Краткое содержание “Бородинской битвы 1812 года” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома В«Войны и мираВ». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. В«Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал В«приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: В«Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?В» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: В«Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят… Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотятВ». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: В«удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…В»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: В«Бурдино или как?В» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно В«выражение сознания торжественности наступающей минутыВ», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: В«ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молитьсяВ».

« длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лицеВ», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом В«долго пытался и не мог встать от тяжести и слабостиВ». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: В«За завтрашний день должны… быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые людиВ». Первый среди этих В«ловцов наград и выдвиженийВ» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он В«сумел удержаться при главной квартиреВ», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: В«Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!В» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их – и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: В«Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меняВ».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: В«Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человекВ».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны зависит от В«того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдатеВ». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, В«быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал…В»

26 августа – день Бородинского сражения – глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, В«молнии утреннего светаВ» на штыках войск… Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звукиВ». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, В«никак не думал, что это… было самое важное место в сраженииВ», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на В«батарее РаевскогоВ», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них В«казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сраженияВ». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что В«…теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних силВ».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война – В«противное человеческому разуму и всей человеческой природе событиеВ». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: В«Ложись!В» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и В«вместе с тем помнил о том, что на него смотрятВ». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: В«двести орудий направлены на русских, но… русские все так же стоят…В» Он смел писать, что поле битвы было В«великолепноВ», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время В«желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом… сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановитьВ».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. В«Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали емуВ». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли В«повернутьВ» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного В«маленького человечкаВ». Говоря об этом, Толстой как бы В«предостерегаетВ» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

В 

в–єВ Читайте также:

История создания романа

Художественные особенности романа

Талант Л.Н. Толстого и роман В«Война и мирВ» в оценке критиков

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Война и мирВ» Л.Н. Толстого. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы,.. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».

Герои в Бородинском сражении

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах? По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Выводы

Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.

В моем сочинении на тему «Бородинское сражение в романе «Война и мир» я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л.Н.Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка)Содержание:

Ход Бородинской битвы

Всем русским людям известен этот исторический момент. В школах пишут сочинение на тему Бородинского сражения, детально изучая подробности схватки. Русскую армию возглавил генерал Михаил Кутузов, тогда как французов вёл император Наполеон Бонапарт. Бородинская битва в романе «Война и мир» самая жестокая из всех описанных в книге.

До сих пор идут споры, чья победа. Считается, что сражение выиграл Кутузов, но французы отдают лавры Наполеону, потому что русские войска приняли решение отступить, спустя 12 часов противостояния. В книге Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказан не только ход битвы, но и последующие события.

Основная тактика Кутузова заключалась в отступлении. Главнокомандующий считал, что таким образом неприятель, активно продвигаясь вглубь России, исчерпает свои силы. Кроме того, он надеялся на помощь подкреплений, столь необходимых для окончательной победы над французами.

В сражении при Бородино погибло более 40 русских генералов, был смертельно ранен Багратион. Не сумел избежать этого и Андрей Болконский. В своих мемуарах Наполеон написал, что Московское сражение — самое масштабное в его жизни. Он также признался, что именно здесь получил большой военный опыт.

Детальное описание противостояния в романе Толстого позволяет читателям побывать в ставке французов, переместиться к русским в батарею Раевского или увидеть полк, где служил Болконский.

Сама битва считается кульминацией романа и описывает множество исторических событий.

Кульминация романа «Война и мир»

В книге «Война и мир» Бородинское сражение показано глазами штатского человека Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле, но сердце и душа патриота воспринимают происходящие события. В первую очередь автор хотел показать психологическую составляющую и попытался раскрыть такие вопросы в сценах сражения:

  1. Роль полководцев.
  2. Общее настроение.
  3. Смысл происходящего на войне.
  4. Герои в минуту опасности.
  5. Взгляд Пьера Безухова.

Рассказ начинается с лета 1812 года. В этот период французы двигались по направлению к Бородино и не заметили, что русская армия уже успела укрепиться между Утицей и Бородинским полем.

Бой завязался, когда французские войска обнаружили Шевардинский редут. Наполеону удалось перевести свою армию через реку, тем самым ослабив войска Кутузова. 25 августа всё было тихо, а 26 августа началось сражение. Толстой считал его абсолютно бессмысленным и странным. Но несмотря на это, Наполеон бросил вызов Кутузову, а тот принял его.

Русские войска потеряли редут в Шевардино, который должен был защищать левый фланг. Тогда было принято решение разбить армию на 3 линии:

  1. Пехота.
  2. Кавалерия.
  3. Резерв.

Таким образом, несмотря на все трудности, были существенно ослаблены силы французов. Начиная с 19 и заканчивая 39 главой, Лев Толстой даёт краткий анализ Бородинской битве и рассматривает её роль в жизни своих персонажей, в особенности Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Судьба Пьера Безухова

Эпизод, где Пьера Безухова берут в плен французы, стал отправной точкой для начала его нравственной и духовной трансформации. До войны он ощущал себя совершенно одиноким и ненужным человеком. Зачастую в нём видели только обладателя большого богатства, которое, впрочем, не имело особого значения для их владельца. Но когда началась война, Пьер почувствовал себя частью чего-то большего. Комфортная жизнь, наполненная разными удовольствиями, теперь кажется герою абсолютно абсурдной.

Пьер Безухов старается найти новый смысл жизни, в чём ему помогает обычный крестьянин Платон Каратаев. Лев Толстой описывает момент приближения Безухова к будущему месту битвы. Выехав из Можайска, герой на своём пути встречает разные повозки, заполненные ранеными солдатами. Ощущение тревоги, страха и безнадёжности висит в воздухе. Идущий человек спрашивает у Безухова, здесь ли им помирать или около Москвы. Этим вопросом Толстой демонстрирует чувства, которые охватили героя в тот момент. Ему также становится известно, что на поле сражения сгоняют всех офицеров, солдат и обычных мужиков.

Безухов удивляется лёгкости и безмятежности этих людей. Они не беспокоятся о том, что могут завтра погибнуть, быть покалеченными или раненными. Для них существует только сегодня. Простой народ веселится. Но Безухов также видел, что каждый из собравшихся чувствует важность и торжественность грядущего события.

Битва при Бородино показала, насколько важна вера, единство для российского народа. Офицеры, солдаты и простые мужики, собравшиеся на поле для проведения молебна, не остановились, даже когда прибыл Кутузов со своими генералами.

Смерть Андрея Болконского

Большое количество офицеров, которые принимали участие в сражении, погибли, некоторых взяли в плен или смертельно ранили. Так случилось и с князем Андреем Болконским: ранение оказалось несовместимо с жизнью. Перед началом битвы он пребывает в нехарактерном для себя состоянии, чему и сам удивляется. Болконский ощущает странное беспокойство, которое было несвойственно ему. Перед его глазами пролетают все важные моменты из жизни, но всё же он уверен, что русская армия выиграет битву, чем и делится с Пьером.

Князь видит, как солдаты готовятся умереть, осознавая своё положение. Мужики, попавшие в ополчение, надевают чистые белые рубашки. Для него сражение стало последним этапом духовных поисков. Умирая на руках своей возлюбленной Наташи Ростовой, он думает о тёплой земле и траве. Глава, в которой был ранен Андрей Болконский, не может оставить читателей равнодушными, ведь его смерть была абсолютно бессмысленной.

Он не побежал вперёд, неся знамя, как при Аустерлице, и не был на батарее, как под Шенграбеном, а только ходил по полю, считая собственные шаги, и слушал шум снарядов, где его и настиг один из них. Находившийся в тот момент рядом адъютант упал на землю, крикнув Болконскому: «Ложись!», но он стоял и думал, что не так хотел умереть, и вместе с тем его заботили множество глаз, смотрящих на него. Князь не мог поступить по-другому. Лечь означало попрать своё достоинство и доблесть. Андрей Болконский умер, отстаивая идеалы, которые привил ему отец.

Упоминание в стихотворении «Бородино»

Схватка двух армий переломила ход войны и вызвала живой интерес у разных историков. Поэтому не удивительно, что её описывали в своих произведениях русские классики. Эта тема была затронута в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», которое было написано в 1837 году. В нём автор показывает народ как видимого и главного вершителя истории. Лермонтов с грустью вспоминает об ушедших временах.

Стихотворение начинается с диалога, благодаря чему можно увидеть различие между страной 1812 года и Россией, которую наблюдает писатель, 25 лет спустя. В роли рассказчика выступает обычный солдат, высказывающий своё мнение о потомках. Повествование ведётся от третьего лица, что заметно благодаря использованию просторечных выражений автором в стихе. Также встречаются высокопарные словосочетания, подчёркивающие масштаб битвы и величие народа.

Л. Н. Толстой сумел максимально точно описать в романе «Война и мир» Бородинское сражение, которое произошло 26 августа 1812 года, но трактовал события по-своему. Писатель не придаёт значение роли личности в истории. Исход битвы решили сотни людей. Автор сумел показать весь ужас и трагедию войны для всех её участников, независимо от пола и национальности. Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину: кровопролитие народов всегда остаётся самым грязным делом в прямом и переносном смысле.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Меню статьи:

Эпопея Льва Толстого – это, безусловно, художественное произведение. Однако Лев Толстой использовал многие факты из истории, чтобы построить эту литературную вселенную. Бородинское сражение, война и мир, связь с реальными событиями, прочно вошло в эпопею Толстого. С включением сражения у Москвы-реки в сюжетную канву романа связаны замечания литературных критиков о неточностях, которые допустил автор в отношении изображаемых событий.

Дорогие любители творчества Льва Толстого. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание второй части четвертого тома романа “Война и мир”, описанного по главам.

Бородинское сражение как кульминационная часть романа Льва Толстого

Большую часть тома №3 романа «Война и мир» занимает литературная реконструкция битвы при Бородино. Это около двадцати глав. Литературные критики, читатели одноголосно признают важность Бородинского эпизода для романа: это кульминация, сюжетный центр произведения, точка бифуркации для действующих лиц.

Бородинское сражение – это ситуация и предлог для пересечения путей ключевых персонажей «Войны и мира».

Динамика Бородинской битвы

Русские знают этот исторический эпизод под именем Бородинского сражения, а французы – битвы у Москвы-реки. Это – самое крупное военное столкновение войны 1812 года. Войсками Российской империи командовал генерал Михаил Голенищев-Кутузов, а армию французов возглавлял император Наполеон Бонапарт.

Lev-Tolstoj-Vojna-i-mir..jpg

Бородинская битва – одно из самых кровопролитных сражений этого периода, хотя и длилось оно всего лишь 1 день. Кроме того, это сражение – наиболее кровавое из всех когда-либо происходивших однодневных битв в истории. В российской истории принято считать, что Бородинская битва завершилась победой Кутузова. Французы же приписывают победу Наполеону, потому что российская армия вынуждено отступила после 12 часов сражения.

В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” красной нитью проходит  тема семьи  как центр повествования.  В литературной критике этот роман часто называют гимном семье.

Основная стратегия российских войн – и при командовании Барклая-де-Толли, и при главенствовании Кутузова – заключалась в отступлении. Главнокомандующие надеялись, что противник, активно продвигающий вглубь России, истощит силы. Также россияне ожидали подкреплений, необходимых для успешного противостояния Наполеону.

«Война и мир» описывает битву у Москвы-реки и события, ставшие результатом этой битвы, в двадцати главах. Детализация описания военного столкновения писателем позволяет перемещаться из ставки французов к русским, от батареи Раевского до полка, где воевал Болконский. В этой битве погибло 40 российских генералов, получил смертельное ранение Багратион. От смерти не уберегся и князь Андрей.

Поле Бородино на страницах произведения Толстого

Лев Толстой представляет сражение через призму впечатлений самого далекого от военных событий персонажа – Пьера Безухова. Безухов ничего не понимает в военном деле, воспринимая происходящее исключительно сердцем. Для писателя важно, что герой искренне проявляет чувство патриотизма, остающееся здесь чистым, без примесей солдатчины. Таким образом, автор выбрал для описания Бородино психологическую, а не военно-историческую, точку зрения. По нашему мнению, это оправдывает огрехи, которые писатель мог допустить, учитывая позицию историков войны.

Лев Толстой начинает повествование о Бородино с конца лета 1812 года. В последнюю неделю лета Бонапарт продвигался в направлении Бородино и не увидел, что россияне расположили войска между Утицей и Бородинским полем. Начало битвы ознаменовано случайностью: французская армия случайно раскрыла позицию Шевардинского редута и бой начался.

Наполеон ослабил позиции русских, переведя армию через реку. 25 августа – день молчания и тишины, ну а 26 числа началось непосредственно сражение при Бородино. Лев Толстой считает Бородинскую битву бессмысленной и странной: это касается и значимости столкновения для французов, и смысла Бородино для россиян. Однако Наполеон бросает вызов Кутузову, а российский полководец принимает его.

Lev-Tolstoj-Vojna-i-mir.-1.jpg

Русская армия утратила редут в Шевардино, защищающий левый фланг. В результате, российские войска воюют с войсками Наполеона, численность которых была вдвое больше. Позиция армии Кутузова отличалась открытостью и незащищенностью. Местность поля сражения – плохо укрепленная, невыгодная для русского войска. Между тем, армия Кутузова не только дала бой, поколебала силы Наполеона, но и привела к решительному ослаблению сил французской армии.

Роль Бородинского сражения для духовного совершенствования Пьера Безухова

Пьер попадает в плен к французам, и этот эпизод становится для персонажа точкой нравственной трансформации. Плен для Безухова сыграл в контексте личностного и духовного роста такое же значение, какое имели Аустерлицкое сражение для князя Андрея и Шенграбенская битва для Николая Ростова.

До войны Пьер часто ощущал собственное одиночество. Безухов чувствовал себя лишним, ненужным человеком. Вся его роль заключалась лишь в обладании несметными сокровищами, которые, однако, не имели никакого значения лично для него. Но здесь, во время военных событий, Пьер стал частью чего-то большего – часть народа. Комфорт, удовольствия, удобство жизни отдельного человека, как и сама его жизнь, показались для Пьера абсурдом. Теперь герой пытается вновь изобрести смысл жизни.

В процессе поиска смысла жизни Пьеру помогает простой крестьянин Платон Каратаев. Читатель не слишком много узнает о биографии героя, однако Платон проявляет жизненную мудрость, спокойствие, человечность, которые облегчают переживания безысходности и непредсказуемости войны.

Лев Толстой рисует картину приближения Пьера к будущему месту сражения. Выехав из Можайска, Безухов на пути встретил множество повозок, груженных ранеными людьми. Чувство тревоги, безысходности, отчаяния, безнадежности и страха повисло в воздухе. Встреченный мужичок спрашивал у Безухова, здесь ли им умирать или около Москвы. Вопрос – это демонстрация чувств, охвативших Пьера. Герой также узнал, что на поле сражения сгоняют всех: офицеров, солдат, простых мужиков и крестьян – не разбирая, кто есть кто. Это говорит о том, что врага следует побеждать единой силой, «навалившись» всем народом.

Образ батареи Раевского в романе Толстого

Пьер Безухов, человек невоенный, далекий от тягот и кровавого ужаса битв, оказывается в самом разгаре сражения: Безухов находится среди солдат батареи Раевского, расположенной на кургане. Насыпь располагалась в середине позиции российских войск. Батарея включала 18 орудий, а защита ее была поручена генерал-лейтенанту Раевскому.

Оборона батареи отличалась кровопролитностью, так как французы стремились захватить эту – стратегически важную для русских – позицию. С утра курган атаковали корпуса под командованием пасынка Наполеона – Эжена Богарне. Корпус Раевского передислоцировался для защиты флешей Багратиона. Курган позволял российским войскам перебрасывать корпуса с одной части поля на другую, что было невыгодно французам Поэтому Наполеон стремился разгромить батарею, чтобы разрезать армию русских на две части.

Lev-Tolstoj-Vojna-i-mir-1.jpg

Когда флеши Багратиона пали, Наполеон на какое-то время забыл о планах разгрома батареи Раевского. Однако французы увидели, что положение русских в центре поля стало хуже: Наполеон вновь бросил силы на захват кургана. Падение батареи Раевского, между тем, не поколебало крепкое центральное российских войск. С начала битвы прошло 18 часов, но русские все еще прочно занимали позиции на поле Бородино.

На защите батареи Раевского, согласно описанию Бородинской битвы Львом Толстым, погибли десятки тысяч солдат. Именно сюда были брошены основные силы французской армии: конница, пехота и артиллерия. Пьер Безухов явился на курган в сюртуке и белой шляпе. Солдаты приняли «гостя» с шутками и гостеприимством, забавным в этой ситуации. Безухов держался в стороне, чтобы не быть обузой для настоящих военных. Абсурд положения заключался в том, что выстрели, орудийные залпы не поколебали спокойствия Пьера.

На Бородинском поле случилась одна забавная история, связанная с пленением Безухова. Столкнувшись с французом, Пьер испытал страх, однако герой заметил, что французский солдат чувствует то же самое. Комичность ситуации заключалась в том, что Безухов не понял, кто у кого в плену: то ли Пьер у француза, то ли француз – у Пьера. Враг бежит с батареи: вокруг мертвые и раненые тела. Безухов, созерцая эти ужасающие картины войны, уверен, что после этого враждующие стороны осознают катастрофу и прекратят воевать. Но битва не утихла.

Роль Бородино в жизни Андрея Болконского

Если читатель поинтересуется и откроет карту Бородинского сражения, то увидит, что многие генералы, офицеры пали в этой битве, некоторые были взяты в плен, ранены, в том числе смертельно. Князя Андрея ранили – на этот раз ранение героя оказалось не совместимым с жизнью.

Герой ощущал странное волнение, раздражение, беспокойство и хаотичность мыслей перед битвой. Это состояние было нехарактерно для князя и удивляло Болконского. Любопытно, что перед глазами князя пролетают все значимые события его жизни: любовь, патриотизм, предательства, боль… Но Андрей уверен в положительном для русской армии исходе битвы. Болконский убеждает Пьера, что в любом случае, что бы ни случилось, битва будет выиграна.

Болконский замечает, что солдаты готовятся к смерти, понимая сложность положения: мужики-ополченцы надели белые, чистые рубашки, солдаты капитана Тимохина не пьют водку – как обычно перед сражением. Борис Друбецкой подчеркивает геройство простых мужиков, уверенно идущих на смерть.

Для князя Андрея Бородинское сражение стало последним этапом духовных поисков героя: умирая на руках возлюбленной – Наташи Ростовой, князь теперь думает не о высокой и безответном, холодном, недостижимом небе Аустерлица. В мыслях Андрея – теплая земля и трава, которой, может быть, он скоро станет.

Эпизод с ранением Болконского трогает читателя, ведь смерть князя тревожна своей бессмысленностью. Это не был героический акт, как при Аустерлице, или разгар битвы, как при Шенграбене. Князю Андрею крикнули: «Ложись!». Однако князь – дворянин, ему нельзя было ложиться. Лечь – значило попрать честь, доблесть. Андрей Болконский погиб, отстаивая идеалы, в которых героя воспитал отец. Впрочем, фигура князя Андрея не предполагала оптимистичного финала.

Бородино показало настоящую сущность многих ключевых персонажей «Войны и мира». Например, Безухов наблюдает за духовном нищетой Долохова, который, однако, понимает торжественность, фатальность ситуации и просит у Пьера прощения за прошлые проступки. Князь Андрей снова встречается с Анатолей Курагиным: Дон Жуан, повеса, красавец и ловелас Курагин увел у Болконского невесту. Теперь Анатоль потерял ногу, а значит – красоту. Бородино словно ставит все на места.

Наполеон испытывает волнение, тревогу – состояние, похожее на чувства князя Андрея. Император «не в духе», осознавая, что сражение на поле Бородино окажется решающим для войны 1812 года. Наполеон сомневается в собственных войсках, колеблется. Это состояние заставляет императора изолироваться от солдат, укрыться от огня сражения на Шевардинском кургане, попивая пунш. Лев Толстой считает, что Наполеон – мелочный, равнодушный человек, демонстрирующий гордыню и высокомерие в отношении простых солдат. Французский император равнодушно наблюдает за смертью, за войной: в мыслях Наполеона – власть. Бонапарту не интересны судьбы простолюдинов.

Кутузов выступает в контексте Бородинского сражения фигурой положительной, ведь герой – един с войском, солдатами, участвует в битве рядом с народом, без отрыва от него, не обращая внимания на статус. Кутузова беспокоят жизни солдат, судьбы обычных людей. Главнокомандующий понимает, что единственный способ выиграть войну, а не битву, – это избрать стратегией гамбит. Шахматным ходом Кутузова стало взятие Москвы войсками Наполеона. Однако этим французы подписали себе приговор. Кутузова не интересует власть, признание, одобрение светского окружения. Полководец – мастер, знающий военное дело и исполняющий роль главнокомандующего. Кутузов считает, что успешный исход сражения зависит от чувств, которые испытывает каждый солдат, независимо от ранга.

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/44-_voina_i_mir__ln_tolstogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2408-borodinskoe_srazhenie___kulminaciya_romana.htm
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/borodinskoe-srazhenie-v-romane.html
  • https://nauka.club/literatura/borodinskoe-srazhenie-voyna-i-mir.html
  • https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/borodinskoe-srazhenie-vojna-i-mir.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт