Александр Пушкин — Песнь о Вещем Олеге: Стих

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

73852694_ksoleg_03.jpg

Читает Артем Варламов

«Песнь о вещем Олеге» была написана А.С.Пушкиным в 1822 году. Сюжетом послужил летописный рассказ из «Повести временных лет», приведенный Н.М.Карамзиным в V главе I тома «Истории Государства Российского».Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.    Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее.Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и ему были известны легенды о князе Олеге. И поэт написал «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину.    А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, «…скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «…примешь ты смерть от коня своего».    У Олега был очень хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти.    Прошло много лет. Было много походов, битв. Князь Олег не погиб. Во время одного пира Олег вспомнил о своем старом боевом друге — коне. Ему сказали, что конь уже умер. Олег рассердился: зря он поверил тогда кудеснику и расстался с любимым конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на берег Днепра. Там он ногой «на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил». Но в этот момент из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника.    В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду.Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам,Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».«Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего».

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году, когда поэт находился в южной ссылке в Кишенёве, и опубликована в 1824 году.

В это время Пушкин знакомится с отдельными фрагментами так называемой «Львовской летописи» («летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича»), изданной в 1792 году, а также с отдельными главами «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Поэта поразили летописные предания о жизни древнерусских князей. Особое впечатление произвела на него история гибели легендарного князя Олега, объединителя русских земель и бесстрашного победителя варягов.

Олегов щит как знак триумфа был повешен на вратах Константинополя (Царьграда). В тексте пушкинского произведения об этом свидетельствует такая деталь, как «царьградская броня» — богатая княжеская добыча, в которой Олег предстаёт перед очами своих воинов.

Как поэт, Пушкин был тронут товарищеским обращением князя к своему коню. В письмах к А. Бестужеву он выражал восхищение простотой и поэтичностью русских летописей.

Летописное предание вдохновило Пушкина на создание собственной версии легенды.

«Песнь о вещем Олеге» окрашена личным отношением поэта к происходящему, в ней особо подчёркнута теплота и душевность Олега, которую Пушкин противопоставлял сложившимся стереотипам о холодности и рациональности князя.

Помимо традиционной для жанра баллады темы человека и судьбы, Пушкин впервые обращается к проблеме отношений поэта с земной властью.

Находясь в ссылке по обвинению в политической неблагонадёжности, поэт не чувствует себя сломленным. Если государь счёл нужным наказать его, значит, пушкинская поэзия представляет собой реальную угрозу для самовластия.

Поэзия – это несокрушимая сила, столь же великая, сколь способность кудесника предсказывать будущее. Пророческий дар «любимца богов» сродни дарованию поэта.

Нельзя оскорблять божьих избранников – судьба отомстит за своих любимцев, даже если придётся покарать самого князя.

Таким образом, история создания произведения «Песнь о вещем Олеге» приоткрывает глубоко личные страницы жизни Пушкина, демонстрируя сочетание культурно-исторических и биографических факторов в творческой методологии поэта.

Князь Олег и волхв (кудесник)

«Песнь о вещем Олеге»- баллада, созданная в 1822 г. и вышедшая в свет в 1825 г. В балладах показывается историческое событие, предание, чаще всего с трагическим сюжетом, и при этом близким к фантастическому.

Над этим произведением Пушкин работал почти целый год. Сосланный в южные края указом Александра I, автор вольнолюбивых стихотворений и в этом произведении продолжает тему противостояния поэта и власти.

Путешествуя по южной части России, он посещает Киев с его древними курганами. Одновременно он продолжает читать «Историю государства Российского» Карамзина. В этот раз он берет из Пятого тома сюжет о мудром князе Киевском Олеге.

Главный герой баллады, князь Олег, правитель Киевской Руси, прозван в народе мудрым (вещим) за его блестящий военный, стратегический ум. Это очень доблестный и великий человек, бесспорно.

Но Пушкин показывает, что у него лишь земной вид ума, он мыслит материальными понятиями. Например, он предлагает кудеснику лучшего коня в подарок:

«В награду любого возьмешь ты коня».

Существует другой вид ума, еще более глубокий и дальновидный, это мудрость волхвов, мудрость возвышенная, таинственная. Загадочный старец из леса — «заветов грядущего вестник». 

Кудеснику не нужен конь, материальные дары его не интересуют. Волхв не подчиняется власти княжеской (земной), а только божеской, небесной: «Покорный Перуну старик одному…». 

Думается, не случайно, что смерть князя предрекается кудесником. Точнее, не случайно, что Пушкин выбрал именно этот сюжет из летописи. Так Пушкин символически показывает, что смерть самодержавия, «самовластья» будет предречена именно бескорыстными и вдохновенными поэтами- вольнолюбцами, к которым причисляет и себя самого.

Не случайно также поэт выбрал сюжет смерти князя от своего коня. Конь — это символический образ народа, который верно служит своему царю. Но царской власти суждено погибнуть от своего коня, то есть от народа. В этом смысле балладу можно рассматривать как пророчество о грядущем конце самодержавной власти.

В балладе воспевается правдивость слов старого кудесника, несмотря на всю их загадочность.

Таким образом, через исторический сюжет  и форму (архаизмы, особый синтаксис, характерный для прошлых времен) Пушкин иносказательно говорит здесь  не столько о прошлом, сколько о настоящем, а также о будущем России. Именно в этом — особенность раскрытия исторической темы в данном произведении.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-pesn-o-veshhem-olege/
  • http://artiom-varlamov.blogspot.com/2015/02/blog-post.html
  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • http://hronika.su/istoriya-sozdaniya-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/
  • https://zen.yandex.com/media/id/5dc1697d2beb4900ae3c5efb/ballada-pesn-o-vescem-olege-1822-5dc170e7c7e50c00ae4be89d

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт