Содержание
Отцы и Дети | |
---|---|
Отцы и Дѣти | |
Жанр | Роман |
Автор | Иван Сергеевич Тургенев |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1860—1861 |
Дата первой публикации | 1862 |
Издательство | Русский вестник |
Предыдущее | Накануне |
Следующее | Дым |
Цитаты в Викицитатнике | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф.Отцы и Дѣти) — роман И. С. Тургенева, написанный в 1860—1861 годах и опубликованный в 1862 году. В обстановке «великих реформ» книга стала сенсацией и привлекла к себе всеобщее внимание, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят как воплощение нового, пореформенного поколения, став примером для подражания молодёжи 1860-х гг. Свойственные Базарову бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения пореформенной интеллигенции[1].
Сюжет
Действия в романе происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***[2]. Аркадий едет с ним.
Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи — Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Анной Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.
Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет снова в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, продолжают поездку.
Базаров живёт некоторое время в Марьино. Нахлынувший порыв страсти Евгения выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.
Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.
Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.
Главные герои
- Евгений Васильевич Базаров — нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нём живёт явный романтик — он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
- Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
- Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича, отставной офицер в возрасте «под пятьдесят», аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблён. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.
- Аркадий Николаевич Кирсанов — 23-летний сын первой жены Николая Петровича — Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
- Василий Иванович Базаров — 62-летний отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
- Арина Власьевна Базарова — мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
- Анна Сергеевна Одинцова — богатая 28-летняя вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
- Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева[3]) — сестра Анны Сергеевны Одинцовой младше её на десять лет, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
Другие герои
- Виктор Ситников — знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
- Авдотья (Евдоксия) Никитична Кукшина — знакомая Ситникова, которая, как и он, является приверженкой вульгарного нигилизма.
- Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Петровича — Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребёнка. На момент повествования ей 23 года. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата, которая напоминает ему Княгиню Р. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
- Дуняша — служанка при Фенечке.
- Пётр — слуга Кирсановых.
- Княгиня Р. (Нелли) — возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
- Матвей Ильич Колязин — чиновник в городе ***.
- Сергей Николаевич Локтев — отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок, после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
- Княжна Авдотья Степановна — тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
- Тимофеич — приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.
Замысел романа
В письме драматургу Константину Случевскому от 14 апреля 1862 года Тургенев разъясняет замысел своего романа:
Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?[4]
Экранизации романа
Эта страница в последний раз была отредактирована 16 декабря 2020 в 10:53.
История создания «Отцов и детей» имеет большое значение для понимания всего произведения. Замысел написания романа, в центре которого лежит конфликт мировоззрений, имеет богатую историю и предысторию.
Время создания
Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.
И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».
Этапы работы
И. С. Тургенев, находясь в Англии, в 1860 году задумывает написать «новую большую повесть». Первоначальный замысел не предусматривал жанр романа, однако впоследствии автор убеждается в его необходимости.
Приехав в Париж, И. С. Тургенев составляет четкий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.
Однако И. С. Тургенев признается, что за границей работа над задуманным произведением идет очень плохо. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман.
Год написания романа – 1861 г. В течение этого времени И. С. Тургенев не только написал свой роман, но и внес в него значительные правки.
После того как писатель заканчивает в конце июля написание произведения, он читает роман своим друзьям и по их рекомендациям делает исправления. Такая работа заняла три месяца.
Впервые роман частями был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник», после чего И. С. Тургенев, посвящая свое произведение В. Г. Белинскому, готовит отдельное издание, вышедшее в сентябре 1862 года.
На историю создания романа «Отцы и дети» повлияли события, произошедшие намного раньше. И. С. Тургеневу приходиться разорвать свои отношения с журналом «Современник», в котором он долго печатался до этого. Разлад произошел из-за того, что начинающий критик Н. А. Добролюбов написал рецензию на его роман «Накануне» и опубликовал ее в «Современнике». Точка зрения критика совершенно не совпадала с замыслом И. С. Тургенева, из-за чего писатель ставит ультиматум: в журнале остается либо он, либо Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов, руководивший «Современником», выбирает личность молодую, новую по взглядам.
Образ главного героя
Современники часто говорили о том, что Н. А. Добролюбов и стал прототипом главного героя романа «Отцы и дети». Считалось, что Базаров – настоящая пародия на молодого критика.
И. С. Тургенев и Н. А. Добролюбов относились к разным поколениям, они не могли понять друг друга. Этот конфликт поколений и стал основой романа «Отцы и дети».
Однако сам писатель отрицает, что прототипом Базарова явился Н. А. Добролюбов. По его словам, находясь в Англии, он познакомился с молодым провинциальным врачом, и именно из его образа стал зарождаться Базаров.
Изучив труды нигилистов, которые отрицают все общепринятые нормы, И. С. Тургенев решает сделать нигилистом своего главного героя. Сам писатель отмечал, что был удивлен тому, что до этого он не встречал литературные образы нигилистов, хотя они «чудились повсюду». И. С. Тургеневу одному из первых удалось увидеть этот новый тип людей.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «История создания «Отцов и детей»», рассмотрит основные этапы создания романа, продемонстрирует события, которые отразил в своем произведении И. С. Тургенев, а также покажет прототипы главного героя.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1867;</label>
- <label>1870.</label>
(новая вкладка)
В знаковом для своего времени произведении Ивану Тургеневу удалось поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты и раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х — начала 60-х годов XIX века. Образ главного героя — разночинца-демократа, человека огромной силы воли и твердых убеждений Евгения Базарова — был воспринят как пример для подражания. Писатель наделил своего героя прямотой, бескомпромиссностью, отсутствием преклонения перед авторитетами и старыми истинами и своеобразным отношением к философии, политике, науке, искусству. Только выяснив это своеобразие, можно понять все поступки героя, его неоднозначность и суть его взаимоотношений с другими персонажами романа. Базаров — нигилист и разрушитель, ставящий полезное выше прекрасного.
Роман написан в 1860–1861 годах. Впервые опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник».
Используемые источники:
- https://wiki2.org/ru/отцы_и_дети
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/istoriya-sozdaniya.html
- https://www.culture.ru/books/148/otcy-i-deti