«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского

Литература.

Н.В. Гоголь. «Ревизор».

Городничий. Цитатная характеристика.

гор.jpg

Цитаты.  Комментарий.

Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.

…Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью…»

 (Н. В. Гоголь, «Замечания для господ актеров»)

Чин городничего: примерно коллежский асессор или выше (не указано в пьесе

«…Тридцать лет живу на службе…»
«…Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор…»(Знаменитая фраза городничего, начинающая пьесу).
«…нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено…(Городничий).
«…Во‑первых, городничий – глуп, как сивый мерин…» ( Хлестакова в письме к товарищу) 

«…как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!..» (городничий о себе)

«…Ах, какой чурбан в самом деле!..» (жена о городничем)

(Городничий— человек недалёкого ума).

Недобросовестное отношение городничего к служебным обязанностям. В городе нет порядка. 

«На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!..»

«…вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…»

( Слова городничего).

 

Городничий плохо контролирует деятельность чиновников города, поэтому во всех заведениях беспорядки:
  • В учебных заведениях (Хлопов): «…А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием…»
  • В суде (Ляпкин-Тяпкин): «…Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…»

«…Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник…»

  • Сам городничий постоянно нарушает законы: он берет в солдаты тех, кому не положено идти в армию: «…Да мужу‑то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь‑то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый…»
Занимается казнокрадством. Он разворовал деньги на строительство церкви. 

Приказывает объяснят ревизору, что церковь была построена, но сгорела: «…Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто‑нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась…»

Жалобы купцов на городничего Хлестакову- «ревизору». 

Один из купцов. Да всё от городничего здешнего. Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» Ей-Богу! Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало — ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят.

…Ей-ей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать — это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»

Городничий пользуется своим служебным положением, у купцов берёт всё, что ему нужно).

Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый. …Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; «

Унтер-офицерша. Высек, батюшка!

 Хлестаков. Как?

 Унтер-офицерша. По ошибке, отец мой! Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схватил меня. Да так отрапортовали: два дни сидеть не могла. …А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья неча отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились.

На городничего жалуются «ревизору» за беззаконие.

Городничий.  « …Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь же я задам перцу всем этим охотникам подавать просьбы и доносы.

…А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов. Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь Бог послал городничему, — что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все все!

Городничий мечтает о повышении по службе, о том, как отомстит всем, кто жаловался на него.

Городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо.

Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… Воротить, воротить его! (Машет рукою.)

Городничий в ужасе, в отчаянии от того, что принял Хлестакова за ревизора, его едкая оценка окружающих.

Городничий(бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернатор! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…

Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) ….Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор!

«…Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!..»

Слова городничего как обвинение автора чиновничеству России, для которого характерны все  черты этого градоначальниука.

Общий вывод.

  • Городничий служит уже почти 30 лет, дойдя до данной должности практически с низов.
  • Безответственно относится к своим обязанностям, казнокрад, пользуется своим служебным положением в корыстных целях. Во всём пытается извлечь выгоду. В городе – запустение, ничего не делается для его улучшения.
  • Взяточник , не скрывает этого. Уверен, что все вокруг такие, все не без «грехов». Хотя внешне он пытается вести себя благочестиво, каждое воскресенье ходит в церковь.
  • Не наказывает чиновников за их бездействие, беспорядки, творящиеся в подведомственных учреждениях, так как сам такой же.
  • Ревизора хочет умилостивить взятками, хорошим приёмом, внешне прикрыв все недостатки.
  • Лживость – одна из черт городничего. Каких только проверяющих он не обманывал! Поэтому так взбешён, что такая «пустышка», как Хлестаков, сумел обмануть его.
  • Это эгоистичный, хитрый, высокомерный, властолюбивый человек, пользующийся своим положением в корыстных целях.

Таким образом, образ городничего – это сатира на власть имущих, на чиновничество России, на тех,  кто по долгу службы обязан следить за порядком, соблюдать закон, думать о благосостоянии народа и страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Скачать:

Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы. О нем спорят во все столетия. Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души.

Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.

Внешность героя

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности. Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды. О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:

Контраст внешности и одежды удивителен. Вещи поражают мешковатостью, грязью и бедностью. Обычный прохожий посчитал бы его одежду лохмотьями и постеснялся бы выйти в ней на улицу, но Родион спокоен и уверен в себе. Как одет Родион:

Одежда – становится причиной нелюдимости, от юноши просто хочется отодвинуться, отойти в сторону.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

Автор выделяет особенные черты героя, объясняет, почему он является главным персонажем сюжета романа. Какие черты характера можно считать положительными у человека, пришедшего к преступлению:

  • Ум и образованность. Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.
  • <ороший сын и брат. Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.
  • <ладение литературным талантом. Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.
  • <мелость. Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

  • <резмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.
  • <щеславие. Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Добавить в избранное<

p>Родион Раскольников – молодой человек, студент, живущий в Санкт-Петербурге вдали от матери и сестры. Обучение он не может окончить из-за тяжелого материального положения. Описание его душевного состояния занимает в романе центральное место. Не зря писатель Федор Достоевский начинает описывать Раскольникова не с внешних его черт, а именно рисуя душевный портрет:

<

p>”Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься”

<

p>Родион красив и привлекателен для девушек. Однако он погружен в себя.

<

p>”Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался…”

<

p>”Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… крикнул ему вдруг, проезжая: “Эй ты, немецкий шляпник!” – и заорал во все горло, указывая на него рукой, – молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская. но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…”

<

p>Убив из-за денег старуху-процентщицу, Родион Раскольников переживает сильнейший стресс, но не по причине страшных воспоминаний или угрызений совести. Раскольников боится наказания. Он иногда готов даже покаяться и признаться в убийстве, но через минуту дико боится, что его кто-нибудь “раскусит”:

<

p>”Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладеть с собой. Он старался прицепиться к чему-нибудь и о чем-нибудь думать, о совершенно постороннем, но это совсем не удавалось….Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. …”

<

p>Со временем Раскольников не выдерживает и находит человека, которому может исповедоваться в своем грехе, облегчить душу, выговориться – Соню Мармеладову. Перед тем, как сказать ей это, он чувствует сильное волнение:

<

p>”Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже “ни мгновения нельзя было терять более”.

<

p>Увидев безграничную любовь Сони к нему даже после признания, Раскольников ощущает в себе вновь человека, достойного тепла от других:

<

p>”Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах…”

<

p>В любовь Сони Раскольников не верит очень долго. Не верит он, и что достоин какой-либо любви и лучшей жизни сам:

<

p>”Ну вот, ты плачешь и опять меня обнимаешь, – ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: “страдай и ты, мне легче будет!” И можешь ты любить такого подлеца?… Я потому и пришел, что зол…. трус и… подлец!”

<

p>Хотя Родиону удалось скрыться от следствия, он сам приходит в полицию и признается в убийстве. Раскольников сам сознательно выбирает искупить свою вину на каторге, понести заслуженное наказание.

<

p>”Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности…”

<

p>На каторге Раскольников держится гордо, “уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему…”.Каторжные не полюбили Раскольникова, один даже готов был его убить. Сам Родион тоже чуждается всех. Его раскаяние теперь кажется ему самому глупой игрой.

<

p>”Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя!

Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред “бессмыслицей” какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..”

<

p>Свет в окошке неожиданно проливается на этого человека в финале романа вместе со взаимным чувством к Соне Мармеладовой, что поехала заботиться о нем на каторге.

<

p>”Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…”

Цитатная характеристика Раскольникова из “Преступления и наказания”« Александр Сергеевич Пушкин – Детство и ЛицейПортрет моей подруги (сочинение-описание) »Содержание:

Семья Родиона Раскольникова

Родион Раскольников — юноша небогатого происхождения. У него есть мать и сестра. Мама — Пульхерия Александровна, осталась вдовой, ей 43 года. Пульхерия Александровна выглядит опрятно, хоть и одета бедно. Мама не работает, но получает пенсию как вдова и отправляет большую часть денег своему сыну в Петербург. Рис. 1. Родион Раскольников. И. С. Глазунов</figcaption>Дуня — младшая сестра Раскольникова. Работает гувернанткой у богатых людей, чтобы помогать маме и брату. Авдотья Романовна (Дуня) красивая и умная девушка, у нее хорошие отношения с братом. Ради него Дуня готова была выйти замуж за Лужина, которого не любила. Отношения в семье Раскольниковых трепетные и теплые. После смерти отца, который был учителем, они еще больше сблизились и помогали друг другу.

Внешность Родиона Раскольникова

Родиону Раскольникову 23 года. Герой был статной внешности: высокий рост, темные глаза, стройный и с красивыми черными волосами. Однако при своей очень красивой внешности он крайне плохо одевался. Персонажи романа часто упоминают, что Родион был одет в лохмотья. У него было только одно летнее пальто, в которое он одевался и в зимнее время. Он одевал высокую шляпу, которая была без полей и совершенно не подходила герою. Родион приехал в Петербург несколько лет назад учиться. Он был студентом юридического факультета, но из-за денежных проблем бросил учебу. Жил герой в маленькой комнатке, которая своим видом полностью подходила к описанию внешности персонажа: бедная, маленькая каморка, где все направлено на то, чтобы стать меланхоликом и замкнутым человеком. Рис. 2. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов</figcaption>

Характер Родиона Раскольникова

Раскольников — интересная личность, он очень образованный и начитанный молодой человек. Еще будучи студентом, он давал частные уроки, которые приносили ему неплохой доход. Уроки он перестал давать, когда понял, что хочет больших денег здесь и сейчас, и не хочет работать за копейки. Главный герой чересчур гордый и необщительный, свою замкнутость превратил в образ жизни.Некоторые герои романа думали, что Родион смотрит на них свысока, считая их недостойными его общения. Разумихин, друг Родиона, говорит о противоречивом характере: с одной стороны неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой — добрый и великодушный юноша. Родион любит высказывать собственное мнение и отстаивать его. Нищета сильно повлияла на главного героя — он стал замкнутым, нелюдимым, старался избегать большого количества людей. Родион не обзавелся друзьями. Жизнь в университете была только для учебы, он усиленно занимался и не принимал нигде участия, если это не касалось учебы. Рис. 3. Родион Раскольников в своей каморке. И.С. Глазунов</figcaption>

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Раскольников считает себя умным, даже великим человеком, сравнивая себя с Наполеоном. Отсутствие денег повлияло на его видение жизни, ему было легче совершить безнравственный поступок, чем пойти на работу.Основная идея и мысль в голове Родиона: “тварь я дрожащая или право имеющая”.Он ошибочно думает, что люди делятся только на два типа:

  • особенных, которые достигают всего в этом мире;
  • обычных, которые плывут по течению и ничего не представляют собой, и эти люди для Раскольникова — пустое место.

Родион решает убить старуху ради больших денег. Он смотрит только в безоблачное будущее, которое его ждет после убийства.

Важно! Ему не кажется, что он совершает преступление. Герой считает, что он избавляет общество от паразита.

План не удается, вместе со старухой он убивает и ее сестру Елизавету. Жизнь Родиона Раскольникова разделилась на две части — до преступления и после. Он не может потратить награбленное, ему не позволяет совесть. Юноша закрывается в себе, семья Раскольникова и друг Дмитрий Разумихин пытаются помочь ему, но они не знают, в чем причина. Открывается правда о преступлении только молодой девушке Соне Мармеладовой. Рис. 4. Двор Раскольникова. И.С. Глазунов</figcaption>

Раскольников и Соня Мармеладова в романе “Преступление и наказание”

Соня Мармеладова для Раскольникова образец чистоты и искренности, она живет по совести и в единении с собой. Герою удивительно наблюдать за ней — как может жить человек счастливо, который продает себя и при этом живет в нищете. Ему непонятна эта любовь к окружающим, и он не принимает любовь Сони к себе, считая себя недостойным таких чувств.Наказание к Раскольникову приходит именно в лице Сони. Девушка убеждает его сознаться в содеянном. Долгие мучительные вечера, угрызения совести почти сводят с ума преступника. Он становится психологически неустойчивым, ему все сложнее отводить от себя подозрение следователя Порфирия Порфирьевича. И все же главный герой романа “Преступление и наказание” принимает решение сдаться.Родиона Раскольникова отправляют на каторгу, и только после 7 лет работ, он принимает себя и свое преступление. Вера к богу и любовь к Соне Мармеладовой помогли ему осознать свои ошибки.Федор Михайлович Достоевский уже в названии предостерегает нас, что после преступления всегда идет наказание. Автор глубоко анализирует поведение главного героя, показывая нам, что нельзя себя ставить выше Бога и всех людей.Чтобы лучше понять этот образ Раскольникова, предлагаем посмотреть видео с нарезкой экранизированных наиболее значимых моментов из романа “Преступление и наказание”.

Еще материалы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

  • “Преступление и наказание” — краткое содержание романа Ф.М. Достоевского

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Теория Раскольникова — суть, причины появления, крах

  • Родион Раскольников и Соня Мармеладова — история взаимоотношений

  • Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

  • Двойники Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

  • Дуня Раскольникова — характеристика героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тест для закрепления материала

  1. 1Кто был по профессии погибший отец Раскольникова?
    • <label>Учитель</label>
    • <label>Кузнец</label>
    • <label>Не работал</label>

    Вопрос 1 из 5

  2. 2На каком факультете учился Родион Раскольников?
    • <label>На философском</label>
    • <label>На юридическом</label>
    • <label>На инженерном</label>

    Вопрос 2 из 5

  3. 3Охарактеризуйте внешний вид Родиона Раскольникова.
    • <label>Был одет с иголочки</label>
    • <label>Ходил в лохмотьях</label>
    • <label>Одевался скромно, но красиво</label>

    Вопрос 3 из 5

  4. 4Кто был кумиром Родиона Раскольникова?
    • <label>Петр I</label>
    • <label>Александр Невский</label>
    • <label>Наполеон</label>

    Вопрос 4 из 5

  5. 5Кто уговорил Раскольникова сознаться в убийстве проценты?
    • <label>Соня Мармеладова</label>
    • <label>Дуня Раскольникова</label>
    • <label>Порфирий Порфирьевич</label>

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Меню статьи:

Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.

Родион Раскольников: анализ и характеристика персонажа Федора Достоевского

Факты о герое

В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:

  1. Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
  2. Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
  3. От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
  4. Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
  5. Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
  6. Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».

Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского

Внешние черты Раскольникова

Характер и внутренний мир Раскольникова

Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение. Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности. Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.

Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность. Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты. Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.

Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство. Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню. Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.

Идейная борьба Раскольникова

В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею. Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».

Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.

prestuplenie-i-nakazanie.-1.jpg

О преступлении и наказании

Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое. Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость. Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.

Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.

Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.

Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека. Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок. Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.

Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.

Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми. Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление. Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.

При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию. Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания. Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.

Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова

К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.

Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия  Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»

Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.

Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела. Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым. Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.

Dostoevskij-kniga-Prestuplenie-i-nakazanie..jpg

Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих. Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной». Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.

Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона. Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже. Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.

Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.

Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.

Prestuplenie-i-nakazanie-Fedor-Dostoevskij-1.jpg

Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.

В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.

Используемые источники:

  • http://literatura-ege.ru/литература-цитаты-ф-м-достоевский-п/
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1556-harakteristika-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/citatnaya-xarakteristika-raskolnikova-iz-prestupleniya-i-nakazaniya/
  • https://nauka.club/literatura/obraz-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт