Что такое Реализм

В литературе особое место занимает реалистическое направление. В данной статье укажем представителей реализма в литературе и их самые яркие реалистические произведения.

predstaviteli-realizma-v-literature.jpg

Определение

Реализм – литературное течение, которое основано на объективном и правдивом воспроизведении реальной действительности.

В русской литературе данное направление зародилось в 30-е гг. 19 в.

Отличительные черты

Для писателей-реалистов характерно изображение действительности такой, какая она есть. Реалисты не приукрашивают действительность, а описывают ее со всеми достоинствами и недостатками.

Для реалистических произведений характерно изображение типичных героев в типичных обстоятельствах.

Для произведений реализма свойственно использование разговорного языка.

Представители

У истоков реализма в русской литературе стоят И. А. Крылов со своими многочисленными баснями и А. С. Грибоедов со своей комедией «Горе от ума».

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь – яркие представители реализма 19 века. Творчество этих писателей многогранно: от романтизма, царствующего в то время, они постепенно переходили к реализму, чтобы достоверно отразить насущные проблемы.

А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Среди реалистических произведений А. С. Пушкина можно выделить повесть «Капитанская дочка», роман «Дубровский», историческую драму «Борис Годунов». Черты реализма можно увидеть в романе в стихах «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник».

realizm-v-literature-e1579639291438.png

Рис. 1. Реализм в литературе

Н. В. Гоголь, продолжая традиции реалистического изображения, пишет комедию «Ревизор» и поэму «Мертвые души».

Яркими представителя реализма как литературного течения являются И. А. Гончаров («Обломов»), И. С. Тургенев («Отцы и дети», «Рудин»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Бедные люди»).

Когда начинает зарождаться модернизм (конец 19 века), реалистическое направление все еще занимает особое место. Выделяется творчество Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А. П. Чехова («Вишневый сад», «Человек в футляре»), А. И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»), М. Горького («На дне», «Мать»).

Что мы узнали?

Реализм – зародившееся в 30-е гг. 19 в. литературное направление, которое основано на объективном и правдивом воспроизведении реальной действительности. У истоков реализма стоят И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Яркими представителями реализма 19 века являются А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский. Яркими представителями реализма 20 века являются Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Кто стоит у истоков реализма в русской литературе?</h3>

    • <label>И. А. Крылов и А. С. Грибоедов</label>
    • <label>А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов</label>
    • <label>Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев</label>
    • <label>Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой</label>

(новая вкладка)

Точка отсчета современного искусства

РеализмРеализм (от позднелатинского reālis — «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле «реализм» — художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше </span></span>(от позднелатинского reālis — «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле«реализм» — художественный стиль,который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях,вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине.Можно сказать,что с философской точки зрения реализм подхватил прогрессивные цели модернизма,стремясь к новым горизонтам через пересмотр и опровержение традиционных систем ценностей и верований. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства,призванного точно и объективно зафиксировать действительность.Рыбаки в Ментоне (Рыбаки Средиземноморья).1878, 121×256 смНачав свой путь во Франции в 1840-х годов,реализм произвел революцию в живописи,расширив представления о том,что представляет собой искусство. Работая в эпоху,отмеченную многочисленными социальными изменениями,художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные представления о традиционном искусстве реальными событиями,придав им такую же значимость,как и историческим картинам и аллегориям. Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь.Расстрел императора Максимилиана I1868, 252×305 смРеализм затронул многочисленные аспекты социального,экономического,политического и культурного плана,рисуя их без прикрас. Романтические пейзажи,которые постепенно становились ареной конфликта между человеком и природой,стали утрачивать актуальность. Палитра художников-реалистов тяготела к темным,землистым оттенкам,что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными,высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии,которые покровительствовали рынку искусства. Тем не менее,реалисты по-прежнему оставались участниками знаменитого Салона и работали в рамках Академии художеств. С развитием газетной печати многие мастера — например,Гюстав Курбе, Эдуар Мане — использовали страницы прессы для того,чтобы поддержать интерес к своим произведениям и идеям,которые они несли.Крестьянский двор1860-е , 65×55 смРеализм во Франции стал ответом на постоянно меняющиеся системы государственной власти — Первую,Вторую и Третью республики,в промежутках между которыми рождались и разрушались Империи,прошли две революции и война. Развитию нового мировоззрения в искусстве также способствовала свободная пресса,рост социальной критической журналистики и карикатуры,имевший место в начале Июльской монархии(1830−1848). Все эти процессы сопровождались бурной индустриализацией,урбанизацией городов и захватнической колониальной политикой.Веяльщицы1854, 131×167 смЕще одним фактором для развития реализма стало появление фотографии: в 1839 году Луи Дагерр публично продемонстрировал принципы фиксации изображения,основанного на свойствах светочувствительности йодистого серебра. Фотография стала видом искусства,претендующим на полную правдивость изображения.Храм Веспасиана, Рим1842, 24×19 смОдним из пионеров реализма стал художник Гюстав Курбе, жестко критикующий власть,буржуазные нравы общества и институт художественного обрзования. Его картина«Погребение в Орнане»(1849−50) ознаменовала дебют реализма как новой и значительной силы на европейской художественной сцене. Конечно же,картина с натуралистичным изображением сельских похорон вызвала большой скандал в Салоне,который традиционно демонстрировал произведения аллегорических и исторических тематик.Похороны в Орнане1850, 668×315 смОдним из ярких примеров радикальной достоверности стала картина Курбе«Купальщицы», вызывавшая еще один скандал на парижском Салоне 1853 года. Две дородные полуобнаженные крестьянки,изображенные на берегу реки,спровоцировали у критиков настоящее разлитие желчи(грязные пятки!), которого,пожалуй,не удостоится даже Мане с его«Завтраком на траве». Проходивший мимо полотна Наполеон III не совладал с чувствами и ударил его своим хлыстом. Даже сторонник Курбе — Эжен Делакруа — был раздосадован«отвратительной вульгарностью форм», изображенных на картине.Купальщицы1853, 193×227 смНа Салоне 1857-го разразился очередной скандал: критики обрушились на картину«Девушки,отдыхающие на берегу Сены», изображающую дремлющих девиц легкого поведения. Тем не менее,вскоре Гюстав Курбе открыл мастерскую,в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того,что делаю я. Не делайте того,что делают другие. Даже,если бы вы делали то,что когда-то делал Рафаэль,вы бы принесли в жертву свое собственное искусство,а это равносильно самоубийству. Делайте только то,что видите и чувствуете сами».Девушки на берегу Сены (Лето)1857, 206×174 смЭдуар Мане продвинул реализм еще дальше,когда представил на Салон 1863 года картину«Завтрак на траве». Откровенное изображение двух юных щеголей,закусывающих в лесу с женщинами легкого поведения,оскорбила многих представителей буржуазии,которые посещали Салон с семьями. Такой реализм«резал глаз», и Салон картину не принял,зато ее показали в Салоне Отверженных. Очередную пощечину мужскому эго нанесла«Олимпия», которую Мане представил в 1865 году,сделав зрителя невольным посетителем борделя.Завтрак на траве1863, 208×264 смСкандалы в прессе сыграли на руку Курбе и Мане,сделав из них звезд в мире искусства. Художники не только бросили вызов государственной системе,но и показали личным примером большие возможности организации собственных экспозиций и павильонов в рамках масштабных выставок — например,Универсальной выставки 1855 года,где у Курбе был собственный павильон реализма.Сеятель1850, 101.6×82.6 смЕсли Курбе связывал свои реалистические картины с социалистической точкой зрения,то многие другие художники-реалисты искренне интересовались жизнью низших классов и представляли ее в залах высокого искусства — как,например,Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр, Жюль Бретон.Лошадиная ярмарка1855, 244.5×506.7 смРодившись во Франции,реализм постепенно стал популярен во всей Европе и шагнул за океан. Американец Джеймс Эбботт Макнил Уистлер подружился с Курбе в 1860-х годах и стал работать в стиле реализма,однако отвергал идею своего нового друга относительно рисования как социального морализаторства. Выдающимся художником-реалистом США стал Томас Икинс, прославившийся благодаря портретам и картинам с изображениями спортсменов и хирургов за работой.Клиника доктора Эгню1889Еще одним последователем Курбе стал немецкий художник-реалист Вильгельм Лейбль, который наиболее известен своими изображениями крестьянских сцен. Он внедрил откровенный натурализмТермин «натурализм» достаточно редко употребляют по отношению к тому направлению в живописи, которое он в действительности обозначает. Во-первых, направление само по себе состоит из разрозненных региональных школ. Во-вторых, на имидж натурализма сильно повлияло литературное направление с таким же названием, что вызвало изрядную путаницу. Наконец, в-третьих, натурализм – направление, имевшее неосторожность зародиться и окрепнуть практически одновременно с импрессионизмом, а потому получившее статус самостоятельного уже задним числом. Читать дальше </span> голландских и немецких старых мастеров в современную эпоху.Три женщины в церкви1881В России самым выдающимся представителем реализма по праву считается Илья Репин. Теории«чистого искусства» в какие-то моменты его занимали,но лучшие работы художника от них далеки. Идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком,а сильнейшей стороной. Историческая живопись,крестьянский быт,ссыльные — эти темы Репина глубоко трогали и,по большому счету,именно они прославили его имя,чему способствовала близость с передвижниками.Бурлаки на Волге. Фрагмент1873, 131.5×281 смТворческие достижения Курбе и Мане предвосхитили живописные искания,без которых не было бы импрессионизма. Использование контурных линий для структурирования формы и ее разделение на цветовые пятна вдохновляло постимпрессиониста Поля Сезанна и его последователей,а также кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Реализм предвосхитил развитие таких направлений живописного искусства,как фотореализмС момента появления в начале XIX века фотография стала выстраивать свои непростые, зачастую противоречивые отношения с живописью. Возможность запечатлевать окружающую реальность за несколько минут (да-да, экспозиции были очень длинными) захватила умы, а стремительный технический прогресс предоставил человечеству широчайшие возможности. Шли десятилетия, фотография стала отдельными видом искусства, однако живопись при этом никуда не делась. И вот через полтора века появились художники, которые не только использовали фото в подготовке к написанию картины, но и старались повторить визуальные эффекты, делая картину и фотографию полностью идентичными для зрителя. Читать дальше </span> и гиперреализм.Здравствуйте, господин Курбе1854, 129×149 смХудожники,работавшие в стиле реализм: Гюстав Курбе, Эдуар Мане, Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр, Жюль Бретон, Илья Репин, Томас Икинс, Оноре Домье, Жан-Батист Лепаж,Сильвестро Лега.Главная иллюстрация: Эдуар Мане. Олимпия. 1863

Представители реализма в литературе вошли в историю, их книги вошли в ТОП-100 произведений, которые стоит прочитать. Кратко о представителях реализма в мировой и русской литературы поговорим ниже.

Содержание

Представители реализма в литературе

Что такое реализм?

Реализм – это направление в искусстве и литературе, которое реалистично и правдиво отображает черты действительности без искажений и преувеличения. Оно зародилось в 30-тых годах ХІХ века. Основные характеристики:

  • жизнеутверждающее начало
  • сюжет может иметь трагический конфликт
  • описание действительности в ее динамике ее развития
  • описание новых психологических, социальных и отношений
  • главные герои совершают свои умозаключения и открытия, проводят время в глубоком самоанализе

Зарубежные представители реализма в литературе 19 века – 20 века

Начальный этап формирования европейского литературного реализма связывают с произведениями Стендаля, Беранже, Бальзака, Флобера, Мопассана. Во Францииярким представителем был Мериме, в Англии — Теккерей, Бронте, Диккенс, Гаскелл, в Германии – Гейне. Реализм развивался в условиях нара

стания напряжения между рабочим движением и буржуазией, подъема буржуазной культуры, открытый в биологии и естествознании. В начале ХХ века, с появлением новых нереалистических направлений — импрессионизма, натурализма, декаданса, эстетизма, меняется и представление о реализме, приобретая новые черты.

Авторы описывают социальные явления реальной жизни, описывают социальную мотивированность характера человека, раскрывают судьбу искусства и психологию личности.В основе художественной реальности лежат философские идеи, авторская установка на интеллектуально-активное восприятие, эмоции. Постепенно углубляется иусиливается драматическая линия.

Классические представители реализма в зарубежной литературе:

  • Томас Манн («Признание авантюриста Феликса Круля» и «Волшебная гора»),
  • драматургия Бертольда Брехта,
  • Роберт Кохлер («Забастовка»),
  • Скот Фицджеральд(«Ночь нежна», «Великий Гетсби»),
  • Теодор Драйзер,
  • Джон Стейнбек,
  • Анна Зегерс,
  • Уильям Фолкнер,
  • Эрнест Хемингуэй,
  • Джек Лондон («Дочь снегов», «Сказание о Кише», «Морской волк», «Сердца трех», «Лунная долина»),
  • Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна»),
  • Ромен Роллан,
  • Джон Голсуорси,
  • Бернард Шоу,
  • Эрих Мария Ремарк,
  • Оноре де Бальзак («Человеческая комедия»)
  • Стендаль («Красное и черное»)
  • Ги де Мопассан
  • Гюстав Флобер
  • Чарльз Диккенс («Приключения Оливера Твиста»)
  • Уильям Теккерей («Ярмарка тщеславия»)

Представители реализма в русской литературе 19 века

Основоложником русского реализма является Пушкин Александр Сергеевич.

В произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочь», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов» он улавливает и передает суть важнейших событий в жизни общества во всей красочности, многообразии и противоречивости. В литературе углубился анализ душевных переживаний героев и показывается их внутренний сложный мир.

К представителям раннего русского реализма относятся:

  • Лермонтов («Герой нашего времени»),
  • Гоголь («Ревизор», «Мертвые души»),
  • Тургенев («Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети», «Ася»),
  • Достоевский («Преступление и наказание», «Бедные люди»),
  • Чехов («Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня»).

Реализм в литературе 20 века

В 20 веке в реализме выделилось 4 основных течения:

  • Критический. В произведениях делается упор на социальной природе явлений. Представитель Толстой, Чехов.
  • Социалистический. В трудах отображаются историко-революционное развитие реальной жизни, раскрывается сущность главных персонажей, их поступков, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы. Представители – Горький («Жизнь Клима Самгина», «Мать»).
  • Мифологический. Отображаются и переосмысливаются события реальной жизни через призму легенд и мифов. Представитель — Андреев («Иуда Искариот»).
  • Натурализм. Изображает детальное, правдивое, неприглядное изображение действительности. Представители — Вересаев («Записки врача»), Куприн («Яма»).

Реализм — это направление в искусстве, в котором уделяется особое внимание современной повседневной жизни. Последователи реализма стремились изобразить в своих произведениях действительность, такой, какая она есть — подлинно и неприкрашенно. В этом и состояло существенное отличие от академизма и романтизма, которые преобладали до появления реализма.

Реализм считается началом современного искусства. Причиной послужило то, что современная повседневная жизнь превратилась в предмет искусства, чего ранее не происходило.

Реализм внёс огромные изменения в живопись, расширив представления людей об искусстве. В философском смысле реализм изменил устоявшуюся систему ценностей.

Реализм возник во Франции в 1840-х годах.

Что такое реалист?

Реалист — это последователь или представитель реализма.

Например:

  • Илья Ефимович Репин (русский художник-реалист);
  • Караваджо (итальянский художник-реалист);
  • Генри Филдинг (английский писатель и драматург реалист);
  • Даниель Дефо (английский писатель-реалист).

Признаки реализма

  • отход от «идеального» в сторону «обыденного» — изображаются реальные неидеализированные люди и ситуации;
  • писатели и художники пытались найти аутентичность; например, пейзажисты в этих поисках отправлялись в провинции (в живописи реализм встречается практически во всех жанрах, включая историческую живопись, портреты, пейзажи);
  • темы реалистов: обычно изображается заурядная, будничная жизнь главного героя – современника; сцены жизни рабочего класса, обыденные сцены жизни на улице / в кафе, а также откровенные сцены с обнажённым телом;
  • изображается правда — нет больше симпатичных нищих детей, здоровых и довольных крестьян, вся правда жизни, как она есть.

Реализм в искусстве

Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.

Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам.

Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.

Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.

Реализм в литературе

Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.

В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.

Реализм в литературе 19 века

Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.

Представители реализма в литературе:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Николай Васильевич Гоголь;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Александр Сергеевич Грибоедов;
  • Оноре де Бальзак;
  • Гюстав Флобер;
  • Мари-Анри Бейль (Стендаль);
  • Генрих Гейне;
  • Георг Бюхнер;
  • Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).

Основные жанры реализма в литературе:

  • повесть;
  • роман;
  • рассказ.

Реализм в живописи

Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства.

«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.

На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы.

Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.

Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).

Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.

Художники – реалисты:

  • Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
  • Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
  • Николай Николаевич Ге (русский художник);
  • Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
  • Теодор Руссо (французский художник);
  • Жан-Франсуа Милле (французский художник);
  • Оноре Домье (французский художник);
  • Томас Икинс (американский художник).
«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.

Реализм в русской живописи

Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.

Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.

Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.

Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).

Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.

Реализм в философии

Это концепция, что реальность (и материального и абстрактного) существует в мире независимо от нашего восприятия.

Критический реализм

Это раздел философии, который различает между тем миром, что человек воспринимает и тем, что является реальностью. Человек воспринимает не реальность, а лишь его точки зрения, это его мир, который является «воспринимаемым».

«Невоспринимаемые» структуры творят «воспринимаемые» события, и человеческий мир можно постичь, лишь если люди познают эти «невоспринимаемые» структуры.

Реализм и номинализм — какая между ними разница?

Сторонники реализма в философии утверждают, что универсалии (абстрактные понятия) так же реальны, как и материальное.

Сторонники номинализма утверждают, что универсалии не существуют так же, как и материальное.

Реализм в музыке

В музыке реализм встречается в опере. Там можно услышать описание сложной жизни обычных рабочих:

Plácido Domingo sings «Hai ben ragione» from Puccini’s «Il Tabarro»

Реализм был популярен в опере в конце XIX — начале XX вв.

Узнайте, что такое Классицизм, Сюрреализм и Постмодернизм.

18 января 2021

«Реализм в чистом виде — скучное дело.Если показывать все, как есть,будут одни котлеты и пирожки».Владимир Этуш, советский актер

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Реализм можно поворачивать разными сторонами, как кубик, и каждая из граней будет раскрывать это понятие по-своему.

В большинстве случаев неизменной останется одна категория — правдивость в изображении действительности. Из-за этой самой правдивости с реализмом не все гладко.

Дело в том, что правда у каждого своя, а искусство всегда условно. Реалистам приходится как-то увязывать правдивость и условность.

Реализм — это одно из самых сложных и противоречивых понятий в мировой культуре.

Начнем с того, что у него до сих пор нет единого и общепринятого определения, нет ясного понимания, где очерчивать его границы, а многие уважаемые исследователи вообще не выделяют реализм в отдельное направление или самостоятельный стиль.

В этой статье рассмотрим несколько основных граней этого емкого понятия.

Реализм — это…

В самом элементарном смысле реализм — это трезвый взгляд на вещи, так называемая объективная реальность. Реалистами мы называем людей, способных без иллюзий смотреть на мир, учитывая все факторы в их взаимосвязи.

«Реалисту не важно, стакан наполовину пуст или полон,главное для него, что внутри стакана».Автор высказывания неизвестен

Философия реализма восходит к Платону и получает развитие в Средние века. Средневековые мыслители были увлечены вопросом о реальном существовании универсалий, или общих понятий.

Примеров универсалий в любом языке предостаточно: растения, профессии, одежда — все это обобщения, объединяющие группы каких-то вещей. В зависимости от ответа на вопрос об их реальности различают три направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм как раз выступает ЗА реальное существование универсалий.

Реалисты Средневековья разделились на две группы:

  1. Крайний реализм пошел за Платоном с его идеей, что универсалии, находясь в недоступном для человеческого сознания мире, породили предметы. Если объяснять на пальцах, то некое глобальное ДЕРЕВО в высшем мире породило рябину у вас под окном.
  2. Умеренный реализм опирался на идеи Аристотеля и утверждал, что универсалии существуют в самих предметах, это их основа, скелет. То есть рябина под окном суть есть ДЕРЕВО, а потом уже все остальное. Универсалия — тот каркас, который делает вещь вещью.

Умеренным реалистом был знаменитый философ Фома Аквинский (1225–1274), который сформулировал основные тезисы средневекового реализма. По его задумке универсалии существуют в трех качествах:

  1. прообраз — «до вещей»;
  2. сущность — «в вещах»;
  3. представление — «после вещей».

*Карло Кривелли, Святой Фома Аквинский, 1476 г.

Философия реализма подразумевает существование объективной реальности вне зависимости от человеческого восприятия или познания.

Как развивался реализм в литературе и живописи

Краткий экскурс в философию не дает понимания, что же такое реализм в искусстве.

По сути, реализм в литературе и живописи это даже не стиль, а глобальная перестройка, пронизывающая все его виды, обнажающая кризисы (что это?) и противоречия общества.

Термин реализм (realisme) появился в 20-е годы XIX века во Франции. В его основе позднелатинское слово realis — действительный, вещественный.

Сначала реализмом в искусстве называли копирование действительности с перекосом в сторону вульгарщины.

В начале XIX века такой подход вызывал шок и неприязнь, ведь искусство призвано нести прекрасное, доброе, вечное, стремиться к идеалу, так зачем же тащить в эту чудную гавань всякие безобразия?!

Но прошло каких-то 20 лет, публика привыкла, и реализм перестал восприниматься чем-то дико скандальным.

Стало понятно, что реалисты изображают современную действительность, как она есть, без идеализации, мы бы сегодня сказали, без фотошопа.

*Слева реализм, справа классицизм. На фотографии Кейт Мосс — топ-модель нулевых.

Следующий уровень осознания нового направления в искусстве случился в 1850-е годы, когда в Париже прошла выставка Гюстава Курбье «Павильон реализма». Его картины вызывали бурю негодования, современники называли его социалистом, предавшим высокие идеалы искусства.

В литературе первым, кто назвал себя реалистом, был приятель Гюстава Курбье писатель Шанфлёри. Он же дает и первое определение реализму как художественному методу, а родоначальником этого метода называет своего кумира — Оноре Бальзака.

*Шанфлёри — первый самопровозглашенный писатель-реалист

В основе реализма по версии Шанфлёри и его единомышленников лежат искренность и наивность, выход за рамки стереотипов (что это?) и отказ от подражания любым образцам.

Признаки реализма в искусстве

Реализм — это крайне широкое направление в мировой культуре, произведения, выполненные в этом стиле, часто невозможно уложить в какие-то определенные рамки, но все же выделяют целый ряд характерных признаков:

  1. правдивость в изображении жизни;
  2. художественные образы соответствуют реальным явлениям действительности;
  3. отказ от каких-либо идеалов и образцов;
  4. через обращение к реальности человек познает окружающий мир и себя самого;
  5. невзирая на трагические конфликты, искусство реализма жизнеутверждающе;
  6. реализму важен социальный контекст, он ищет и находит новые векторы развития общественных и психологических отношений в обществе.

Проблема временных границ реализма

Реализм как художественное направление в искусстве не имеет четких границ. До сих пор распространено мнение, что черты реализма зарождаются в эпоху Возрождения.

Чего уж говорить, рисовать так, чтобы было похоже на правду, люди старались еще во времена наскальной живописи, но и Ренессанс, и вышедший из него классицизм (что это такое?) противоречат главному принципу реализма — они опираются на образцы античного искусства, изображают не реальную жизнь, а идеальную.

Трагедия Ренессанса в том, что ему не удалось объединить реальность и идеал, божественное и человеческое — все попытки оказались утопией (что это?).

Реализм начинает складываться как стиль во время расцвета Барокко и Классицизма в XVII веке.

На фоне двух мощных направлений в живописи того времени выделяются работы, которые нельзя отнести ни к тому ни к другому стилю.

Барочный реализм развивается в большей степени в протестантских Фландрии и Голландии, яркими его представителями являются Рембрандт, Карраччи, Веласкес и другие, менее именитые художники.

*Ян Стен, Городская школа, 1670 г.

Следующий виток развития реализма относится к XIX веку, применительно к нему используется устойчивый термин критический реализм.

В этот трудный период складывается новая идеология, и искусство активно подключается к социальным изменениям в общественной жизни.

Реалисты XIX века поднимают темы социальной несправедливости, пороков и проблем общества. Именно в это время наиболее ярко реализм проявляется в литературе.

В XX веке в России критический реализм трансформируется в социалистический, его еще называют «стиль Сталин». Такой вариант реализма был распространен в СССР и странах соцлагеря.

Главный посыл соцреализма — изображать то, что хочет видеть государство. Культура, в первую очередь, становится средством пропаганды и агитации.

*Максим Горький — отец-основатель соцреализма

Социалистический реализм стал официальным стилем страны советов с легкой руки Максима Горького, который сформулировал это название на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

*Федор Шурпин, Утро нашей родины, 1946–1948 гг.

Несмотря на то, что искусство оказалось «на посылках» у власти и официальной идеологии, шаг влево–шаг вправо считался попыткой к бегству и буквально карался расстрелом, соцреализм подарил нам потрясающих самобытных писателей, кинорежиссеров, художников, умудрившихся гармонично встроиться в систему.

Критический реализм в литературе

В 30-е годы XIX столетия реализм начинает понемногу смещать с пьедестала романтизм, но до середины века оба стиля идут рука об руку. В 50–70-е годы критический реализм полностью оформляется в полнокровный художественный стиль, определяя дальнейшее развитие мировой литературы.

Знаменитая фраза Фридриха Энгельса о реализме, изображающем «…типичные характеры в типичных обстоятельствах», дает нам ключ к пониманию сути этого направления в литературе.

Писатели-реалисты изображают жизнь такой, какой они видят ее изо дня в день. Эта обыденность знакома каждому, в героях узнаваемы люди из собственного окружения, сюжеты подсмотрены в жизни обычных обывателей.

Реалисты не склонны идеализировать своих героев, избегают мистики, изощренных форм и приемов. Их творчество — способ познания мира, раскрывающий его противоречия.

Характерные черты критического реализма в литературе:

  1. Принцип жизненной правды — изображение жизни, как она есть.
  2. Историзм — изучение явления в ретроспективе его развития — прошлого, настоящего и будущего. То, что происходит сейчас, для реалиста результат предыдущих событий.
  3. Социальные взаимоотношения — проблема личности и общества является основной в литературе реализма.
  4. Критическое изображение действительности — описание негативных явлений, обличение несправедливости и пороков общества.
  5. Жизнеутверждающее начало — реализму свойственно проявление патриотизма (что это?), вера в светлое будущее, сочувствие униженным и угнетенным.
  6. Психологизм — характеры героев раскрываются через их переживания.

Первыми ласточками критического реализма в зарубежной литературе становятся французы Оноре Бальзак (1799–1850), Стендаль (1783–1842) и Проспер Мериме (1803–1870). Приметы нового стиля явственно читаются в их творчестве, хотя в произведениях еще сильно влияние романтизма.

Русская литература благодаря Крылову, Грибоедову и Пушкину приходит к реализму даже немного раньше вечно опережающих нас французов. В России тоже в первой трети XIX века идет борьба романтизма и реализма.

С этой точки зрения показателен роман в стихах «Евгений Онегин», который Пушкин писал 7 лет. Поэт берется за роман в 1825 году, а заканчивает в 1832, на наших глазах превращаясь из романтика в реалиста. Смерть Ленского — это манифест окончательного разрыва Пушкина с идеалами романтизма.

*Е.П.Самокиш-Судковская, Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»

Неудивительно, что «Онегина» приняли в штыки все, кроме, разве что Белинского — Пушкин сотворил революцию в русской литературе, поставив ее на рельсы реализма.

После этого дело пошло как по маслу. Критический реализм в России с середины XIX века называют «натуральной школой» (Гоголь, Некрасов), а дальше произведения этого направления развиваются в поразительно глубокие психологические и даже философские тексты Гончарова, Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина и др.

Жив ли реализм сегодня?

В XX–XXI веках реализм становится всемирно известным художественным методом, пронизывающим всю мировую культуру. Меняется реальность, вслед за ней меняется и реализм, постоянно находясь в поисках новых форм, тем, героев.

Появляются новые течения, генетически связанные с реализмом — фотореализм и гиперреализм в живописи, непосредственно фотография, которая, пожалуй, как ничто другое изображает жизнь «как она есть». Современная литература несет в себе культурный код реализма.

Трансформируясь, реализм рождает новые литературные направления — «новый реализм», «неокритический реализм», «жестокий реализм» в русской прозе представлены в творчестве Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина, Павла Санаева и многих других.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Не люблю это направление в литературе. Хочется читать о чем-то возвышенном и вдохновляющем, серости и обыденности и так с головой хватает в реальной жизни.

«>

Любой творец смотрит на мир своим субъективным взглядом, именно поэтому в искусстве не может быть подлинного реализма, искусство лишь может создать то, во что мы готовы поверить.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/literatura/predstaviteli-realizma-v-literature.html
  • https://artchive.ru/encyclopedia/4293~realism
  • https://kratkoe.com/predstaviteli-realizma-v-literature/
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/realizm/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/realizm-ehto-literature-zhivopisi-filosofii.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт