Почему Раскольников убил старуху-процентщицу?

Чтобы разобраться, почему Раскольников убил старуху-процентщицу, нужно проанализировать все обстоятельства, которые подтолкнули героя к преступлению. Достоевский очень тонко сплетает все события в жизни главного героя таким образом, что у него не остаётся выбора, убивать или нет. Он двигается по единственно возможному пути – проверяет теорию, созданную самолично.

Теория и её проверка

Раскольников выносил и впитал своим сознанием теорию, которая стала его наваждением. Именно благодаря ей он решился на смертельный грех. Все люди, по его мнению, делятся на две группы: высшие существа, гении, великие люди, подобные Наполеону (они правят миром, вершат судьбы, добиваются успеха и богатства) и простые “твари”, которые служат “материалом” для достижения целей теми, кто сильнее и умнее. Детище Раскольникова не даёт ему покоя, он страстно желает проверить, относится ли он к первой категории людей, сможет ли он стать Наполеоном?

Убийство не кажется ему чем-то противоестественным, греховным, если оно “приправлено” великими целями, достижением общих благ для большинства за счёт некоторого количества низших человекоединиц. Разрешив себе, таким образом, убить старуху, которая не просто “ненужный человек”, а скорее – “причина страданий” множества людей.

Мораль, совесть и обострённое чувство справедливости подсказывает Раскольникову,что она будет идеальной жертвой. “Она жизнь чужую заедает” – говорит студент во время спора с офицером о ценности жизни “злой, жадной” старушонки. “Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!” на деньги, которые прячет старуха можно спасти множество людей от болезней нищеты, унижения и разбитых судеб. Тот факт, что Алёна Ивановна сама может помереть в любой момент, а её средства перейдут в монастырь, а не на благо неимущих подстёгивает Родиона выбрать именное её в качестве объекта проверки своей теории. Ему не жалко старуху, он искренне ненавидит её за жестокость, скупость, за образ жизни и за то, что она наживается на чужом горе.

Нищета и бедственное положение семьи

Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит. Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения. Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.

Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи. Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению. В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.

Психологическое состояние

Отсутствие постоянного занятия, возможность много времени проводить наедине с собой, чувство вины за страдания и нищету родных – всё это стимулирует развитие ситуации. В маленькой комнатушке, похожей на клетку, которая душит, давит на психику рождается зловещая теория, обретает силы и перерастает в ужасный план. Ряд причин становится мотивом к действию. Студент жаждет проверить свою теорию и, вместе с тем, он совершенно не готов к настоящей смерти, к убийству. Душа Раскольникова неистово сопротивляется, он слишком человечен, добр, сострадателен, имеет тонкую натуру – но механизм запущен и пути назад нет.

В нашей статье даётся подробный ответ на вопрос, зачем Раскольников убил старуху-процентщицу. Этот материал будет полезен для полного понимания замысла автора и смысловой стороны произведения.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

raskolnikov-georgij-taratorkin-1969%2B2.jpg

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского. В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».Смотрите:— Все материалы по «Преступлению и наказанию»— Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.Главная причина преступления Раскольникова  На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства. Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях.Суть теории заключается в том, что люди якобы делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить. Он находит оправдание будущему преступлению в том, что старуха:

  • злая, жестокая и жадная женщина 
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях 
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни 
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

Другие обстоятельства Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.   
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление. 
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное. 
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»). 
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным. 
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию. 

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают преступления Раскольникова.Раскольников после преступления Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе. Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.Смотрите:— Все материалы по «Преступлению и наказанию»— Все статьи о Раскольникове

Что нам только не внушали про «Преступление и наказание» и убийство старушки! Основным лейтмотивом учителей в школе как было сотню лет назад, так и осталось оправдание Раскольникова (потому что он якобы способен к духовному поиску и классовому перерождению) и открытая ненависть к жертвам его действий. И все верно – как можно переживать за убитых в мире победившего коммунизма?

Литературоведение “от Сталина” (каким оно и осталось по сей день) уважало в любом тексте, прежде всего, социальную составляющую.

Эту традицию заложил г. Писарев. Казалось бы, стоит ли всерьез воспринимать человека, утверждающего, что “теория Раскольникова” создана Родионом “по заказу”, хотя ницшеанство — самая обычная мания, которой покорялись многие (например, Дон Кихот куда старее Роди). Но за г. Писаревым, как во многих других случаях, устремились литературоведы в голубых кантах.

По советской версии, главный герой — топорных дел мастер, не выдержавший вездесущего феодализма (который совковые псевдолитературоведы охотно называли капитализмом) поддался обстоятельствам и убил старушку. Старушку не жалко. Это вражеский элемент, накопитель и частный предприниматель. Но карать без приказа начальства нельзя. Квоты не введены еще.

Поэтому блестящий следователь Порфирий, предшественник Ягоды и Ежова, изобличил преступника, слегка его помучал, пожурил, после чего для исправления отправил на каторгу, – на которой и вызреет, наконец, настоящий борец против строя, шагающий в ногу с профессиональными красными кровопийцами, а не занимающийся гнилым индивидуалистским разбоем.

Скорее всего, научит его правильному поведению и товарищ Соня, элемент, прошедший из “князей в грязи” и потому временно полезный.

Уже потом большевики сами запретят проституцию, не устранив, однако, причины, по которым Соня пошла на панель. И если при царе-батюшке мадмуазель все-таки работала “по билету” и была легалкой, то при красном правительстве ее будут бить ногами, пока она не окажет свои услуги комиссарам бесплатно.

Кто не верит в правильность моего изложения большевистской теории — вот Вам короткий диалог Ленина с неизвестным о “Преступлении и наказании”

— Так легко можно дойти до «всё позволено» Раскольникова.

Ленин: — Какого Раскольникова?

— Достоевского, из «Преступления и наказания».

— «Всё позволено»! — с нескрываемым презрением подхватил Ленин. Вот мы и приехали к сантиментам и словечкам хлюпкого интеллигента, желающего топить… революционные вопросы в морализирующей блевотине. Да о каком Раскольникове вы говорите? О том, который прихлопнул старую стерву ростовщицу, или о том, который потом на базаре в покаянном кликушестве лбом всё хлопался о землю? Вам… может быть, это нравится?..

Финал.

Ничем не лучше и современная версия, условно назову ее «версией г. Страхова».

В ней слишком много религии. Раскольников морально деградировал под влиянием индивидуалистического века, отрекся от православного канона общины. Старушку не жалко. Как говорит Д. Быков, нет ни одного логического аргумента, почему нельзя ее убить.

Она и для православных – элемент лишний, потому как занимается ростовщичеством. Но нельзя топором махать, пока не пропели анафему. Сначала — пытки. Поэтому душегуба начинают мучать всякого рода угрызения совести, видения и болезни, которые его очищают до такой степени, что он влюбляется в проститутку. Она, конечно, грешница, но честная, верующая, врач с ее денег за желтый билет платит десятину, потому и такая временно пригодится.

Раскольников через падение и мучения приходит к величайшим откровениям и познанию сердца человеческого, и если бы не совершенно не нужный в романе Порфирий, то признался бы и сам, конечно. Даже не покаявшись, Раскольников воскрешается высокой духовностью и, если не перейдет в большевики на каторге, то имеет шанс еще стать нормальным христианином.

Кто не верит — просто посмотрите, как ведет себя наш душегуб весь роман. Он ведь до самого конца считает себя выше других. Почему? А потому что познал глубины падения сердца человеческого. А больше ничего и не надо. Теория, Ницше — все это для виду. Совершив разбойное нападение, он понравился автору. Этого достаточно.

Д.Быков предполагает, что вообще суть этого детектива — поиск Бога вместо преступника. Правда, слабость обобщений одного из лучших наших писателей и достаточно слабого литературоведа как раз и исходит от его религиозности. Как только Дмитрий забывает, что он православный еврей (а ему даже по Жванецкому больше всех нужно), то становится вполне адекватен и выдает что-то типа анализа Лолиты. Но при виде креста — теряет волю.

Если верить в бога — то любая книга, включая Луку Мудищева — это поиск Создателя. Так что отбросим этот аргумент за не относимостью его к практике анализа.

Кто не верит — возьмите Колобка. Чем не поиск создателя наяву?

Обе трактовки — и классовая и хрианская вводят нас в заблуждение.

Достоевский, — автор всего этого дела, воспринимается ими как провозгласитель добра. То ли он классовую несправедливость чуял, и против царя выступал, то ли он христианской любовью воспылал и показывал путь выхода из морального тупика.

Оба варианта – неправильные.

Покойный не был хорошим человеком, а был националистом, антисемитом, предельно радикальным славянофилом, упертым монархистом, подхалимом власти, а по некоторым слухам – еще и открытым педофилом (в суд подавать на Невзорова А.Г). Естественно, что, создавая свое творение, он не мог проповедовать ни классовые, ни христианские (в понимании Христа как добруни, конечно), ни либеральные ценности.

О чем же на самом деле «Преступление и наказание»?

Давайте забудем про ошибки критиков и поговорим самостоятельно.

Очень просто – это книга о ненависти к прогрессу, отвращении к свободным людям, о презрении к женщине и отвращении к любому роду профессионализма.

Перед тем, как это доказывать, я оговорюсь – мне лично произведение нравится. Оно написано мастером, захватывает, но врага надо знать в лицо, — его талант можно уважать, чай не Прилепин, — вполне себе уровень.

Поехали.

  • Достоевский выступает против прогресса.

Прогрессивный Лужин, — за индивидуализм и частное предпринимательство, и потому настолько неприятен Родиону, как будто у экс-студента есть право на моральную оценку.

Антипатии и симпатии преступника становятся проводниками авторской версии. Лужин, который спасает сестру Раскольникова от позора, выставляется моральным уродом так, как будто он намеренно подстроил «падение» Дуни. Суждения Лужина о том, что богатые индивидуумы создают богатое общество, трактуется так, как будто он отказывается от любви к ближнему, хотя именно Лужин понимает, что ближнему можно помочь заводами и рабочими местами, а не молитвами и славословиями.

Проше говоря — Лужин исторически прав.

Достоевский четко осознает, что за Лужиным – не только светское, но и религиозное будущее, потому что протестанты и католики во времена ФМД начали приспосабливать свои религии под реальность. Но реальность товар, который автор “Преступления и наказания” на Амазоне не заказал бы.

Отсюда абсолютная нелепость — глупое поведение Лужина в истории с Соней и ста рублями, когда он пытается фанфарониться перед Раскольниковым и Дуней за счет мало знакомой им девушки. Вся эта история — настолько настолько не вписывается в образ расчётливого дельца, что за ней чувствуется истерика Достоевского. Но не только Лужин и не столько он не давал спасть нашему писателю.

На самом деле, есть еще один носитель прогресса — старуха. Она зарабатывает деньги честным трудом. Второй человек, который зарабатывает деньги честным трудом в романе — Порфирий. Третий — Лужин. Четвертая — Соня. Все остальные либо получают подарки, либо живут в долг, либо прожигают имущество, но все, как один — не зарабатывают. Оставим студентов типа Разумихина в покое. Переводы — это подработка. У всех совершенно ненормальное отношение к деньгам.

Так вот Лужин и старуха — зеркальное отражение под блоковским мостом. Старуха — то, к чему, по мнению Достоевского, придет Лужин. Этакий портрет Дориана Грея наоборот. Если Грей убивает портрет и умирает сам, то Раскольников убивает сорокапятилетнюю ростовщицу и получает ее улучшенную версию, прокачанную до бизнесмена.

Но мы-то с Вами понимаем, что ненависть к ростовщикам и бизнесменам — ничто большее, чем предрассудок раннего коммунизма и поздней монархии? В реальности без купца ко времени Достоевского уже невозможно было жить. Писатель открыто становится против лучшего, что есть в обществе, конечно же, он вынужден обрисовывать это, как худшее.

Недооценка старухи и отсутствие жалости к ней — страшная ошибка советского и религиозного литературоведения. Привет Писареву.

2. Достоевский выступает против индивидуализма.

Причиной убийства процентщицы (к которой автор явно не испытывает абсолютно никакой жалости) кроме банального нежелания отдавать деньги (о котором автор старательно забывает ) является теория ницшеанства о сверхчеловеке, сформулированная самим Раскольников (ссылки на Ницше нет в книге) в одной из статей. Эта теория – известная страшилка девятнадцатого века, любимая игрушка империализма, сходная по функционалу с распятыми мальчиками из Славянска.

Что такое монархия, если не культ ницшеанства во плоти? Этой теории не чурался и Достоевский, когда выступал за единовластие и утверждал, что самодержавие – причина всех русских свобод. Был вариант и в славянофильском исполнении, когда сверхчеловек заменялся сверхнародом.

Но конечно же, права свободного интеллекта менять историю без цензуры и прохождения проектов трансформаций по монаршим комитетам будущий бесогон признать не мог. Теория Раскольникова – что подчеркивает Порфирий, — чужеродное влияние.

Достоевский не против ницшеанства выступает, а против либерализма, против свободы человека. Именно поэтому надо было прикончить не только старуху ( бытовой мотив сильно мешает абстрагироваться), но и Елизавету, — показать, вот, мол, придут либералы и будут проливать кровь налево и направо. Примерно для того же в наши дни взрывали сахар или осетинские школы.

3. Достоевский не уважает профессионализм и предпочитает ему метафизику.

Следователь Порфирий, — единственный, кто сделал в книге свое дело. Родиону всего лишь не надо было убивать, а он убил. Лужину надо было помочь, а он воспользовался случаем. Соне надо было… Впрочем, об этом позже. Только Порфирий ведет себя так, как положено профессионалу. Но оказывается, что его незаурядный талант и блестящие способности, конечно же, ничто, по сравнению с «раскаянием» Раскольникова (которого нам не предъявили, но о котором твердили страховцы).

Порфирий выведенный умной, но серой мышью, страхом из детских снов, если угодно – то чертом, сатаной, мучающим жертву, дает ей в конце последний шанс. На самом же деле, совершенно очевидно, что без психологических экспериментов Порфирия даже та видимость раскаяния, что нам показана, не состоялась бы, потому что раскаяние это основано на истеричной реакции, а не на осмыслении случившегося. А истерика эта исчезла бы на третий день, если бы не фокусы следователя.

4. Достоевский отпускает грехи тем, кто этого не заслужил, ради пропаганды коллективизма и духовной покорности.

Раскольников ни одним словом не показал, что ему жалко старуху, что он хоть немного отошел от своей теории. За смерть трех человек (мне доказывают, что нерожденный не считается, но это ведь по закону так, а не по математике) ему достается вполне умеренное наказание, которое сглаживается решением всех финансовых проблем его близких и наличием в сфере досягаемости Сони. А так как он не может смириться с тем, что он — не сверхчеловек, то ему и в эпилоге не особо легко. То ли дело желтобилетница — полная покорность судьбе и воле придурковатых родителей делает из нее святую проститутку.

5. И, наконец, Достоевский недостаточно современен, чтобы открыто объявить: ситуация Сони – не грех, а беда.

Всю книгу все и всю историю советской литературной критики умные, вроде, люди, говорят о ее «опущении», «дне», «бездне разврата» и прочем. Но на языке нашего времени, младшая Мармеладова – это героиня, которая нашла единственный способ прокормить семью.

Она – исключительно положительный герой и применять к ней дискурс «проститутка» мог только безнравственный и гнилой человек, каким автор «Преступления и наказания» и является.

Конечно, можно упереть руки в боки и заявить, что Федор Михайлович-то был сыном своего времени, но, если честно, кому какая разница, что думал о своей книге и ее героях Федор Михайлович? Он ошибался во всем почти и почти все предсказал неправильно. А теперь писатель вообще мертв, и своих намерений изложить веку смартфона не способен.

Увы, но перед нами книга о ненависти ко всему прогрессивному, живом, героическому и современному, жалкий пасквиль записного западоненавистника. А то, что написан он гениально – Достоевского нисколько не оправдывает. Это только еще больше вгоняет его душу в лапы чертей. И дай Бог, чтобы они были такие интеллигентные, как Порфирий.

Основа всего романа «Преступление и наказание» заключатся в «преступлении», а именно в убийстве. Этот момент в произведении играет ключевую роль, ведь именно он «включает» основную цепочку действий, поэтому достаточно важно правильно сделать анализ этого эпизода. Убийство Раскольниковым старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже идёт основное действие с тем самым «наказанием».

Античеловечная теория

В основе преступления лежит теория Родиона Раскольникова о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Именно эта идея в голове героя привела его к жестокому убийству и, как следствие, наказанию за содеянное. Саму теорию воспринимает и одобряет «тёмная сторона» персонажа, которая презирает слабых людей и восхищается такими, как Наполеон. Светлая же пытается бороться с заблуждениями разума и привести к искуплению, к примеру, при помощи снов, которые достаточно важны в романе.

Идеи Родиона

Сама теория направлена на выявление в обществе якобы слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых, которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

То, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы, лучшим образом демонстрирует, на что способны спровоцировать человека заблуждения его разума. Родион был готов совершать страшнейшие поступки ради теории и собственного эгоизма:

  • Герой принёс бабку и её сестру, как он считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал это исключительно для себя самого.
  • Никакого альтруизма в теории Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.
  • Теория с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
  • Человеческая жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения, хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь, и никто не может её у него забирать.

Кого убил Раскольников

Может показаться, что рассуждение на тему, кого же убил Раскольников, немного нелепо, ведь понятно же, что старушку и её сестру, однако не всё так просто. Само убийство лишь начало цепочки событий, ведущих к гибелям ни в чём не виновных людей. Можно сказать, что этих двух Родион убил собственноручно, но есть и другие жертвы:

  • Старуха-процентщица. Единственная «запланированная» жертва героя, которую он зарубил топором якобы, чтобы помочь семье, забрав у неё свой заклад и деньги.
  • Сестра бабки, Лизавета. Становится случайным свидетелем убийства, за что Родион её убивает, хотя изначально не планировал этого делать. Возможно, именно её смерть сильно подкосила героя и запустила процесс развенчивания всей теории.
  • Ребёнок Лизаветы. Существуют мнения и версии, что сестра процентщицы была беременна, поэтому, убив девушку, Раскольников, возможно, ещё и убил нерожденного младенца.
  • Мать героя, Пульхерия Раскольникова. Не выдержав наказания сына, скончалась. Таким образом, можно понять, что сам Родион довёл мать до смерти своими действиями, поэтому его также можно назвать её убийцей.
  • Сам Родион. Убив старуху, Раскольников полностью переменился и в конце даже в каком-то роде переродился. Получается, что он убил «старого» себя или же свою «тёмную» личность. Это доказывают слова самого персонажа: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!».

Действия Родиона в сцене с убийством старухи запустили основной механизм всего произведения. Преступление дало старт наказанию, которое, в первую очередь, сам Раскольников создавал для себя.

Он начал активную борьбу с самим собой и пришёл к искуплению, на пути к которому ему сильнейшим образом помогла Соня Мармеладова и немаловажную роль сыграли Порфирий Петрович и Аркадий Свидригайлов.

Еще примеры сочинений по роману «Преступление и наказание»:

День убийства

«Преступник всегда возвращается на место преступления» — с подобными мыслями Раскольников приступал к замыслу убить; он с самого начала считал себя лучше и умнее остальных, мол, он-то точно не «попадётся» и сделает всё чисто. Родион тщательно продумывал своё преступление и днём и ночью. Он будто бы готовился к этому всю свою жизнь и начал свою подготовку с простого «подслушать разговор», а закончил добычей топора и психологическим настроем на убийство живого человека.

Нельзя сказать, что герой равнодушно относился к убийству и проводил свою подготовку бесчувственно и хладнокровно. Он боялся, его разрывало на части от неопределённости, от страха: перед жертвой, перед законом и, конечно, перед самим собой и своими убеждениями; он боялся, что не сможет оправдать собственных ожиданий, что он та самая никчёмная «вошь» якобы недостойная жизни. Отрывки его мыслей постоянно путались, сбивали с толку, собирались и разлетались снова, но всё равно не переставали толкать его к роковому дню — дню убийства никому не нужной старухи.

Сколько бы Родион ни старался оттягивать этот момент, ему, так или иначе, пришлось бы убить, так как он бы себе не простил такую «трусость». И вот, в 7 главе первой части романа Раскольников убивает старуху-процентщицу.

Накануне герою снится сон о забитой насмерть кляче. Этот сон — не что иное, как крик человеческой природы и души самого Раскольникова против безжалостного убийства. И он почти срабатывает, Родиона подкашивает это видение, ему становится ещё страшнее убить, но он продолжает идти вслед за своей теорией.

Описание самого убийства ничего нового не принесёт, всё уже сказано самим Достоевским непосредственно в романе.

Куда важнее, что же происходило с героем после преступления, того самого, к которому Раскольников будто бы всю сознательную жизнь ежедневно готовился.

Итог всех убеждений

Убийство не приносит Родиону желаемого результата, он не просто «неудовлетворён», а оказывается в тяжелейшем положении; к нему постепенно приходит осознание содеянного, он начинает понимать, какой же ужас был в его голове и что он натворил в итоге.

Убийством старухи-процентщицы Раскольников хотел доказать, что он в его непоколебимо верной теории относится к лагерю «вышестоящих», однако само убийство не только показывает ему, что он не «право имеющий», но и уничтожает его теорию в пух и прах.

Родиону нужно много времени, чтобы полностью «переварить» и принять случившееся, годы каторги ему в этом как раз прекрасно помогут.

Рубрики Это интересно

«Преступление и наказание» Ф. Достоевского является одним из важнейших трудов русской классической литературы. Роман изучают в школе, а западные критики ставят наивысшие баллы. Произведению свойственен психологизм. Его суть достаточно проста: молодой человек совершает преступление, а затем несет наказание сначала нравственное, а потом и фактическое по закону. Автор не скрыл от читателя, почему Раскольников убил старуху процентщицу, и раскрыл важный моральный вопрос.

Содержание

Идея романа

Роман увидел свет в 1866 году. В то время как другие авторы писали о пышных залах столицы и званых ужинах, Федор Михайлович Достоевский во всех красках расписал обратную сторону Петербурга. С первых страниц перед читателем является грязный, душный город. Главный герой хоть и красив, но мрачен. На его пути часто встречаются неприличные картины. Он проживает в тусклой, небольшой комнатке, испытывает нужду и постоянно ведет внутренний монолог.

pochemu_raskolnikov_ubil.jpg

Автор с начала повествования настраивает на то, что история будет сложной и мрачной. Достоевский постарался подробно описать все атрибуты и людей, которые встречаются на пути главного героя. Нечистоты, пьяницы, падшие женины, духота, неприятные интерьеры — все это символизм романа, чтобы настроить читателя на атмосферу грязи, в которую пришлось окунуться Родиону Раскольникову.

События разворачиваются вокруг студента, который находится в финансовой нужде. Им овладевают сомнения и страх за свое будущее и будущее своей семьи. Его сестра из-за сложностей вот-вот выйдет замуж за неприятного человека, а сам Раскольников бросил учебу из-за нехватки средств. И здесь он решает совершить преступление — убить старушонку процентщицу.

Ее персоне уделяется отдельное внимание. Она — малоприятна. Автор выставляет ее тираничной личностью, которая эксплуатирует свою сестру, а также берет большие проценты с людей. Родион думает с отвращением о ней. Однако, личная неприязнь и нехватка средств — это далеко не единственные причины содеянного.

«Великие» люди

Родион Раскольников — молодой человек из бедной семьи. Некоторое время был студентом, но от учебы пришлось отказаться из-за нехватки финансов. Давал дополнительные уроки, но и это дело прекратил. Герой много размышляет о том, почему одним достается все, а другим ничего. И как бы оправдывая собственную нищету, считает себя личностью «великой».

zachem_raskolnikov_ubil.jpg

Мнение о гениальных и великих людях является большей частью рассуждений героя, которые преследуют его на протяжении всего романа. Идеи Раскольникова состояли в том, что хоть он и нищий, но личность великая и это с лихвой окупает его финансовое положение. Молодой человек чрезмерно горд и высокомерен. В противовес гениальным личностям он ставит людей обычных. Они, по мнению мужчины, лишь «расходный материал» в достижении целей личностей великих. Именно такой он и видел Алену Ивановну, старуху-процентщицу. Примером великой личности он считал Наполеона.

Его теория как бы подталкивала к тому, что он вправе использовать старуху, убить, и забрать средства. По слухам, все свое имущество старушка завещала даже не сестре, а в монастырь. Раскольникова раздражало то, что деньги, которые могли бы помочь людям, могут уйти в какой-то монастырь. И это дополняло и так откровенную неприязнь к старухе. Автор описывает ее, как личность неприятную.

raskolnikov_staruha.jpg

Мужчина решает зарубить бабку, он этого хочет. Алена Ивановна была не единственная, кого убил Раскольников. Кроме старухи, под удар топором попадает ее сестра. Мужчина был напуган, ему чудились звуки снизу и постоянно казалось, что его вот-вот разоблачат или поймают. Появление сестры добавило напряжения. Это объясняет, почему Раскольников убил и Лизавету. Идя на дело, мужчина даже не знал, сколько средств дома хранила бабушка. Сумма оказалась небольшая: около трехсот рублей и некоторые скромные драгоценности.

В дальнейшем теория его лопнула как мыльный пузырь. Спустя время, как бы он ни старался избавиться от мук совести, она все же взяла над ним верх. Он осознал, что отнюдь не великий, а убийство разломило его душу и испортило всю жизнь. Раскаяние настигает главного героя, а от прошлых идей он отказывается.

Основные причины преступления

Личные идеи мужчины, а также его нужда — еще не все причины, по которым он решился на такой страшный шаг. Как уже говорилось выше, автор достаточно детально описывал все, что окружало Раскольникова. Вот лишь некоторые внешние атрибуты, которые повлияли на психологию героя и угнетали его:

zachem_raskolnikov_ubil.jpg

  • Интерьеры квартир, комнат и казенных помещений. Как правило, они были небольшие, темные и грязные. В некоторых стены были неприятного желтого цвета.
  • Душная, жаркая погода. Отсутствует свежесть.
  • Улицы, которые чаще всего узенькие, пыльные и грязные.
  • Люди, что встречаются главному герою. Он часто натыкается на пьяниц, женщин легкого поведения, людей неприятных или недостойных. Среди его окружения попадаются и откровенные подлецы, например Лужин, который клевещет на сестру Раскольникова.

Внешние атрибуты лишь добавляют психологического напряжения герою. Вокруг все сухое, мрачное, серое. Люди разнузданные. И при этом он беден, а его сестра вот-вот выйдет замуж. Разбирая основные причины, почему Раскольников покушается на жизнь старухи процентщицы, можно выделить следующие:

  1. Финансовое положение семьи Раскольникова. Его угнетала мысль, что сестра может выйти за Лужина, который был неприятен Родиону. У Сони Раскольниковой настали тяжелые времена, так как она лишилась работы. Обо всем этом мужчина узнает из письма матери, которое герой получает практически в самом начале повествования.
  2. Раскольников в одном из эпизодов становится свидетелем разговора двух людей, которые обсуждают ту самую старуху. О ней говорят, как о личности подлой, которая наживается на бедности людей. Это лишний раз подкрепляет личную неприязнь героя, а также его теорию о «великих» и «обычных» людях. Он понимает, что от ее смерти никому хуже не станет, а как раз наоборот.
  3. Особое впечатление Родион получает после знакомства с господином Мармеладовым. Мужчина предстает перед читателем как личность выпивающая и безвольная. Он рассказывает печальную историю о дочери Сонечке, которая вынуждена заниматься непристойным делом, чтобы прокормить семью. Родиона история тронула и лишний раз заставила задуматься о несправедливости этого мира.
  4. Небольшой эпизод с обманутой девушкой легкого поведения, которую он встретил на бульваре, откладывает свой отпечаток. Основное опасение героя, что его сестра из-за их бедности тоже скатится до такого состояния. Он не может этого допустить.
  5. Решающим фактором является то, что он случайно узнает о времени и дне, когда старуха будет дома одна. Это подтолкнуло его и окончательно убедило нанести смертельный удар.

Все вышеперечисленные причины позволяют Раскольникову решиться на такой шаг. Он идет убивать во имя «великих», как он думал, целей, а также из-за собственного голода и нужды. Достоевский достаточно четко объясняет, зачем Раскольников убил старуху. На событие повлиял несколько факторов, которые в определенный момент сложились в одно убеждение главного героя, что он не просто обязан это сделать, а он имеет право. Высокомерие героя в итоге завело его в тупик. А после преступления последовало наказание.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/pochemu-raskolnikov-ubil-staruhu-procentschicu-prichiny.html
  • https://www.literaturus.ru/2020/07/prichiny-motivy-prestuplenija-raskolnikova.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5d230cbb959b0d00ad33cb2e/prestuplenie-i-nakazanie-on-ne-starushku-ubil-a-progress-ostanovil-5d681b6b027a1500ae59b9eb
  • https://101student.ru/literatura/sochineniya/dostoevskij/analiz-epizoda-ubijstva-raskolnikovym-staruhi.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/prestuplenie-i-nakazanie/pochemu-raskolnikov-ubil-staruhu-proczentshhiczu.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт