Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — анализ эпизода и характеристика поведения Андрея Болконского

Содержание:

Историческая справка о битве

Аустерлицкое сражение состоялось 20 ноября 1805 года. В нем принимали участие армия Франции и объединенные силы Александра I (Россия) и Франца II (Австрия).Третья Антифранцузская коалиция уже одержала несколько побед — только что силы Наполеона были разбиты в битве при Шенграбене. Это ослепило правителей Австрии и России. Они решили идти в наступление, хотя Кутузов сразу предсказал, что сражение под Аустерлицем будет проиграно.

Важно! В начале битвы силы Наполеона были меньшими, чем у противника — у него было более 73 тысяч солдат и почти 140 орудий. Коалиция имела более 85 тысяч солдат и почти 300 орудий. Но в ходе сражения потери России и Австрии оказались намного больше: они утратили почти 16 тысяч человек и более 20 тысяч оказалось в плену, тогда как Франция потеряла 1300 человек и около 600 солдат попали в плен.

Рис. 1. Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году. Б. П. Виллевальде</figcaption>

Описание сражения

Автор описывает битву с двух сторон, ярко противопоставляя силы Франции и Коалиции. Если войска Наполеона идут в бой слаженно и уверенно, то их противник находится в смятении, войска коалиции неорганизованны и напуганы.Особое внимание Толстой уделяет описанию пейзажа — природа выступает нейтральным фоном, декорацией. Над воюющими одно и то же яркое голубое небо и солнце, равнодушно освещающие землю, на которой ликуют одни и умирают другие. В бой решено вступить утром, чтобы успеть закончить сражение до наступления темноты. С рассветом солдаты двинулись колоннами на врага, но никто не видел друг друга из-за густого тумана. Они бредут в неизвестности, чтобы убивать по приказу начальства, как велит их долг. Солдаты дезориентированы и спрашивают друг у друга, где остальные войска. Их утешает лишь то, что они окружены такими же солдатами. Пехотинцы долго маршируют в тумане, и тут между ними начинается смятение — командование решило, что между флангами слишком большое расстояние и его надо заполнить. Кавалерия двигается резко влево, что приводит к беспорядку в рядах. Все это Наполеон наблюдал, находясь на вершине холма Журань, и отлично видел противника, который беспорядочно копошился внизу. К тому моменту, когда он решил наступать, видимость была уже отличной, а противники устали и ослабели. Рис. 2. Егеря-гвардейцы под Аустерлицем. Авттор Кейт Рокко</figcaption>Кутузов также выжидал до последнего, но все же ему пришлось отправить в бой войска по приказу неопытного императора. К тому моменту, когда командиры русской армии смогли увидеть, где расположен противник, было уже поздно — оказалось, что он намного ближе, чем ожидалось. Солдаты в панике отступали в полном беспорядке и захватили с собой Кутузова. В этот момент Болконский подхватил знамя и ринулся вперед, поведя за собой войско. Несмотря на сопротивление, к вечеру французы разбили врага по всем флангам. Оставшиеся в живых бежали кто куда и их вдогонку расстреливали из пушек.

Образы главнокомандующих у Толстого

Описывая предысторию и ход сражения, писатель большое внимание уделяет описанию главнокомандующих армиями: Александру I, Францу II, Кутузову и Наполеону. Их тщеславие и гордыню он называет главными причинами поражения. Правители России и Австрии были ослеплены своей победой ранее и хотели как можно быстрее добить противника, не обдумав как следует сражение и не учитывая возможные перспективы. Совет перед битвой он называет “парадом тщеславия”, а не обсуждением стратегии.Они приняли план Франца Вейротера, хотя Кутузов и считал его заведомо проигрышным. Он, как опытный генерал, понимал, что так Наполеона не получится победить, но никто его не слушал. В результате Кутузов просто устранился от беседы и проспал большую часть времени. Он понял, что его считают неподходящим для этого места. Кутузов понимал, что Наполеон готовит западню противнику, но не мог разгадать ее суть. Поэтому он как можно дольше оттягивал вступление в бой русских солдат. В результате император просто заставил его это сделать. Но это было ошибкой — страна понесла огромные потери, а армия утратила боевой дух. Толстой показывает, как самодовольные и напыщенные предводители коалиции в  ходе сражения превращаются в испуганных и растерянных людей. Они не знают, как поступить, и шокированы происходящим. Императоры бежали с боя, а Франц II — сдается и принимает все условия Наполеона. Рис. 3. Панорамный вид на Аустерлицкое сражение 2 декабря 1805 года. Жан-Антуан-Симеон Форт</figcaption>

Андрей Болконский в Аустерлицком сражении

Эта битва показана также через личные переживания главного героя романа — князя Болконского. Он в то время был адъютантом Кутузова, присутствовал на совете и понимал, что скорее всего сражение будет проиграно. Его поражала неорганизованность руководителей войск и он считал преступным такое отношение к живым людям, которых они обрекают на гибель. Однако как дворянин он не мог отступить, к тому же, он мечтал прославиться, хотя никому в этом не признавался. В ходе битвы Андрей совершил героический поступок — он поддержал войско и повел его за собой в решающий момент. Толстой описывает его поступок очень просто и обыденно, без какого-либо пафоса. Главным в этой битве для Болконского становится ранение — он падает и смотрит на небо.

Важно! Этот момент — один из самых знаменитых в романе-эпопее. Герой смотрит на Небо над Аустерлицем и понимает тщетность всего происходящего, он осознает, насколько глупо и бессмысленно вести войны, понимает, что хочет только одного — жить в мире, дома с родными.

В романе Толстого “Война и мир” Аустерлицкое сражение описано как бессмысленное и жестокое событие. Автор показывает бушующие страсти, чудовищные смерти и кровавые битвы. Но при этом равнодушно говорит о том, что все это — лишь страница истории, стрелки на часах, которые отсчитывают время человечества. Для лучшего понимания этого важного эпизода произведения рекомендуем просмотреть отрывок экранизации романа “Война и мир”, в котором показано Аустерлицкое сражение.

Еще материалы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»:

  • Семья Курагиных в романе
  • Князь Андрей Болконский — характеристика персонажа
  • Образ Наташи Ростовой
  • «Пьер в плену» — анализ эпизода
  • Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Василий Денисов — характеристика и образ героя в романе
  • Пейзаж в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» — роль природы в произведении
  • Наташа Ростова и Пьер Безухов — характеристика героев
  • Дуэль Пьера Безухова и Федора Долохова в романе
  • Тема семьи в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Анатоль Курагин — характеристика князя
  • Княжна Элен Курагина — характеристика героини романа
  • Андрей Болконский и Пьер Безухов — духовные искания героев
  • Описание дуба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Характеристика Николая Ростова в романе
  • Главные герои «Война и мир» — характеристика мужских и женских образов
  • Шенграбенское сражение в романе Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» 

Тест для закрепления материала

  1. 1В каком году произошло Аустерлицкое сражение?
    • <label>1810</label>
    • <label>1802</label>
    • <label>1805</label>

    Вопрос 1 из 5

  2. 2Против Наполеона в нем выступили войска:
    • <label>России и Австрии</label>
    • <label>России и Англии</label>
    • <label>России и Чехии</label>

    Вопрос 2 из 5

  3. 3Что Лев Толстой называет главной причиной поражения Коалиции?
    • <label>Гордыню и тщеславие главнокомандующих</label>
    • <label>Недостаток вооружения</label>
    • <label>Трусость солдат</label>

    Вопрос 3 из 5

  4. 4Почему в начале битвы войска коалиции были дизориентированы?
    • <label>Из-за плохого командования</label>
    • <label>Из-за густого тумана</label>
    • <label>Из-за предыдущих битв</label>

    Вопрос 4 из 5

  5. 5Кто из героев романа совершил в ходе Аустерлицкого сражения подвиг?
    • <label>Андрей Болконский</label>
    • <label>Михаил Кутузов</label>
    • <label>Александр I</label>

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Князь Андрей Болконский является одним из главных героев знаменитого романа «Война и мир» Толстого. Князь Андрей оказывается участником Аустерлицкого сражения и в ходе этой битвы совершает подвиг, рискуя своей жизнью. В этой статье представлено описание подвига Болконского в Аустерлицком сражении в цитатах из романа «Война и мир».Смотрите:— Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»— Характеристика Андрея Болконского— Все материалы по роману «Война и мир»

Подвиг Андрея Болконского в Аустерлицком сражении: описание в цитатах

Битва под Аустерлицем — одно из сражений Русско-австро-французской войны, произошедшее в 1805 г. В этом сражении русско-австрийская армия терпит поражение от французской армии императора Наполеона. В период, когда происходит Аустерлицкое сражение, Андрей Болконский служит адъютантом (помощником) главнокомандующего Кутузова:

«У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова.» (о Болконском, том 1 часть 1 глава I)

В ходе Аустерлицкого сражения князь Андрей все время находится рядом с Кутузовым, в его свите, выполняя его поручения:

«Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.» (Кутузов — Болконскому, том 1 часть 3 глава XV) 

«Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад.» (том 1 часть 3 глава XV)

В ходе сражения Кутузов и его свита, в том числе Андрей Болконский, попадают под обстрел французов. Русские солдаты начинают бежать прочь с поля боя. Кутузова печалит это зрелище, он просит остановить разбегающихся солдат, но это оказывается невозможно:

«Смешанные, все увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой. <…> 

— Раны не здесь, а вот где! — сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. — Остановите их! — крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо. 

Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад. Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться.» (том 1 часть 3 глава XVI)

Здесь же под обстрелом французов Кутузов и Болконский видят батальон русской пехоты, который стоит в нерешительности — не идет на врага и не убегает с поля боя. Болконский видит, как раненый подпрапорщик из этого батальона роняет знамя на землю:

«…Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими.» 

«Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат. Солдаты без команды стали стрелять.» (том 1 часть 3 глава XVI)

Князь Андрей чувствует стыд за то, что часть русского войска сбежала из-под огня. В этот момент Андрей Болконский совершает подвиг: под обстрелом французов он подбегает к тому расстроенному русскому батальону, подбирает упавшее знамя и с криками «Ура!» зовет солдат в бой. Батальон поддерживает храброго офицера Болконского и следует в бой за ним:

«…князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени. 

— Ребята, вперед! — крикнул он детски-пронзительно. 

«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало. 

— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.  

Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном.» (том 1 часть 3 глава XVI)

Вскоре князь Андрей получает ранение и теряет сознание:

«Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкой палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. <…>

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», подумал он и упал на спину.» (том 1 часть 3 глава XVI)

Тем временем Аустерлицкое сражение подходит к концу, французская армия под управлением Наполеона выходит победителем в этой битве:

«В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах.» (том 1 часть 3 глава XVIII)

Когда Наполеон объезжает поле боя, он замечает раненого Болконского и отправляет его в перевязочный пункт:

«…отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).» 

«— А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!» (том 1 часть 3 глава XIX)

В результате князь Андрей попадает в плен к французам, как и много других русских офицеров в тот день:

«Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь.» (о Болконском, том 1 часть 3 глава XIX) 

«— Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, — сказал другой офицер.» (том 1 часть 3 глава XIX)

В конце концов французы оставляют раненого Болконского на попечение местных жителей, считая его безнадежным больным:

«Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.» (том 1 часть 3 глава XIX)

Тем временем семья Болконского получает известие о его гибели. Спустя несколько месяцев князь Андрей возвращается домой в Россию:

«Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё-таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где-нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести.» (том 2 часть 1 глава VII)

После Аустерлицкого сражения Андрей Болконский чувствует разочарование в военной службе. Какое-то время он избегает участия в военных действиях:

«Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения.» (том 2 часть 2 глава VIII) 

«После Аустерлица! — мрачно сказал князь Андрей. — Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду.» (том 2 часть 2 глава XI)

Это было описание подвига Болконского в Аустерлицком сражении в цитатах из романа «Война и мир» Льва Толстого.Смотрите:— Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»— Характеристика Андрея Болконского— Все материалы по роману «Война и мир»

ПЕРЕСКАЗ.

Том 2 часть 3 глава XIV.

Екатерининский вельможа давал бал 31 декабря накануне 1810 года.

На нём был сам государь. Набережная освещалась многочисленными огнями, подъезжали кареты знатных людей.

У Ростовых заканчивались последние приготовления.

Наташа ехала на первый в своей жизни бал. «Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности».

Наташа представляла, что ждёт её на балу, была уверена, что это будет что-то прекрасное. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет».

Она старалась вести себя так, как это необходимо на балу: «…постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале».

«…свет и блеск еще более ослепил ее». Она с интересом смотрела вокруг, на красивых дам, на себя в зеркале.

«Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее».

Наташа слышала, как рядом стоящие дамы обсуждали проходящих мимо: вот красавица Элен Курагина, её брат Анатоль, Пьер Безухов (над ним посмеивались, говорили, что он рядом с женой выглядит, «как шут гороховый».

Наташа обрадовалась, увидев знакомое лицо Пьера. Пьер подошёл к Андрею Болконскому, которого Наташа узнала (он ночевал в их имении Отрадном). Он «показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим». Она услышала нелестную характеристику Андрея со стороны Перонской: «И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие‑то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него».

Вошёл государь. Всем хотелось подойти к нему поближе. «Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед».

Все начали готовиться к польскому танцу. Наташа вдруг почувствовала, что «она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский».Она стояла, «сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! – думала она. – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

«Соня и она стояли одни, как в лесу, в этой чуждой толпе, никому не интересные и не нужные».

Пьер обратился к Андрею: «Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegée, Ростова молодая, пригласите её».

Андрей пошёл приглашать Наташу.

«Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой».

Андрей пригласил Наташу на тур вальса.

«Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно».

Автор сравнивает Наташу с Элен.

«Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Чувства Андрея: «…но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих».

Наташу танцевала весь вечер, её многие приглашали, несколько раз она танцевала с Андреем.

Андрей «любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею».

«…князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию».

«Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».

Пьер был оскорблён тем положением, которое занимала в свете его жена. Он был угрюм. Когда Наташа прошла мимо него и сказала, что так весело, она не могла понять состояние Пьера: «Как могут они быть недовольны чем‑то, – думала Наташа. – Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы».

 

КОММЕНТАРИЙ.

Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень важен и в сюжете романа, и в раскрытии характеров героев, и в освещении проблем произведения.

Первый бал в жизни девушки – значимое событие. Её увидит свет, оценит, это своеобразный «показ» будущих невест. Автор сумел передать и волнение Наташи перед балом, и её восторженность, удивление, восхищение происходящим, и настоящее горе, когда шестнадцатилетняя девушка вдруг поняла, что её никто не приглашает, и настоящее счастье от того, что её заметили, что она танцевала весь вечер.

В данном эпизоде раскрываются герои, их внутренний мир: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пер Безухов.

Именно на балу происходит знакомство двух главных героев романа. Этот эпизод – важная часть сюжета произведения.

Читатель видит свет, его нравы, взгляды, оценки представителей высшего общества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

.

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.

Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.

И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой-то степени действительно становится героем-спасителем.

В ходе боя французы нанесли внезапный удар по русской армии: «Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами». Началась паника, неразбериха, русские бросились бежать. И в ту минуту князь Андрей понял, что вот он, его Тулон, именно сейчас суждено сбыться его честолюбивым мечтам: «Вот она, наступила решительная минута!» И как бы подтверждая эти мысли Болконского, Кутузов «дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом» обратился за помощью именно к князю: «Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?» А князь Андрей хватает знамя, бежит в атаку, солдаты следуют его примеру. «Вот она!» – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него». Но честолюбивым мечтам князя не суждено было сбыться. Его ранили.

Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой-эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.

Андрей упал, и его глазам открылось высокое аустерлицкое небо: «Над ним не было ничего уже, кроме неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю мелочность своих мечтаний и честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть что-то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор».

И именно в этот момент Болконский увидел своего кумира – Наполеона, увидел тот идеал, к которому он так стремился. Перед Андреем «был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком…» Это высокое небо Аустерлица помогло Андрею увидеть самого себя, того, прежнего. Теперь Андрей изменился, ему уже не был интересен Наполеон и все связанное с ним, потому что он теперь иначе понимал жизнь: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

На аустерлицком поле князь Андрей как бы заново родился, обновился. Начиналась новая жизнь, полная исканий, надежд, «начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/austerlickoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir.html
  • https://www.literaturus.ru/2020/01/podvig-andreja-bolkonskogo-v-austerlickom-srazhenii.html
  • http://literatura-ege.ru/л-н-толстой-война-и-мир-небо-под-ауст/
  • https://lit.wikireading.ru/44558

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт