Сочинения / Чернышевский Н. Г. / Что делать
Как действующее лицо Рахметов появляется в главе «Особенный человек». В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ этот центральный, что Рахметов — главный герой романа «Что делать?»
Глава «Особенный человек» образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной. Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временные рамки и не дает последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем «знали», с тем, что «узнали» впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает главным героем социально-политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий, значит, кризис назрел.
Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: «Да и видел он, что в деревне». Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости. «Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны». В первый же вечер он «жадно слушал» Кирсанова, «прерывал его слова восклицаниями и проклятиями тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить». Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова. Мечта о революции для Рахметова — руководство к
действию, ориентир всей личной жизни.
Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительно разговаривал с «толстобородыми» мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Он считает, что народ достоин уважения и пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.
Рахметова Чернышевский показывает как человека «очень редкой», «особой породы», но в то же время как лицо типичное, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил «особенного человека» суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью. Вера Павловна сначала находит его «очень скучным». «Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусость… кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья». Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: «…Какой это нежный и добрый человек!»
Рахметов — ригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: «Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же на всякий случай нужно. Вижу, могу». Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос «Что делать?» Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе.
Фигура этого ригориста оказала огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их «любимцем был в особенности Рахметов».
Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на этого героя.
![]() |
В нашей библиотеке 23 521 материалов. |
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
---|
Сочинения / Чернышевский Н. Г. / Что делать
Смотрите также по произведению «Что делать» |
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» перед нами возникает образ героя, которого сам автор называет «особенным человеком».Что значит быть особенным человеком, по замыслу писателя? Как относиться к таким людям?Рахметов — очень необычная и, безусловно, выдающаяся личность. Друзья о нем думают как о «человеке совершенно черством для личных чувств, не имевшем… личного сердца, которое билось бы ощущениями личной жизни». На первый взгляд, это представляется действительно так, однако люди, близко знающие героя, видят, что под аскетичной наружностью и шокирующим поведением (спал на гвоздях) скрывается человек мягкий, деликатный, отзывчивый. И сам Рахметов говорит о себе: «Ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить».«Особенным», согласно авторскому замыслу, Рахметов стал не сразу. До этого шли годы самовоспитания. С юности герой стремился к совершенству, и моральному, и физическому. Он сутками читает, учится, беседует с полезными, «нужными» людьми. У него строгий распорядок дня, жесткий режим деятельности. Герой много путешествует, активно трудится, как простой рабочий, упорно занимается гимнастикой. Таким образом, все его силы уходят на познание жизни и собственных возможностей.Результатом этой упорной и кропотливой работы над собой и явился «особенный» человек, который «… уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной. И в умственной жизни… Они уже развились в законченную систему, которой он придерживался неуклонно». Ригоризм, аскетизм, самоограничение стали основными чертами жизненной системы Рахметова.Этого героя мы можем в чем-то сравнить с тургеневским Базаровым. Евгений Базаров тоже мог назвать себя «самоломанным»: он, подобно Рахметову, активно занимался самовоспитанием, самообразованием. Однако герой Тургенева воспитал себя в духе нигилизма, что было объяснимо и закономерно в то время. «Сперва нужно место расчистить», — вот предназначение Базарова.Каковы же предназначение и жизненные цели Рахметова?Несмотря на то, что данные герои жили примерно в одно время, персонаж Чернышевского представляется мне следующим этапом, ознаменовавшим иной тип мировоззрения молодого поколения мыслящих людей. Это тип революционера. Чернышевский не заявляет этого открыто, но по сюжету, общему контексту и самому названию романа «Что делать?» мы видим и понимаем, что будущее России автор видит именно за такими людьми, как Рахметов — целеустремленными, волевыми, сильными телом и духом.Таким образом, Рахметов выступает в произведении Чернышевского не просто как «новый человек», с новыми моралью, системой ценностей, образом жизни, какими изображаются Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Он — «Особенный человек», потому что идет дальше, чем эти герои, меньше говорит и больше действует. Для автора Рахметов выступает своеобразным символом не стихийного, случайного, а подготовленного, «профессионального» революционера, чья деятельность тщательно продумана и идейно организована, чьи идеалы выстраданы и сформированы в трудной и многолетней борьбе с обстоятельствами жизни и собой, собственными слабостями, сомнениямиДействительно, Рахметов явился идеалом борца для многих людей поколения Чернышевского и последующих поколений революционеров. Однако вызывает ли этот герой симпатию и доверие у современного читателя? Это вопрос сложный и неоднозначный.Возможны разные мнения относительно предназначения Рахметова, о его роли в жизни России и месте в романе как персонажа художественного произведения. Думаю, что для своего времени появление Рахметова было естественным и закономерным. Большую роль играет Рахметов и в романе, несмотря на то, что его место только обозначено, намечено автором в единственной главе. Чернышевский полагал, что без этого героя было бы нарушено главное требование к произведению — требование художественности. Без него картина русской действительности той поры была бы не только не полной, но и искаженной.Однако, на мой взгляд, человек не должен превращаться в машину, уподобляться бездушному механизму самосовершенствования. Работа над собой не должна быть в ущерб духовности, человечности, естественности. Всего этого, столь необходимо любому человеку и так актуальному сегодня, не хватало герою Чернышевского!
Просмотров: 16888Образами положительных героев романа “Что делать?” Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.
Рахметов по происхождению потомственный дворянин, формирование взглядов на жизнь и перерождение которого началось еще в ранней юности, и встреча с “новыми людьми” лишь способствовала окончательному утверждению его революционного мировоззрения. Рахметов порывает со своим классом и полностью связывает свою судьбу с судьбой народа. Чтобы испытать себя и острее почувствовать плачевное положение народных масс, глубже понять думы и чаяния трудового люда, Рахметов в одной лямке с бурлаками проходит весь путь по Волге.
А Рахметов – один из них, но и нечто большее. Чернышевский говорит: “Велика масса добрых и честных людей, а таких мало… Это двигатели двигателей.
Это соль земли”.
Чернышевский глухими намеками дает понять читателю, что Рахметов – особенный человек, вожак, занятый подготовкой к революции. Автор рассказывает о поступках героя, которые характеризуют его, как организатора борьбы с реакционным общественным укладом и служат средством пропаганды революционных идей. Рахметов постоянно связан с людьми, особенно с молодежью: “… явился Рахметов, а за ним постепенно набирается целая ватага молодежи”.
Рахметов требователен к тем, кто вступает в ряды революционеров. Но если он требователен к товарищам, то к самому себе – беспощаден. Он знает, что ему предстоит тернистый путь, и поэтому последовательно готовит себя к нему нравственно и физически.
Проспав ночь на гвоздях, Рахметов, широко и радостно улыбаясь, объясняет свой поступок: “Проба. Нужно”. Строгий режим повседневной жизни укрепил его волю, дал физическую и нравственную силу, превратил его в богатыря – Никитушку Ломова.
Рахметов нежен и добр в обращении с простыми людьми и товарищами, разделяющими его убеждения. Вера Павловна говорит о нем: “Я имела длинный разговор со свирепым Рахметовым. Какой это нежный и добрый человек!” Но он сурово беспощаден и непримирим к тем, кто мешает счастью людей, попирая их человеческое достоинство.
Суровость и непримиримость – примета времени, характерная особенность революционеров-демократов.
Рахметов – обобщенный образ профессионального русского революционера. В нем нашли отражение черты характера выдающихся людей 60-х годов прошлого века. Плеханов, указывая на обобщающее значение образа Рахметова, говорил о том, что в “каждом из выдающихся наших социалистов 60- 70-х годов была немалая доля рахметовщины”.
Образ Рахметова оказал огромное влияние на последующие поколения русских революционеров.
Может быть, Чернышевский не прав, говоря о революции как о единственной движущей силе. Не знаю. Историю не перепишешь и не изменишь. Но в одном он прав: революционер должен быть “с чистыми руками и горячим сердцем”.
Иначе как можно браться за переустройство общества?
“Особенный человек” в романе Чернышевского “Что делать?”« Мы и родители 7-8 классПо тексту Худякова Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость (ЕГЭ по русскому) »
У нас на работе, был один такой мужик, который очень любил 2 вещи: выпить и работать.
Причём и то, и то делал он обязательно ежедневно, и с очень важным условием.
Если работать, то, качественно вкладывая душу, мы всё-таки ракеты делаем, а не кастрюли, заявлял он. Второе не менее важное дело,- это после работы придя, домой выйти на балкон и, вдыхая холодный вечерний воздух накатить 150 грамм водки.
Каждую обязанность, он всегда выполнял, иначе день впустую прожит.
Имел мужик этот «побочный эффект».
С 9 этажа, к дому, как раз подъезжал КамАЗ с песком, на который он и упал.
Очевидцы были в шоке, как они рассказывают, мужик выпал из окна, встал, разорался, что паркуются, где хотят и т.д.
А когда он вернулся из магазина, он недоумевал, как так, жена на даче, его дома нет, а дверь закрыта.
Закончилась его жизнь на 56 году жизни. В очередной выходной, он уговорил жену, пойти в лес за грибами, его жена неудачно ступила, отчего упала и рассыпала грибы. Дело было недалеко, буквально в нескольких шагах от железной дороги.
Как раз шёл поезд.
Мужик сказал жене, что отгонит поезд, а ей сказал собирать грибы.
Догнать и остановить, она его не сумела, поезд его, конечно же, изрезал
На похоронах его жена рассказала, что он страдал шизофренией, которая обострялась, если он выпьет. Он говорил, что когда сильно утомляется или напивается, к нему приходят демоны, которые с ним общаются и делятся некоторыми знаниями.
Но что это всё-таки было? Шизофрения? Самовнушение? Мистика?
Используемые источники:
- https://m.lit-helper.com/p_rahmetov_-_osobennii_chelovek_svoego_vremeni
- https://lit-helper.com/p_chto_znachit_bit-_osobennim_chelovekom__po_romanu_n_g__chernishevskogo_chto_delat-
- https://lit.ukrtvory.ru/osobennyj-chelovek-v-romane-chernyshevskogo-chto-delat/
- https://istoriipro.ru/osobennyj-chelovek/