Содержание
- 1 Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта
- 2 Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
- 3 Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
- 4 Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»
- 5 «Я мечтою ловил уходящие тени…» К.Бальмонт
- 6 Послушайте стихотворение Бальмонта Я мечтою ловил
- 7 Темы соседних сочинений
- 8 Картинка к сочинению анализ стихотворения Я мечтою ловил
- 9 Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени.
Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта
Константин Дмитриевич Бальмонт относится к плеяде старших символистов Серебряного века. Примером лирики подобного направления служит стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».
Стихотворение написано в 1894 году. Его автору исполнилось 27 лет, он выпустил сборник стихов «Под северным небом», достаточно тепло принятый критикой, занялся переводческой деятельностью. Но еще несколько лет назад после разрыва с родителями он бедствовал и сомневался в своих литературных способностях.
По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Большинство рифм открытые, много глагольных. Лирический герой — сам поэт. Композиция единая, одночастная: герой поднимается по ступеням. Стихотворение не относится к лучшим образцам поэзии К. Бальмонта, оно типично для тогдашнего символизма.
Человек здесь поставлен в центр мироздания: в Библии лестница спускается с небес на землю, здесь — наоборот. Герой не раздумывая совершает подъем на некую грандиозную башню, возможно, ту самую, Вавилонскую. Впрочем, о том, что ждет его наверху, не сообщается. Есть сходство со стихотворением Ф. Тютчева «Сон на море», персонаж которого также в мечтах покидает Землю. Невесомость и волшебное происхождение лестницы подчеркивает олицетворение «дрожали ступени». Много раз повторяются глаголы, создавая иллюзию восхождения: наступила, рисовались, дрожали.
Есть и другие повторы: уходящие тени, тем ясней, уж ночь. Лексика возвышенная. Сравнение: сияньем словно ласкали. Антитеза: ночь для Земли, для меня дневное светило. Эпитеты: дремлющих, огневое, отуманенный. Инверсия: сверкали выси. Синекдоха: ступени под ногой. Звукопись: шипящие и свистящие согласные.
Прописная буква в написании слов: Небес, Земли. Так поэт подчеркивает, что это аллегории, метафоры, что он идет не в открытый космос, а в мир мечты и фантазии. В переносном смысле поэт говорит о восхождении к вершинам мастерства: я узнал, как ловить. Но и останавливаться на достигнутом он не собирается: и все выше я шел. Последнее четверостишие возвращает читателя к первому.
Конец XIX века был переломным для становления К. Бальмонта как поэта. Получив поддержку В. Брюсова, поэт все смелее ищет себя в литературе, его слог становится музыкальнее, а темы — разнообразнее. Примером такого поиска является стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».
В период расцвета творческой деятельности Константин Бальмонт часто экспериментировал в разных направлениях и стилистиках. В это время символизм поэта окрашивается в романтические тона, когда на философские темы автор может говорить с определенной долей изящества, восторга и красоты. Такая тенденция прослеживается в большом количестве стихотворений Бальмонта, и произведение под названием «Я мечтою ловил уходящие тени…», которое было написано в 1895 году, не является исключением. Главная тема стихотворения не несет в себе возвышенного или романтического оттенка, напротив — она достаточно прозаична. Бальмонт рассказывает о своем творческом пути, но столь виртуозно, что сразу понять мысль, которую он хочет донести, не так-то просто. Начало своей литературной деятельности автор описывает с некоторой долей иронии: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». В общем контексте произведения эти стихотворные строки говорят читателю о том, что Бальмонт упорно шел к достижению своей цели, мечтая добиться славы и признания у людей. Но не только честолюбивые помыслы волновали душу поэта, но и романтические, потому он говорит о том, что «мечтою ловил уходящие тени», пытаясь в своих творениях запечатлеть прекрасные мгновения стремительно идущего времени.
Бальмонт признается, что имел совершенно конкретные цели и желания, которых он пытался достичь своим творчеством: «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». От вершин, к которым так усердно стремился молодой поэт, у него захватывало дух. Чем выше он поднимался по ступенькам литературного успеха, тем меньше внимания и душевных сил тратил на тех, кто пытался помешать ему своими недоброжелательными нападками и критическими высказываниями. Бальмонт нелестно отзывается о подобных людях, что пытались помешать ему в осуществлении своей мечты из чувства мести или зависти: «И внизу подо мною уж ночь наступила». То время, когда сердце чувствительного автора могли задеть недобрые высказывания, осталось позади, ведь заветная цель была все ближе, горела все ярче: «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали». Но поэту пришлось пожинать плоды не только своих литературных трудов.
Образный язык символизма позволяет иначе трактовать смысл стихотворения — как гимн вечному устремлению духа человеческого от тьмы к свету. Образная структура произведения основана на контрастах: между небесным и земным, светом и мглой. Сюжет заключается в движении лирического героя, что восходит на башню, уходящей в небеса, покидая земной мир. Герой мечтает остановить уходящее время, приблизиться к вечности, мечтою ловя уходящие тени. Когда под его ногами земной мир погружается в ночную тьму, перед ним сияет «огневое светило», что дарит духовное обновление, а очертания дремлющих гор, что виднеются вдалеке, становятся все более зримыми. Наверху лирического героя ожидает симфония неясных звучаний («и какие-то звуки вокруг раздавались»), которые возвещают о его полном слиянии с небесным миром. Картина восхождения к высшему миру корнями уходит в романтические сюжеты об одиноком герое, который бросает вызов земному и бренному. Он противостоит уже не косности общества, но космическим законам. Лирический герой является избранным, что типично для персонажей символистских произведений. Стихотворение отличается невероятной пластичностью, музыкальностью ритма, который создается благодаря волнообразным движениям интонационных подъемов и спадов, аллитерации шипящих и свистящих согласных, сонорных «р» и «л». Четырехстопный анапест создает особенный и завораживающий ритм.
По произведению: «Я мечтою ловил уходящие тени…»
По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич
- Анализ стихотворений
- Бальмонт
- Я мечтою ловил
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Загрузка…
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
18711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Стихотворение написано в 1894г.
При первом прочтении стихотворения возникает эффект медитации, словно поэт, постоянно повторяя окончания первой и третьей строк каждой строфы, хочет продлить миг наслаждения, открытия чего-то принципиально важного не только для самого себя, но и для всех людей на земле. Для стихотворения характерна круговая композиция. Лирический герой в первой строфе отличается от героя в последней строфе, как будто совершил это открытие, но уже не хочет делиться им. Однако он о показал процесс восхождения к этой истине, движение звукового и визуального планов. Слух и зрение будто борются за право первенства в этом открытии. Автор рассказывает в нем о себе, о своих чувствах и мыслях. Вечер, наступление сумерек, а затем темноты. Время растягивается до нескольких часов. С первых строк автор указывает на то, что время – еще день, что уходящие тени можно ловить только мечтой, потому что их не видно, но день погасает, а он всходит на башню, как будто летит, но только дрожанье ступень напоминает ему, что он идет и дрожат они от его веса (то есть он ещё материален и пока, к сожалению, не способен летать). Чем выше поднимается автор, тем лучше видит, что творится вокруг. Лучше слышит все звуки вечера. На середине башни ему показалось, что он не на земле и не на небе – он между ними.
И он говорит, что видел вершины гор, когда солнце садилось и его лучи освещали только лишь вершины величественных гор. И этот закат, эта красота природы словно нежно ласкают отуманенный взор. Но вот внизу уже не видно солнца, там уже ночь, а для него оно еще светило, оно не успело сесть до конца. Тени спустились и наверху, их было видно. И в конце идет повторение, дрожание ступень, напоминавшее ему, что он идет.
Автор в этом стихотворении использует повтор (аллитерация) звуков ч, ш, с, з — передающие полную успокоенность, умиротворенность. Многочисленные эпитеты и олицетворения доказывают одухотворённость природы, её деятельную натуру. Движение передается при помощи повторов, инверсий.
Читаемое в разделе:
Новые материалы раздела:
Авторизация
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»
Константин Бальмонт — один из выдающихся поэтов символистов. Его произведения проникнуты необычайным, тонким смыслом, понятным однако всем, кто проникнется творчеством поэта.
Стихотворение « Я мечтою ловил уходящие тени» увидело свет в 1895 году. Это своеобразный гимн человеческим стремлениям. Человеку свойственно движение от тьмы к свету, к славе, к признанию. Бальмонт смог ярко передать особенность этого восхождения, мастерски обращаясь с понятиями «Низ» и «Верх», «Небеса» и «Земля». Недаром в его стихотворении Небеса и Земля написаны с большой буквы, словно это имена собственные.
В произведении сочетается художественная образность, яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность. Тени в воображении автора что-то неясное, нераспознанное. Их нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Символичным является образ лестницы, которые можно интерпретировать как жизненный, творческий путь. Ступени — определенные задачи, которые достигает человек на пути к главной цели.
Лирический герой — неоромантик, который стремится познать сущность бытия, разгадать секреты мироздания. Он одержим желанием уйти от тени, приблизиться к свету. Стихотворение состоит из пяти строф, связанных между собою по смыслу. Последняя строфа мягко возвращает к первой строфе, показывая тем самым, что путь незакончен и превращая композицию произведения в кольцевую. Написано это стихотворение четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.
В этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества Константина Бальмонта. Его произведения отличаются музыкальностью, напевностью речи. Переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывающую глубину, сущность того, о чем повествуется.
Уникальными являются рифмовка и ритм произведения, которые достигаются путем использования сложных эпитетов и частого повторения последних слов предыдущей фразы в начале фразы следующей (Я мечтою ловил уходящие тени, /уходящие тени погасшего дня). Плавный строй звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность и переливность речи.
Стихотворение преисполнено довольно позитивным настроем. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Лирический герой достиг истины, она открылась ему, и он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.
«Я мечтою ловил уходящие тени…» К.Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.
Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.
Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».
Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.
Послушайте стихотворение Бальмонта Я мечтою ловил
Темы соседних сочинений
← Я люблю тебя↑ БальмонтЯ не знаю мудрости →
Картинка к сочинению анализ стихотворения Я мечтою ловил
Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени…” , написанное в 1895 году, не является исключением.
Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно.
Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: “Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня”. Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что “мечтою ловил уходящие тени”, то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.
Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче “блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали”.
Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что “узнал, как ловить уходящие тени”, то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.
Анализ стихотворения Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени« Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведенииЯзык рассказа Николая Лескова “Левша” »
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» *Общие критические статьи» Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени *Общие критические статьи все сочинения*Общие критические статьи краткие содержания
1. Автор и название стихотворения.
К. Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…»
2. Дата создания стихотворения.
1895 год.
3. Тема, идея, основная мысль.
Стихотворение наполнено символами: восходящий к вершине башни лирический герой ассоциируется с поэтом, начинающим свой творческий путь. Чем выше поднимался поэт, тем менее остро реагировал он на критику, на звуки, доносящиеся с земли, и тем больше обращал внимания на светило, которое открывалось только его взору.
Также стихотворение пронизано противопоставлением земного и неземного.
4. Художественные средства.
Сравнение:»И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор»
Повторы:»Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня»,
«И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали», …
Антитеза: «Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило»
Ассонанс: повторяются шипящие и звук [c]
5.
Композиция лирического произведения.
Стихотворение состоит из 5 строф.
Первая и последняя строфы звучат похоже: в первой как бы оглашается тезис, а в последней — подтверждение тезиса.
Во второй и третьей строфе описывается подъем на башню и связанные с этим впечатления автора.
В четвертой строфе противопоставляется жизнь автора и людей на земле: для них уже ночь, а для поэта еще догорает дневное светило.
Рифма перекрёстная
6. Образ лирического героя.
В образе лирического героя скрыт образ самого поэта, стихотворение написано от первого лица.
7. Литературное направление: символизм.
8. Жанр: элегия.
Полезный материал по теме: Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени*Общие критические статьиСтр. 1
Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени*Общие критические статьиСтр. 2 Скачать Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени
<legend>Tags</legend>АнализстихотворенияБальмонтаЯмечтоюловилуходящиетени
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>Используемые источники:
- https://rustih.ru/konstantin-balmont-ya-mechtoyu-lovil-uxodyashhie-teni/
- https://goldlit.ru/balmont/1295-ya-mechtoi-lovil-uhodyaschie-teni-analiz
- https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/balmonta/ya-mechtoyu-lovil
- https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-balmonta-ya-mechtoyu-lovil-uxodyashhie-teni/
- https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-stixotvoreniya-balmonta-ya-mechtoyu-lovil-uxodyashhie-teni