Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Содержание:

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности. Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.

Рассматривать текст стоит, помня, что искусство прошлого столетия представляло собой своеобразный творческий эксперимент. Любой автор пытался найти что-то свое, быть непохожим на других. Касается это не только литературы, но и живописи, музыки.

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения. При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Чередуя пассивные и активные образы, символист создает собственный мир, в котором живет Творчество.

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

  1. Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
  2. Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
  3. Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
  4. Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Жанр текста — программное стихотворение, которое значимо не только для анализа творческого пути Брюсова, но и для понимания поэзии символизма в целом.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения. Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

  1. Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
  2. Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук). Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете. Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
  3. Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образы Первая Вторая Третья Четвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена Руки, чертят звуки Прозрачные киоски, лазоревая луна Вся строфа (за исключением третьей строки)

Сложная образная система, использование алогичных элементов, сочетание зрительных и слуховых компонентов помогают поэту описать вдохновение.

Смена лирических героев

Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:

  1. Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
  2. Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.

Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Анализ стихотворения «Творчество» (В.Я. Брюсов) невозможен без понимания внутреннего мира автора, знакомства с его биографией. А жизнь Брюсова была интересной и разнообразной, что неудивительно для человека с таким не дюжим талантом. Ведь Брюсов – это не только автор несколько странных и далеко не каждому понятных символистских стихотворений, но он был еще и прозаиком, драматургом, переводчиком. Брюсов активно участвовал в издании альманахов и журналов, был редактором нескольких отделов Большой советской энциклопедии. Все это говорит о том, что перед нами разносторонне развитая, творческая, увлекающаяся личность писателя. Но и все это не поможет читателю легко понять его стихотворение «Творчество», ведь при первом его прочтении не удивительно впечатление об авторе, как о душевнобольном человеке.

«Творчество» было написано Брюсовым в 1895 году, когда он учился в университете. А молодого поэта оказало большое влияние творчество французских символистов. И уже его первые произведения, созданные совсем юным писателем, были написаны в духе символизма. А это значит, что добираться до сути стихотворения читателю придется через разгадки и скрупулезную расшифровку множества символов и образов.

Но вот название стихотворения говорит само за себя, и читатель настраивается на поиск основной мысли в строках из большой и разнообразной темы поэта и поэзии. У каждого поэта она своя. У раннего Брюсова процесс творчества, на мой взгляд, кажется чем-то потусторонним, парящим над головой художника. Как будто сами рождаются слова в его потоке мыслей. И именно из этого складывается идея стихотворения о том, что искусство невозможно постичь полностью и до конца никому, даже художнику, а процесс творения сложен и порой непонятен простому обывателю. Поэтому, наверное, и анализ стихотворения не может быть легким.

«Творчество» написано четырехстопным хореем, который, как, пожалуй, больше ни в одном другом стихотворении, так активно не принимает участия в создании общего настроения загадки и тайны произведения. Необычна и композиция стихотворения. Мало того что для читателя нет в нем привычного деления на темы, ее особенность в том, что строка одного четверостишия повторяется в следующей строфе. С помощью этого создается ощущение загадочной обстановки, образы то приближаются, становясь более четкими, то отдаляются, практически исчезая из поля зрения.

В итоге же все стихотворение, каждая его строчка, каждое слово и звук подчиняются единому смыслу – рождению поэтического произведения. Но автор передает нам этот процесс без лирического героя, а с помощью бесконечных образов и символов, как будто только позволяя лишь слегка коснуться его внутреннего мира.

Всмотримся повнимательнее в символы брюсовского «Творчества». Что же может увидеть читатель?

А читателя с первых строк встречает образ «тени несозданных созданий». Скорее всего, так автор передает нам состояние своей души вначале пути создания произведения. Он и сам еще не до конца представляет себе, во что в результате сложатся его строки, какие еще образы появятся в них. Сейчас есть только их тени, наметки, контуры, которые и служат толчком, музой.

Тень эта даже не появляется, а «колыхается» в легком движении, колеблется. У нее пока нет четкой траектории и оформленного смысла. Здесь же читатель видит и символ сна, излюбленный в среде символистов. Сон – это мечта. Во сне поэт может оторваться от грубой реальности. И именно там, в его мечтах, среди теней и образов, зарождается творчество.

Образ теней автор сравнивает с не менее странным образом «лопастей латаний». Но на самом деле латании – это пальмы, а их листья представляются огромными лопастями, которые видит автор в своем сне. Они колыхаются на стене, создавая тем самым загадочные узоры, оживающие в темноте.

Но вот во второй строфе возникает вполне уже реальный образ рук на той же эмалевой стене:

Фиолетовые руки

На эмалевой стене…

Эти строки можно понимать двояко. Так загадочные и экзотические пальмовые листья-лопасти постепенно начинают напоминать уже человеческие руки. Таким образом Брюсов проводит тонкую грань между миром мечты и реальностью, типичными для всех символистов. Именно в полумраке в состоянии дремоты способны пересекаться два противоположных конфликтующих мира.

Во второй строфе цвета и звуки сливаются воедино. Так руки «фиолетовые» от ночного света, а тишина «звонко-звучная» потому, что ночью звуки засыпают, и только в мыслях автора звучит поэзия. А может быть, это тишина настолько глухая, что еще не позволяет родиться на свет звукам и указывает нам на то, что здесь правят образы.

В третьей строфе снова встречает читатель образ обывательский и даже несколько сниженный – это образ киосков:

И прозрачные киоски…

Но наверное, каждому из нас нужно перевоплотиться и начать чувствовать так же, как автор стихотворения, чтобы увидеть киоски на месте беседок в ночном саду. И снова в этом можно заметить двоение миров. И все-таки темнота и тишина ночи проглатывают мир реальный, погружая нас все глубже в мир поэзии, таинственный и безграничный. Иначе как тогда можно объяснить появление и смешение образов киосков, вырастающих «при лазоревой луне»? Автор сравнивает их с блестками, совершенно непохожими на те образы киосков, которые мы привыкли видеть в мире земном. Вот и получается, что даже вполне бытовые предметы обретают загадочные черты. В этих же строках нельзя не заметить, как расширяется пространство стихотворения. Границы расширяются, творчеству становится тесно «на эмалевой стене», и оно стремится дальше.

В четвертой строфе все отчетливее проявляют себя звуки, становятся разнообразнее:

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Они все такие же неопределенные и нечеткие. Звуки здесь похожи на тени, потому что так же хаотично и полусонно передвигаются в пространстве. Они бесшумно реют над землей и «ластятся» к автору. Этот глагол намекает читателям о существовании лирического героя в стихотворении, делая его создателем, творцом своего поэтического мира, в котором даже звуки подчиняются его воле.

Обращает на себя внимание и эпитет «месяц обнаженный». Я думаю, что в воображаемом мире писателя у образов нет причин скрываться за обманчивыми одеждами. Перед ним открыты все возможности поэзии. Только мастеру доступно видеть это.

Последняя строфа – это итог стихотворения, торжество поэта-демиурга, собравшего вокруг себя звуки и тени, время и пространство. Теперь все с трепетом готово подчиняться ему, а тайны раскрыты:

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне…

Так, читатель может почувствовать весь спектр эмоций поэта при создании стихотворения. Легкая тень намека на произведение вырастает к концу стихотворения в целое победоносное торжество поэта. Здесь процесс творчества у Брюсова похож на взятие крепости.

 Самым ярким средством художественной выразительности в стихотворении можно назвать цветопись и звукопись. Умело передает автор с помощью цвета и звука свое настроение и атмосферу тайны. Так стихотворение окрашено в фиолетовый, лазоревый, блестящий цвета, добавляя мистическую нотку строкам. Необычно и звуковое наполнение произведение. С одной стороны, автора окружает звенящая тишина, с другой, к концу стихотворения пространство заполняется разными звуками. Вот только читателю не понятно, какие это звуки, но, вероятно, красивые, как музыка поэзии.

Есть в стихотворении и эпитеты, делающие его более эмоциональным: «несозданные создания», «фиолетовые руки», «в звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски», «лазоревой луне», «месяц обнаженный». Некоторые из них больше похожи на оксюморон. Так «несозданные создания» и «звонко-звучная тишина» кажутся противоречивыми, но на самом деле только усиливают очертания созданного Брюсовым воображаемого мира.

Метафоры «колыхаются во сне», «руки… чертят звуки», а также сравнения «словно лопасти латаний», «словно блестки» и олицетворения «руки чертят», «киоски… вырастают», «звуки реют… ластятся», «тайны ластятся» создают ощущение ирреальности происходящего. Но эта ирреальность проникает в наш обычный мир при помощи поэзии – проводника между двумя мирами.

Для каждого поэта творчество – это особый мир. Так, для Пастернака рождение стихов – это всегда стихийно, как порыв ветра. Для Мандельштама писать – стихи – значит, долго и упорно работать, доводя каждую строку до совершенства, оттачивая каждый звук. Для Брюсова, кажется, каждый стих проживает целую жизнь, чтобы появиться на свет.

Возможно, не каждый читатель сможет оценить творчество Брюсова, ведь для этого нужно не просто понять, а и пережить все чувства автора. Но уже если это получится, то уже будет просто невозможно не полюбить этого поэта за его удивительно прекрасные образы, которые он дарит нам.

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Брюсов В. Я.

Это стихотворение написано 1 марта 1895 года. Произведение, практически от начала до конца пронизано трепетным ожиданием. С первой до последней строфы автор раскрывает нам тайны процесса создания художественного произведения. Стихотворение состоит из трех частей. Первая строфа – вступление, в которой творец улавливает что-то, невидимое простым смертным. Его подхватывает поток вдохновения, и со второй по четвертую строфу мы углубляемся в одно из самых замечательных в мире деяний – в творение чего-то возвышенного.  Художник, окрыленный порывом сердца, способен увидеть звук:

Но, как ни странно, самого творца мы не видим, он служит проводником. Все создается природой, окружающим миром. Задача творца – передать это настроение, состояние мира. Но его роль — одна из самых важных. Только благодаря его рукам все вокруг приобретает другой цвет, рождается заново в новом обличии:

Последняя строфа показывает нам, что только самому художнику его творение открывается полностью, только он способен понять все тайны своих произведений. Всем окружающим остаётся только с трепетом любоваться содеянным, зачастую даже не имея способности проникнуться хотя бы поверхностно.

В первой строфе, как ключевые слова можем обозначить «несозданных созданий», «во сне», «лопасти латаний»,  «на эмалевой стене». Во второй – эти образы получают воплощения: «руки», «полусонно чертят звуки». В третьей: «И прозрачные киоски», «Вырастают словно блестки». В четвертой за основу можно взять всю строфу без третьей строки.

В «Творчестве» Брюсова мы видим, как лирический герой ведет повествование с первой по третью строфу, ведя речь от третьего лица. Это  можно объяснить тем, что художник в процессе творчества не может объективно описать или оценить свои действия. Он создал этот маленький мир с отголосками  души самого творца. Позиция автора здесь поделена на две части, каждая из которых самобытна, обособленна. Наблюдатель восхищен художником, но не понимает его до конца. Художник вначале испытывает легкое недовольство окружающим миром, который и переделывает в своем произведении. Затем он испытывает восторг и гордость за свое творение. По стихотворному размеру – это хорей. Рифма, в основном, точная, перекрестная мужская и женская. Множество повторов помогают сосредоточиться на идее стихотворения, которая заключается в том, что процесс творчества сам по себе потрясающ, вызывает восторг и доставляет наслаждение не столько читателю, слушателю, сколько самому автору, творцу.

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Брюсов В.Я.
  • Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

41724.jpg

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».

41732.jpg

Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.

Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?

41729.jpg

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/tvorchestvo.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-tvorchestvo-v-ya-bryusov.html
  • https://litera.su/learner/all-works/brusov-v-y/analysis-poem-creation
  • https://rustih.ru/valerij-bryusov-tvorchestvo/
  • https://fb.ru/article/61412/podrobnyiy-analiz-stihotvoreniya-bryusova-tvorchestvo

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт