Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

Спосибо вам!

Олицетворение — это  лите­ра­тур­ный при­ем пере­не­се­ния свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и отвле­чен­ные поня­тия. Олицетворение состо­ит в том, что живот­ные, неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и явле­ния при­ро­ды наде­ля­ют­ся чело­ве­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, даром речи, чув­ства­ми и мыслями.

Узнаем, что такое оли­це­тво­ре­ние в лите­ра­ту­ре. Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но боль­шое коли­че­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. К ним отно­сят­ся. в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи.  Образность и выра­зи­тель­ность речи созда­ют раз­лич­ные худо­же­ствен­ные сред­ства, сре­ди кото­рых мож­но назвать олицетворение.

В осно­ве воз­ник­но­ве­ния оли­це­тво­ре­ния лежит пере­нос свойств и качеств чело­ве­ка неоду­шев­лен­ным пред­ме­там и явле­ни­ям окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В рус­ской лите­ра­ту­ре оли­це­тво­ре­ние явля­ет­ся одним из видов мета­фо­ры. Писатель, исполь­зуя этот худо­же­ствен­ный при­ём, может нам сооб­щить в сво­ём про­из­ве­де­нии, что

  • лес проснул­ся (срав­ни­те: ребе­нок проснул­ся);
  • камыш шеп­чет (девуш­ка шеп­чет);
  • тем­но­та под­кра­лась (раз­вед­чик под­крал­ся).

Olitsetvorenie.jpg

 Олицетворение в литературе. Примеры

Олицетворение как худо­же­ствен­ный троп часто при­ме­ня­ет­ся в сказ­ке, басне и поэ­ти­че­ской речи. Приведём при­ме­ры оли­це­тво­ре­ния в поэзии.

Читаем в про­из­ве­де­нии Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зары­да­ли Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазве­не­ли, как обыч­но быва­ет, а зары­да­ли, как рыда­ют жен­щи­ны, если у них слу­чи­лось горе.

Русский поэт Ф.И. Тютчев исполь­зо­вал оли­це­тво­ре­ние для боль­шей выра­зи­тель­но­сти стихов:

Лазурь небес­ная сме­ёт­ся, Ночной омы­тая грозой, И меж­ду гор роси­сто вьется Долина свет­лой полосой.

По воле авто­ра лазурь неба при­об­ре­ла свой­ства живо­го суще­ства и сме­ёт­ся, как сме­ёт­ся ребе­нок или любой чело­век от радо­сти или удовольствия.

Читаем ещё при­ме­ры олицетворения:

Я свист­ну, и ко мне послуш­но, роб­ко впол­зет окро­вав­лен­ное зло­дей­ство, и руку будет мне лизать, и в очи смот­реть, в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).

Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман крем­ни­стый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внем­лет богу И звез­да с звез­дою гово­рит.

                                              М. Лермонтов

Олицетворение помо­га­ет писа­те­лю или поэту создать худо­же­ствен­ный образ, яркий и непо­вто­ри­мый, рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти сло­ва в пере­да­че кар­ти­ны мира,  ощу­ще­ний и чувств, в выра­же­нии сво­е­го отно­ше­ния к изображаемому.

Утешится  без­молв­ная печаль, И рез­вая заду­ма­ет­ся радость.

А.С. Пушкин

Узнаем, чем оли­це­тво­ре­ние отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.Скачать ста­тью: Оцените статью:

Олицетворение — это один из приёмов в литературе. Он используется, когда неживым предметам, животным или природе приписываются повадки, движения или даже речь и эмоции людей.

Ведь эмоции присущи только людям. Мы можем выразить их с помощью прилагательных (у Лизы была мечтательная улыбка), глаголов (Коля аж привстал, услышав такую речь — т. е. он удивился) или существительных (Саша — гордец).

А вот если взять да и эти глаголы, прилагательные или существительные применить к животному миру или вещам, то получится олицетворение.

Чтобы проще было запомнить, разбейте слово «олицетворение» на части. Получится «лицо» и «творить». Мы придаём чему-то далёкому от эмоций эмоциональную окраску.

Вот, например, Корней Чуковский применял олицетворение в своём стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и рычащий крокодил, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:

«ОдеялоУбежало,Улетела простыня, И подушка, Как лягушка,Ускакала от меня».

Примеры олицетворения в литературных произведениях

С помощью олицетворения предметы как будто оживают. Когда им приписывают эмоции, они становятся более близкими и понятными нам, читателям.

Мы читаем с большим интересом. А олицетворение помогает нашему воображению нарисовать более яркую картину.

«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». А. П. Чехов «Ванька»

«Как раз в это самое время в далёкой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема». А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты». А. С. Пушкин «Пиковая дама»

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

«…Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши». Н. В. Гоголь » Вечера на хуторе близ Диканьки»

«…Притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…». Л. В. Толстой «Детство»

«Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку«. Д. Дефо » Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилуюпасть, глотая людей…». М. Горький «Данко»

Примеры олицетворения в стихотворениях

Олицетворение — частый приём и у поэтов.

С помощью олицетворения можно представить и как идёт туча шла, а церковь молчит, и как рыдает птица, и как стонет и не сдерживает слёз яблоня. Как поют ручьи, а утро радостное и сердце мудрое.

«И туча шла, гора горой! Кричал пастух, металось стадо, И только церковь под грозойМолчала набожно и свято». Н. М. Рубцов «Во время грозы»

«Над пучиной в полуденный часПляшут искры, и солнце лучится, И рыдает молчанием глаз Далеко залетевшая птица». Н. С. Гумилёв. «Воспоминание»

«…И бьют часы на башне дальней,считает башня, и печальней вдали другая вторит ей». В. В. Набоков «Университетская поэма»

«Волна набегает, узорно Извивами чертит песок И снова отходит покорно, Горсть раковин бросив у ног… …Летит красноклювая птица,Глядя на меня без вражды…». В. Я. Брюсов «Над Северным морем»

«Весенней яблони, в нетающем снегу, Без содрогания я видеть не могу… …она старается смахнуть росинки слез И ужасается, и стонет, как арба… Тогда доверчиво, не сдерживая слез, Она касается слегка моих волос…». Игорь Северянин «Весенняя яблоня»

«Когда ручьи поют романс О непролазной грязи, И вечер явно не про нас Таинственен и черномаз». В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»

«Радостно и ясно Завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро«. А. А. Ахматова «Дверь полуоткрыта…»

«Встанет Россия — все споры рассудитВстанет Россия — народности сгрудит…». Игорь Северянин «Колыбель культуры новой»

Узнайте также про другие Средства выразительности в литературе.

Чем отличается олицетворение от метафоры?

И метафора, и олицетворение — это тропы, то есть обороты речи, построенные на образности. Их основное значение — придать красоту и живость языку.

При этом олицетворение — это разновидность метафоры.

Отличить их можно по следующим пунктам:

1. Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.

Метафора: смоляные волосы (т. е. чёрные как смоль), кот наплакал (т. е. так мало, как слёз у кота).

Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (т. е. действие, которое свойственно людям, применено к деревьям), разъярённое море (т. е. эмоция человека — ярость — приписывается неживому морю).

2. В метафоре смысл подразумевается, зачастую его нужно искать. А в олицетворении он всегда очевиден.

«Воля моя — кремень». Кремень тут — метафора. Что этим хотел сказать автор? Нам предстоит подумать и понять, что речь идёт о крепкой, несгибаемой воле.

«Зима недаром злится, прошла её пора…». Ф. И. Тютчев использует олицетворение: он придаёт зиме качество человека — злость.

Читайте подробнее про Метафору и Эпитет.

Главная / Копирайтинг / Русский язык / Олицетворение в литературе и разговорной речи

Русский язык

08.05.2020

4 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Читайте также:  Чернышевский в Сибири на каторге. Роман «Пролог»

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью. Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души). Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением. Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение — это когда не человек наделяется человеческими качествами. Пример — солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Это интересно: Метафора примеры в литературе.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет). Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

Читайте также:  Проблема гуманизма в литературе 20-х годов о гражданской войне

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в русском языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова. Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому. Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море (нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево, и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Читайте также:  Анализ стихотворения гумилева больной. Анализ стихотворения Гумилева «Сонет

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей. Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например: Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение. Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Где используется олицетворение?

Персонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного. Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека.

Также олицетворение нередко встречается и в другой художественной литературе. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления. Например, в его произведении встречается строка «Как ни дышит полдень знойный». Здесь полдню приписывается человечеством качество, что дает полное основание назвать данный оборот олицетворением.

Не так часто олицетворение встречается в научной литературе. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри. Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Смысловая нагрузка

Концептуальное наполнение тропов может иметь множество нюансов.

В «Слове о полку Игореве» образность и экспрессивность достигается благодаря литературным приемам, олицетворяющим природные явления. Растения и животные наделяются эмоциями, способностью сопереживать автору и персонажам, а те, в свою очередь, обращаются к силам природы за помощью и получают ее.

В пушкинской «Сказке о мертвой царевне» королевич напрямую вопрошает одушевленные силы природы. В баснях И.А. Крылова троп означает иное, он используется в роли аллегории: волк олицетворяет жестокость, мартышка – глупость.

zodiaki.jpg У Н.В. Гоголя Плюшкин является символом крайней степени скупости, Манилов – необоснованной мечтательности.

А у А.С. Пушкина выразительное средство получает общественный и политический смысл.

Подтекст древних олицетворений нравоучительный и интересен нашим современникам.

Слово «зодиак» переводится с греческого, как «животные в кругу», а двенадцать зодиакальных знаков символизируют ключевые особенности человеческой натуры.

Такие слова обычно верно устанавливают качества людей, а использование их в обычной беседе делает речь ярче и привлекательней.

Читайте также:  Легенда о беовульфе читать краткое содержание.

Повседневная речь людей, которых всем интересно слушать или читать, также бывает обычно насыщена тропами, однако люди настолько привыкли их слышать, что даже не воспринимают эти фразы как литературный прием.

Начало этому положило употребление в беседе цитат из произведений литературы, ставших неотделимой принадлежностью речи, превратившись в обиходные выражения. Типичным тропом является оборот «часы спешат», но он не воспринимается уже теперь в качестве образного средства.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств. Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм. Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Эпитет

Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

18-5a97b804e5d4cf48fe041ce13529cfcb88e35880684b26ce486e863118fba026.pngЩукина Екатерина

Три предложения с олицетворением

  1. Лес проснулся от долгого сна.
  2. Запели звонкие птицы, зашелестели листьями деревья, словно лес поздоровался с нами.
  3. Бежит весенний ручеек по лесу, поет ласковую песню.

                      Три предложения с метафорой

  1. У дедушки Савелия были золотые руки, он смастерил необыкновенную игрушку.
  2. У Егорушки горели щеки от стыда, потому что он соврал матери.
  3. Анна стала растирать свои ледяные руки и пить горячий чай.

                      Три предложения с эпитетами

  1. Из окна гостиницы открывался великолепный вид на море.
  2. Мы проснулись рано утром и увидели, как появляется румяная заря.
  3. Светлана Андреевна спела романс нежным, звучным голосом.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/olicetvorenie-chto-ehto-takoe-primer-literature.html
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-olitsetvorenie.html
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/olicetvorenie/
  • https://school-ethiopia.ru/o-predmete/chto-takoe-olicetvorenie-v-stihotvorenii.html
  • https://vashurok.ru/questions/3-predlozheniya-s-olitsetvorenie-3-predlozheniya-s-metaforoy-3-predlozheniya-s-epitetom

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт