Преувеличение в литературе: делаем из мухи слона

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

» alt=»»>

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Главное слишком не увлекаться. Иначе вашу неудачную гиперболу, могут принять за обычную ложь.

«>

Прочитала статью и поняла, что я любитель всё преувеличивать или преуменьшать. Ведь из гипербол возникают и ложные слухи, даже сплетни. Пусть гипербола останется в литературе, а из нашей устной речи уйдёт, особенно с упоминанием слов «смерть», «испугался», «задушить»…

Слово «гипер­бо­ла» по сво­е­му про­ис­хож­де­нию  гре­че­ское (hyperbole  «пре­уве­ли­че­ние»). Начальная часть  гипер- явля­ет­ся при­став­кой во мно­гих сло­вах и пере­во­дит­ся как «сверх», «над», «выше нор­мы», напри­мер:

гипер­то­ния, гипер­тро­фия, гиперемия.

Одним из средств уси­ле­ния эмоционально-оценочного и рас­ши­ре­ния смыс­ло­во­го диа­па­зо­на сло­ва, уве­ли­че­ния опо­сред­ствен­но­го отра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи явля­ют­ся худо­же­ствен­ные тропы:

эпи­те­ты, мета­фо­ры, мето­ни­мия, синек­до­ха, лито­та, иро­ния, пери­фра­за, алле­го­рия и, нако­нец, гипербола.

В линг­ви­сти­ке сло­вом «гипер­бо­ла» назы­ва­ют чрез­мер­ное пре­уве­ли­че­ние каких-либо качеств или свойств, явле­ний, про­цес­сов с целью созда­ния ярко­го и впе­чат­ля­ю­ще­го обра­за, например:

  • реки кро­ви;
  • веч­но опаздываете;
  • горы тру­пов;
  • сто лет не виделись;
  • напу­гать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • мил­ли­он извинений;
  • море поспев­шей пшеницы;
  • целую веч­ность жду;
  • весь день простояла;
  • хоть залей­ся;
  • дом за тыся­чу километров;
  • посто­ян­но опаздывает.

Giperbola.jpg

Гипербола часто встре­ча­ет­ся в уст­ном народ­ном твор­че­стве, напри­мер, в были­нах: Илья Муромец берёт в руки «шалы­гу желез­ную, да кото­ра была весу ров­но сто пудов», Да куда ни мах­нёт, ули­ца падёт,А назад отмах­нёт — переулицы…

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре писа­те­ли при­ме­ня­ют гипер­бо­лу с целью уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти,  созда­ния образ­ной харак­те­ри­сти­ки героя, ярко­го и инди­ви­ду­аль­но­го пред­став­ле­ния о нём. С помо­щью гипер­бо­лы  выяв­ля­ет­ся автор­ское отно­ше­ние к пер­со­на­жу, созда­ёт­ся общее впе­чат­ле­ние от высказывания.

И сос­на до звезд доста­ёт. (О. Мандельштам)

Во сне двор­ник сде­лал­ся тяже­лым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)

Быть может, качеств ваших тьму, любу­ясь ими, вы при­да­ли ему; не гре­шен он ни в чём, вы во сто раз греш­нее. (А.С. Грибоедов)

Редкая пти­ца доле­тит до сере­ди­ны Днепра. (Н.В. Гоголь)

Порядочный чело­век от вас за три­де­вять земель убе­жать готов. (Ф.Достоевский)

Миллион тер­за­ний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Намеренное пре­уве­ли­че­ние с целью созда­ния гро­тес­ка исполь­зу­ет Н.В. Гоголь в пове­сти «Как поссо­ри­лись Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»- шаро­ва­ры шири­ной в Черное море.

К гипер­бо­ле часто при­бе­гал В.В. Маяковский:

Намозолив от пяти­лет­не­го сиде­ния тазы, креп­кие, как умы­валь­ни­ки.

Любовь мою, как апо­стол во вре­мя оно, по тыся­че тысяч раз­не­су дорог.

Скачать ста­тью: Оцените статью:

tropy_figury_rechi.jpgЛитературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

Оглавление:

В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Это интересно: Метафора примеры в литературе.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

  • Богатырский сон на 12 дён.
  • На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
  • От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.»

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Гиперболы в монологах героев гоголевского»Ревизора“:

  • Осип — «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • » Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца»

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

«Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.»

С. Есенин

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,»

«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

Иногда при объяснении в любви:

«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Это надо знать! Что такое анафора в литературе?

Литота и её значение

Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Авторы пользуются литотой так же часто, как и гиперболой.

«Единица — вздор, единица-ноль, голос единицы тоньше писка.» (В. Маяковский.)

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием сравнение в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Интересно знать: Понятие синекдоха.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Гипербола (в риторике) — это стилистический приём, способ описания чего-либо с явным преувеличением, при котором кто-то или что-то представляется больше, лучше, ярче (и т. д.), чем в реальности. Например: 100 лет не виделись, горы трупов.

Слово гипербола пришло в русский язык из польского (hiperbola). Которое, в свою очередь, пришло из латинского (hyperbola — преувеличение) от греческого (ὑπερβολή) — буквально означает «бросок за пределы» (hyper — за предел, bole — бросок).

Примеры гиперболы в речи и литературе

Примеры в обиходе

Мы часто используем гиперболы в разговоре. Например:

  • миллион извинений;
  • реки крови;
  • горы трупов;
  • ждать целую вечность;
  • море слёз;
  • сто раз повторял(а);
  • напугать до смерти.

Примеры из литературы

Но и писатели любят использовать этот приём преувеличения в своих литературных произведениях. Например:

Примеры гипербол в английском языке

“It was so cold, I saw polar bears wearing hats and jackets” (“Было так холодно: я видел белых медведей в шапках и куртках”);

“We’re so poor we don’t have two cents to rub together” (“Мы так бедны, что у нас нет и двух центов, чтобы потереть вместе”);

“His brain is the size of a pea” (“У него мозг размером с горошину”).

Разница между преувеличением и гиперболой

Преувеличение — это когда человек выходит за грани. Например, когда один человек ждёт другого на протяжении 15 минут и, дождавшись, он ему говорит: «Я тебя жду уже целый час!».

Гипербола же — это совершенно нереалистичное преувеличение. В нашем примере фраза была бы «Я тебя жду уже целый год!».

Тропы

Гипербола считается тропом. Троп — это выразительный оборот речи, в котором автор использует слово/выражение в переносном значении либо сопоставляет предметы и явления, которые каким-то образом переплетаются между собой по смыслу.

Главные виды тропов, которые существуют в русском языке:

  • аллегория (иносказание, выражение абстрактных идей конкретными);
  • гипербола (явное преувеличение);
  • дисфемизм (замена одного слова другим, более вульгарным);
  • ирония (скрытая тонкая насмешка);
  • каламбур (шутка с игрой разных значений одного слова либо словами, схожими по звучанию);
  • литота (сильное преуменьшение либо двойное отрицание);
  • метафора (переносное значение, сравнение и перенос с одного предмета на другой);
  • метонимия (переименование одного слова другим; существует логическая связь замены);
  • оксюморон (постановка слов противоположного значения бок о бок, создавая парадокс);
  • олицетворение (одушевление, сравнение чего-то неодушевлённого с живым);
  • перифраз (иносказание);
  • сарказм (негативная ирония);
  • синекдоха (узкое понятие заменяется более широким или наоборот);
  • сравнение (сравниваются два предмета, часто присутствуют союзы «как», «будто» и другие);
  • эвфемизм (замена социально непристойных/неудобных слов на более мягкие);
  • эпитет (прилагательное, наречие, причастие или глагол, которые выразительно описывают что-то).

Смотрите подробнее про Метафору и Эпитет.

Литота

Противоположностью гиперболе (в литературе) является литота.

Литота (от греч. litotes — простота) — это:

  • сильное преуменьшение или смягчение каких-то свойств предмета/явления (например: капля в море; тише воды, ниже травы);
  • двойное отрицание или отрицание признака, которое не характерно предмету/явлению (например: неплохой).

Эвфемизм

Эвфемизм (от греч. euphemeo — «говорю вежливо», eu — «хорошо» + phemi — «говорю») — это слово, словосочетание или выражение, которое используется для замены социально неудобных или неприемлемых слов/выражений. Например:

  • попудрить носик (сходить в туалет);
  • места лишения свободы (тюрьма);
  • отойти в лучший мир (умереть).

Узнайте больше про Средства выразительности, Литоту, Антитезу и Гиперболу в математике.

Гипербола в литературе —>

Понятие гипербола

Пришло в наш лексикон из греческого языка. В переводе это означает преувеличение.

Этот прием используется не только в литературе, но и в повседневной речи. Нередко нам приходиться слышать, или употреблять самим, такие фразы, как “Сто лет не виделись” или “Напугал до смерти”.

Это и есть использование гиперболизации в устной речи. Если понимать эти выражения дословно, то они кажутся лишенными всякого смысла, абсурдными, тем не менее мы легко считываем их посыл.

В художественной литературе этот прием используется много столетий. Его цель состоит в усилении эмоционального эффекта от мысли или ситуации.

Художественные преувеличения встречаются в русских былинах: “Взял Илья Муромец палицу весом сто пудов”) и в “Слове о полку Игореве” (“Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать”).

Позднее, примеры гиперболы можно найти в творчестве любого заметного автора – от Н. Гоголя до В. Маяковского и современных нам писателей.

Признаки гиперболы

Самая главная цель — это оказать эмоциональное воздействие.

В литературе это важный прием выразительности речи. Все мы помним гоголевское выражение: «Редкая птица долетит о середины Днепра».

Гипербола помогает обрисовать характер героя. Тот же Базаров описан как противник искусства и любитель науки. Образ явно гиперболичный. За это Тургенева критиковали, но писатель мнения не поменял.

Широко применяется в комедиях.

В сатире гипербола помогает сравнивать героев: «великаны и лилипуты» в «Путешествии Гулливера»

Гиперболы в творчестве Салтыкова-Щедрина

Этот писатель поистине мастер гипербол. В своей сказке «Как мужик двух генералов прокормил Щедрин много раз обыгрывает этот прием. Вначале генералы оказываются на необитаемом острове. Потом находят на нем мужика. А, когда мужик их кормит, привязывают его к дереву, чтобы не убег. Тут, конечно, злая сатира на покорный русский народ. Писатель от гиперболы даже переходит к гротеску.

Гипербола в рекламе

Еще одной сферой в которой широко используется этот прием является реклама. Каждый день мы видим слоганы описывающие качества того или иного товара, целиком построенные на гиперболизации (“Самые низкие цены”, “Самый широкий выбор” и пр.).

Получается, что примеры гиперболы встречаются нам ежедневно – в беседе и переписке с друзьями, на экране телевизора и в интернете, на страницах любимых произведений.

Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/giperbola-chto-ehto-takoe-primery-giperbol-literature.html
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-giperbola.html
  • https://obrazovanie.guru/literatura/giperbola-primery-hudozhestvennogo-preuvelicheniya.html
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/giperbola-v-ritorike/
  • https://simvolistika.ru/giperbola-v-literature/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт