Вступление к сочинению ЕГЭ. Как начать сочинение?

Содержание

18 ноября 2013РусскийОсновные сведения, которые необходимо знать при написании сочинения в задании С1. Другие части курса:Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.Часть 4 — позиция автора.Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.Основные сведенияПлан1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).2. Проблема, поднятая в тексте.3. Комментарий.4. Авторская позиция.5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).Речевые образцыКак начать сочинение Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в илиНо в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.Комментарии— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …Как прокомментировать позицию автораРечевые образцы для комментирования авторской позиции1384444577_1.pngАвторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …Ключевые фразы к научно-популярному тексту:• На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как …• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …• Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика: • Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.• Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …Речевые образцы для окончания сочинения по данному текстуЗакончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.Композиция сочинения1384444877_2.pngВ тексте должно быть, как минимум, 5 абзацев:• вступление; • проблема;• анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию; • выражение и аргументация собственной позиции; • заключение – выводы.Полезные памяткиПамятка 1. Основная проблемаОсновная проблема — это та, которая стала объектом раздумий автора, над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается, по которой отчётливо заявлена авторская позиция.В текстеисследуетсяанализируетсяподнимаетсярассматриваетсязатрагиваетсяпроблема (чего? — Р.п.)нравственного выбораэкологиидобра и зла и т.д.Автором проблема может быть:поставленаизложенарассмотренавыдвинутазатронутаподнятасформулированаисследована проанализированаПамятка 2. Оценочные слова Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!с удовольствием прочитал…нельзя остаться равнодушным…к сожалению, …к немалому удивлению, узнал, что…убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателяразделяя негодование автора, хочу сказать, что…оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищениевозмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что…интересно то, как автор … и т.п.Памятка 3. АргументыАргументами также являются:ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмыимена исторических деятелейссылки на признанные авторитеты и их произведениясвидетельства очевидцевназвания событийцитатыдатыразличные факты (место, обстоятельства, участники событий)собственные наблюдения и выводыположения официальных документовразличные общественные законызаконы природынародная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)статистические данныепримеры из художественной, научно-популярной, исторической литературыпримеры из жизни окружающихПамятка 4. Авторская позицияАвторская позиция может быть выражена:1. Чётко, прямо, непосредственнов названии текстав отдельных предложениях текстачерез ряд аргументов2. Через модальный план текстариторические вопросыриторические восклицанияпорядок словлексические повторыоценочную лексикумодальные слова и частицыряд вводных слов, словосочетаний, предложенийЯзыковые клише для изложения авторской позиции:Автор считает, что…Автор утверждает, что…Автор убеждён, что… и подобная уверенность небезосновательна.Автору важно убедить читателя в том, что…Бесспорно мнение автора о том, что…Цель автора — заставить читателя обратить внимание на …Задача автора — убедить читателей в том, что…Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: …Автор подводит читателя к мысли о том, что…Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …»…» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста.»…» — в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.»…» — это высказывание точно отражает позицию автора…. — вот основная идея (мысль) текста.»…» — именно эта мысль отражает авторскую позицию…. — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию…. — в этом предложении звучит прямая авторская оценка…… — всё это позволило автору выразить мысль о том, что…… — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы…. — вот итог авторских раздумий по основной проблеме.Позиция автора очевидна: …Памятка 5. КомментарииВ комментарии не должно быть:пересказа исходного текста или любой его частирассуждений по поводу всех проблем текстакомментариев о действиях героев текстаобщих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!) Памятка 6. Этическая ошибкаЭтическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.Образец сочинения-рассуждения по прочитанному текстуТекстСочинениеВступлениеКаждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно. Формулировка проблемыПроблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление? Комментарий к сформулированной проблемеТак, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.Позиция автора Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды. Моя позиция. АргументыТрудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов. Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага. Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей. ЗаключениеГлавное, что объединяет этих столь разных героев, — их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам! Другие части курса:Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.Часть 4 — позиция автора.Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.Вся необходимая теория к сочинению24 балла за сочинениеСхема сочиненияДля сочинения —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

Содержание:

Виды и примеры вступлений, опубликованные ФИПИ.Алгоритм написания сочинения ЕГЭ

↑ Начало сочинения — определение проблемы или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст И. Пановой.

↑ Начало сочинения — определение авторской позиции с конкретизацией и комментариями в последующих частях.

Удивительное сходство украшающего нашу жизнь крохотного подснежника и скромных, незаметных людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее, что есть в человечестве и также являющихся украшением жизни — вот о чём размышляет в своём тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает несоответствие внешней невзрачности и внутреннего величия неравнодушных людей и стремится восславить их, обратить внимание читателя на лучшие качества, которыми эти люди обладают. Троепольский желает им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь подснежниками в весеннем лесу. 

↑ Начало сочинения — обоснование своей позиции.

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек — это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

↑ Начало сочинения — краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества; о личности писателя, оказавшегося неравнодушным к проблемам современности; об обстоятельствах его жизни, которые связаны с мыслями, изложенными в тексте. 

1) Александр Исаевич Солженицын — один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа. 2) Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре. 

↑ Начало сочинения — лирическое размышление.

Школа… Какая нежность переполняет мою душу при произнесении этого слова, сколько счастливых воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно проносится передо мной! Учителя в течение многих лет заботились о нас, окружали теплом и лаской, помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с большим трепетом буду вспоминать счастливые школьные годы и мысленно благодарить учителей за сформированные ими человеческие качества, свойства характера, которые всегда будут помогать мне в жизни. Именно к проблеме влияния школы на формирование характера человека обращается в своём тексте выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Торжествующий гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности полной гармонии человека и природы. 

↑ Начало сочинения — аналитическое обобщение-размышление в связи с проблемой, поставленной автором текста.

1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.  2) Каждый человек в современном мире стремится получить хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за этим понятием и каков должен быть объём знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли… Мы редко размышляем об этом, озабоченные выбором престижных вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С. Кокориной заставляет подумать о том, что такое настоящее образование и какой человек с полным правом может считать себя образованным. 

↑ Начало сочинения — использование цитаты, взятой из текста или из других источников.

1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», — убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной. 2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи — это один из самых опасных пороков», — утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского. 3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» — этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова. 4) Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам — эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера. Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года (ФИПИ)Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭПробный ЕГЭПроверить сочинениеЧек-лист ЕГЭ 2021Исключения ЕГЭАргументы для итогового сочиненияПодготовка к ЕГЭ по русскому языку 2021

Вступление — самая легкая и самая сложная часть сочинения одновременно. Легкая, потому что не требует особых знаний и состоит всего из 2-3 предложений. Сложная, потому что ошибаться нельзя. Как и в выводе экзаменационного сочинения, важна точность, лаконичность и логичность.

Способы написания вступления

Сообщение о теме

Указание на тему исходного текста. По возможности — выделение аспекта, который затронут в тексте. Можно указать на актуальность.

Пример: текст, предложенный мне для анализа, посвящен теме любви. В нем говорится о важности взаимной любви и ее влиянии на человеческую судьбу.

Цитирование

Цитирование литературного произведения или известного человека добавляет сочинению привлекательности. Но нужно помнить, что цитата должна быть точной и прямо относиться к теме сочинения. Какой бы красивой ни была цитата, она не принесет пользы, если будет приведена не к месту — последует нарушение логики сочинения.

Пример: «Единомыслие создает дружбу», — так говорил Демокрит. Именно эта цитата вспомнилась мне при прочтении текста. Она наталкивает на рассуждение о факторах, способствующих дружбе.

Риторический вопрос

Вступление к сочинению ЕГЭ получается очень удачным, если начать его с риторического вопроса — такого вопроса, ответ на который очевиден. Это придает сочинению некоторую выразительность и вызывает у читателя интерес.

Пример: как можно не уважать свою Родину? Такой вопрос вызывает недоумение у каждого, кто любит свою землю, свою страну.

Указание на актуальность и значимость

Можно написать несколько предложений, указывающих на актуальность темы исходного текста на современном этапе развития человечества. Это добавит интереса. Особенно, если тема по-настоящему актуальна и является дискуссионной.

Пример: экологический кризис из чего-то далекого превратился в близкую и реальную проблему. Не ошибусь, если скажу, что от состояния окружающей среды зависит будущее человечества.

Формулировка определения

Найти ключевое слово в теме текста достаточно просто. Можно попытаться дать его определение. Вам не нужно писать научным языком. Достаточно сказать о том, в каком смысле нужно понимать данное слово в рамках исходного  текста.

Пример: что такое совесть? Совесть — это нравственный ориентир человека. То, что руководит его поступками. То, что позволяет судить о нем максимально точно.

Что делать нельзя

Не пишите много: не стоит писать более 4 предложений. Идеальный объем — 2-3 предложения. Лучше меньше, но в тему.

Не будьте слишком эмоциональны: пишите нейтрально. У вас будет возможно выразить свое мнение. Вступление — начало работы, которое должно смотреться органично, а не побуждать к обсуждению и рассуждению.

Не пересказывайте содержание: пересказ в экзаменационном сочинении неуместен. Он не добавит баллов и не украсит работу. Пишите свои мысли, даже если не можете сформулировать их красиво. Стремитесь к простоте.

Не тратьте много времени: вступление пишется быстро. Основная часть работы должна занимать основное время. Время написания вступления — около 10 минут.

МЕНЮ

RealLanguage.Club – сайт для бесплатного изучения иностранных и русского языка онлайн. Специально для вас мы разработали лучшие материалы для успешного самостоятельного изучения русского языка как школьникам, так и взрослым, а также создали разделы, которые помогут иностранцам освоить русский язык для сдачи экзаменов на гражданство. Изучайте русский язык вместе с нами – легко и с удовольствием! Подробнее о проекте

Изучайте русский язык как иностранный по уровням

А1-А2начальный уровеньB1средний уровеньB2уровень выше среднегоC1продвинутый уровень

Ресурсы для самостоятельного обучения

Практичные советы по изучению русского языка

Как успешно пройти собеседование на русском

Как улучшить беглость речи

Как улучшить произношение и понимание

5 правил успешного изучения языка

Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил

Все советы

Мы в соцсетях:

Используемые источники:

  • https://4ege.ru/russkiy/4493-kak-napisat-sochinenie-v-zadanii-s1-chast-1.html
  • https://rustutors.ru/egeteoriya/1669-vstuplenie-k-sochineniju-egje-kak-nachat-sochinenie.html
  • http://ege-soch.ru/kak-napisat-vstuplenie-k-sochineniyu-ege-po-russkomu-yazy-ku/
  • https://reallanguage.club/russkij-yazyk/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт