Содержание
«Театр Островского» — ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Урок- презентация в 10 классе по литературе. Оборудование: презентация, портрет А.Н. Островского, видеозапись «Замоскворечье».
«Островский литература» — У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. 1. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. «Колумб замоскворечья». А. Н. Островский «Снегурочка». «…Полна чудес могучая природа! Северный фасад дома-музея. 9. Южный фасад дома-музея. 11. 6. 8. 2.
«Александр Николаевич Островский» — Соломин Николай. Коровин Константин. Мизгирь — паук, тарантул. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Из значимых имен и прозвищ. Малуша — малышка, малорослая, или младшая дочь в семье (Даль). Волшебное, сказочное зрелище. Страдание.
«Бесприданница» — Духовное одиночество-проявление силы или слабости? Вопросы для музыкантов: Музыковеды. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского? Историки. Творческое название: Бедность не порок. Жизнь купечества конца 19 века. Вопросы для литературоведов: Каковы причины трагедии Ларисы Огудаловой? Вопросы для историков:
«Свои люди сочтемся» — Влияние гоголевской традиции в «Своих людях…» действительно велико. Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским валом. Через Москву волнами вливалась в Россию народная сила. Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга. То-то и беда, яхонтовый!
«Бесприданница Островского» — Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Идея: Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные. Проблематика пьесы. Темы: Любовный Социальный.
Всего в теме 22 презентации
Образ Катерины
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», — так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».
Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы — конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.
Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души
Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности — вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».
Образ птицы — точное отображение душевного состояния героини
Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она — «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.
Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса
В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.
По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.
Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.
Смерть Катерины — луч света, озаривший «тёмное царство»
Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью — всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным — она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.
Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.
События пьесы Александра Николаевича Островского предлагают нашему вниманию описание жизни главной героини Катерины в семействе Кабановых, где процветает домострой.
А ведь ее жизнь в родительском доме была совершенно иной. Посмотрим же на этот явный контраст.
В доме родителей баловали и любили, жизнь ее протекала легко и беззаботно. Девушка чувствовала себя свободной, она была вольной, словно птица в небе. Скоро проходили дни, наполненные радостью и весельем. Катя любила гулять в саду, наслаждаясь ароматом и красотой росших там цветов. Ни о чем не тужила девушка, не было ни одной причины для беспокойства, повода для грусти. Маменька просто обожала дочку, покупала ей самые красивые наряды, так что девочка была похожа на настоящую куклу. Работать ее никто не принуждал. Если ничего не хотелось делать, то Катерина и не делала, просто отдыхала и наслаждалась беззаботной юностью.
Такое воспитание позволило девушке стать искренней и цельной натурой, не способной притворяться и лгать, а ведь именно на этом строятся все отношения в новой семье. И как же это возмущает Катю. Решительная и смелая она тяготится в доме , не знает, как себя вести.
Но все же воспитание девушки, основанное на подчинении старшим, религиозности, следовании традициям и обычаям не позволяет ей вести себя не так, как принято в семье мужа. Жестокая, грубая и деспотичная свекровь пытается подчинить невестку себе, своей воле. Никакого участия не чувствует девушка. Одни только нападки и придирки. Причем, зачастую даже ни на чем не основанные, просто так, на пустом месте. Мечтательная Катерина, по-доброму относящаяся ко всем без исключения, чахнет в доме Кабанихи, в этой гнетущей атмосфере беспрекословного повиновения и унижения.
Доходит до того, что свекровь начинает оскорблять Катю. Ярко представлено это в сцене прощания Тихона и Кати, когда муж по велению матери наказывает не гулять с молодыми ребятами. Это, наверное, и стало последней каплей. Кате и так было невыносимо в стенах нового дома, а после такого обращения и вовсе стало невмоготу. Протест, зарождающийся в душе Катерины, вырывается наружу со всей силой. Темное царство, в которое попала молодая девушка, не дает ей возможности быть счастливой, а, встретив любовь за его стенами, Катя понимает, какой грех взяла на душу. Девушка не может скрыть позора, ее тяготит это чувство, не может Катя притворяться и скрывать, как Варвара. А после такого признания и вовсе нет ей жизни в доме ненавистной свекрови. Катерина кончает жизнь самоубийством. В сложившейся ситуации этот поступок был единственным выходом.
Жизнь в доме Кабанихи сделала девушку, выросшую в любви и свободе, несчастной. Свекровь попросту не давала ей дышать, не позволяла быть такой, какая она есть. Но вернуться домой не представлялось возможным, такие были времена. И молодой девушке, сознательно вступившей на путь греха, пришлось решиться на еще один отчаянный поступок. Такая сильная натура поистине восхищает!
В пьесе Островского «Гроза» показан «решительный темперамент», повергающий в изумление своей контрастностью деспотичным зачаткам. Нрав этот глубокомысленный и твердый, непоколебимо преданный чутью природной сущности, полон веры в высшие ценности и мужественный в том плане, что лучше погибнуть, чем так существовать. Литературовед кратко рассматривает в «Грозе» жизнь Катерины в родительском доме для контраста, чтобы рассказать причины ее гибели.
Детские годы Катерины
В произведении «Гроза» вниманию читателя представлено жизнеописание главной героини в доме мужа, где царил патриархально-суровый семейный быт. Фактически ее жизнь в отчем доме была абсолютно другой.
Созидание индивидуальности зарождается с юных лет, поэтому автор вставил в произведение повествование о жизни главной героини в родительском доме. Без рассказа о переживаниях, душевном настрое, ее восприятии свершившихся событий как катастрофы — все это было бы недоступно для понимания жизнеописания Катерины до вступления в брак и после.
Для истолкования изменений, произошедших в душе главной героини, ее морального противостояния, усилившегося из-за свершенных Катериной действий, Островский вводит в пьесу картины детских и юношеских лет главного персонажа посредством воспоминаний и цитат, изображенных яркими красками, что диаметрально противоположно «темному царству», где героиня живет после замужества.
Воодушевленная богослужениями, она несла эту склонность в течение всей жизни. Матушка питала особую привязанность к дочери, пестовала и баловала, одевала в лучшие наряды. Когда главная героиня вспоминает свою жизнь до вступления в брак, она сравнивает себя с вольной птицей, чем акцентирует сложности своего сегодняшнего положения.
Обстановку отчего дома Катерина считала счастливой для своего образования и развития. Об этом времени она вспоминает, что жила беззаботно, словно вольная птица. В тот период героиня:
- вела беседы с паломницами;
- занималась рукоделием;
- ходила в церковь;
- корпела в саду.
Жизнь в доме Кабановых очень отличается от той, что она вела в доме отца. Воспитание, данное родителями, подарило Кате возможность стать бесхитростной и самодостаточной натурой, которая не умеет лицедействовать и врать, что немаловажно для построения отношений в новой семье. Это несказанно возмущает девушку. Имея твердый характер, неустрашимая, она томится в доме Кабанихи, не зная, как себя вести.
Жизнь в доме Кабанихи
За изгородью купеческого дома возможность выбора отсутствует, как, впрочем, искренность и сердечность в общении между членами семьи, нет ни малейшего желания радоваться и петь, словно птица. Обстановка здесь неестественно изломана, в душе главной героини она провоцирует дисгармонию и болезненный исход.
Просто невыносимой стала жизнь Катерины в доме Кабановых. Придирки Марфы Игнатьевны, ее озлобленность, бранчливость, постоянное раздражение, наставления и предубеждение лишили девушку решимости в истинности и чистоте помыслов, спровоцировав терзания и беспокойство. Катерина печально вспоминает благоприятное и беззаботное время до свадьбы, когда родители сдували с нее пылинки. Попав в «темное царство», она утратила возможность светлого восприятия действительности.
Взамен жизнерадостности, приподнятого настроения и душевной гармонии пришло:
- чувство страха;
- чувство греховности;
- малодушие и желание покончить с собой.
Героиня уже не та беспечная девчонка, какой многие помнят ее до замужества, ведь жизнь у Кабановых на Катерину подействовала отрицательно. Девушка сильно изменилась, но свой нрав проявляла даже в невыносимых условиях жизни в доме Кабанихи.
Безропотно выносить унижения и предвзятое отношение, соглашаться со взглядами и купеческим лицемерием Катерина не может. Когда свекровь попрекает девушку в двуличии, она возмущается, отвечая, что, живя рядом с людьми, чувствует себя покинутой, что ничего она о себе не возомнила и не будет терпеть клевету.
С Кабанихой никто не желал общаться, героиня с детства приучена говорить лишь правду, поэтому и в новой семье хотела остаться искренней. До свадьбы девушка была неунывающей оптимисткой, старалась быть ближе к людям, любила природу. Поэтому-то Добролюбов Н. А. и отметил Катин решительный нрав, поражающий контрастностью по отношению к другим персонажам «Грозы». На самом деле образ Катерины представлен как противоположность другим темпераментам представительниц прекрасного пола.
Образ девушки
Героиня произведения — лирическая и чувственная девушка. Изредка пред ее глазами пробегает картина, где она стоит над пропастью, а неведомая сила толкает ее вниз. Словно она предчувствовала свою смерть, вследствие чего душа Катерины наполнена страхом. Для искренне верующего человека считается смертельным грехом полюбить кого-то, кроме мужа.
Героиня с молоком матери впитала принципы моральной нравственности, приучена следовать заповедям, прописанным в «Библии». Но в то же время Катя сама все решает. Она так и сказала сестре мужа, что если ей надоест, никто не сможет удержать ее. Она выбросится из окна в реку.
Порядочно образованный Борис говорил о главной героине, что во время службы она бьет поклоны с приветливой улыбкой, а лик ее озаряется волшебным светом. Такая характеристика отличает Катерину от остальных членов семьи. Ведь в отчем доме ее любили и уважали, там она росла в атмосфере взаимопонимания, человечности и благородства, что послужило хорошим примером для подражания.
Живя в доме, где все душевно относятся друг к другу, девушка без напоминания выполняла свои обязанности по хозяйству. Отец с матерью не принуждали ее, а, наоборот, радовались тому, как она себя ведет. Девушка была уверена, что она поступает верно и справедливо, а Всевышнему наказывать ее не за что. Ее праведная, целомудренная душа жаждала любви и благодеяния.
Прибыв в дом мужа, героиня оказывается в совершенно другом мире, где царят лицемерие и подозрительность, а к ней самой относятся, как к греховоднице, упрекая в том, чего она даже не планировала совершать. На первых порах она старалась доказать свою невиновность, девушка страдала, но держалась. Вот почему Катерина завяла, попав в дом Кабановых, где не было взаимопонимания и доброты.
Тоска по нормальным душевным отношениям с окружающими вынуждает ее выскользнуть из «узилища» сначала в сад, затем к реке, а позже и к крамольной любви. После чего Катерину одолевает чувство вины и понимание, что она преступила предел дозволенного, пренебрегла и собственным представлением о нравственности. Стало быть, заслужила наказание.
Чувство беззащитности и одиночества, утрата интереса к жизни, ощущение греховности оказали на девушку пагубное влияние. Близких, ради которых стоило бы жить, нет рядом. Были бы у нее дети или необходимость ухаживать за престарелыми родителями, жизнь Катерины сложилась бы по другому сценарию.
Полезные статьи по пьесе «Гроза»:
Внутренний конфликт и смерть
Считать героиню заложницей несчастного семейного союза было бы неправильно, много жен безропотно живут всю жизнь в подобных условиях. Как и нельзя назвать безрассудным поступком покаяние Катерины перед супругом. Учитывая ее характер и душевную чистоту, поступить по-другому она просто не могла.
Самоубийство девушки стало единственно верным решением, так как возлюбленный, отправленный дядей в Сибирь, не смог взять ее с собой. Но и вернуться в дом свекрови для героини было хуже добровольной гибели. Катя знала, что сбежать она не успеет, а на ее поиски уже вышли люди. Душевный настрой, в котором она пребывала, и взаимоотношения со свекровью и ее окружением вывели ее на берег реки.
Главная героиня стала заложницей собственной непорочности, хотя в этой душевной чистоте и была сила воли, которую не смогла подчинить себе Марфа Игнатьевна. Вольнолюбивый нрав Кати, ее правдивый характер, не позволивший ей обманывать мужа, и впечатлительность могут охарактеризовать девушку как сильную натуру. Эти качества поднимают Катерину на более высокую ступень, по сравнению с другими персонажами пьесы.
Екатерина проявила сильный характер, решив уйти из жизни. В мире, в котором ей пришлось жить последнее время, ничего не согласовывалось с ее идеалами, она не могла ненавидеть людей, которые ее окружали и угнетали. В таких обстоятельствах только сильный духом мог отважиться на протест. Женщина не чувствовала поддержки, поэтому восстала, существенно пошатнув эту глыбу бескультурья. В этом и есть основная тема повести.
Когда девушка поняла, что в одиночку ей не под силу изменить веками сложившийся уклад, она решила расстаться с жизнью. Монолог главной героини доказывает, что в данной ситуации лучше умереть. Ее ничего не держит на этом свете, Катерина бросается с обрыва в реку. Муж оплакивает ее гибель, упрекая мать, а та, в свою очередь, пытается отстранить его от девушки, запрещая рыдать по ней.
Смерть Кати — это спасение ее души, не о такой жизни она мечтала в отчем доме. В пьесе Островского «Гроза» история жизни Катерины учит нравственности, честности и непорочности.
Рубрики Это интересно Используемые источники:
- https://cardly.ru/zhizn-kateriny-v-roditelskom-dome-i-zhizn-v-dome-kabanovyh-po-pese.html
- https://101student.ru/literatura/sochineniya/zhizn-kateriny-v-roditelskom-dome-v-pese-ostrovskogo-groza.html