Басня крылова лягушки просящие царя краткое содержание. Сочинение по басне «Лягушки, просящие царя

От Эзопа до Крылова

Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.

Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».

Содержание

Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.

Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.

Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.

Читайте также:  Приключения Тома Сойера краткое содержание

Предостережение Зевса

Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя» басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у известного баснописца имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.

Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» — предостерегает лягушек Зевс.

Проведённый анализ басни «Лягушки, просящие царя» поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.

Сочинения

Крылов — баснописец духа классицизма. В своих работах он использует аллегорию и очень часто берет для них историческую основу. Например, как в басне Лягушки просящие царя. Басня берет свою историю с 1809 года. Именно в том году Крылов пишет одну из своих работ. Сюжет же заимствует у Лафонтена, который в свое время, ссылаясь на работы Эзопа, написал свое одноименное творение. Теперь же нам предстоит исследовать басню Крылова и сделать ее анализ.

Анализ басни Лягушки просящие царя

В работе Крылова Лягушки, просящие царя, речь идет о лягушках. В самом начале мы видим, как им надоела свободная жизнь, не угодно им стало народное правление, вот и просят богов послать царя, тем самым заранее лишая себя свободы. И боги услышали лягушек, и присылают им спокойного, молчаливого, степенного правителя, который был что осиновый чурбан. Сначала лягушки его боялись, но потом поняли, что можно и на голову ему залезть. Правда им показалось, что можно еще лучшего царя получить, который бы славу принес их болоту.

lyag-b.jpg

И вот, появляется новый герой в лице Журавля. Теперь лягушки получили такого царя, который без разбора кто прав, а кто нет, обвинял и виновных сразу в рот себе сажал. Такого царя все теперь боялись и страшно было показываться ему, ведь сразу мог проглотить. Стали просить вновь богов о новом правителе, но те уже отказали в их назойливой просьбе. А дальше мы видим мораль басни. По просьбе лягушек им дали царя, но он оказался слишком тихим. Дали другого царя просителям, но тот уж очень лих. И Крылов, как заключение пишет, чтобы лягушки жили со вторым, а то ведь третий царь может оказаться еще хуже двух предыдущих.

Из басни следует, что мы должны ценить то, что есть, хоть по своей природе нам всегда хочется большего и лучшего. Ведь в действительности, как и в басне, часто получается прямо противоположный результат нашим желаниям.

Делая анализ басни, можно увидеть в изображенных лягушках простой народ, а вот в правителях Крылов, скорее всего, никого конкретного из царей не изображал. Возможно, в первом случае имеется ввиду царь Михаил, которому пришлось управлять государством в юном возрасте без жизненного опыта, а во втором варианте изображена жизнь при Петре Алексеевиче. Хотя, какой бы период не брать, между властью и народом всегда был и будет конфликт. Это нам и показано в басне Крылова.

Басню Лягушки, просящие царя можно прослушать у нас на сайте. Читает Павел Беседин.

Сочинение по басне «Лягушки, просящие царя»

А какую оценку поставите вы?

О рифме, характерах героев

Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящие царя»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком — ничком, рядом – задом, державу – славу.

Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором — болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».

Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».

Читайте также:  Безумная Евдокия — краткое содержание драмы Алексина

Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:

  • трусливыми;
  • подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.

Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.

  • Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
  • Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.

Для автора кажется вздором и невероятной глупостью поменять волю на угнетённую жизнь.

Басня «Лягушки, просящие царя»

Прослушать басню «Лягушки, просящие царя»

456132.jpg Лягушкам стало не угодно Правление народно, И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить. Чтоб горю пособить, То стали у богов Царя они просить. Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно, На сей однако ж раз послушал их Зевес[1]: Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес, И плотно так он треснулся на царство, Что ходенем[2] пошло трясинно[3] государство: Со всех Лягушки ног В испуге пометались, Кто как успел, куда кто мог, И шопотом Царю по кельям[4] дивовались. И подлинно, что Царь на-диво был им дан: Не суетлив, не вертопрашен[5], Степенен, молчалив и важен; Дородством, ростом великан, Ну, посмотреть, так это чудо! Одно в Царе лишь было худо: Царь этот был осиновый чурбан[6]. Сначала, чтя его особу превысоку, Не смеет подступить из подданных никто:

Со страхом на него глядят они, и то Украдкой, издали, сквозь аир[7] и осоку[8]; Но так как в свете чуда нет, К которому б не пригляделся свет, То и они сперва от страху отдохнули, Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули: Сперва перед Царем ничком; А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком: Дай попытаться сесть с ним рядом; А там, которые еще поудалей, К Царю садятся уж и задом. Царь терпит всё по милости своей. Немного погодя, посмотришь, кто захочет, Тот на него и вскочит. В три дня наскучило с таким Царем житье. Лягушки новое челобитье[9], Чтоб им Юпитер в их болотную державу Дал подлинно Царя на славу! Молитвам теплым их внемля, Послал Юпитер к ним на царство Журавля, Царь этот не чурбан, совсем иного нраву: Не любит баловать народа своего; Он виноватых ест: а на суде его Нет правых никого; Зато уж у него, Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа. На жителей болот Приходит черный год. В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и – проглотит. Вот пуще прежнего и кваканье, и стон, Чтоб им Юпитер снова Пожаловал Царя инова; Что нынешний их Царь глотает их, как мух; Что даже им нельзя (как это ни ужасно!) Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно; Что, наконец, их Царь тошнее им засух. «Почто ж вы прежде жить счастливо не умели? Не мне ль, безумные», вещал им с неба глас:

«Покоя не было от вас? Не вы ли о Царе мне уши прошумели? Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих: Вы взбунтовались в вашей луже, Другой вам дан – так этот очень лих: Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Примечания

[1] Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. [2] Ходенём (устар.) – то же, что ходить ходуном, сильно сотрясаться. [3] Тряси́на – зыбкое место в болоте, поросшее ярко-зелёной травой и мхом, по которому опасно ходить. [4] Ке́лья – жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. [5] Вертопра́шный – несерьёзный, легкомысленный, ветреный. [6] Чурба́н – обрубок бревна. [7] Аи́р – вид прибрежных, водных и болотных многолетних трав. [8] Осо́ка – многолетняя (обычно болотная) трава с твердыми узкими и длинными листьями. [9] Челоби́тье – то же, что челобитная: письменное прошение, жалоба.

Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Лягушки, просящие царя. Цитируется как ироническая характеристика тех, кто ждет, чтобы все общественные проблемы были решены какой-либо внешней силой, кто ждет «твердой руки», «доброго царя».

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга вторая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Народность произведения

В басне «Лягушки, просящие царя» мораль можно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».

Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.

Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж – почему».

Взгляды Крылова и их выражение в баснях

В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.

Читайте также:  СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА»

Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.

В чем мораль басни

Мораль басни — это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни «Лягушки, просящие царя», видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.

Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни «Лягушки, просящие царя».

Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал — не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.

Итак, анализ произведения и мораль басни «Лягушки, просящие царя» очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного

Скачать:

О том, как глупые лягушки просили у небес царя, и получили достойный ответ на свои молитвы, поведает басня «Лягушки просящие царя» Крылова.

Мораль

Мораль басни – стоит довольствоваться имеющимся. В произведении происходят одновременно забавные и печальные события. Лягушки умоляют дать им правителя, и сначала небеса отвечают на их молитвы, послав «осинового чурбана». Этому они не рады. Второй правитель – Журавль, поедающий лягушек. Баснописец демонстрирует ситуацию, когда народ не достоин иметь хорошего правителя. Голос с неба осуждает поведение лягушек, называя его безумным. Также И. А. Крылов показывает, что глупый народ может отказаться от собственной свободы ради призрачных ценностей. Добавить в избранное

Басня «Лягушки, просящие Царя» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1809 г. Дата написания произведения неизвестна. Крылов относил эту басню к числу «переводов или подражаний». Она представляет собою переработку одноименной басни Лафонтена («Les grenouilles qui demandent un roi»). Последняя в свою очередь восходит к басне Эзопа. В этой статье представлены материалы о морали басни «Лягушки, просящие Царя» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Лягушки, просящие «Царя» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Лягушки, просящие Царя» заключается в том, что порой люди жалуются на слишком мягкий характер своего начальника, но, когда на его место приходит бессердечный самодур, те жалеют, что не ценили старого начальника. Басня напоминает о том, как важно ценить то хорошее, что мы имеем в нашей жизни. Также мораль басни состоит в том, что люди, которые не знают, чего хотят, и действуют необдуманно, чаще всего терпят неудачу в своих делах. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

«Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих: 

Вы взбунтовались в вашей луже, 

Другой вам дан — так этот очень лих: 

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!…» 

Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:

Дали нагому рубашку, а он говорит: толста. 

Не делай людям добра — не увидишь от них лиха. 

Дурак с дураком водились, друг на друга дивились. 

 Дурака никаким лекарством не вылечишь. 

Прошлого не воротишь: не на конях, не заворотишь. 

Было мыло, стало сало.

Это были материалы о морали басни «Лягушки, просящие Царя» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Описание

Басню “Лягушки, просящие царя” читать нужно как аллегорию, подобно и другим произведениям Крылова. В ее тексте легко увидеть аналогию между образами лягушек и обывателей, вечно недовольных тем, как ими правят. В то же время форма дала возможность баснописцу выразить свои взгляды на свободомыслие и государственное устройство. Изучение его на уроке литературы предоставляет возможность понять, что поэт видел недостатки монархического строя, но не видел выхода из этого положения. Ведь, по его мнению, народ совершенно безынициативен: не иметь правителя, то есть с возможностью свободной жизни, он не способен, что ясно изложено в стихе.

Таким образом получается, что несовершенный правитель, которого легко увидеть в персонажах басни Крылова “Лягушки, просящие царя”, все же лучше, чем его отсутствие. Если произведение скачать бесплатно, прочесть онлайн или в книге, то легко увидеть, что его автор видел решение проблемы реорганизации общества в том, чтобы оно развивалось и реформировалось постепенно. Достаточно басню “Лягушки, просящие царя” читать полностью, чтобы увидеть, что поэт ратует за то, чтобы не рубить сплеча, а положиться на естественный путь движения социума.

Тест по басне

  1. Вопрос 1 из 10

    Что лягушки просили у богов?</h3>

    • <label>Воли</label>
    • <label>Царя</label>
    • <label>Счастья</label>

(новая вкладка)

Слушать текст басни онлайн:

Мораль, анализ и смысл басни про лягушек Крылова

Главная мысль и мораль этого произведения – нужно быть довольным тем, что имеешь. В басне мы видим разные события — смешные и печальные. Лягушки просят, сильно хотят и молятся о своем желании — дать Царя. Небеса милостиво отвечают на молитвы и посылают «осиновый чурбан».

Лягушки не довольны. Они молятся вновь! ЗА более лучшего царя. Второй царь — Журавль, но он нагло ест лягушек. Баснописец Крылов этим хочет показать, что народ всегда достоин своего правителя.

Также в этой басне есть намек на то, что народ иногда ведет себя глупо, прося царя и отказываясь от своей свободы.

Чтобы представить басню во всей яркости и понять лучше, посмотрите видео:

Используемые источники:

  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/lyagushki-prosyashchie-carya-istoriya-sozdaniya.html
  • https://frigato.ru/basni/krylov/1112-lyagushki-prosyaschie-carya.html
  • https://www.literaturus.ru/2018/06/moral-basni-ljagushki-prosjashhije-carja-krylov.html
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/krylov/lyagushki-prosyashhie-carya-chitat-online
  • https://detskie-stihi.ru/basnya-lyagushki-prosyashhie-czarya-i-krylov/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт