Содержание
- 1 От Эзопа до Крылова
- 2 Содержание
- 3 Предостережение Зевса
- 4 Сочинения
- 5 О рифме, характерах героев
- 6 Басня «Лягушки, просящие царя»
- 7 Народность произведения
- 8 Взгляды Крылова и их выражение в баснях
- 9 В чем мораль басни
- 10 Мораль
- 11 Описание
- 12 Тест по басне
- 13 Мораль, анализ и смысл басни про лягушек Крылова
От Эзопа до Крылова
Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.
Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».
Содержание
Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.
Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.
Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.
Читайте также: Приключения Тома Сойера краткое содержание
Предостережение Зевса
Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя» — басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у известного баснописца имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.
Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» — предостерегает лягушек Зевс.
Проведённый анализ басни «Лягушки, просящие царя» поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.
Сочинения
Крылов — баснописец духа классицизма. В своих работах он использует аллегорию и очень часто берет для них историческую основу. Например, как в басне Лягушки просящие царя. Басня берет свою историю с 1809 года. Именно в том году Крылов пишет одну из своих работ. Сюжет же заимствует у Лафонтена, который в свое время, ссылаясь на работы Эзопа, написал свое одноименное творение. Теперь же нам предстоит исследовать басню Крылова и сделать ее анализ.
Анализ басни Лягушки просящие царя
В работе Крылова Лягушки, просящие царя, речь идет о лягушках. В самом начале мы видим, как им надоела свободная жизнь, не угодно им стало народное правление, вот и просят богов послать царя, тем самым заранее лишая себя свободы. И боги услышали лягушек, и присылают им спокойного, молчаливого, степенного правителя, который был что осиновый чурбан. Сначала лягушки его боялись, но потом поняли, что можно и на голову ему залезть. Правда им показалось, что можно еще лучшего царя получить, который бы славу принес их болоту.
И вот, появляется новый герой в лице Журавля. Теперь лягушки получили такого царя, который без разбора кто прав, а кто нет, обвинял и виновных сразу в рот себе сажал. Такого царя все теперь боялись и страшно было показываться ему, ведь сразу мог проглотить. Стали просить вновь богов о новом правителе, но те уже отказали в их назойливой просьбе. А дальше мы видим мораль басни. По просьбе лягушек им дали царя, но он оказался слишком тихим. Дали другого царя просителям, но тот уж очень лих. И Крылов, как заключение пишет, чтобы лягушки жили со вторым, а то ведь третий царь может оказаться еще хуже двух предыдущих.
Из басни следует, что мы должны ценить то, что есть, хоть по своей природе нам всегда хочется большего и лучшего. Ведь в действительности, как и в басне, часто получается прямо противоположный результат нашим желаниям.
Делая анализ басни, можно увидеть в изображенных лягушках простой народ, а вот в правителях Крылов, скорее всего, никого конкретного из царей не изображал. Возможно, в первом случае имеется ввиду царь Михаил, которому пришлось управлять государством в юном возрасте без жизненного опыта, а во втором варианте изображена жизнь при Петре Алексеевиче. Хотя, какой бы период не брать, между властью и народом всегда был и будет конфликт. Это нам и показано в басне Крылова.
Басню Лягушки, просящие царя можно прослушать у нас на сайте. Читает Павел Беседин.
Сочинение по басне «Лягушки, просящие царя»
А какую оценку поставите вы?
О рифме, характерах героев
Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящие царя»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком — ничком, рядом – задом, державу – славу.
Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором — болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».
Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».
Читайте также: Безумная Евдокия — краткое содержание драмы Алексина
Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:
- трусливыми;
- подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.
Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.
- Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
- Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.
Для автора кажется вздором и невероятной глупостью поменять волю на угнетённую жизнь.
Басня «Лягушки, просящие царя»
Прослушать басню «Лягушки, просящие царя»
Лягушкам стало не угодно Правление народно, И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить. Чтоб горю пособить, То стали у богов Царя они просить. Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно, На сей однако ж раз послушал их Зевес[1]: Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес, И плотно так он треснулся на царство, Что ходенем[2] пошло трясинно[3] государство: Со всех Лягушки ног В испуге пометались, Кто как успел, куда кто мог, И шопотом Царю по кельям[4] дивовались. И подлинно, что Царь на-диво был им дан: Не суетлив, не вертопрашен[5], Степенен, молчалив и важен; Дородством, ростом великан, Ну, посмотреть, так это чудо! Одно в Царе лишь было худо: Царь этот был осиновый чурбан[6]. Сначала, чтя его особу превысоку, Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то Украдкой, издали, сквозь аир[7] и осоку[8]; Но так как в свете чуда нет, К которому б не пригляделся свет, То и они сперва от страху отдохнули, Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули: Сперва перед Царем ничком; А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком: Дай попытаться сесть с ним рядом; А там, которые еще поудалей, К Царю садятся уж и задом. Царь терпит всё по милости своей. Немного погодя, посмотришь, кто захочет, Тот на него и вскочит. В три дня наскучило с таким Царем житье. Лягушки новое челобитье[9], Чтоб им Юпитер в их болотную державу Дал подлинно Царя на славу! Молитвам теплым их внемля, Послал Юпитер к ним на царство Журавля, Царь этот не чурбан, совсем иного нраву: Не любит баловать народа своего; Он виноватых ест: а на суде его Нет правых никого; Зато уж у него, Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа. На жителей болот Приходит черный год. В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и – проглотит. Вот пуще прежнего и кваканье, и стон, Чтоб им Юпитер снова Пожаловал Царя инова; Что нынешний их Царь глотает их, как мух; Что даже им нельзя (как это ни ужасно!) Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно; Что, наконец, их Царь тошнее им засух. «Почто ж вы прежде жить счастливо не умели? Не мне ль, безумные», вещал им с неба глас:
«Покоя не было от вас? Не вы ли о Царе мне уши прошумели? Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих: Вы взбунтовались в вашей луже, Другой вам дан – так этот очень лих: Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
Примечания
[1] Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. [2] Ходенём (устар.) – то же, что ходить ходуном, сильно сотрясаться. [3] Тряси́на – зыбкое место в болоте, поросшее ярко-зелёной травой и мхом, по которому опасно ходить. [4] Ке́лья – жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. [5] Вертопра́шный – несерьёзный, легкомысленный, ветреный. [6] Чурба́н – обрубок бревна. [7] Аи́р – вид прибрежных, водных и болотных многолетних трав. [8] Осо́ка – многолетняя (обычно болотная) трава с твердыми узкими и длинными листьями. [9] Челоби́тье – то же, что челобитная: письменное прошение, жалоба.
Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Лягушки, просящие царя. Цитируется как ироническая характеристика тех, кто ждет, чтобы все общественные проблемы были решены какой-либо внешней силой, кто ждет «твердой руки», «доброго царя».
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга вторая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946
Народность произведения
В басне «Лягушки, просящие царя» мораль можно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».
Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.
Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж – почему».
Взгляды Крылова и их выражение в баснях
В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.
Читайте также: СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА»
Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.
В чем мораль басни
Мораль басни — это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни «Лягушки, просящие царя», видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.
Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни «Лягушки, просящие царя».
Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал — не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.
Итак, анализ произведения и мораль басни «Лягушки, просящие царя» очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного
Скачать:
О том, как глупые лягушки просили у небес царя, и получили достойный ответ на свои молитвы, поведает басня «Лягушки просящие царя» Крылова.
Мораль
Мораль басни – стоит довольствоваться имеющимся. В произведении происходят одновременно забавные и печальные события. Лягушки умоляют дать им правителя, и сначала небеса отвечают на их молитвы, послав «осинового чурбана». Этому они не рады. Второй правитель – Журавль, поедающий лягушек. Баснописец демонстрирует ситуацию, когда народ не достоин иметь хорошего правителя. Голос с неба осуждает поведение лягушек, называя его безумным. Также И. А. Крылов показывает, что глупый народ может отказаться от собственной свободы ради призрачных ценностей. Добавить в избранное
Басня «Лягушки, просящие Царя» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1809 г. Дата написания произведения неизвестна. Крылов относил эту басню к числу «переводов или подражаний». Она представляет собою переработку одноименной басни Лафонтена («Les grenouilles qui demandent un roi»). Последняя в свою очередь восходит к басне Эзопа. В этой статье представлены материалы о морали басни «Лягушки, просящие Царя» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Лягушки, просящие «Царя» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Лягушки, просящие Царя» заключается в том, что порой люди жалуются на слишком мягкий характер своего начальника, но, когда на его место приходит бессердечный самодур, те жалеют, что не ценили старого начальника. Басня напоминает о том, как важно ценить то хорошее, что мы имеем в нашей жизни. Также мораль басни состоит в том, что люди, которые не знают, чего хотят, и действуют необдуманно, чаще всего терпят неудачу в своих делах. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!…»
Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
Дали нагому рубашку, а он говорит: толста.
Не делай людям добра — не увидишь от них лиха.
Дурак с дураком водились, друг на друга дивились.
Дурака никаким лекарством не вылечишь.
Прошлого не воротишь: не на конях, не заворотишь.
Было мыло, стало сало.
Это были материалы о морали басни «Лягушки, просящие Царя» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Описание
Басню “Лягушки, просящие царя” читать нужно как аллегорию, подобно и другим произведениям Крылова. В ее тексте легко увидеть аналогию между образами лягушек и обывателей, вечно недовольных тем, как ими правят. В то же время форма дала возможность баснописцу выразить свои взгляды на свободомыслие и государственное устройство. Изучение его на уроке литературы предоставляет возможность понять, что поэт видел недостатки монархического строя, но не видел выхода из этого положения. Ведь, по его мнению, народ совершенно безынициативен: не иметь правителя, то есть с возможностью свободной жизни, он не способен, что ясно изложено в стихе.
Таким образом получается, что несовершенный правитель, которого легко увидеть в персонажах басни Крылова “Лягушки, просящие царя”, все же лучше, чем его отсутствие. Если произведение скачать бесплатно, прочесть онлайн или в книге, то легко увидеть, что его автор видел решение проблемы реорганизации общества в том, чтобы оно развивалось и реформировалось постепенно. Достаточно басню “Лягушки, просящие царя” читать полностью, чтобы увидеть, что поэт ратует за то, чтобы не рубить сплеча, а положиться на естественный путь движения социума.
Тест по басне
- Вопрос 1 из 10
Что лягушки просили у богов?</h3>
- <label>Воли</label>
- <label>Царя</label>
- <label>Счастья</label>
(новая вкладка)
Слушать текст басни онлайн:
Мораль, анализ и смысл басни про лягушек Крылова
Главная мысль и мораль этого произведения – нужно быть довольным тем, что имеешь. В басне мы видим разные события — смешные и печальные. Лягушки просят, сильно хотят и молятся о своем желании — дать Царя. Небеса милостиво отвечают на молитвы и посылают «осиновый чурбан».
Лягушки не довольны. Они молятся вновь! ЗА более лучшего царя. Второй царь — Журавль, но он нагло ест лягушек. Баснописец Крылов этим хочет показать, что народ всегда достоин своего правителя.
Также в этой басне есть намек на то, что народ иногда ведет себя глупо, прося царя и отказываясь от своей свободы.
Чтобы представить басню во всей яркости и понять лучше, посмотрите видео:
Используемые источники:
- https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/lyagushki-prosyashchie-carya-istoriya-sozdaniya.html
- https://frigato.ru/basni/krylov/1112-lyagushki-prosyaschie-carya.html
- https://www.literaturus.ru/2018/06/moral-basni-ljagushki-prosjashhije-carja-krylov.html
- https://obrazovaka.ru/biblioteka/krylov/lyagushki-prosyashhie-carya-chitat-online
- https://detskie-stihi.ru/basnya-lyagushki-prosyashhie-czarya-i-krylov/