Счастье — в пробуждении от сна. Роль сна в балладе Жуковского В.А. «Светлана»

Содержание

Автор: · 24.02.2019

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

  1. Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
  2. Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
  3. Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Автор: Альбина Исмаилова

Презентация к докладу «Толкование сна Светланы» Публикация является частью публикации: proekt_po_lit-re.docx

Доклад.

Актуальность.

Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному. А что может быть таинственнее снов и романтичнее баллады? Актуальность нашего исследования определена этими двумя факторами

Цель:

ØВыяснить, что значит сон Светланы из одноименной баллады В.А. Жуковского.

ØОпределить, отличается настрой баллады русского поэта от настроя баллад зарубежных поэтов

Задачи:

ØИсследовать мнение обучающихся о вещих снах.

ØИсследовать текст баллады В.А. Жуковского «Светлана»

ØПолучить полное толкование сна героини с опорой на различные сонники

Гипотеза:

Сон Светланы пророчит благие вести.

Баллада Жуковского имеет позитивный, светлый настрой в противовес балладам европейских авторов

Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.

В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада»Лесной царь»немецкого поэта Гёте. Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады («Светлана», «Эолова арфа», «Ахилл» и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад. Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как «Песнь о вещем Олеге», «Жених»,»Утопленник», «Ворон к ворону летит», «Жил на свете рыцарь бедный…». Также к жанру баллады можно отнести его цикл «Песен Западных славян». Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это «Воздушный корабль» из Зейдлица, «Морская царевна». Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами («Алеша Попович» «Илья Муромец» «Садко» и др.). Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих «Опытах» Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: «Похищение Берты» и «Прорицание». Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев («Таинственный пономарь», «Осенняя прогулка рыцаря Ральфа» и другие)

Особенности баллады как жанра:

·наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка), лаконичность

·эмоции автора и чувства героев

·сочетание реального с фантастическим

·романтический (необычный) пейзаж

·мотив тайны

·

Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского:

В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.

 Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения.

Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло.

Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский романтическими средствами стремится доказать, как неразумно и даже опасно для человека это желание собственного счастья вопреки всему.

Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Эта баллада — свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора». Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит: он включает описание гаданий в «крещенский вечерок», примет и обычаев:

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок.Сняв с ноги, бросали,Снег пололи, под окномСлушали, кормилиСчетным курицу зерном,Ярый воск топили,В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны,Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Поэт воспроизводит привлекательный и изящный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и серьги изумрудны, и перстень золотой.

Баллада не только рассказала об эпизоде из жизни юного существа, но представила ее внутренний мир. Вся баллада полна жизни, движения и внутреннего, и внешнего, какой-то девичьей суеты.

Впервые напечатана в журнале «Вестник Европы».Посвящена племяннице и ученице ЖуковскогоА. А. Протасовой(сестре возлюбленной поэтаМ. А. Протасовой-Мойер), в качестве свадебного подарка ей (на свадьбу сА. Ф. Воейковым). Начало работы над «Светланой» относится ещё к 1808 году, текст окончен в1812 году. В известном двухтомнике, а также в сборнике избранных сочинений (все под редакцией А. Д. Алфёрова) издания Товарищества И. Д. Сытина (Москва, 1902 год) баллада отнесена к сочинениям 1811 года. В основе сюжета — баллада«Ленора»Готфрида Бюргера(к этому сюжету Жуковский обращался трижды: до «Светланы» он перелагал «Ленору» в балладе «Людмила», а впоследствии, в 1831-м, перевёл более точно под авторским названием), но умыкание невесты мертвецом представлено как дурной сон девушки и у баллады счастливый конец.

3.Что такое сон?

СОН

Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

-То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сны — будоражат лучшие умы человечества  тысячи лет. Сны – до сих пор не может объяснить наука. А многие считают, что сны могут показывать наше будущее, и даже самое далёкое. Конечно, многие ученые хотят объяснить природу снов, но многое остается за гранью познания.

В первый момент погружения в сон человек перестает реагировать на внешние раздражители. Попробуйте в это время негромко задать ему вопрос. Ответа чаще всего не получите. Для его пробуждения нужно повысить голос. Попытка разбудить спящего, прикасаясь к нему, не всегда помогает. Не всегда может разбудить спящего и свет. Та­кая пониженная реакция заснувшего человека объясня­ется ослаблением восприимчивости его органов чувств: слуха, зрения, осязания.

Сон эзотерика рассматривает как кратковременнный переход в другой мир.

 Засыпая в физическом существовании, мы каждую ночь переживаем мини смерть. Так мы уже имеет небольшой опыт смерти. Большинство людей не знает, что это за состояние — сон, что происходит во время сна и зачем он нам нужен вообще. Каждый раз, уснув, мы покидаем физическое тело и уходим в мир тонкий, соответствующий наработанному астральному телу.

Этот выход необходим для физического существования, потому что так мы получаем большой запас энергии, так как энергии из продуктов, воздуха  не достаточно для жизнедеятельности. Если человека лишить сна, его физическое тело не сможет жить. Все происходит на бессознательном уровне.

Волнующие человека на Земле обстоятельства и мысли, вполне могут иметь продолжение во сне. Если человек во сне выходит в ментальный план, то идет еще большая энергетическая подпитка. Соответственно ему нужно меньше времени на сон.

Индийское древнее учение утверждает, что более высоко развитый человек снов не видит, поскольку ментальный и физический мир не соприкасаются. Те люди, которые помнят свои сновидения, могут понять в каких подпланах астрального мира они подпитываются энергией.

4.Сонники.

-Сонник Юнга

Всего в опросе приняло участие: 44 респондента

В балладе «Светлана» нам удалось  обнаружить ряд символов, которые мы и попробуем растолковать с помощью сонников.

 (текст сна Светланы)

Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом.

                       Толкование по соннику:

Символ

 Миллера

Ванги

Нострадамуса

Ворота

предвестие тревожных новостей. Видеть закрытые ворота означает, что Вы не сможете преодолеть возникшие трудности.Пытаться пройти через ворота или открыть их означает, что Ваши труды потерпят неудачу.

Неудача, невезение

неприемлемая,  неразрешимая ситуация, помогать враг.

Санки

плохой конец какого-то любовного приключения и размолвку с близким другом. Если Вы катаетесь во сне на санях — значит, в дальнейшем примете на себя необдуманные обязательства.

К быстро пролетающей молодости

Кони

Если Вам снятся лошади, запряженные в экипажи, то это сулит препятствия на пути к счастью.

Лошади девушке — к скорой помолвке

Несчастье, неудача

Вьюга (повторяется несколько раз)

К экстренному спешному поручению

К перемене в делах

прояснение отношений с любимым человеком. Женщине, увидевшей такой сон, может поступить предложение руки и сердца

Степь

грозит утратами и печалью одиночества, это знак беды и печали.

ты находишься в растерянности по поводу того, что предпринять в дальнейшем.

Будет сделана тщетная попытка убежать от себя и своих неприятностей.

Луна

этот сон означает неблагоприятную любовную связь, домашние неприятности и разочарование в делах.

таинственный и загадочный знак, не предвещающий ничего хорошего

сильно тосковать, безысходность

Храм

ждите разочарований в событиях, которые Вы так долго ожидали

Вам придется принять участие в похоронах. Это также предвещает туманные перспективы и долгое ожидание лучших времен

храм, приснившийся женщине, предвещает ей бескорыстную любовь.

Дверь, открытие двери (повторяется неоднократно)

означает возможные трудности в приведении в порядок

Единственная дверь, в которую Вы входите в своих снах — дверь дома Вашего детства — сулит Вам в будущем счастье и окружение родственных душ.

указывает на желание уйти от неприятной ситуации

Множество людей

Суматоха, непонимание

Спешка, неопределенность

Непонятная, сложная или запутанная ситуация, в которой вы окажетесь в ближайшем будущем

Свет

символизирует успех, в ближайшее время Вы будете  неприятно поражены

знак незначительного успеха на пути к поставленной цели

Предвещает сильное огорчение отсутствия результатов в предпринятом вами деле

Гроб

тяжелые утраты и ранний уход дорогого родственника

присутствие страшного, ни с чем несравнимого зла, которое вы перебороли или переборете

перемену состояния

Поп

предостерегает Вас от чьего-то порабощения

предвещает болезнь

Превосходство, преобладание, доминирование супер-эго в поведении человека или идеализация сильно негативного супер-эго

Ворон

печальные события

печальный вестник, возвещающий своим криком и даже самим появлением о несчастьях и бедах.

символ алчности, одиночества

Одиночество

это свидетельство непрочности, печали, плохих новостей

Непрочность союза молодоженов, некрепкие отношения

настроиться на внутренний разговор с собой

Темнота

состояние покорной бездеятельности

Бессилие

надвигающаяся угрожающая ситуация

Вьюга

Дверь

                        Повторение

Свеча

Встреча с теми, кого давно не видел, по кому скучал

Выход из сложной и запутанной ситуации

дорога в церковь/из церкви

Икона

Ваша вера спасет вас если вы не предадите ее в последствии, ведет к чему-то хорошему, доброму

единственным Вашим спасением в трудное время будет вера

для разрешения конфликта вам необходима сверхъестественная сила

Пустое жилище

Придется приложить много усилий, чтобы решить проблему

невезение буквально на каждом шагу

преждевременную радость

Слезы, плач

Радость, утешение

К испытанию вашего терпения

Ваши печали и горести тронут окружающих

Молитва

к Вам приближается неудача, и предотвратить ее Вы сможете лишь ценой огромных усилий

Сохранение сил, целеустремленность

в скором времени вы почувствуете облегчение

Крест

Вы будете переносить свои неприятности с должной стойкостью

Побуждает Вас к благотворительности, заботе о других

предсказывает, что вы будете соблюдать скромность и доброжелательность в поведении, чем завоюете любовь других и вызовете благосклонность судьбы

    Вьюга, длившаяся на протяжении всего времени, до этого момента исчезает

Голубь

значит в Вашей семье будет царить мир, и возможно, что вскоре в ней появятся новые члены

Означает успех в делах сердечных, дружеские отношения, мир и покой в твоем доме

означает, что Вам можно не опасаться недоразумений, или же вскоре Вы получите известия от далекого друга.

Результатом нашего исследования стало следующее толкование:

Светлана испытывает трудности, которые пока не может исправить

 Мы видим, что, действительно, сон Светланы предвещает добро, и финал баллады подтверждает это: героиня встречается со своим долгожданным возлюбленным.

Таким образом, произведение В.А. Жуковского приобретает общий позитивный настрой, совершенно отличный от настроя  зарубежных баллад, в которых герои зачастую погибают сами или теряют своих близких. Наша гипотеза подтвердилась.

Практическое применение представленного материала.

Данное исследование можно применить в следующих сферах:

Элективный курс по литературе «Теория и практика написания сочинений различных жанров»

Литературный кружок.

Иллюстративный материал при изучении творчества В. А. Жуковского (подготовка к сочинению)

Скачано с www.znanio.ru

Доклад. Актуальность. Люди всегда будут тянуться ко всему романтичному и таинственному

28c4e89426d4328a23df872cd44dee14dd.jpg

Русская балладная традиция была создана

75f3bebf6961c2a596f2c09c242e3d24c7.jpg

Особое место среди произведений

Что такое сон? СОН — Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания

Сонник Фрэйда -Сонник Юноны -Сонник

В балладе «Светлана» нам удалось обнаружить ряд символов, которые мы и попробуем растолковать с помощью сонников

Хижинка под снегом. Кони борзые быстрей,

Толкование по соннику:

Вам придется принять участие в похоронах

Одиночество это свидетельство непрочности, печали, плохих новостей

Результатом нашего исследования стало следующее толкование:

Скачать файл

Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Предлагаем к разбору краткий анализ «Светлана» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переделанные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встает вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

Тема

В центре повествования баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

Жанр

При определении жанровой принадлежности произведение Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.

Особую лиричность и напевность балладе придем размер стихотворения – хорей. Подобный эффект звучания еще больше усиливается перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности. Так, автор использует метафоры мертвое молчанье», «свет-судья лукавый»), эпитеты милый», «статный», «тайный»), сравнения мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день»), олицетворения тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок»), гиперболы тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами»).

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано произведение В. А. Жуковского «Светлана»?</h3>

    • <label>1810 г.</label>
    • <label>1812 г.</label>
    • <label>1814 г.</label>
    • <label>1815 г.</label>

(новая вкладка)

Баллада Жуковского В«СветланаВ»(1812) также восходит сюжетом к В«ЛенореВ». Близок сюжет – но разная развязка. Гадание и сон – центральные эпизоды В«СветланыВ»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,В 

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

И на фоне этого мирного крещенского вечера (и вместе с тем такого В«фольклорногоВ») с его непременным обычаем – гаданием (типичная В«бытоваяВ» сцена) появляется героиня – молчаливая и грустная. Словесные лейтмотивы (печальна, молчалива, грустна) выражают эмоциональный тон баллады (луна, В«тускло светитсяВ», жених В«бледен и унылыйВ» да и ворон каркает: В«Печаль!В»). Жуковский стремится показать национально-русский женский тип, образец преданной любви и верности суженому (В«Как могу, подружки, петь? // Милый друг далекоВ»), покорности судьбе (В«Тайный мрак грядущих дней, // Что сулишь душе моей, // Радость иль кручину?В»), образ удивительно поэтический. Светлана – героиня идеальная, близкая героиням русского сентиментализма.

Жуковский переносит действие в реальный повседневный быт, и в этом проявляется отказ от сверхъестественности В«ЛюдмилыВ» – все объясняется простым сном. Все ужасы – это лишь мрачное сновиденье, утром героиня в привычной и мирной обстановке, и ее ожидает любящий жених:

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах

Те ж приятны взоры…

Действие баллады как будто повторяется дважды: ужасный В«грозный сонВ» (стук – жених – туман – кони – церковь) и радостное пробуждение (туман – колокольчик – настоящий жених – кони – церковь). Жуковский стремится передать национальный колорит: избушка (В«хижина под снегомВ», гаданье, тесовые ворота, поп с дьяконом, с дьячками, икона и В«приметыВ» русской зимы – метель и вьюга). Снег валить хлопьями, сани (резвые кони и В«звонкий колокольчикВ»). В национально-бытовом колорите В«СветланыВ» много стилизации, все как будто идеализируется: В«Свечка трепетным огнем // Чуть лиет сияньеВ», девушки В«за ворота башмачок, сняв с ноги, бросалиВ».

Ритуально-фольклорный характер имеет и диалог в начале баллады и финал с пением В«многие летаВ»: В«Что, подруженька, с тобой?В» Ответ Светланы – своеобразный вариант русской народной песни об уехавшем милом (В«милый друг далекоВ», В«иль не вспомнишь обо мне…»).

Песенный стиль, мотивы народного фольклора (В«красен светВ», В«темна дальВ», В«борзы кониВ», В«вещее сердцеВ»), сентиментальный тон (В«ах, а им лишь красен светВ»), эпизод с белым голубком, который защищает героиню от страшного хозяина хижины, поэтично переплетаются в балладе Жуковского. Эмоциональная выразительность баллады достигается быстрой сменой радостных и светлых мотивов с грустными и печальными. Мирная картина гаданья – печаль Светланы – мрачный сон – радостное пробуждение. В«Темно в зеркалеВ», В«черный гробВ», В«черный вранВ», кони бегут в В«темну дальВ», и в эту мрачную картину проникают более светлые тона: В«гроб накрыт белою запонойВ», появляется В«белоснежный голубь с светлыми глазамиВ». Столь же изменчива и мелодика речи: вопросы, восклицания, параллелизмы и т.п.:

В«Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

…

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

В«СветланаВ» – самая оптимистическая баллада Жуковского – все кошмары и ужасы героини теряют свою таинственность – это не вмешательство потусторонних сил, а лишь сон (правда, В«прорицатель мукиВ»); видения вызваны душевными переживаниями героини, ожидающей жениха. Светлана верит в любовь, не ропщет на судьбу. Сравним два отрывка:

В«ЛюдмилаВ»:

Что взирать на небеса?

Что молить неумолимых?

Возвращу ль невозвратимых…

В«СветланаВ»:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

Светлана обретает счастье. Подобную счастливую любовь мы встречаем только в В«русскихВ» (по сюжету) балладах Жуковского (за исключением В«ЛюдмилыВ»). Оптимистический тон, национальный колорит – все привлекло внимание современников к этой балладе и ее автору, певцу В«СветланыВ». Пушкин не раз брал из В«СветланыВ» эпиграфы – V глава В«Евгения ОнегинаВ» (да и сам сравнивал Татьяну со Светланой), В«МетельВ».

В 

в–  В Читать полный текст баллады В.А. Жуковского В«СветланаВ»

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/svetlana-zhukovskij/
  • https://znanio.ru/media/proekt_tolkovanie_sna_svetlany_ballada_va_zhukovskogo_svetlana-286498-1
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/svetlana.html
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4239-ballada__svetlana__analiz.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт