Опубликовано вкл 17.11.2013 — 20:31Автор: Семакова Анастасия
Характеристика г-жи Простаковой, Митрофанушки, Скотинина через речь героев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() |
57.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по русскому языку
ученицы 8 класса
Семаковой Анастасии
Руководитель работы – Федосеева С.В.
Октябрь, 2013 год
Введение
Цель — исследовать бранную лексику в речи героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Задачи:
- Определить, что такое бранная лексика, какие пометы имеет в словарях.
- Выписать из текста пьесы Д.И. Фонвизина лексику, которую можно отнести к бранной, и проанализировать этимологию и лексическое значение этих слов.
- Определить, как характеризует бранная лексика героев пьесы.
- Сделать выводы, как бранная лексика характеризует героев пьесы.
В данной работе рассматривается употребление бранной лексики действующими лицами пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», с целью дать характеристику героям.
Речь всегда характеризует говорящего:
>
<imc>
Ласточка. Корейская народная сказка
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Две снежинки
Неньютоновская жидкость
Меню статьи:
Характеристика личности
Госпожа Простакова походит из старинного дворянского рода. Судя по всему, ее семья не была ни достаточно богатой, ни достаточно почитаемой среди других аристократов – Простакова не была образованной женщиной, а жажда власти повлекла у нее множество комплексов. Вполне вероятно, что Простакова даже не умеет читать – она просит Софью выполнять роль ее чтеца. Факт ее необразованности также подтверждается возмущенным комментарием женщины о том, что родители ни ее, ни брата (Тараса Скотинина) ничему никогда не учили, в то время как теперь необходимо Митрофанушку учить совершенно бесполезным наукам.
В целом можно сказать, что родители госпожи Простаковой были не самыми лучшими – их невнимательность к детям и халатность стали причиной смерти некоторых из них – «Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а остальные сами не стояли».
Семья Простаковой живет фактически в коммуникативной изоляции – кроме как с дядей Скотининым не происходит общение ни с одним из дворян.
Сама же госпожа Простакова обладает сложным характером. Она очень требовательна к окружающим, но эта требовательность ее избирательна.
У Простаковой по сути нет ни одного положительного качества – она жестока и безжалостна. Простакова не умеет и даже не пытается смотреть на мир и окружающих позитивно. В любой ситуации Простакова старается увидеть только негатив.
Речь Простаковой обличает ее невоспитанность и необразованность. Она часто коверкает слова. В ее лексическом запасе отсутствует слово «первый», вместо него она употребляет «первоёт», «ища» — в роли ещё, деушки — вместо девушки и «еоргафия» — вместо география.
В речи Простаковой редко можно встретить книжно-литературные обороты. Впервые они появляются в обращениях к Стародубу – в такой образ помещица старается создать вид любезности: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».
Наряду с напористым характером Простакова наделена трусливостью. Осознавая, что Стародуб не будет молча наблюдать за ее действиями, а намерен противостоять ей, к тому же, что это противодействие не будет всего лишь видимостью, Простакова бросается Стародубу в ноги с прощениями.
Отношение к окружающим
Отношение к крестьянам помещиков всегда было сложным – несмотря на отсутствие официального разделения на социальные касты, формальное распределение на сословия в России того времени было обычным явлением и, естественно, крепостные, не находились в этой системе иерархии на почетном месте.
Многие дворяне относились к своим крепостным хуже, чем к животным – госпожа Простакова была одной из таких помещиц.
Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Недоросль”, которое написал Денис Фонвизин.
Она уже давно отобрала у крестьян все, что только можно было отобрать, и постоянно держала крепостных в страхе – по словам самой Простаковой, она не привыкла потакать крестьянам, а потому жестоко наказывает их даже за самые мелкие провинности.
Особенно достается Еремеевне – няне Митрофанушки. Помещица часто обзывает ее и ругает за все подряд, в том числе за то, что она расплакалась, не выдержав упреков. Простакова в упор не замечает попытки Еремеевны угодить и щедро вознаграждает женщину за качественную работу ругательствами типа «старая ведьма» и «собачья дочка».
Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно. Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань. Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».
По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке. Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность. Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)
С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.
Проблема воспитания
С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.
Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.
Символизм фамилии
Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.
Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Митрофанушки в пьесе Дениса Фонвизина “Недоросль”.
В девичестве женщина носила фамилию Скотитина, что как ни есть лучше обличает ее сущность. Невежество, необразованность и необузданность Простаковой составляют суть ее «скотского» характера.
Фамилия по мужу помещицы в своей основе содержит слово «простак», то есть человек недалекого ума, что, в случае Простаковой, также соответствует действительности.
Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.
Госпожа Простакова — одна из центральных героинь знаменитой комедии «Недоросль» Фонвизина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль», описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.Смотрите: — Краткое содержание комедии «Недоросль»— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль, описание, характер
Госпожа Простакова — дворянка, помещица. Она живет в своем имении где-то в глубинке России вместе со своей семьей:
«…Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»
Госпожа Простакова, судя по всему, немолодая женщина. Вероятно, Митрофанушка — ее поздний, долгожданный ребенок:
«…Мой век проходит…»
Простакова происходит из старинного дворянского рода Скотининых, чем она очень гордится:
«…Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь…»
Простакова — властная женщина. Она любит, чтобы ее слушали:
«…а я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»
Госпожа Простакова — жестокая, безжалостная помещица. Жестокость Простаковой дошла до того, что она отобрала у своих крестьян все, что можно. Крестьяне Простаковой, судя по всему, живут в нищете и голоде:
«…все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..»
Жестокая Простакова не любит «потакать холопам», поэтому она наказывает крестьян за каждую провинность:
«…я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»
Госпожа Простакова — грубая, сварливая («бранчливая») женщина. Ей ничего не стоит обозвать кого-то из своих крепостных «скотом» или «ведьмой»:
«…вдруг из грубой и бранчивой* (*бранчивая — сварливая)
«…А ты, скот, подойди поближе…» (Простакова — портному Тришке)
«…Ты же еще, старая ведьма, и разревелась…» (Простакова — кормилице Еремеевне)
Простакова не только ругается, но и дерется со слугами с утра до вечера:
«…С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..»
Безжалостной Простаковой кажется, что в доме «все избаловано», тогда как все в доме, напротив, запуганы и страдают от вечной ругани:
«…оттого-то у нас в доме все и избаловано…»
Госпожа Простакова — бесчеловечная помещица:
«…Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…»
«…Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?..»
«…за бесчеловечие жены вашей…»
Госпожа Простакова ведет себя жестоко как варвар:
«…Я уведомил уже о всех здешних варварствах…»
Простакова ведет себя как животное:
«…От таких-то животных пришел я свободить…»
Простакова — злобная женщина, которая любит «делать дурно другим»:
«…Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа…»
«…Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно…»
Госпожа Простакова — злонравная женщина (то есть у нее злой нрав):
«…Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может…»
«…Вот злонравия достойные плоды!..»
Госпожа Простакова — злая фурия с адским нравом, из-за которой страдает весь дом и все имение:
«…Злая фурия с адским нравом…»
«…а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома…»
Простакова — хитрая и лицемерная женщина. Ради выгоды грубая Простакова умеет притворяться ласковой и милой:
«…Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…» (Софья о Простаковой)
Простакова — «бешеная» женщина, из-за которой страдают ее крестьяне и т.д.:
«…Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…»
Госпожа Простакова не уважает своего мужа и при всех называет его «ур*дом»:
«…ур*д мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился…» (Простакова о своем муже)
Простакова бьет не только своих крестьян, но и своего мужа. Об этом свидетельствуют следующие слова:
«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…
Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку!…»
Госпожа Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку:
«…К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…»
Единственная радость и отрада Простаковой — это ее Митрофанушка:
«…Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит…»
Простакова «нежит», балует сына:
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…»
Невежественная Простакова не видит смысла в науках. Он учит сына не ради знаний, а «для виду». Настоящие знания ее не интересуют:
«… друг мой, ты хоть для виду поучись…»
«…Без наук люди живут и жили…»
«…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка…»
Госпожа Простакова учит сына думать только о себе, быть эгоистичным и жадным человеком:
«…Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка…»
За своего Митрофанушку Простакова готова драться с кем угодно — даже с родным отцом:
«…Ради сына готова драться хоть с отцом родным…»
«…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному…»
В девичестве Простакова носила фамилию Скотининых. Действительно, у нее много «скотининских черт»:
«…Вить и я по отце Скотининых…»
У Простаковой были плохие, невнимательные родители. По их вине погибли их же дети — братья и сестры Простаковой:
«…Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли…»
Госпожа Простакова — невежественная, малограмотная женщина. Ее родители ничему ее не учили ни ее, ни ее брата Тараса Скотинина:
«…Нас ничему не учили…»
Невежа Простакова, например, не знает, что такое география, и называет ее «еоргафией»:
«…Это что за наука? […] Слышишь, еоргафия…»
Судя по всему, помещица Простакова даже не умеет читать, потому что письмо к Софье она просит прочитать мужа и других героев:
«…Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай…»
Госпожа Простакова — родственница и опекунша несчастной сироты Софьи. Но вместо заботы несчастная девушка видит только плохое обращение со стороны Простаковой:
«…какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни…»
«…Бог велел нам взять на свои руки девицу…»
Критика об образе госпожи Простаковой
«…Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности…(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г.)
«…хозяйка дома госпожа Простакова, урожденная Скотинина… Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически… Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка — по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, то есть отвратительна по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху…»
(В. О. Ключевский, книга «Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль» Используемые источники:
- https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/11/17/rechevaya-kharakteristika-geroev-pesy-di-fonvizina
- https://r-book.club/russian-classics/denis-fonvizin/nedorosl-prostakova.html
- https://www.literaturus.ru/2015/06/gospozha-prostakova-nedorosl-harakteristika-obraz-fonvizin.html
</tbody>