Природа в лирике Ф. И. Тютчева

Содержание:

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение. 

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком. 

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен. 

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают. 

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья». 

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна. 

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться. 

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость. 

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери». 

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей. 

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой. 

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию. 

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Еще материалы по творчеству Ф.И. Тютчева:

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Автор: · Опубликовано 01.08.2020 · Обновлено 01.08.2020

(543 слова) Тема природы в произведениях Тютчева является одной из основных. Его творчество можно сравнивать поэзией А.А. Фета: оба поэта применяли на практике принципы чистого искусства, то есть не вкладывали в лирику злободневных проблем и тем. Они часто описывали природу и ее красоту. Но основное отличие произведений Тютчева в том, что он всегда вкладывает в описание окружающего мира философскую тему или соответствующий мотив. Для него природа — источник мудрости и универсальных образов, которые способны пролить свет на тайны мироздания. С помощью эпитетов и сравнений он погружает нас в мир загадки, а не только растений или животных.

Как таковой динамики у стихотворений нет, обычно у Тютчева доминирует описание природы, но то, с какой трактовкой описывается то или иное явление, дает понять, что природа скрывает в себе тайное знание, благодаря которому в ней мы наблюдаем полную гармонию. Этот процесс наблюдения через слова, ритм и рифму завораживает. Кажется, что лирический герой Тютчева, как солнечный зайчик, который освещает каждый объект, который описывает.

В качестве примера уместно привести стихотворение «В небе тают облака», где автор не просто описывает жаркий день, а вкладывает в свое созерцание мысль о вечности и нетленности природы. Она бесконечна и непостижима для нас, смертных:

Это стихотворение рассказывает об обыденном явлении – о солнечной погоде. Солнышко, облака, речка и поле — все вроде просто и понятно на словах, но здесь прослеживается философский посыл — века автора в вечность всего происходящего. Ему дорог этот пейзаж, он как художник пишет картину, которую мы, его потомки и читатели, видим уже после смерти автора, как будут видеть ее наши дети. Эта вера придает нам сил и заставляет задуматься о том, что мы должны охранять эти дубравы и поля, чтобы они достались нашим внукам и правнукам в той же красоте. Такова мораль многих произведений Тютчева.

Философия для творчества автора характерна, ведь он долгое время изучал ее в европейских университетах. Видимо, поэтому он писал свои произведения всегда с глубоким внутренним посылом. Ему хочется быть наравне с природой, постичь ее тайны. Пейзаж в его стихотворениях представляется то приземленным, то чем-то возвышенным, как и человеческая душа, ведь Тютчев пишет не столько про природу, сколько про свое внутренне состояние, олицетворяя природные явления и наделяя их сознанием и волей. Природа для Тютчева — воплощение всех переживаний, дум, ощущений, поэтому она занимает центральное место в его творчестве.

Не стоит считать, что описание природы в исполнении Тютчева может быть скучным. Пейзаж воспринимается автором не так, как восприняли бы его обычные люди. Жару он может описать как что-то размеренное и доброе, или же перевернуть ее восприятие: изобразить жаркий день как неприятное время, сравнивая жару с болью, которая нависает над человеком или природой.

Природа для Тютчева – это не только отражение его мыслей и чувств, а основа для притчи. Сам он в одном из произведений назвал ее «сфинксом» — древним существом, которое загадывает путникам трудные загадки. Именно такой, таинственной, сложной и мудрой, она предстает в лирике Тютчева. Мы можем принять природные явления как прекрасные образы и найти в его произведениях отклик, но во всем прочитанном и пережитом будет спрятана какая-то особенная мысль, которую позволит понять лишь детальный анализ прочитанного.

Автор: Катарина Ирхина

СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь все творчество Тютчева — это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое — русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика многообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это главный предмет изображения.

Стихи Тютчева – это, прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения.

Природа одна из основных составляющих лирики Ф. И Тютчева. Для этого великого поэта второй половины девятнадцатого века пейзаж является не только фоном повествования, а, скорее, участником переживаний, надежд, страданий лирического героя.

Поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Тютчев не хочет согласиться с господствовавшей в то время на Западе новейшей философией, которая, бесконечно абстрагируя, разрывала человека и природу, объект и субъект. Поэт стремился к цельности, к единству между миром природным, с одной стороны, и «я» — с другой стороны. «Всё во мне, — и я во всём», — восклицает Тютчев.

Природа в свете философии в XIX веке предстала вдруг каким-то скоплением абстракций, миром бездушным, и это рационалистическое понимание мира было Тютчеву враждебно.

Плоский позитивизм, превращавший весь огромный одухотворённый мир в пустоту, и немецкий идеализм, превращавший природу в умственную отвлечённость, нашли в нём своего противника.

Безусловно, мотивы одиночества и безысходности, характеризующие большинство поэтических творений автора, не могли, не отразится на пейзажной лирике. Состояние природы во многом соответствует настроению поэта

Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви.

Его заветное желание — « в бездействии глубоком», весь день « пить весенний теплый воздух» да «следить на высоком небе облака». Он утверждает, что перед « цветущим блаженством мая» ничто самые утехи рая. Он восклицает о море – « как хорошо ты, о море ночное!», о грозе — « люблю грозу в начале мая!».

Поэт прямо исповедует свою любовь к природе в восторженных стихах.

Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу – возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод Здесь опять – таки картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Ее « умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными тревожными нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем поздние дни осени.

И не только блаженство видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, счастье.

В каждом проявлении природы Тютчев видит особую красоту. Наделяя иву человеческими качествами, поэт стремиться показать, что способность жить и чувствовать, присуща не только людям, но и растениям.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь — его струи.

По листьям весело звучали.

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии — это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допустим, нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает со «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы людские. » дождевые капли — это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветер ночной?» — вопрошает поэт.

Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности.

Как можно понять это стихотворение? Тютчев имел такое тонкое восприятие мира, что слово с трудом поспевало за всеми идеями, образами и было бледным отражением сознания поэта.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия («Весенние воды» (1830), «Зима недаром злится» (1836), «Как весел грохот летних бурь. «, «Чародейкою зимою. » (1852).

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте.

«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии».

Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Лев Озеров в книге « Поэзия Тютчева» сказал, что поэзия Тютчева « дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, смывающим и омолаживающим душу».

Произведения Ф. И. Тютчева, написанные в жанре пейзажной лирики, стали классикой отечественной литературы. Поэт видел в произведениях природы такие черты, которые не всегда заметны читателю.

Я думаю, что именно это заставляет нас еще и еще раз обращаться к стихотворным творениям данного автора.

Пейзажная лирика Тютчева

В 

Введение. Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его «певцом природы».

Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.

Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли» и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.

Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.

В 

Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне — времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения — «Весенняя гроза» и «Весенние воды». Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.

Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека («Еще земли печален вид…»); победа нового над старым, жизни над смертью («Зима недаром злится»). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде «Как ни гнетет рука судьбины…».

В 

Обожествление природы. Природу Тютчев называл «Великой Матерью», по сравнению с которой человек — всего лишь «злак земной», «беспомощное дитя», «греза природы». По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут «златотканный покров» внешнего мира. «Клокочащие страсти» этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека — одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.

Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека («Фонтан», «Обвеян вещею дремотой…»). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни («в ней есть душа, в ней есть свобода»).

Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеется», вечер озарен «кроткой улыбкой»).

В 

Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: «первый желтый лист» наступающей осени, «медовый запах» августа, «тонкий волос» паутины на сжатой полосе и т. д.

Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева — «Весенний гром». Оно изобилует разнообразными звуками: «грохочет», «птичий гам», «смеясь».

В 

Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну…». Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/tema-prirody-v-lirike-tyutcheva.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/priroda-v-lirike-tyutcheva/
  • http://www.hintfox.com/article/priroda-v-lirike-f—tjutcheva.html
  • https://ote4estvo.ru/poyety/162427-peyzazhnaya-lirika-tyutcheva.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт