо: три сына и дочь
». О дочери и старшем сыне она даже говорить не хотела. Старший сын – Степка – имел славу семейного шута из-за своего излишне озорного характера. Он совершенно не приспособлен к жизни: может проиграться в карты в пух и прах, влезть в непомерные долги.
Дочь Аннушка не только не оправдала надежд Арины Петровны, но и «на весь уезд учинила скандал
» – убежала из семьи и без родительского благословения вышла замуж за молоденького корнета. Решив избавиться от своевольной дочери, Арина Петровна выделила ей “кусок”: самую захудалую деревушку и пять тысяч рублей. Спустя два года супруг Аннушки сбежал, оставив ее одну «с двумя дочерьми-близнецами: Аннинькой и Любинькой
». Через три месяца скончалась и сама Аннушка, и Арина Петровна помимо воли была вынуждена приютить у себя двух сироток.
Третий ребенок четы Головлевых «Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика
». С ранних лет он лебезил перед матерью и частенько ей наушничал. Арина Петровна, будучи женщиной неглупой, видела все его ухищрения, и сам вид сына «поднимал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго
».
Полной противоположностью Порфирия был самый младший ребенок в семье – Павлуша. С ранних лет он не проявлял ни к чему интереса, всех сторонился, «любил жить особняком, в отчуждении от людей
». Со временем из Павла Владимировича сформировалась «апатичная и загадочно-угрюмая личность
», начисто лишенная стремления к каким-либо поступкам.
Арина Петровна понимает, что старший сын после продажи за бесценок московского дома планирует вернуться в родительское имение. Однако ей не дают покоя неизбежные людские пересуды, и она решает «созвать семейный совет для решения балбесовой участи».
По приезде сыновей она поначалу «все жаловалась и умилялась сама над собой
», но после приступила к делу. Павел не стал осуждать брата, в то время как Порфирий предложил матери разрешить ему житье в Головлеве, но более ничего не выделять ему.
Согласно решению, принятому на семейном совете, Степан поселяется в родительском имении, но не в самом доме, а в отдельной конторке. Обедает он не за общим столом, а вместе с прислугой, доедая объедки с хозяйской кухни. Серая и унылая жизнь приводит к тому, что Степан окончательно спивается и впадает в мрачное, тягостное состояние. Спустя некоторое время Степан умирает, а мать с лицемерной печалью отчитывается перед сыновьями о богатом и пышном его погребении.
Глава 2. По-родственному
По прошествии десяти лет Арина Петровна стала «скромною приживалкой в доме младшего сына
». Тяжело пережив своего супруга и, особенно, отмену крепостного права, она утратила былую твердость и решительность. Старая барыня разделила имение между двумя братьями, при этом «Порфирию Владимирычу была выделена лучшая часть, а Павлу Владимирычу — похуже
».
Первое время Арина Петровна жила с Порфирием в доставшемся ему поместье Головлево на правах управляющей. Но, не выдержав непомерной жадности сына, переехала к Павлу в Дубровино.
Павел Владимирович принял мать и сирот-племянниц, но только с тем условием, чтобы они не вмешивались ни в его жизнь, ни в управление хозяйством.
Пристрастие Павла Владимировича к выпивке становится причиной смертельной болезни. После осмотра больного врач заявляет, что ему остается жить не более двух дней. Арина Петровна надеется, что Павел подпишет завещание в пользу сироток, но доктор говорит, что он в таком состоянии, что «фамилии путем подписать не может
». Женщина в отчаянии: после смерти Павла все его имущество по закону перейдет подлецу Порфирию.
В Дубровино приезжает Иудушка с сыновьями – Петенькой и Володенькой. Он интересуется здоровьем брата, всем своим видом выражая лицемерное беспокойство. Мальчики рассказывают бабушке об ужасном характере их донельзя скупого отца.
Со смертью Павла Владимировича все его имущество переходит к Иудушке. Арина Петровна с внучками вынуждена переехать в бедную деревеньку Погорелку, что в свое время было отдано дочери Анне.
Глава 3. Семейные итоги
В Погорелке Арина Петровна пытается с прежним усердием взяться за хозяйство, однако «старческие немощи
» заметно убавляют ее пыл. Постылые осенние вечера в деревне все чаще наводят сестер на мысль – «во что бы ни стало уйти из постылой Погорелки
». Они уезжают в Харьков и становятся актрисами.
С отъездом девушек «погорелковский дом окунулся в какую-то безнадежную тишину»
. Старая барыня в целях экономии распускает почти всю прислугу. Бессменными компаньонками Арины Петровны становятся «беспомощное одиночество и унылая праздность
».
Роковая ошибка – отделение сыновей и полное доверие Иудушке – приводит к тому, что Арина Петровна, некогда сильная и властная женщина, готова смириться с жалкой участью приживалки.
Она начинает все чаще наведываться в Головлево, а Порфирий, хоть и не рад этим визитам, но отказать матери не смеет, боясь ее проклятия. Именно этот страх останавливает «его от многих пакостей, на которые он был великий мастер
».
С возрастом дурные наклонности Порфирия Петровича еще более усугубляются. Он отказывает своему сыну Петру в помощи, когда тот, растратив казенные деньги, оказывается под угрозой сибирской ссылки. В отчаянии, Петр напоминает отцу о Володе, доведенном отцовской жадностью до самоубийства. Арина Петровна, будучи свидетельницей этого разговора, проклинает Иудушку.
Глава 4. Племяннушка
Несмотря на все ожидания, Порфирий Владимирович «вынес материнское проклятие довольно спокойно
» и ничем не помог Петру. На следующий день после отъезда внука «Арина Петровна уехала в Погорелку и уже не возвращалась в Головлево
». Старая барыня быстро угасает и в одиночестве умирает. Весь ее капитал переходит в полное распоряжение Иудушки.
Петр в последний раз пытается попросить у отца денег, на что получает отказ и совет смиренно переносить справедливое наказание. Вскоре Порфирий Владимирович получает известие о смерти сына.
В Головлево неожиданно приезжает Аннинька – красивая молодая женщина, которая невольно восхищает своей внешностью даже Порфирия Владимировича.
На бубушкиной могиле Анниньку охватывает желание пожить немного в тихой, забытой Богом Погорелке. Перед ее глазами проносится ее беспутная жизнь актрисы, и девушке хочется немного пожить в тишине, вдали от окружающей ее пошлости.
Но, вспомнив ту страшную тоску, от которой они в свое время с сестрой сбежали, Аннинька передумывает и намеревается вернуться в Москву. Дядя уговаривает девушку остаться у него, но подобная перспектива пугает ее. Экономка делится с Аннинькой, что при взгляде на нее у хозяина «бесстыжие глаза так и бегают
». Девушка с большим облегчением покидает Головлево, и обещает дяде, что никогда больше сюда не вернется.
Глава 5. Недозволенные семейные радости
Незадолго до печальной истории с Петром Арина Петровна замечает, что его экономка Евпраксеюшка находится в интересном положении. Она подробно расспрашивает молодую женщину о самочувствии, дает дельные советы.
Барыня пытается поговорить с сыном на столь щекотливую тему, но тот всячески увиливает от разговоров. Иудушка очень рад тому, что «его не тревожат и что Арина Петровна приняла горячее участие в затруднительном для него обстоятельстве
».
Однако надеждам Иудушки не суждено было сбыться из-за смерти матери. Боясь пересудов, он прекращает всякое общение с Евпраксией. После рождения сына Владимира он несколько дней размышляет о том, как поступить, чтобы все «хорошохонько было
».
Пока «молодая мать металась в жару и бреду
» Иудушка отдает распоряжение отправить новорожденного сына в московский воспитательный дом.
Глава 6. Вымороченный
Порфирий понимает, что остался в полном одиночестве: «одни перемерли, другие — ушли
». Единственный человек, связующий его с внешним миром – Евпраксеюшка. Но после подлого изъятия ее ребенка переменилось ее отношение к хозяину.
Она впервые осознала, что молодость ее безвозвратно уходит в компании старого занудного старика. Евпраксинья стала погуливать с молодыми парнями, игнорировать свои обязанности по дому. В ней «явилась ненависть, желание досадить, изгадить жизнь, извести
» барина.
В последнее время Порфирий Владимирович совсем одичал, и хотел только одного: чтобы его «не тревожили в его последнем убежище — в кабинете
». Только здесь он мог с упоением предаваться своим фантазиям: «мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь
».
Глава 7. Расчет
В Головлеве неожиданно появляется Аннинька. Но от былой красоты и свежести не осталось и следа – это было «какое-то слабое, тщедушное существо с впалой грудью, вдавленными щеками, с нездоровым румянцем
». После самоубийства сестры, не выдержавшей унизительной жизни дешевой куртизанки, Аннинька решает вернуться к дяде. Она очень больна, и жить ей осталось совсем немного.
Безмерно опустившаяся, жалкая, больная, она ходит по дядюшкиному дому, вспоминая былую жизнь. Страстно желая забыться, она вскоре начинает выпивать, а спустя время к ней присоединяется и дядя.
В конце жизненного пути у Иудушки «совесть проснулась, но бесплодно
». Он понял, сколько зла причинил близким, но просить прощения было уже не у кого. Порфирий Владимирович скончался по дороге к могиле матери. Ненадолго его пережила Аннинька, оказавшаяся в плену горячки.
За всеми трагедиями в семье Головлевых зорко следит Надежда Ивановна – их дальняя родственница и единственная законная наследница.
Заключение
В своем произведении Салтыков-Щедрин раскрывает немало важных тем, среди которых отсутствие любви и взаимопонимания в семье, скупость, подлость и предательство в отношении самых близких людей, пьянство и праздность. В совокупности все эти пороки приводят к полному разрушению некогда большого и процветающего семейства.
После краткого пересказа романа «Господа Головлевы» рекомендуем прочитать произведение Салтыкова-Щедрина в полном варианте.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
В каком году впервые было опубликовано произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»?</h3>
- <label>1875 г.</label>
- <label>1878 г.</label>
- <label>1880 г.</label>
- <label>1881 г.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://malceva.jimdofree.com/к-уроку-литературы/салтыков-щедрин/персонажи/
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/gospoda-golovlevy.html
- https://shollsoch.ru/2018/03/04/господа-головлевы-образы-характер/
- https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/gospoda-golovlevy