Образ, характер и характеристика Кабанихи по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

История персонажа

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

ostrovski.jpg
Писатель Александр Островский

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»

kabanikha.jpg
Марфа Кабаниха

Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – Екатерине. Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.

Катерина

Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.

Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.

Варвара Массалитинова в роли Кабанихи

В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

Интересные факты

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.
Семья Кабанихи
  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».

«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».

«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.Смотрите: Краткое содержание пьесы «Гроза»Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона — Катерина, главная героиня пьесы. Кабаниха — лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и «читать морали» своим детям. Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах

Кабаниха — грозная женщина:

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…» 

«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)

Кабаниха — строгая, «крутая» женщина:

«…(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» 

«…(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала…» 

«…Маменька-то у вас больно крута…»

Кабаниха — жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха — лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»

«…А теперь поедом ест, проходу не дает…» (Кабаниха обижает сына Тихона)

«…Мать на нее нападает…» (о Кабанихе и Катерине)  

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:

«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…» 

«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

«…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…»

Кабаниха любит читать наставления:

«…Нашла место наставления читать…»

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

«…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..» 

«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» 

«…Ничего-то не знают, никакого порядка…»

Кабаниха — подруга и кума купца Дикого:

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»

«… в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <…>Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать…»(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.) Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Скачать:

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…». Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…». К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Добавить в избранноеСодержание:

Критики о представителях темного царства

Критик А. Пальховский считает, что целью пьесы является изображение «страшного семейного деспотизма», господствующего в быту неразвитых купцов, и убийственного невежества основной массы жителей города Калинова. И эта цель мастерски достигнута автором. Перед читателями в живых образах предстают во всей красе результаты того и другого: от потери воли и характера до самоубийства.

Е.Н. Эндельсон видел огромную заслугу драматурга в том, что он не только показал неизбежность гибели протестующей героини, которая полюбилась читателю, но и время новых, живых сил, которые проснулись в народе и которые олицетворяет Катерина, они не хотят мириться с существующим положением. П. И. Мельников-Печерский писал, что если другие пьесы Островского показывали темное царство безвыходной ситуацией, из которой невозможно найти выход, то «Гроза» дает возможность услышать протест против самодурства и невежества.

Последний звучит из уст Кулигина, протест образования, который проник уже в самые глубины купеческого домостроя. Н. А. Добролюбов увидел в сильном и решительном характере Катерины шаг вперед во всей русской литературе. По его мнению, самым сильным протестом является тот, что идет из души слабой и терпеливой. Катерина не разрушительница, наоборот, это любящая и созидающая натура, во всем поступающая благородно и осмысленно. Катерина живет по влечению сердца, не рассуждая логически:

  1. Она будет делать все, чтобы сохранить мир и спокойствие вокруг себя и получить желаемое по людским правилам.
  2. Но если это невозможно, то она будет готова идти до конца, и ничто ее не остановит. Катерина выбрала именно такой выход для себя, и другого в той обстановке от нее требовать было нельзя.

Великий критик видит в данном ее поступке протест против нравственности Кабанихи, «протест, доведенный до конца». А. М. Скабичевский, анализируя произведение писателя, поспешил отметить его богатейший язык, сравнимый только с языком Пушкина и Крылова. По его мнению, Островский, раскрыв трагическую судьбу главной героини, силами своего таланта предопределил всю гибельность домостроевских идеалов и принципов.

Люди задыхаются в душном мире показного благочестия, с одной стороны, и самодурства — с другой. Разночинец часовщик Кулигин, выражая мнение автора, произносит собственный суд над окружающей его жизнью, в которой он видит самодурство одних и бесправие других.

Гениальное прозрение Островского

По мнению исследователей, идея написать пьесу «Гроза» появилась во время путешествия по Волге, по маленьким городам, что находились на ее берегу. Примерно это было в 1859 году. Есть предположения, что в одном из городков была семья, где молодая женщина, не выдержав придирок свекрови, бросилась в реку и погибла. Скорее всего, подобные случаи происходили часто в купеческих семьях.

Профессор Лия Бушковец, долгое время преподававшая литературу в школе, знала, что дети не в восторге от «Грозы» и предположила, что попала она в школьную программу по недоразумению. Судя по стремлению советской школы к морали и нравственности, пьесу просто не прочитали, иначе включили бы другую.

В XIX веке приличные люди не водили дочерей на премьеры пьесы из-за безнравственных взаимоотношений Катерины с Борисом, ее страсти и эротических снов. Кстати, некоторые критики, в частности, Скабичевский, из этой ситуации создавали лазейку для оправдания ее свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Поэтому многие опытные учителя, изучая пьесу, делают ставку на образ Кабанихи, который по сей день живет среди нас и творит свои страшные дела.

Появившись в городе Калинове, где мировоззрение жителей определяет некая странница Феклуша, эти «устроители морали» пережили века и продолжают отравлять жизнь окружающим.

Если мир, по словам странницы, рушится, то его надо спасать, и Кабаниха решает этим заняться с помощью «железного занавеса». Она считает, что человек от природы плох, поэтому должен жить в страхе. В понимании Островского, жизнь — это постоянная борьба живого и мертвого. Вначале явление рождается и находит для себя нужную форму. Когда оно умирает, то остается только мертвая форма. Есть такие люди, как Кабаниха.

Характеристика Марфы Игнатьевны

Мир «темного царства» представлен в пьесе двумя персонажами: Диким и Кабанихой. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая вдова купца, следит за порядком в хозяйстве и торговле, во всем соблюдает старинные обычаи и традиции. Все зовут ее Кабанихой, что полностью соответствует ее внешности и характеру. Это женщина преклонного возраста с грубыми чертами лица. Она постоянно ворчит, всеми недовольна. Страдают от этого в первую очередь члены семьи: сына Тихона «поедом съела», невестку каждый день жизни учит, контролирует поведение дочери Варвары.

Согласно старым обычаям, жена обязана бояться мужа, слушаться во всем и не возражать. Отношение Кабанихи к Катерине и Тихону нельзя назвать уважительным:

  1. «Ничего не знают, никакого порядка», — говорит она сама с собой.
  2. Катерину попрекает тем, что та, отправляя мужа в дорогу, не воет, как положено, а значит, не любит.
  3. Тихона упрекает за то, что он излишне мягок с женой, непочтительно относится к матери.

Женщина до фанатизма религиозна: все время вспоминает Бога, в ее доме часто останавливаются странницы. Но это не более чем лицемерие: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — говорит Кулигин. Забыв о вере, в финале пьесы она советует сыну за ее грех закопать живую, чтобы дольше помучалась. Своим жестким характером она испортила сына, сделав его безвольным.

Он по-своему любит жену, в нем есть совесть и доброта, но весь трагизм в том, что он даже не знает, как проявить свою любовь, которая подавлялась в семье с детства.

Она даже не может допустить его до коммерции, все делает сама и в то же время упрекает его в том, что ему нельзя поручить серьезное дело, хотя сама причастна к его инфантильности. Варвара по натуре добрая и веселая девушка, но под гнетом матери вынуждена обманывать и изворачиваться, то есть приспосабливаться к жизни калиновцев. В конце пьесы дети все же проявляют свой характер, и каждый по-своему выражает свой протест: Варвара сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в гибели жены.

Образ в цитатах

Если для Катерины старая женщина — это символ заботы и понимания, и она с почтением относится к свекрови, то Кабаниха ласкова только с бродяжкой Феклушей, а с домашними она обращается грубо и властно: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит!». Тихон называет мать грозой: «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Она не дает даже проститься Тихону с женой, когда он хочет видеть ее мертвую: «Вытащат — взглянешь».

Она держит всех в страхе: «Тебя не станет бояться, меня — и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». Что касается особенностей речи Кабанихи, то она у нее грубая и содержит одни повелительные предложения: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»; «Что ж стоишь, приказывай жене-то!». Для сравнительной характеристики речь персонажа, обращенного к ней: «Я, кажется, маменька, без вашей воли ни на шаг»; «Вы меня уж заездили здесь совсем, не чаю, как вырваться».

Кабанова требует к себе уважения: «Ты не осуждай постарше себя, они больше твоего знают». Когда Катерина хочет проститься с мужем и бросается ему на шею, свекровь обижается, что сын не к ней вначале подошел: «Проститься-то путем не умеют, так вот старина-то и выводится». Она может повторять: «Ох ты, господи, прости меня» и тут же злобно закричать на сына с невесткой: «Я давно вижу, что вам воли хочется!». Ее благочестие — только маска, а под ней ненависть, ханжество и притворство.

Островский описание подробного портрета Кабановой не дает, но представить ее внешность несложно: даже самое красивое лицо может до неузнаваемости обезобразить злобный взгляд, нахмуренные брови и бранная речь.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского “Гроза”, богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы.

В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением.

Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью.

Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома.

Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны.

На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях.

Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела.

И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери.

В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения.

Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением “жестоких нравов”. Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного “закона”, христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно.

Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

Образ, характер и характеристика Кабанихи по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« ТрагедияВ каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей »Используемые источники:

  • https://24smi.org/person/5457-kabanikha.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-harakteristika-kabaniha-groza.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1598-harakteristika-kabanihi-groza.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-kabanikhi-iz-pesy-groza.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/obraz-xarakter-i-xarakteristika-kabanixi-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт