У входа. Анализ стихотворения Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

analiz-stihotvoreniya-zabludivshijsya-tramvaj-gumileva.jpg

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Читайте также:  «ЖИЗНЬ БЕЗ СМЫСЛА…» (В. Г. БЕЛИНСКИЙ) (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения – «лицо, как вымя».

Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

Стихотворение написано в 1919 году и вошло в последний сборник поэта «Огненный столп», считающийся вершиной его творчества. Многими исследователями и критиками произведение считается наполненным многочисленными метафорами, аллюзиями и отсылками ко многим классическим стихотворениям российских и зарубежных поэтов. В разборах и трактовках указывается влияние Рембо, Бодлера, Эдгара По, Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Блока.

На самом деле, если знать биографию автора и историю создания «Заблудившегося трамвая», то многие строки — автобиографичные. Главной линией проходит пророческое ощущение надвигающейся катастрофы. Именно это символизирует бешено несущийся «бурей темной» вагон, оставляющий в небе «огненную дорожку». Через два года поэт трагически погибнет.

Современники вспоминали, что однажды идя с товарищами по улице поздним вечером, Николай увидел громыхающий по рельсам трамвай и, не сказав никому ни слова, запрыгнул на подножку и уехал. Позже появилось стихотворение, ставшее культовым и до сих пор остающимся не разгаданным.

Поэт в образе лирического героя проносится через свое прошлое и настоящее к неизбежному гибельному будущему.

«Через Неву, через Нил и Сену» — это страницы его прошлого, полного путешествий и приключений (поэт долгое время жил в Петербурге и Париже, совершил несколько экспедиций в Африку). Индия Духа – отсылка к поэтическому течению акмеистов. Слова «вывеска…кровью налитые буквы гласят – зеленая» — начало пророчества своей гибели, звучащее в следующих двух строфах про уродливого палача в красной рубахе и отрубленные головы.

Далее герой проносится мимо дома, где когда-то жила возлюбленная. Это тоже воспоминания автора, любимая девушка которого по имени Мария умерла от болезни в юные годы. Следующие строки буквально пропитаны горечью о несбывшейся мечте и сожалением о невозможности повернуть колесо времени назад.

И завершается произведение все тем же гибельным предчувствие: «…отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне».

Сочетание совершенных поэтических форм, образность, многоплановость смыслов и душераздирающая искренность ставит «Заблудившийся трамвай» в один ряд с самыми выдающимися образцами поэзии Серебряного века.

11 класс по плану, кратко

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Читайте также:  Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского. — презентация

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Краткая характеристика

Сокращенный анализ стихотворения понадобится ученикам 11 класса во время изучения творчества Гумилева на уроках литературы. Произведение было написано за 40 минут, и оно считается сложным для трактовки. Кратко его можно проанализировать по такому плану:

analiz-stihotvoreniya-gumileva-zabludivshijsya-tramvaj-po-planu.jpg

Лирический герой стихотворения становится пассажиром против собственной воли. Трамвай – это некая сила, которая намного могущественнее человека. Ведь недаром в воздухе за ним остается огненный след. Куда же движется этот трамвай, что же это за сила?

Следует отметить, что вагоновожатый есть, однако он безучастен и не реагирует на просьбу лирического героя остановиться. В соответствующей строфе хронотоп внезапно и страшно меняется. Еще совсем недавно трамвай был на улице, хотя и незнакомой. Теперь же он вдруг мчится «крылатой» и «темной» бурей. Самое главное здесь то, что трамвай «заблудился в бездне времен».

Анализ стихотворения Гумилева «Заблудившийся трамвай»

Начать анализ произведения можно только с названия, ведь оно абсурдно, так как трамвай, который следует четко по рельсам, не может заблудиться. Автор талантливо использует метафору, обозначая трамваем всю страну, которая «заблудилась» — погрязла во лжи, злости и крови, а также безумных якобы патриотических идеях.

Также Николай Гумилев обозначает свою позицию во всем этом балагане: он пишет, что сам не понимает «как вскочил на подножку» трамвая. Ошеломленное состояние Николая понятно, ведь сам он привык жить на Родине по 2 месяца, а все остальное время проводить за границей. И как только он приезжает к себе домой, оказывается, что в стране происходит революция. При этом его сразу же «приковали» к стране – этому послужили его нескрываемые политические взгляды, а также благородное происхождение.

С самого начала революционных событий Гумилев не планировал покидать свою Родину в такой ответственный час, так как считал, что на его глазах творится история, которая принесет России свободу. Но уже через несколько лет его покинули такие наивные иллюзии и он ярко осознал, что теперь будет жить в государстве, которое ни во что не ставит права человека, а у руля стоят вчерашние пахари.

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина 3 класс

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения – «лицо, как вымя».

Символика названия

Многие читатели задавались вопросом, почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай». Транспорт, который идет по рельсам, не может сбиться с пути. Однако автор использует эту метафору, подчеркивая, что трамваем является страна, погрязшая в ложных идеях и псевдопатриотизме. Поэту до сих пор не верится, что он «вскочил на подножку трамвая». Он привык проводить время за границей и по случайности оказался в стране в разгар революции.

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения. В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя. Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилев подробно описывает звуки, которые слышаться в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, ведь символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Мужчина умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удается. Трамвай подвез пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мертвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Читайте также:  Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина»

Далее мужчина замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «представляться Императрице».

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Н.С. Гумилев,

“Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, включенное в “Огненный столп”, последний его сборник. Этот стих считается одним из лучших и самых известных в творчестве поэта. В нашей статье представлен его краткий анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” очень любят анализировать разлчные критики и литературоведы. Оно притягивает их внимание, во-первых, как любой шедевр, а во-вторых, в нем проявилось большое литературное новаторство автора.

Тем не менее, несмотря на колоссальное новаторство, в произведении автор также следует традиции.

Еще одна причина, по которой “Заблудившийся трамвай” притягивает внимание исследователей, заключается в том, что в нем видны отсылки Николая Степановича к вехам своей жизни.

Особенности анализа стихотворения

Необходимо вкратце отметить некоторые общие моменты, прежде чем проводить анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай”, несмотря на новаторство, имеет все основные особенности своего жанра. Сюжетообразующей единицей в лирике, в отличие от драматических и эпических жанров, является переживание, эмоция, чувство, а не событие.

Кроме того, по своей сути любое стихотворение метафорично, а метафора тяготеет к символу. Следует заметить, что это произведение было написано на одном дыхании, на вдохновении. Оно не относится к числу стихов, которые дотошно и кропотливо “конструируются”, поэтому требуют такого же дотошного и кропотливого разбора.

Вовсе не так следует осуществлять его анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” нельзя понять, следуя привычному способу интерпретации. Логика творений, созданных на одном дыхании, несколько иррациональна. Их не сможет “разобрать” ни один критик. Никому не под силу разложить их гениальность на составляющие части. Этим и прекрасны такие произведения.

Размер

Итак, начнем наш анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” написано дольником.

Для чего же автор выбрал этот размер, зачем понадобились разделять ударные слоги неравномерными интервалами? Если прочесть стихотворение вслух, акцентируя ударения, мы заметим, что их ритм напоминает стук колес. Дольник в этом произведении “озвучивает” движение трамвая, что усиливает художественный эффект.

Хронотоп

При рассмотрении содержания бросается в глаза то, что “Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, имеющее необычный хронотоп (взаимосвязь пространственных и временных отношений).

Читайте также:  Вопросы и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Источником образа трамвая является реальный прототип, который автор увидел утром на улице Петрограда. Однако между ним и трамваем, представленным в стихотворении, имеющим явно потустороннюю природу, пролегает большая пропасть.

Они как будто из разных миров.

Звуки, которые сопровождают его появление, вполне реальны, если мы будем рассматривать их буквально. Это крик птиц, гром, стук, звон. Именно этими звуками сопровождалось движение трамвая во времена Гумилева.

Однако формулировки стихотворения говорят нам о том, что природа этих звуков символическая. Благодаря этому все произведение переводится в символическую плоскость, в которой и нужно рассматривать “Заблудвшийся трамвай”.

Стихотворение Гумилева можно правильно понять, только следуя этой установке.

Итак, звуков всего 3: дальние громы, звоны лютни, вороний грай. У Гумилева лютня, как и волшебная скрипка, является символом миссии поэта, подобно лире в творчестве Пушкина.

Кроме того, это знак условно-средневекового, легендарного времени, в котором существует художник слова любой эпохи. Следующий звук, вороний грай, – это плохое предзнаменование, рок, гибель, смерть.

Гром – это битва, небесная или земная, а также признак присутствия сверхъестественной силы, как показывает анализ.

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” невозможно понять, если не знать, куда движется трамвай. Давайте вместе разберемся.

Куда движется трамвай

Лирический герой стихотворения становится пассажиром против собственной воли. Трамвай – это некая сила, которая намного могущественнее человека. Ведь недаром в воздухе за ним остается огненный след. Куда же движется этот трамвай, что же это за сила?

Следует отметить, что вагоновожатый есть, однако он безучастен и не реагирует на просьбу лирического героя остановиться. В соответствующей строфе хронотоп внезапно и страшно меняется. Еще совсем недавно трамвай был на улице, хотя и незнакомой. Теперь же он вдруг мчится “крылатой” и “темной” бурей. Самое главное здесь то, что трамвай “заблудился в бездне времен”.

“Бездна времен”

Различные исследователи по-разному интерпретировали это место стихотворения. К примеру, Елена Куликова считала, что трамвай подобен кораблю-призраку, “Летучему Голландцу”, затерянному во времени.

Существует и версия, согласно которой автор описывает путешествие по загробному миру. Этой точки зрения придерживается Юрий Зобнин. Он считает, что стихотворение Гумилева отсылает нас к “Божественной комедии” Данте.

Вагоновожатый исполняет роль Вергилия, которого затем сменяет Машенька – Беатриче.

Как же нам понять, где замысел и логика автора, а где наши собственные ассоциации? Как сделать объективным наш анализ? Стихотворение “Заблудившийся трамвай” – не единственное в своем роде у Гумилева. В контексте его творчества “бездна времен” появляется несколько раз.

Николай Степанович уже не раз использовал этот образ, к примеру, в своем стихотворении “Стокгольм”. Здесь мы также встречаем переходы “времен” и “пространств”, в которых “заблудился навеки” лирический герой.

Не случайно стихотворение было названо автором “Заблудившимся трамваем”.

Кроме того, звуки в “Стокгольме” подобны тем, что мы слышим в интересующем нас произведении. Это мощный грохот и гул, звон колокола, звуки молитвы. Гумилев в “Письме о русской поэзии” отмечал, что религия и поэзия – две стороны одной монеты. Поэтому в творчестве Николая Степановича пение скрипки, лютни, лиры и молитва практически равнозначны.

Мотив сна в произведении

Продолжим анализ стихотворения “Заблудившийся трамвай” по плану. Это произведение, в котором герою как будто снится его жизнь. Он наблюдает ее стремительное движение через окно трамвая. Как известно, человек перед смертью как бы видит свою жизнь, которая проносится перед ним.

Можно сказать, что “Заблудившийся трамвай” – это пророческое стихотворение. Об этом можно судить не только потому, что в нем присутствует эпизод казни героя, но и потому, что движение трамвая выглядит как описание воспоминания его жизни, которая промелькнула перед смертью.

Именно поэтому лирический герой тревожно и настойчиво просит вагоновожатого остановиться, однако это оказывается невозможно.

Развитие образа трамвая в русской литературе

В русской литературе этот образ Гумилева напомнит о себе еще не раз. Это произойдет, к примеру, в “Мастере и Маргарите” Булгакова, где будет и трамвай, и отрезанная голова, и вагоновожатый. Очень глубоко и интересно этот образ раскроется и в финале “Доктора Живаго” Пастернака, в эпизоде смерти главного героя. Юрий умирает в трамвае, в это время гремит гроза, герой смотрит в окно.

Использованный автором прием был новым для русской поэзии. Анализ стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай” провел Валерий Шубинский. Он отметил, что это произведение стало предтечей “русской семантической поэтики”.

Многие современники не поняли этот стих, поскольку интерпретировали его “по старинке”, ища реальные прототипы созданных Гумилевым образов. К примеру, Анна Ахматова полагала, что старик, который промелькнул за окном трамвая, – реальное лицо. Возможно, это так и было, а может быть и нет.

Это не так важно, ведь данная деталь стихотворения только усиливает ощущение тревожного сна, в котором так легко смешиваются мертвое и живое. Герой очень интересно реагирует на появление старика, которого он воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Да, это тот человек, который год назад умер в Бейруте.

В стихотворении Гумилева несколько мотивов, которые действительно имеют связь с реальностью, причудливо соединены в некое художественное целое, так же причудливо, как события дневной жизни порой соединяются во сне. У сна имеется логика, но она иная.

Читайте также:  План-конспект урока по литературе по теме «В. Шекспир. Гамлет как вечный образ».

Его невозможно объяснить логикой яви. Она может только разрушить его.

На этом мы закончим анализ стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай”. Об основных особенностях этого произведения мы рассказали. Анализ стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай” краткий, вы можете дополнить его собственными размышлениями.

Источник: https://fb.ru/article/232103/n-s-gumilev-zabludivshiysya-tramvay-kratkiy-analiz-stihotvorenie-gumileva-zabludivshiysya-tramvay-obrazyi-i-paralleli

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

+

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».

Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты«огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения«лицо, как вымя».

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилев подробно описывает звуки, которые слышаться в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, ведь символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Мужчина умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удается. Трамвай подвез пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мертвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее мужчина замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «представляться Императрице». Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нем представлены невеселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно четырехстопным ямбом. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение «лицо, как вымя».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    Укажите год создания стихотворения «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева</h3>

    • <label>1907</label>
    • <label>1914</label>
    • <label>1917</label>
    • <label>1919</label>

(новая вкладка)

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике «Огненный столп».

Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилёв поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий по небу трамвай. Он вспомнил что-то важное и увидел что-то из будущего. После этого как будто сама собой родилась первая строфа, а потом и всё стихотворение поэт произнёс строку за строкой, будто чужое. Гумилёв сам был удивлён тем, что у него получилось.

Поэт почти ничего не менял в стихотворении, только первоначальное имя Катенька было изменено на Машеньку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение совершенно нетипично для акмеиста Гумилёва. Исследователи находят в нём множество символов.

Космос, описанный в стихотворении, противопоставлен миру земному, живому, конкретному, враждебен ему. Так символизм противопоставляется акмеизму. По одной из версий, стихотворение как раз прослеживает путь Гумилёва от символизма к акмеизму через творческие искания и сомнения.

Определить жанр стихотворения тоже непросто. Некоторые литературоведы называют его откровением. Сам Гумилёв считал его магическим стихотворением.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 15 строф. Первая строфа описывает героя в реальном мире. Остальные, кроме последней – путешествие лирического героя на волшебном трамвае, которое интерпретируется по-разному.

Тему и основную мысль стихотворение определить однозначно трудно. Это зависит от прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами. Основная мысль обозначена в последней строфе-выводе. Названные чувства (любовь и грусть) рождены погружением в свою жизнь, собственное творчество, прошлое. К ним примешивается комплекс вины и ответственности («закажу панихиду»), ощущение отчаянья и безнадёжности («навеки сердце угрюмо»).

Тропы и образы

Нет ни одного стихотворения Гумилёва, которое интерпретировали бы так часто и так неоднозначно.

Трамвай, который видит лирический герой – пришелец иного мира, его сопровождают свет и звуки, выраженные эпитетами: вороний грай (символ смерти), звоны лютни (символ миссии поэта), дальние громы (война).

Лирический герой непонятным образом попадает на трамвай, который несётся без участия вагоновожатого и попадает в странное время и пространство, «заблудился в бездне времён». Есть множество интерпретаций символического значения трамвая: корабль-призрак, путешествие по загробному миру (вагоновожатый – Данте, Машенька – Беатриче).

Лирический сюжет стихотворения – это сон. Лирическому герою снится его собственная жизнь и даже казнь.

Некоторые литературоведы видят в путешествии трамвая проносящуюся перед глазами героя жизнь, как часто проносится она перед глазами умирающего. Поэтому лирический герой просит остановить вагон. Но безуспешно.

При такой интерпретации поездка на трамвае – путешествие во времени. Каждый образ – определённый период жизни поэта. Нева – Петербург 1920. Нил – африканские путешествия, закончившиеся 1913. Сена – Париж 1906-1908 гг. Дом в 3 окна – царскосельский дом, где в начале 20 в. жила Ахматова, названная в стихотворении Машенькой. То есть заблудившийся трамвай – воплощение обратно идущего времени.

Этот метод интерпретации очень уязвим, потому что из биографии Гумилёва можно выбрать и другие даты, привязанные к данным местам (например, в Париже Гумилёв был и в 1917-1918 гг).

Есть истолкование, при котором прослеживают обратный отсчёт не биографических событий, а творческих исканий: от акмеизма к символизму через мучительные сомнения. Тогда «Индия Духа» — символистский период творчества Гумилёва. Декадентское тревожное томление приводит героя в лавку зеленщика, где кочаны капусты соотносимы с человеческими головами. В этом образе связь со сказкой Гауфа «Карлик Нос». А более благостные образы пальм намекают на этап акмеизма. Поэт-акмеист выражает то, что Адам чувствовал в раю. Для противопоставления понадобилось и схождение в ад.

Не следует искать реальных прототипов у стихотворных образов. Возможно, Гумилёв никогда не знал старика из Бейрута, но этот образ гармоничен в данном контексте, мёртвое смешивается с живым. Среди прототипов Машеньки называют Ахматову, рано умершую кузину Гумилёва Марию Кузьмину-Караваеву и Машу Миронову из «Капитанской дочки»Пушкина.

Антитеза Машенька – императрица отражает противостояние личного и официального. Кроме образа Машеньки, с «Капитанской дочкой» перекликаются образы императрицы, дощатого домика.

Биографический анализ позволяет назвать стихотворение пророческим. Лирический герой – это Гринёв наоборот, который сам идёт к императрице, а не Машенька, и именно поэтому, обвинённый в заговоре, как и Гринёв, погибает.

Космос противен человеческой природе. Поэтому «сад планет» у домика Машеньки — один из символов смерти. Для вечности нет чёткой границы между живыми и мёртвыми.

Зато земное существование чётко различает жизнь и смерть. Поэтому Машенька и лирический герой меняются местами по признаку жизни и смерти.

Образы Петербурга прослеживаются в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником. Этот размер с неравномерным чередование ударных и безударных слогов напоминает неритмичный стук трамвайных колёс, когда трамвай то замедляется, то ускоряется. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: «Заблудившийся трамвай»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Используемые источники:

  • https://alfleth-spb.ru/analiz/gumilev-stihotvoreniya-progulka.html
  • https://school-ethiopia.ru/analiz-stihotvorenij/nikolaj-gumilev-zabludivshijsya-tramvaj-analiz.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/gumilyov/zabludivshiysya-tramvay.html
  • https://goldlit.ru/gumilyov/1038-zabludivshiisia-tramvai-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт