Образ и характеристика Кабанихи в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, портрет в цитатах

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-kabanov-kabaniha.jpg

Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.Смотрите: Краткое содержание пьесы «Гроза»Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона — Катерина, главная героиня пьесы. Кабаниха — лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и «читать морали» своим детям. Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах

Кабаниха — грозная женщина:

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…» 

«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)

Кабаниха — строгая, «крутая» женщина:

«…(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» 

«…(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала…» 

«…Маменька-то у вас больно крута…»

Кабаниха — жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха — лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»

«…А теперь поедом ест, проходу не дает…» (Кабаниха обижает сына Тихона)

«…Мать на нее нападает…» (о Кабанихе и Катерине)  

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:

«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…» 

«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

«…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…»

Кабаниха любит читать наставления:

«…Нашла место наставления читать…»

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

«…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..» 

«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» 

«…Ничего-то не знают, никакого порядка…»

Кабаниха — подруга и кума купца Дикого:

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»

«… в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <…>Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать…»(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.) Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

Drama-Ostrovskogo-Groza.jpg

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой города Калинова в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушится, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Скачать:

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…». Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…». К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Добавить в избранное

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист — протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой — муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Критики о представителях темного царства

Критик А. Пальховский считает, что целью пьесы является изображение «страшного семейного деспотизма», господствующего в быту неразвитых купцов, и убийственного невежества основной массы жителей города Калинова. И эта цель мастерски достигнута автором. Перед читателями в живых образах предстают во всей красе результаты того и другого: от потери воли и характера до самоубийства.

Е.Н. Эндельсон видел огромную заслугу драматурга в том, что он не только показал неизбежность гибели протестующей героини, которая полюбилась читателю, но и время новых, живых сил, которые проснулись в народе и которые олицетворяет Катерина, они не хотят мириться с существующим положением. П. И. Мельников-Печерский писал, что если другие пьесы Островского показывали темное царство безвыходной ситуацией, из которой невозможно найти выход, то «Гроза» дает возможность услышать протест против самодурства и невежества.

Последний звучит из уст Кулигина, протест образования, который проник уже в самые глубины купеческого домостроя. Н. А. Добролюбов увидел в сильном и решительном характере Катерины шаг вперед во всей русской литературе. По его мнению, самым сильным протестом является тот, что идет из души слабой и терпеливой. Катерина не разрушительница, наоборот, это любящая и созидающая натура, во всем поступающая благородно и осмысленно. Катерина живет по влечению сердца, не рассуждая логически:

  1. Она будет делать все, чтобы сохранить мир и спокойствие вокруг себя и получить желаемое по людским правилам.
  2. Но если это невозможно, то она будет готова идти до конца, и ничто ее не остановит. Катерина выбрала именно такой выход для себя, и другого в той обстановке от нее требовать было нельзя.

Великий критик видит в данном ее поступке протест против нравственности Кабанихи, «протест, доведенный до конца». А. М. Скабичевский, анализируя произведение писателя, поспешил отметить его богатейший язык, сравнимый только с языком Пушкина и Крылова. По его мнению, Островский, раскрыв трагическую судьбу главной героини, силами своего таланта предопределил всю гибельность домостроевских идеалов и принципов.

Люди задыхаются в душном мире показного благочестия, с одной стороны, и самодурства — с другой. Разночинец часовщик Кулигин, выражая мнение автора, произносит собственный суд над окружающей его жизнью, в которой он видит самодурство одних и бесправие других.

Гениальное прозрение Островского

По мнению исследователей, идея написать пьесу «Гроза» появилась во время путешествия по Волге, по маленьким городам, что находились на ее берегу. Примерно это было в 1859 году. Есть предположения, что в одном из городков была семья, где молодая женщина, не выдержав придирок свекрови, бросилась в реку и погибла. Скорее всего, подобные случаи происходили часто в купеческих семьях.

Профессор Лия Бушковец, долгое время преподававшая литературу в школе, знала, что дети не в восторге от «Грозы» и предположила, что попала она в школьную программу по недоразумению. Судя по стремлению советской школы к морали и нравственности, пьесу просто не прочитали, иначе включили бы другую.

В XIX веке приличные люди не водили дочерей на премьеры пьесы из-за безнравственных взаимоотношений Катерины с Борисом, ее страсти и эротических снов. Кстати, некоторые критики, в частности, Скабичевский, из этой ситуации создавали лазейку для оправдания ее свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Поэтому многие опытные учителя, изучая пьесу, делают ставку на образ Кабанихи, который по сей день живет среди нас и творит свои страшные дела.

Появившись в городе Калинове, где мировоззрение жителей определяет некая странница Феклуша, эти «устроители морали» пережили века и продолжают отравлять жизнь окружающим.

Если мир, по словам странницы, рушится, то его надо спасать, и Кабаниха решает этим заняться с помощью «железного занавеса». Она считает, что человек от природы плох, поэтому должен жить в страхе. В понимании Островского, жизнь — это постоянная борьба живого и мертвого. Вначале явление рождается и находит для себя нужную форму. Когда оно умирает, то остается только мертвая форма. Есть такие люди, как Кабаниха.

Характеристика Марфы Игнатьевны

Мир «темного царства» представлен в пьесе двумя персонажами: Диким и Кабанихой. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая вдова купца, следит за порядком в хозяйстве и торговле, во всем соблюдает старинные обычаи и традиции. Все зовут ее Кабанихой, что полностью соответствует ее внешности и характеру. Это женщина преклонного возраста с грубыми чертами лица. Она постоянно ворчит, всеми недовольна. Страдают от этого в первую очередь члены семьи: сына Тихона «поедом съела», невестку каждый день жизни учит, контролирует поведение дочери Варвары.

Согласно старым обычаям, жена обязана бояться мужа, слушаться во всем и не возражать. Отношение Кабанихи к Катерине и Тихону нельзя назвать уважительным:

  1. «Ничего не знают, никакого порядка», — говорит она сама с собой.
  2. Катерину попрекает тем, что та, отправляя мужа в дорогу, не воет, как положено, а значит, не любит.
  3. Тихона упрекает за то, что он излишне мягок с женой, непочтительно относится к матери.

Женщина до фанатизма религиозна: все время вспоминает Бога, в ее доме часто останавливаются странницы. Но это не более чем лицемерие: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — говорит Кулигин. Забыв о вере, в финале пьесы она советует сыну за ее грех закопать живую, чтобы дольше помучалась. Своим жестким характером она испортила сына, сделав его безвольным.

Он по-своему любит жену, в нем есть совесть и доброта, но весь трагизм в том, что он даже не знает, как проявить свою любовь, которая подавлялась в семье с детства.

Она даже не может допустить его до коммерции, все делает сама и в то же время упрекает его в том, что ему нельзя поручить серьезное дело, хотя сама причастна к его инфантильности. Варвара по натуре добрая и веселая девушка, но под гнетом матери вынуждена обманывать и изворачиваться, то есть приспосабливаться к жизни калиновцев. В конце пьесы дети все же проявляют свой характер, и каждый по-своему выражает свой протест: Варвара сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в гибели жены.

Образ в цитатах

Если для Катерины старая женщина — это символ заботы и понимания, и она с почтением относится к свекрови, то Кабаниха ласкова только с бродяжкой Феклушей, а с домашними она обращается грубо и властно: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит!». Тихон называет мать грозой: «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Она не дает даже проститься Тихону с женой, когда он хочет видеть ее мертвую: «Вытащат — взглянешь».

Она держит всех в страхе: «Тебя не станет бояться, меня — и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». Что касается особенностей речи Кабанихи, то она у нее грубая и содержит одни повелительные предложения: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»; «Что ж стоишь, приказывай жене-то!». Для сравнительной характеристики речь персонажа, обращенного к ней: «Я, кажется, маменька, без вашей воли ни на шаг»; «Вы меня уж заездили здесь совсем, не чаю, как вырваться».

Кабанова требует к себе уважения: «Ты не осуждай постарше себя, они больше твоего знают». Когда Катерина хочет проститься с мужем и бросается ему на шею, свекровь обижается, что сын не к ней вначале подошел: «Проститься-то путем не умеют, так вот старина-то и выводится». Она может повторять: «Ох ты, господи, прости меня» и тут же злобно закричать на сына с невесткой: «Я давно вижу, что вам воли хочется!». Ее благочестие — только маска, а под ней ненависть, ханжество и притворство.

Островский описание подробного портрета Кабановой не дает, но представить ее внешность несложно: даже самое красивое лицо может до неузнаваемости обезобразить злобный взгляд, нахмуренные брови и бранная речь.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-harakteristika-kabaniha-groza.html
  • https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/groza-kabanova.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1598-harakteristika-kabanihi-groza.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/kabaniha-harakteristika-obraza.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-kabanikhi-iz-pesy-groza.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт