Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.
В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.
Пушкинский «Пророк» описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.
Лермонтов был свидетелем крушения пушкинских идеалов. Даже трагическая смерть великого поэта не затронула людские сердца. Сам Лермонтов постоянно подвергался насмешкам за свои горячие искренние мысли. Его «Пророк» — разочаровавшийся романтик, символизирующий судьбу самого поэта.
Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.
Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.
В стихотворении «Пророк» Лермонтов использовал библейский сюжет из Книги пророка Иеремии. Этим он замаскировал подлинный гражданский смысл произведения. Основная мысль поэта – творец обречен на одиночество. Он не сможет скрывать в себе истину, а попытается рассказать о ней людям, которые еще не готовы к пониманию. Идеи творца опережают время и раскрывают тайны будущего. Неизбежный результат – смерть, изгнание или добровольный отказ от общественной жизни. Жребий определил двум величайшим русским поэтам первый вариант.
С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Перед последним отъездом на Кавказ Федор Одоевский подарил Михаилу Юрьевичу Лермонтову записную книжку.
В ней он сделал такую приписку из посланий апостола Павла:
Эта книжка стала историческим памятником литературы. Именно в ней были записаны последние стихотворения. В их числе:
- «Выхожу один я на дорогу»,
- «Спор»,
- «Они любили друг друга»,
- «Утес».
В этой же книжке был записан и «Пророк». По произведениям в этой книжке можно проследить, как Лермонтов страдал от одиночества. Он не находил общего языка с людьми, окружавшими его, избегал их общества, чтобы они случайным словом не заставляли его страдать лишний раз, и в то же время страдал от одиночества и непонимания. Зная о приписке Одоевского, можно смело предположить, что стихотворение «Пророк» — это не столько продолжение Пушкинского пророка, сколько ответ Одоевскому на его евангельское высказывание. Стихотворение перекликается с жизнью библейских пророков: Исаии, Иоанна, Елисея, Илии. Пророк Лермонтова – собирательный образ известных посланников Божьих, упомянутых в Библии. Известный философ Владимир Соловьев,считал, что в «Пророке» Лермонтова показан «идеальный образ идеального поэта в его сущностном и высшем призвании». Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках» три года спустя, в 1844 году.
</ul>Используемые источники:
- https://rustih.ru/mixail-lermontov-prorok/
- https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/prorok-lermontov