Содержание
Двенадцать
Александр Александрович Блок
Краткое изложениеЧитается примерно за 4 минутыСочинения127 сочиненийСочинение
Другие сочинения по этому произведению
«…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». (Поэма А.А.Блока «Двенадцать».)«Раздается мерный шаг…» (По поэме А.А.Блока «Двенадцать».)«Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать»)«Дети страшных лет России»И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать»)«Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать»)Старый мир» в поэме А. А. Блока «ДвенадцатьАлександр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция»)Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)Анализ поэмы «Двенадцать»Анализ поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»В чем смысл названия поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»?В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»?Вечные вопросы и их решение в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,)Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Изображение старого мира в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мираКак выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»?Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»?Какова символика образа вьюги в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»?Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Образ революционной эпохи в поэме А.Блока «Двенадцать»Образ Христа и загадка финала поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»Особенности композиции поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Поэма Блока «Двенадцать»Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать».Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”Тема святости и греха в поэме <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»Христианская символика поэмы <nobr>А. А. Блока</nobr> «Двенадцать»Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать»)Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»Почему Христос? (по поэме «Двенадцать»)Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать»История создания поэмы «Двенадцать» А. А. БлокаТема революции в поэме Блока “12”Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»Революция в поэме Блока «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”Поэма «Двенадцать» — гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План)Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать»ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ».Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»«Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать»Двенадцать – символическое обозначение массыВечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока «ДвенадцатьОсобенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать».Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать».Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать».Позиция автора в поэме «Двенадцать»«Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать»Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать»Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Восприятие революции в поэме «Двенадцать»Понимание Блоком Октябрьской революцииОсобенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать»Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать»Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»)Лирический герой А. А. БлокаДуша парила ввысь и там звезду нашлаПрием контраста в поэме 12 Блока«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать»Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать»Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать»Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»Личные трагедии в поэме «Двенадцать»Человек в революцииАнализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.)Тема революции в поэме «Двенадцать»Революция и старый мир в поэме «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)«Двенадцать» Блок — Александр Блок и революцияКакова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»“…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.)Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композицииВзаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать»«Двенадцать» Блок — Значение символических образовОсобенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)Человек в революции: рождение или гибельПоэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План)Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. БлокаХудожественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. БлокаДвойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»В чем смысл названия поэмы А.А.Блока «Двенадцать»?КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»Поэма «Двенадцать» БлокаСимволические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”«Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать»)«Двенадцать» Блок — Библейские аллюзииМузыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать»Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение)Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать»)Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» посвящена теме революции. Анализ поэмы «12» Блока позволяет найти истоки написания произведения, определить основную мысль поэмы, принадлежность к определенному литературному направлению, ее жанровые и композиционные особенности.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Двенадцать.
Год написания – январь 1918 года.
История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
Тема – революция.
Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.
Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.
Направление – символизм с реалистическими чертами.
История создания
А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца. 18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.
Тема
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.
Композиция
Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени. Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.
Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.
Жанр
Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.
Направление
Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»). Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.
Тест по поэме
- Вопрос 1 из 10
В каком году была написана поэма Блока «Двенадцать»?</h3>
- <label>1916;</label>
- <label>1917;</label>
- <label>1918;</label>
- <label>1919.</label>
(новая вкладка)
Меню статьи:
Текст стихотворения
История написания поэмы
Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 году. Прошел год после свержения царя. Пролетарии захватили власть в стране, наводя новые порядки. Однажды поэт ходил по Петрограду и, как он выразился, «слушал музыку революции».
Он написал поэму не как философское произведение, а только лишь общее впечатление, описание того, что видел и слышал. Именно поэтому одни считали, что его поэма – сатира и реквием по стране, которую растоптали сапоги тех самых людей с ружьями за спиной. Другие, напротив, полагали, что поэт воспевал революцию и новый порядок.
Сам поэт оставил свое отношение в тайне. Некоторые считают, что он хотел сохранить интригу вокруг поэмы, другие полагают, что тем самым поэт сохранил себе жизнь. Ведь новая власть не терпела даже тени критики в свой адрес и, как описал поэт «тра-та-та…» – ружейные выстрелы были самой частой музыкой улиц городов.
А. Блок написал поэму всего за несколько дней, а редакция заняла не больше месяца. Это был необыкновенный творческий подъем. Из-под его пера вышла неожиданная, неоднозначная талантливая поэма.
Блок свидетельствовал, что несколько месяцев после написания произведения он улавливал шум «от крушения старого мира» Потрескивание костров посреди улиц, звон разбитого стекла и короткие «щелчки» ружейных выстрелов – эта черная «музыка» потрясла автора до глубины души.
Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой.
Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны.
Тема стиха
Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который производил революционный суд и выносил постановления на месте. Сотни людей были убиты на основании решения только двенадцати, которые часто оказывались бывшими каторжниками. Их освободили, выдали свободное оружие и дали волю действовать.
В черновиках поэта есть упоминание о двенадцати разбойниках и их атамане Кудеяре. Месть разбойников тем, кто их унижал сродни тому, как поступали те отряды красноармейцев, которым новое правительство дало неограниченную власть.
Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым снегом, а новая власть обозначена черным цветом и красным, как кровь. Россия «умылась кровью» во время октябрьской революции.
Тема стихотворения Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Наряду с наведением порядка, красноармейцы легко сводят счеты с теми, кто, как им показалось, их обидел. Красноармеец Петруха видит, что его бывшая любовница проводит время с другим, пытается убить обоих, но мужчина ускользает, умирает женщина.
Товарищи ободряют его, уговаривают не грустить по этому поводу, и солдат живет дальше, идет и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что «время такое». Человек теряет сердце, становясь холодным и безнаказанным убийцей.
Отвергая Бога и крест, люди скатываются. Женщина становится продажной, мужчины хоронят доблесть и честь. Они легко от имени власти грабят и убивают своих соотечественников.
Россию поэт называет «толстозадой» и говорит, что революционеры стреляют в нее.
Не раз автор приговаривает: «Эх, эх, без креста!» Не напрасно в древности тому, кто потерял совесть и честь, говорили: «Креста на тебе нет». Новая власть гордится тем, что на ней нет креста.
Революционеры мечтают раздуть пожар во всем мире, утопить его в крови. И все же, отвергая крест и Бога, по привычке, красноармеец, собираясь что-либо делать, приговаривает: «Господи, благослови»
Смешав все и перевернув понятия добра и зла, революция, под красным флагом сметает все на своем пути.
И непонятно почему в конце поэт ставит во главе головорезов Христа? Того, кто пострадал за людей, поэт изображает предводителем хладнокровных убийц. Этого поэт при жизни не объяснил, поэтому приходится только высказывать свои предположения.
Композиция
Поэма имеет двенадцать глав. В каждой главе отдельный фрагмент мозаики, составляющей картину революции.
- Экспозиция воплощена в первой главе. После вводной части убийство уже не удивляет читателя. Прежний режим умирает, бросая упреки, проклятия и пророчество погибели большевикам. Но здесь же мы видим патруль, который держит в страхе всех, кто встречается по дороге. Новая власть держится на страхе, выстрелах ружей, грабежах и поджогах.
- Завязка, в которой появляется Ванька, бывший друг, и Катька – бывшая любовница одного из двенадцати патрульных, которая его бросила. Красноармейцы вспоминают неблаговидные поступки этой пары, вспоминая об их связи. Новая власть дала им право отомстить старым знакомым.
- Развитие события. Читателю рассказывают историю тех, кто жаждет мщения и этим заранее оправдывает все их поступки. Эти люди уверены, что имеют полное право мстить своим обидчикам и жаждут мщения.
- Кульминацию мы наблюдаем в шестой главе, когда отряд наткнулся на Ваньку и Катьку и открывают настоящую охоту на них. Ваньке удается скрыться, но Катька погибает.
- Развязку читатель видит в последующих главах, когда у бывшего ухажера просыпается совесть, и он сожалеет о том, что сделал, но товарищи убеждают его «не расклеиваться».
Его убеждают, что он действовал в интересах революции и парень поднимает голову, отбрасывая и забывая угрызения совести.
- Образ буржуя на перекрестке и за ним голодного пса. Разбои и гульба бывших босяков, а в перерывах им просто скучно… Караульные идут, ко всему готовые и им ничего не жаль. Они выжгли не только город, но и собственные души.
- Эпилог читатель видит в 12 главе. Караульные идут мерным шагом по всей стране, выслеживая и убивая всех, кого пожелают, за ними голодный и больной пес, как образ старого мира. Но во главу убийц, невидимым для глаз автор ставит Иисуса Христа – странное и противоречивое решение, если знать, что исторически Христа всегда ставят во главу страдающего человечества. История свидетельствует, что Христос пострадал за людей. Но в поэме он вдруг превращается в главаря убийц – революция все поставила с ног на голову, все смешала и исказила.
Главные герои
В поэме несколько героев. Но все они не просто люди. Это образы эпохи.
- Двенадцать – отряд красноармейцев, скорее всего бывших каторжников, которых выпустили из заключения, снабдили оружием и властью. Они полностью обезличены в поэме, лишены индивидуальности. Это, скорее, слепая ярость и сила, чем разум или личности. Возможно у них трудная жизнь в прошлом, но в поэме ничего об этом не говорится. Только о результате. Они обозлены, мечтают о мести и легко, без сожаления убивают.
- Петруха (автор называет парня именем ученика Иисуса – Петра). Парень, потерявший любовь и отомстивший за это. Совесть в нем еще не до конца умерла, но товарищи помогают ему заглушить остатки ее угрызений. Здесь Блок показывает, как легко подмять человека, у которого отняли Бога и веру. Как просто заставить его оправдать даже убийство любимой – достаточно высмеять и сказать, что он отрывается от коллектива.
- Ванька – переметнувшийся ради денег красноармеец, ставший жандармом. Блок показывает образ Иуды, который в поэме избежал наказания, бросив Катьку на растерзание.
- Катька – девушка легкого поведения. Раньше она была возлюбленной одного из двенадцати патрульных. Она «пошла по рукам» ради красивой жизни. Сейчас она встречается с жандармом. Блок и здесь дает аллюзию на Библейскую историю, в которой Христос не осудил блудницу и дал ей новую жизнь в праведности и чистоте. Но в революционном будущем пощады не жди. Ее убивают, и товарищи Петьки делают все, чтобы он не сожалел о ней.
Второстепенные герои
- Старуха – появляется в первой главе. Она видит большой лоскут ткани на котором написаны слова, не до конца понятные ей: «вся власть учредительному собранию». Но старухе знакома реальность, что «всякий раздет и разут». Она сетует на то, что вместо транспарантов можно было согреть много парней, сделав из этой ткани портянки.
- Буржуй – Человек на перекрестке, прячущийся в воротник своего пальто, за которым увязался голодный пес. Образ старого времени, которое находится на перекрестке, не зная, куда податься и что будет дальше? Имение богатея разграблено, он одинок и всеми покинут.
- Бродячий пес – как образ прошлого. Потерянный мир, не знающий, что делать. Он тоже на перекрестке, растерянный и не знает, куда идти.
- Иисус Христос – появляется в самых последних строках произведения. Его образ нередко воспринимают как революционера, изменившего старый режим, пренебрегая Его словами, о том, что Его Царство не от мира сего. В учении Христа дается возможность внутренних перемен и советуется не менять ничего во внешнем мире, пока нет изменений внутри. Но многие создают ложный образ Христа, такой, какой им был бы выгоден. Поэт в данном произведении делает это.
Главная идея поэмы
В поэме прослеживается несколько тем.
- Первая из них – тема революции. Революция раскрывается образом морозного ветра, безудержной стихии, от которого невозможно спрятаться. Люди старой эпохи разбросаны не только по городам, но и по всему миру. Они нищие. Все их имение разграблено. Они одиноки и как безродный пес плетутся сначала за буржуем. В конце поэмы тот же образ безродного пса мы встречаем, плетущегося за двенадцатью. Им некуда податься и поэтому люди старой эпохи вынуждены идти за новой властью.
- Вторая тема – отказ от Бога и церкви. Рефреном через все произведение слова «Эх, эх, без креста». Несмотря на то, что новая власть отказывается от Бога и церкви, время от времени, делая что-то, даже то, что грубо нарушает Заповеди, по привычке произносят: «Господи, благослови». И в конце автор показывает, что, несмотря на все отрицание, невидимым впереди идет Иисус Христос. Отвергнув попа, церковь и Заповеди, новая власть не смогла избавиться от веры.
- Третья тема – невежество, просматривается сквозь всю поэму, вобравшую в себя не только части народного фольклора, а также блатные выражения, вульгарные слова, уличные песни и жаргон.
- Четвертая тема – смена нравственных ориентиров. Словно призыв звучат слова: «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» Убийство становится нормой, блуд – закономерным. Люди не хотят меняться под библейские стандарты. Они создают новые и ждут счастья.
- Пятая тема – месть. Новая власть, вооружив бывших каторжан, дает им право творить суд. Они мстят за обиду, убивают девушку и уверены, что имеют на это право. Двенадцать – образ новой власти. Они уверены, что могут мстить за личные обиды, грабить и убивать – и останутся правыми.
В Петрограде, изуродованном войной, безнаказанным грабежом и бессмысленными убийствами под красным знаменем цвета крови, черные люди с «бубновым тузом на спине» проливают кровь, творят «свое красное правосудие»
Жанр
Средства выразительности
Поэму «Двенадцать» невозможно анализировать без понимания символизма как литературного направления. А. А. Блок использовал в своем произведении массу символов. Метель, вьюга, ураган, ветер – образы революции. Новый мир он показал символами красноармейцев, плакатами, лозунгами. Старый мир – образ буржуя, паршивого голодного пса.
Автор использует принцип контраста. Буржуй, раньше руководивший страной и поп, который «брюхом шел вперед», теперь прячутся, отступают перед красногвардейцами, как ветер или вьюга бросающимися от одного дома к другому.
Проститутки, которые раньше были вне закона, теперь имеют право провести собственное собрание и установить общие расценки.
Особенности поэмы
Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых является звеном неразрывной цепи событий и образов. Только вместе эти звенья показывают полную картину революционной реальности России.
Поэт превращает героев в образы, обезличивает их, чтобы показать, что по отдельности человек слаб. Но вместе, в едином порыве люди – сила. Они как стихия, которую невозможно остановить.
Прежняя Россия руководилась буржуем. Сейчас, после разрушения устоев общества, отвержения Бога, морали и прав человека, он один и одинок. Поп также одинок и вынужден прятаться. Беспомощная барыня плачет о прошлом и падает.
В стихотворении Александра Блока «Незнакомка» мечта сталкивается с грубой реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Чтобы узнать о сюжете произведения подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием
Новая власть является в образе двенадцати. Это принцип бездумной толпы. Они стирают и меняют все, даже мораль и понятия важности человеческой жизни. Один человек, совершив убийство, еще может остановиться, но товарищи, «помогают» ему избавиться от угрызений совести и убеждают идти до конца, превратившись в бездушную машину убийств.
Эти двенадцать «подначивают» друг друга, подбивают на грабежи и убийства и некому их остановить, потому что пришло их время. Им выдали оружие и наделили властью. Их поступки оправдывают высшей целью. Но эта цель туманна и маячит где-то впереди. Они сами пытаются убить того, кто видится им впереди. Но казус ситуации оказывается в том, что впереди тот, кого «двенадцать» так агрессивно отвергают – Иисус Христос.
Критики
«Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»…
А. Блок 1909 год
Поэт не был уверен, что никогда не раскается в том, что написал данное произведение. Так и случилось. В эмиграции он получал сведения о терроре, гражданской войне и тысячах смертей и пожалел о том, что в начале поддерживал советскую власть, хотя видел ее жестокость и грубую правду. Перед смертью он попросил жену сжечь все варианты написания поэмы.
Его друзья из интеллигенции не поддержали поэта. Гумилев утверждал, что Блок, написав «Двенадцать», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».
Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».
Но не все осуждали поэта. Андрей Белый написал строки:
Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.
Андрей Белый
Поэма “Двенадцать” построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст – это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: “черный ветер”, “белый снег”, “черное, черное небо”, “черная злоба, святая злоба”, “черные ремни”, “огни, огни, огни”.
Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения граничат с лирическими описаниями, сниженной разговорной речью, с народной частушкой, песней. От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией.
Эту особенность “Двенадцати” отметил О. Мандельштам, назвав поэму “монументальной драматической частушкой”, которая обречена на бессмертие, как фольклор.
Художественные особенности поэмы “Двенадцать” А. А. Блока« Анализ по картине А. М. Герасимова “После дождя”Сочинение рассуждение Мое призвание »
Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:
- Итоговым для всего его литературного пути
- Воплощением символистского миропонимания автора
- Текстом с множественными контекстуальными отношениями
Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.
История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта
Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей «Интеллигенция и Революция». Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.
Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.
Понятия «стихии» и «музыки» у Блока
В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле
«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).
Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы
Образ времени-пространства
Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:
- «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
- Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов
В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:
- Время – «черный вечер»
- Осадки – «белый снег»
- Мифообраз – «в белом венчике»
Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.
Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.
Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.
Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.
Образы красноармейцев
По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:
«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»
В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:
- Образом «старого мира»
- Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)
Жанр «Двенадцати»
Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:
- Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
- Повествование – речь рассказчика
- Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей
Для автора важно передать, к тому же, и равнозначность этих различных жанров, в поэме нет какой бы то ни было очевидной их иерархичности.
Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.
Композиция поэмы
Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.
Сюжет поэмы
Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.
Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.
Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:
- пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
- может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
- внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)
Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.
- Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
- Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
- Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
- Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»
Образ Христа в поэме «Двенадцать»
По словам М.Волошина, по отношению именно к этому образу раскрывается основная тема-мысль поэта. Красноармейцы идут вдаль (революционное преображение) без святого имени. Они сразу готовы на все, им изначально никого не жаль. Но космогонические силы ночи и ветра заметают их сознание. Они ищут того самого незримого врага, который словно скрывается от них за домами, треплет красный флаг, мечется по сугробам…
На него направлены их винтовки, от него исходит их беспокойство, ему и грозит патруль из 12-ти красноармейцев:
Меж тем, появление этого образа в поэме принято понимать именно как ведущего этих персонажей, число которых соотносится с числом Христовых апостолов, к будущему. Таким «кощунственным» использованием образа Творца Блоком были возмущены многие его современники, которые предполагали за этим действием поэта последствия его горячего увлечения идеями революции. По их представлениям, Христос здесь будто бы инороден.
Но Волошин в работе «Поэзия и революция» утверждал, что Иисус в «Двенадцати» присутствует уже со слов
«Эх, эх, без креста»,
поэтому его выведение в финале не может быть неожиданным. Бог здесь всегда, он с человеком во всех наваждениях этого мира так же, как:
«Прекрасная Дама сквозит в чертах блудниц и незнакомок»…
Однако этот образ не удовлетворял и самого поэта, что обнаруживается в его дневниках. Блок рассуждает там, что главное здесь – это, что Он опять с ними, а не в том, достойны ли красноармейцы Его. Поэт чувствовал, что на месте Христа в поэме должен был быть Другой, но этого Другого Блок не нашел в литературе…
Но, возможно, он столкнулся с Ним в дальнейшем…
Наша презентация темы
Попробовать силы в тематическом кроссворде об этой поэме — здесь
Используемые источники:
- https://www.allsoch.ru/sochineniya/334
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/poema12/analiz-proizvedeniya-bloka.html
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-blok/dvenadcat.html
- https://lit.ukrtvory.ru/xudozhestvennye-osobennosti-poemy-dvenadcat-a-a-bloka/
- http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/dvenadtsat-poema-bloka-o-revolyutsii