Содержание
- 1 «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…»
- 2 Арзамасец Светлана
- 3 Воспитатель Его Величества
- 4 Книги
- 5 Ранние годы
- 6 Образование и творчество
- 7 Личная жизнь
- 8 Смерть писателя
- 9 Хронологическая таблица
- 10 Другие варианты биографии
- 11 Интересные факты
- 12 Тест по биографии
- 13 Творчество Жуковского – кратко
- 14 Жизнь и творчество Жуковского
- 15 Популярные темы сообщений

Поэт, переводчик и педагог — Василий Жуковский стал одним из основоположников литературного направления романтизм в России и до сих пор считается наставником многих поколений литераторов.
Незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина и турчанки Сальхи, он получил свою фамилию от бедного белорусского дворянина, который стал крестным отцом мальчика, а позже его усыновил. Однако это усыновление не давало право на дворянство, и, чтобы обеспечить мальчику соответствующий статус, а также дать образование в частном пансионе, его фиктивно зачислили в гусарский полк, где ребенок получил чин прапорщика и личное дворянство.
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…»
Уже в Московском университетском благородном пансионе 14-летний Жуковский стал председателем юношеского литературного общества «Собрание». В 1802 году Василий Андреевич знакомится с Карамзиным и увлекается сентиментализмом. В подражание историческим повестям старшего кумира поэт пишет повесть «Вадим Новгородский» (1803 год), еще раньше выходит его «Сельское кладбище» (первая редакция элегии относится к 1802 году) — вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея.
Произведения Жуковского публикуются в журнале «Вестник Европы», где поэт работал с 1805 года, а в 1808-м стал его редактором. В этом же году поэт впервые обращается к сюжету бюргеровской «Леноры». Именно появление вольного перевода этой немецкой баллады, озаглавленной «Людмила», считается моментом рождения русского романтизма. Позже к истории похищения девушки мертвым женихом Жуковский вернется дважды — в знаменитой «Светлане» и в более точном переводе баллады Готфрида Бюргера, опубликованном под авторским названием.
Еще одно каноническое произведение Жуковский написал в год взятия французами Москвы. Находясь в ополчении и ожидая битвы под Тарутиным, поэт создал «Певца во стане русских воинов…» — стихотворение, которое, по свидетельствам современников, все знали наизусть.
В 1815 году в русской литературной жизни появляется общество «Арзамас», объединившее сторонников нового, карамзинского направления и созданное в противовес литературным ретроградам — членам общества «Беседа любителей русского слова».
Арзамасец Светлана
Среди арзамасцев были и политические деятели — Уваров, Блудов, будущие декабристы Орлов и Тургенев, и известные поэты — Батюшков, Вяземский, дядя и племянник Пушкины. Василий Жуковский стал секретарем общества. А поскольку всем членам общества давались шуточные прозвища, взятые из баллад Жуковского, то самому автору была оказана честь называться Светланой.
Сам Жуковский часто уезжал в Дерпт (ныне — Тарту) и не всегда мог бывать на собраниях общества, но и оттуда высылал свои сочинения: так, его пародийное стихотворение «Овсяный кисель» единодушно было признано арзамасцами «райским кремом».
Воспитатель Его Величества
В 1817 году в жизни Жуковского происходит еще один важный поворот. Поэт становится учителем русского языка великой княгини Александры Федоровны, будущей императрицы.
К новой должности Жуковский отнесся с воодушевлением. Изначально он не отделял преподавание языка от занятий словесностью и писательского труда, а делать это в обществе прекрасной и образованной женщины казалось поэту еще более привлекательным.
Нужно сказать, ученица не всегда была довольна своим преподавателем — человеком прекрасных душевных качеств, но чересчур «поэтичным», однако это мало смущало поэта. Он радовался небольшим успехам Марии Федоровны и продолжал творить. В это время были опубликованы его баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и многие другие.
В 1825 году Василий Жуковский назначен воспитателем будущего императора Александра II. Биографы поэта считают, что именно он сыграл наибольшую роль в формировании взглядов царя-освободителя. Имея весомое влияние при дворе, Жуковский пытался помочь опальным поэтам своего времени. Именно он помог выкупить из крепостных Тараса Шевченко, не раз просил за Пушкина и пытался смягчить участь декабристов.
После того как наследник престола достиг совершеннолетия, поэт вышел в отставку и в том же году обвенчался с 19-летней Елизаветой Рейтерн. Последние 12 лет жизни Жуковский провел в Германии в кругу жены и детей.
Умер Василий Жуковский 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Книги
Василий ЖуковскийСтихотворенияПоэзия
Творчество Василия Андреевича Жуковского, так же как и наследие таких титанов русской литературы конца XVIII – начала XIX в.в. как Ломоносов М.В., Державин Г.А., стало великим достоянием русской литературы. А.С.Пушкин писал: «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводной слог его останется всегда образцовым…»
Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, а также в дружеских посланиях, песнях, баснях, идиллиях, романсах.
Что нового привнёс Жуковский в русскую поэтику? Стремление запечатлеть все нюансы душевных переживаний человека, умело показать их в своих композициях.
Именно эти качества коллеги по перу приветствовали как начало нового направления в литературе.
Василий Андреевич был воспитан на европейской литературе, но он был и отличным знатоком русской поэтики. У Жуковского есть одно такое удивительное качество: когда он переводит для читателей России западноевропейский образец, то в конечном итоге получается настоящее русское произведение с национальным колоритом.
Жуковский, как никто другой, на базе чужого произведения мог создать своё самобытное творение. «У меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и все, однако, моё» — так писал сам автор Гоголю 6 февраля 1848 года.
Работы Жуковского раннего периода (до 1808 года) окрашены в грустные тона. В них сквозит тоска по несбывшимся надеждам.
Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает как создатель тонких эмоциональных состояний. Жанры, к которым обращается в это время поэт – дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное – элегии.
Находясь под влиянием известной «Элегии, написанной на сельском кладбище», принадлежащей перу английского поэта Томаса Грея, Жуковский пишет свою лирическую работу. Элегия у Василия Андреевича — поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема произведения «Сельское кладбище» — «о смысле жизни» человека, его связи с окружающим миром. «Сельское кладбище» – это множество сменяющих друг друга философских и морально-психологических мотивов, напоенных минорным настроением, сожалением о скоротечности жизни. В этом творческом произведении сделан акцент на глубинных переживаниях личности, раскрывающихся в объединении природы и чувств. Этому способствует одушевление природы: «дню юного дыханья», «денницы тихий глас», «дубравы трепетали».
Стихотворение «Вечер» демонстрирует рост поэтического мастерства Жуковского. Произведение отличает любовно и лирически воссозданные картины природы. Поэт использует эпитеты: «виющийся ручей», «ущербный» лик луны, «тихий утра час» и другие. Движение в направлении лирической эмоциональности в поэзии Жуковского раннего периода творчества ощутимо и значимо.
Творчество Жуковского в период 1808-1820 годов тесно связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Философско-эстетические суждения в это время таковы: «земная красота дивная, но временная; всё великое и благое человеческих дел и дней перед лицом вечности мгновенно». Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.
Баллада «Людмила» создана по западноевропейскому образцу, она – перевод известнейшей баллады «Ленора» немецкого поэта Г.А.Бюргера. В этой балладе максимально раскрылись лучшие качества Жуковского: лиризм и поэтизация.
Баллады, наряду с элегиями, — излюбленный жанры поэта, и они были высоко оценены Пушкиным А.С. Беря за основу тот же сюжет бюргеровской «Леноры», автор создаёт самую радостную из своих баллад – «Светлану». Эти два произведения – наглядный пример, как можно по-разному воплотить в жизнь один и тот же сюжет.
Творчество Жуковского, начиная с 1830 года, представлено, в основном, переводческими работами. Василий Андреевич обладал выдающимся талантом переводчика. Благодаря деятельности Жуковского в период после 1830 года, русский читатель смог познакомиться с произведениями лучших поэтов Англии (Байрон, Скотт, Томсон, Грей), Германии (Бюргер, Шиллер, Гёте), Франции (Лафонтен, Парни), Греции (Гомер).
«Этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы», — по меткому выражению Гоголя, пленял его друзей по перу. В каком бы направлении не творил автор, он все делал необычно и свежо. Жуковского вообще причисляли к нарушителям устоявшихся литературных традиций, особенно за его баллады.
В многочисленных стихотворениях, посвящённых теме «Поэт и поэзия», Василий Андреевич выражает своё видение и понимание сути поэзии, и её назначения: в личном плане — глубокое раскрытие душевного мира Человека-Поэта, и в общественном — выполнение его гражданского долга. Этот долг — прославление великих дел, героических событий своего времени в память и назидание будущим поколениям.
В программном произведении «К Поэзии» Жуковский даёт наставление поэтам:
«Тернистую стезю цветами усыпайте И в пылкие сердца свой пламень изливайте! Да звуком ваших громких лир Герой, ко славе пробужденный, Дивит и потрясает мир!»
Заканчивается это поэтическое произведение напоминанием об ответственности поэта перед потомством:
«Потомство раздаёт венцы и посрамленье: Дерзнём свой мавзолей в алтарь преобразить! О слава, сердца восхищенье! О жребий сладостный – в любви потомства жить!»
Известен гимн Жуковского, написанный во славу великих дел современников – героев Отечественной войны 1812 года – «Певец во стане русских воинов». Это поэтическое произведение реально написано «во стане», так как сам Жуковский был в армии в числе добровольцев. А в тот день, когда случилось Бородинское сражение, он находился под Можайском, где «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Пребывая в армии, поэт прошел с ней путь отступления от Москвы. В Тарутине, накануне сражения, он и начал писать это стихотворение.
Творчество Жуковского сильно в той части, которая рассказывает нам о любви, о дружбе. Необыкновенно задушевные, музыкальные стихи написаны лёгким слогом, многие из них положены на музыку. Стихотворения о природе отличаются тонким видением предмета.
«Жуковский наш, любимый Феба сын, Сокровищ языка счастливый властелин» Кондратий Рылеев, 1821
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) – русский поэт, академик, переводчик. Его баллада «Людмила» стала первым произведением в направлении романтизм в русской литературе: Жуковский стал основоположником этого направления в России. Обучал жену будущего императора Николая I, Александру, русскому языку, также был воспитателем юного Александра II.
Ранние годы
Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.
Образование и творчество
В биографии Жуковского стоит первое образование, которое было получено поэтом в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.
Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808 г.), «Кассандра»(1809 г.), «Светлана»(1808–1812 гг.)).
В 1805–1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808–1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика.
После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.
В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”. В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 год считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.
Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.
Личная жизнь
В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844 г.) и Александра (1842 г.).
Смерть писателя
Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография Жуковского по датам, советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Жуковского.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Будущий поэт появился на свет в результате внебрачной связи богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Надо отдать должное, родной отец не отказался от сына и принял в свою семью. Приняла и полюбила его законная супруга Бунина – Мария Григорьевна.
- посмотреть все
Тест по биографии
Ответьте на вопросы этого теста, и вы узнаете насколько хорошо знаете краткую биографию Жуковского:
- Вопрос 1 из 12
Годы жизни Василия Жуковского:</h3>
- <label>1783-1852</label>
- <label>1799-1867</label>
- <label>1813-1868</label>
- <label>1900-1950</label>
(новая вкладка)
Творчество Жуковского – кратко
Содержание:
Религиозность в творчестве Жуковского
Романтизм и творчество Жуковского
Творчество Жуковского и русская литература
Книги о творчестве Жуковского
Читайте также статью Жуковский Василий Андреевич – краткая биография
«Мысли при гробнице» (1797 г.) – первое произведение Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), а «Странствующий жuд» (1851 – 1852) – последнее. Между началом и концом есть внутреннее единство; вся литературная деятельность Жуковского отличается поразительной цельностью: его творчество, прежде всего, есть выражение его яркой индивидуальности, несмотря на то, что количественно переводы даже преобладают над оригинальными произведениями.
Жуковский. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига
Жуковский – один из наиболее субъективных русских поэтов. Понять его личную психологию значить понять сущность его творчества. Природные качества, и внешние условия жизни (помещичья среда, женское общество, благородный пансион, масонский пиетизм Тургенева, литературные настроения эпохи сентиментализма) содействовали развитию в Жуковском чувствительности, мечтательности, любви к добродетели и благочестия «Совершенствоваться…, час от часу привязываться ко всему доброму и прекрасному» – вот путь, который с юных лет наметил себе поэт. Слова «добродетель», «Бог», «жизнь» и «смерть» не сходят у него с языка, и слова эти Жуковский произносит спокойно и благоговейно, как человек, уже обретший тихую пристань. Тревожные сомнения и мучительные искания были чужды его творчеству: он сразу получил готовое миросозерцание и всю жизнь остался ему верен, только развивая свои взгляды и отчасти, пожалуй, углубляя их. Жуковский твердо знает, как надо жить, и в чем счастье человека. Счастье прежде всего в удовлетворении запросов чувствительного сердца. «Для дружбы все, что в мире есть, любви весь пламень страсти», – говорил поэт. В любви душа «вкушает сладость рая, земное отвергая, небесного полна». Он испытал эти неземные радости идеальной дружбы и платонической любви, а вслед за этим познал и всю горечь утрат. Сила этих утрат – такова, что Жуковский превращается в меланхолического певца прошедшего. Меланхолия, хорошо знакомое ему настроение, возводится в общий психологический закон. Только прошедшее – неизменно, рассуждает Жуковский. Оно не умирает, оно еще возвратится нам там, за дверью гробовою; это «нездешнее» будущее так же верно, как и прошедшее; а настоящее может и должно перемениться, его, в сущности, нет; о нем нужно забыть, отдавшись мечтам о прошлом и будущем.
«На земле всего верней мечтать»; воображение – наш лучший друг, тогда как ум – «всех радостей палач»: «спокойствие – в незнании». И Жуковский, не будучи в своём творчестве крайним фантастом, погружается в тихую и унылую мечтательность, отдается во власть капризной богини фантазии. Его душа, «ленивая сибаритка», смотрит на жизнь «сквозь сон поэтический». От «низости настоящего» Жуковский охотно бежит в мир народных сказаний, будет ли то легендарный Восток, классическая Греция, поэтическое средневековье или русская сказочная старина. Поэт былого, Жуковский вместе с тем и поэт далекого, экзотического.
Убаюкиваемый поэтическими грезами своего творчества, он «среди губящего волненья жизни» сумел сохранить светлое миросозерцание философа-оптимиста. Его оптимизм непоколебим, потому что его корни лежат в глубине религиозных убеждений. Жуковский не только твердо усвоил традиционную систему верований, но и опоэтизировал ее. Вселенная – «необъятный океан света, коего волны быстро летят и гармоническим громом своим славят Вседержителя». Земля – одна из светлых пылинок, составляющих вселенную. Жизнь людей, руководимая верой, надеждой и любовью, полна глубокого смысла; «земная жизнь – небесного наследник», и путь человека «лежит по земле к прекрасной, возвышенной цела». Отблеск небесного в творчестве Жуковского падает на земное и святит его. Все, что на земле и мило, и священно, как призрак, мелькает там, «за синевой небесной, в туманной сей дали»; порою светлое предчувствие поднимает покрывало и в далекое манит. Самые «красоты природы» «пленяют нас не тем, что они дают нашим чувствам, но тем невидимым, что возбуждают в душе и что ей темно напоминает о жизни и о том, что далее жизни». За внешним, видимым миром поэт прозревает «святые таинства»; его «смятенная душа полна пророчеством великого виденья и в беспредельное унесена». Чувство божественного и беспредельного наполняет сердце Жуковского, и в лучшие минуты творчества «горе душа летит» («Невыразимое», «Таинственный посетитель», «Мечта» а пр.). Но благочестивый поэт не дерзает поднимать таинственное покрывало; потусторонний мир не объективируется им в художественных образах, остается одно религиозно-поэтическое настроение, которое и выражается в возвышенно-лирическом тоне его творчества.
Орест Кипренский. Портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815
Религиозные взгляды Жуковского определили собою и его общественно-политические идеи. «Твой рай и ад – в тебе!» еще юношей восклицал Жуковский. Важны не внешние формы жизни, а внутренний мир человека, его душа. Ведь «на земле все для души: царства и род человеческий суть только явления, существует одна душа». Это – идеалистический индивидуализм. Невидимая рука промысла управляет жизнью вселенной; пусть человек не вопрошает Создателя, а слепцом идет «к концу стези ужасной»: «в последний час слепцу все будет ясно». Мало того, даже «желать чего-нибудь страстно – значит мешаться в дело Провидения». И Жуковский выступает проповедником пассивной покорности как в личной жизни, так и в делах общественных и политических. В творчестве Жуковского Венценосные помазанники – представители Бога на земле; лучший строй – монархический. «Политические разрушительные вулканы» возможны лишь при условии «дерзкого непризнания участия всевышней власти в делах человеческих». Отсюда резкое осуждение Жуковским восстания декабристов и глубокое негодование против европейских революционеров. Спасение как России, так и всей Европы – в религии и самодержавии.
По основному характеру своего настроения и по формам своего поэтического творчества Жуковский теснейшим образом примыкает к школе сентиментализма, к школе Карамзина, которого он торжественно называл своим учителем. В качестве переводчика, Жуковский обращается за вдохновением к таким писателям, которые или не имеют никакого отношения к романтизму или весьма слабо связаны с ним. Его элегии и баллады сами по себе еще не выводят нас из пределов сентиментализма, или «доромантизма на почве чувствительности». Склонность к дидактизму и рассудочности, отсутствие утонченной символики и причудливой фантастики проводит резкую грань между творчеством Жуковского и романтиками. Философия и эстетика немецких романтиков Жуковскому оказалась трудными для усвоения. «Для нас еще небесная и несколько облачная философия немцев далека», – писал он 17 ноября 1827 г. Он никак не мог согласиться с Тиком в понимании Шекспира. Питомец сентиментализма, Жуковский, однако, в своём творчестве перерос его. Дух арзамасской вольности толкал его вперед. Литературные формы сентиментализма оказались недостаточными, чтобы вместить в себе все содержание поэзии Жуковского: естественным образом он эволюционирует в сторону романтики; возможно говорить даже о некотором влиянии на него со стороны немецких романтиков (приблизительно с 1816 – 1817 гг.). Известно, что Жуковский ценил произведения Тика, Новалиса, Шлегеля и др. и собирался даже (в 1817 г.) составить из них альманах; с Тиком он находился и в личных сношениях. В творчестве Жуковского, действительно, было и нечто романтическое; это – религиозно-эстетический идеализм, поэтическое анахоретство, предощущение невидимого мира, интуитивное постижение невыразимого, божественного начала во вселенной. Самая его эстетика носит на себе печать романтики. В этом случае эволюция Жуковского особенно показательна. От классической традиции и сентиментальных воззрений, от Лагарпа, Гома, Зульцера, Эшенбурга и Энгеля через посредство Бутервека и Шиллера он близко подошел к эстетике романтиков.
За истинным гением Василий Андреевич Жуковский признавал божественный дар интуиции, способность «вдруг доходить до того, что другие открывают глубоким размышлением», способность постигать в видимом «что-то лучшее, тайное, далекое», а это и есть «прекрасное», основное содержание искусства. Для благочестивого поэта все прекрасное сливается «в одно: Бог», и поэзия для него – «откровение в теснейшем смысле», «небесной религии сестра земная». Акт поэтического «откровения» предполагает абсолютную свободу: «Поэт в выборе предмета не подвержен никакому обязующему направлению. Поэзия живет свободой». В виду всего сказанного, литературное направление творчества Жуковскогоможно определить, как сентиментальный романтизм
[См. также Значение творчества Жуковского в истории русской литературы.]
Жуковский обладал тонкой художественной организацией и был истинным поэтом. Пусть его творчество небогато самостоятельными идеями и яркими образами, по его идеализм, его глубокое и искреннее поэтическое настроение, его стихов «пленительная сладость» по праву сделали его учителем всего пушкинского поколения. Переводы Жуковского приводили русского читателя в общение с мировой литературой и значительно расширяли его эстетический кругозор. Люди 1820-х, 1830-х и даже 1840-х годов не отвергали своей связи с Жуковским. По свидетельству князя В. Ф. Одоевского, воспитанники университетского Благородного пансиона в начале 1820-х годов зачитывались Жуковским, «и новые ощущения нового мира возникали в юных душах и гордо вносились во мрак тогдашнего классицизма». В 1830-х годах, в период философского и мистического идеализма (столь родственного идеализму старых масонов), творчество Жуковского еще продолжало действовать на сердца молодежи. В его поэзии будущий славянофил И. В. Киреевский находил «ту идеальность, которая составляет отличительный характер немецкой жизни, поэзии и философии». Так же трактуют его Одоевский, Бакунин и Белинский. Жуковский сохранял свое значение всюду, где проявлялось дыхание идеализма. Характерно, что Валерий Брюсов, представитель позднейшего модернизма, или неоромантизма, свою «романтическую поэму» «Исполненное обещание» «благоговейно» посвятил памяти Жуковского.
Надгробие Жуковского в Александро-Невской лавре
С другими, более реалистическими течениями русской умственной и литературной жизни Василий Андреевич Жуковский не имел столь непосредственной связи. У него не было живого чувства действительности: ведь настоящее и близкое ему «зрится отдаленным». «Народность», к которой жадно стремилась русская литература с 1830-х годов, отразилась у Жуковского в литературной переделке сказок, в старом, т. н. «русском стиле» (напр., в комической опере «Богатырь Алеша Попович, или страшные развалины»), да в немногих, условных картинках русской природы и русского быта. Такие писатели, как Грибоедов и Рылеев, не удовлетворялись творчеством Жуковского, не видя в нём жизненной правды и реализма. Жуковский не мог идти в ногу с теми, кто создавал русский художественный реализм и социальный роман. Но теоретически он понимал значение этого движения и благословлял других (напр., А. Н. Майкова, гр. В. А. Соллогуба, А. И. Зонтаг) на изображение русской действительности и, в частности, на общественный роман. Наш художественный реализм, в конце концов, одухотворен тем же идеализмом, который присущ и поэзии Жуковского. Как талантливый и своеобразный переводчик и как оригинальный поэт, Жуковский органически входит в историю русского литературного развития, особенно в период исканий «истинного романтизма».
Лучшие книги о Жуковском: К. К. Зейдлиц, «Жизнь и поэзия Жуковского по личным воспоминаниям и неизданным источникам» (Спб. 1883); Загарин (Л. И. Поливанов), «Жуковский и его произведения» (2 тома, М. 1883); Я. С. Тихонравов, «В. А. Жуковский» (в «Сочинениях», т. III, ч. I); Академик А. И. Веселовский, «В. А. Жуковский Поэзия чувства и «сердечного воображения» (Спб. 1904); В. И. Резанов, «Из разысканий о сочинениях В. А. Жуковского» (Спб. 1906).
- Вы здесь:
- Статьи по литературе
- Творчество Жуковского – кратко
Ещё по теме…
- Доклады и сообщения
- Люди
- Жизнь и творчество Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился в одном из сел Тульской губернии. Он приходился внебрачным сыном помещику А.И. Бунину. Вначале Василий получал образование в семье Буниных, после чего его отправили продолжать обучение в Тульском народном училище. С юных лет он начал увлекаться сентиментализмом. Там поэт пишет свои первые литературные шедевры – балладу «Светлана», «Людмила», «Кассандра».
В скором времени Василий Андреевич становится редактором газеты «Вестник Европы». Разразившаяся в 1812 году война, не могла не найти отражения в творчестве писателей того времени, поэтому свет увидели новые произведения писателя на военную тему «Певец во стане русских воинов» «Императору Александру». В 1815 его приглашают вступить в литературное общество «Арзамас», на что Жуковский охотно соглашается.
В то же время началась служба писателя, которой он посвятил долгих двадцать пять лет своей жизни. 10-20е годы 19 века считаются периодом расцвета творчества писателя, особое внимание стоит обратить на баллады «Двенадцать спящих дев», «Эолова арфа», переводы «Одиссея», «Рустем и Зораб».
В 1817 году писатель был удостоен чести стать преподавателем русского языка княгини Александры Фёдоровны. Считая преподавание неотъемлемой частью словесности и стихосложения, писатель с огромной радостью принял предложение, посчитав, что это непременно пойдет на благо его поэзии. Спустя семь лет Жуковского назначили воспитателем Александра II, будущего императора. По мнению исследователей, именно Василий Андреевич во многом положительно повлиял на формирование мировоззрения своего воспитанника, вошедшего в историю как царь-освободитель.
Таким образом, абсолютно очевидно, что Василий Жуковский был выдающейся личностью, не просто талантливым поэтом и писателем, но и педагогом.
4 класс
Жизнь и творчество Жуковского
Популярные темы сообщений
- Полимеры
Полимеры — высокомолекулярные (более 10000 дальтон) соединения, состоящие из повторяющихся низкомолекулярных структурных единиц (мономеров). Количество этих звеньев называют степенью полимеризации.
- Культуры Византии
В ходе своего многовекового существования византийцы смогли создать очень интересную, яркую, и разнообразную культуру. Византия стала наследницей античной культуры, ей достались многие из достижений римской цивилизации, и в тоже время она
- Египетский треугольник
Прямоугольный треугольник с соотношением сторон три на четыре на пять и суммой чисел двенадцать — принято называть Египетским треугольником. Данный треугольник использовался архитекторами древности для достижения
Используемые источники:
- https://www.culture.ru/persons/9330/vasilii-zhukovskii
- https://detskiychas.ru/school/zhukovsky/творчество-жуковского/
- https://obrazovaka.ru/alpha/z/zhukovskij-vasilij-andreevich-zhukovsky-vasily-andreyevich
- http://rushist.com/index.php/literary-articles/2551-tvorchestvo-zhukovskogo-kratko
- https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/zhizn-i-tvorchestvo-zhukovskogo-4-klass