Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»: портрет героини, описание хозяйства, кухни

Меню статьи:

Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.

Oblomo-roman-Goncharova..jpg

Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми

Агафья не отличается умом

И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.

Когда в ее судьбе появился Илья Обломов, эта женщина стала жить и работать для его счастья и благополучия, всю себя отдавая тому, кого искренне полюбила. Примечательно то, что Агафья готовит сама, хотя у нее есть кухарка Анисья, которая помогает.

Дом Агафьи Пшеницыной

В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной. Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок. «По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”

roman-Goncharova-Oblomov.jpg

Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве. На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов. Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом Андрея Штольца в романе И. Гончарова “Обломов”

Агафья и Обломов

Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью. «Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.

Когда Илья Ильич заболел, Агафья, не спуская с него глаз, просиживала у постели по ночам, а потом бежала в церковь, спеша заказать молебен, чтобы помянули за здравие. Женщина стала нервной и раздражительной, чего раньше за ней не наблюдалось.

Агафья после смерти Обломова

К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви. Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.

Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья. А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет. Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.

Дорогие читатели!  Предлагаем проанализировать образ Ильи Обломова в романе И. Гончарова “Обломов”

Отзывы о героине романа

Агафья Пшеницына, на мой взгляд, противоречивый персонаж романа. С одной стороны, она простая, даже недалекая женщина, не обладающая высоким интеллектом, не проявляющая интереса ни к культуре, ни к искусству, но с другой – сколько доброты и заботы проявляет она к любимому человеку, как ухаживает за ним во время болезни, как самоотверженно любит и отдает себя ему. Это настоящая русская женщина, с добрым сердцем и замечательными намерениями. Жаль, в ее жизнь внезапно ворвалось горе и разрушило то хрупкое счастье, которому Агафья радовалась и которое, как могла, старалась беречь. Мне искренне жаль героиню романа «Обломов» – Агафью Пшеницыну.

«Сердце обливается слезами, когда я читаю, как тяжело перенесла Агафья смерть своего второго мужа – самого дорогого и любимого человека. И почему счастье так кратковременно? Но таковым был замысел автора, ведь в этом сюжете скрыт глубокий смысл. Только жаль, что похожие ситуации происходят и в реальной жизни».

История персонажа

Роман «Обломов», принадлежащий перу Ивана Александровича Гончарова, представляет читателю разносторонних действующих лиц. Женские образы в произведении – полные противоположности. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы. Литературоведы отмечают жизненную позицию Ольги, стремление к самосовершенствованию и постоянному развитию. Внутренняя красота героини в произведении противопоставлена мещанской любви к дому и семье Агафьи Пшеницыной.

Иван Гончаров

Агафья снискала отрицательные отзывы современников писателя и публики, которая впоследствии знакомилась с романом. Пшеницына близка главному герою по духу, но симпатии аудитории всегда оказывались на стороне Ильинской. При этом образ второго персонажа не менее глубок и многогранен. Иллюзорное счастье и любовь, которые стремился обрести Илья Обломов, настигли его в браке с Агафьей.

Биография и сюжет

Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи. Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий. Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру. Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.

Агафья Пшеницына у кровати умирающего Обломова

Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни. Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова. Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.

В союзе Пшеницыной и Обломова рождается сын. Мальчик не похож на других детей Агафьи Матвеевны. Ему не место в семье и, понимая это, после смерти Обломова ребенка передают на воспитание Штольцу.

Андрей Штольц

Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.

Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций. С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова. Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской. Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам. Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства. Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей. Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.

Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь. Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.

Актрисы

Роль Агафьи Матвеевны в кинокартинах исполняли разноплановые артистки. В одноименной ленте 1965 года роль последней любви Обломова исполнила Тамара Алешина. Главной ролью в карьере актрисы стал персонаж фильма «Небесный тихоход» – Маша Светлова. Внешность исполнительницы располагала к назначению на роль. Режиссер Александр Белинский сделал ставку на драматическое дарование артистки театральной сцены, благодаря чему образ получился глубоким и достоверным.

Тамара Алешина в роли Пшеницыной

В 1966 году итальянский кинорежиссер Клаудио Фино выпустил проект под названием «OBLOMOV». Роль Агафьи Пшеницыной досталась Пине Чеи. Артистка известна исполнением заглавных женских ролей в проектах по классической литературе.

Актриса Пина Чеи

В 1972 году советские постановщики Оскар Ремез и Галина Холопова взялись за экранизацию романа. Образ Агафьи Пшеницыной воплотила Марина Кузнецова.

Марина Кузнецова в роли Пшеницыной

Актрисы, исполнявшие роль названной супруги Обломова, отличались приятными, но типичными чертами лица. Это соответствовало описанию героини в романе. Тонкий нюанс режиссерского замысла подчеркивал идею Гончарова о том, что для Обломова Пшеницына не была простой домохозяйкой. Она была скорее ангелом-хранителем, взявшим на себя ответственность за чужую жизнь и благополучие.

Интересные факты

  • Агафья Пшеницына – не случайный персонаж в романе. Его прототипом выступает образ, придуманный автором для изображения матери Обломова. Авдотья Матвеевна, как и Агафья, имеет старорусское имя и аналогичное отчество. Верующая и добрая женщина олицетворяла заботу о своем сыне и доме.
  • Несмотря на желание трактовать персонаж Пшеницыной как отрицательный, примечательно, что он описан в традициях русской красоты. Полная женщина, хранящая семейный очаг, – символ плодородия русской земли и всего, что привлекает Обломова в родной стране.
  • Система образов в романе любопытна: два противопоставленных друг другу мужчины и две женщины обретают счастье, основанное на схожести характеров. Образованные интеллигенты находят друг друга, руководствуясь амбициями и стремлениями. Их счастье кажется наигранным и неполноценным. В то же время простые обыватели обретают спокойствие и гармонию в семье, где царит уважение друг к другу.

В «Обломове» описаны различные персонажи, у каждого из которых свой образ, свой характер, своя судьба. Агафья Пшеницина – женщина, которая смогла дать Обломову то ощущение, которое он искал всю взрослую жизнь. Она позволила ему как будто вернуться в Обломовку, найти умиротворение и стать для героя воплощением тихой и спокойной семейной жизни.

Описание героини

Внешность Агафьи Матвеевны Пшенициной подробно описана в романе. Ей было около тридцати лет, она была бледна, румянец не пробивался сквозь ее полноватые щеки. На месте бровей у нее проглядывали две еле видные полосочки, чуть припухлые, с редкими светлыми волосиками. Ее глаза были простодушными, как и она сама. Жесткие руки были бледными, наружу выступали крупные синие жилы. Она была немного туповата, но как только речь заходила о предмете, о котором она имела представление, ее лицо менялось, принимало заботливое выражение. В целом Пшеницина была неразговорчивой особой, ни над чем не задумывалась. Если она не видела в разговоре четкой цели, она могла не отвечать вовсе.

Отношение к Обломову

Агафья Матвеевна прониклась к Обломову особенным отношением. Она сравнивала его с покойным мужем и с Тарантьевым, но раньше таких людей она никогда не встречала. Пшеницина держала свое отношение к Обломову в тайне: она не могла позволить себе кокетничать с ним, открыто вести себя соответственно своим чувствам. Она видела в его лени что-то особенное, он для нее будто сиял спокойствием.

Даже внешность Агафьи несколько менялась в зависимости от настроения и поведения Обломова. Например, после его расставания с Ольгой, она стала сама не своя, ругала Анисью и Акулину за все подряд. Если Обломов долго не возвращался, она могла не спать всю ночь, бросалась к окошку на каждый звук, проверяя, не Обломов ли это. Когда Обломов был мрачен – она сама становилась еще более молчаливой и задумчивой, еще более бледной, даже худела. Когда Обломов был в хорошем расположении духа, и ее внешность и настроение становилась лучше.

Отношение Обломова к Агафье

Героиня вызывала у Обломова несколько другие чувства. Благодаря ей он мог чувствовать атмосферу родной деревни. Мог ни о чем не заботиться, не думать, в отношениях с Агафьей он чувствовал спокойствие и умиротворенность, отсутствие необходимости постоянно что-то делать, решать, предпринимать. К Агафье Матвеевне у него не было такой любви, которая была к Ольге. К Пшенициной Обломов испытывал, скорее, дружеские чувства, большую благодарность, которые и послужили основой для крепкого брака.

Агафья для Обломова была возможностью мысленно вернуться в Обломовку, по которой он очень сильно тосковал. Так дом Пшенициной стал для Обломова не только местом проживания, но и настоящим домом, где ему уютно и комфортно, никто не заставляет ничего делать и что-то решать. Основой для брака послужили дружба и ощущение спокойствия, атмосфера уюта и тепла.

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Агафья Пшеницина», дать подробную характеристику героини, описать ее взаимоотношение с главным героем произведения.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гончаров
  4. Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов

Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.

Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.

Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.

Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов.

Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.  

Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.

Вариант 2

Агафья Пшеницына – это второстепенный персонаж. Она была создана как идеальная противоположность главной героини произведения. Не смотря на то, что она второстепенный персонаж, она является одной из основных характеров произведения.

Агафья описывается как типичная русская женщина. Она имеет пышные формы, которые вовсе ей не мешают. Она очень верит в бога и это сильно сказывается на её характере. Агафья настоящая хозяйка, она любит делать дела по дому и поддерживать чистоту. Она является прекрасной женой для главного героя.

У неё нет образования, и она много не знает. Всё её интересы – это домашние дела. Ей действительно нравится заниматься этим, и ни о чём другом она думать даже не хочет.

Агафья – это очень положительный персонаж. Она очень любит своего мужа и заботится о нём. Она защищает его от проблем внешнего мира. Обломов очень любит её. Он всегда мечтал о такой жене, которая станет для него раем.

Агафья действительно любит Обломова. И эта любовь сильно отличается, от чувств Ольги. Агафья любит его за то, что это он. Не за какие-то его заслуги и деньги. Она любит его за душу и добрый нрав. Она жертвует всем, ради его благополучия.

Однажды, у героев рождается ребёнок. Агафья очень любит его, но всё-таки решает отдать его на воспитание друзьям Обломова. Она считает, что именно там ребёнок сможет получить достойное воспитание и образование.  

Писатель скрыто сравнивает её и Ольгу. Он показывает то, что простая русская женщина, которая не имеет образования. Которая очень религиозна и очень любит Обломова, может во всём превзойти образованную карьеристку. Агафья доказывает то, что бескорыстная любовь гораздо ценнее и приятнее.

Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем. Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям. До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.

Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.

Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.

Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.

Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.

Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж. Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье. Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Ольга Ильинская и Обломов↑ ГончаровОбраз и характеристика Волкова в романе Обломов →

Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Человек и природа в лирике Тютчева

    Лирика великого русского поэта, чье имя стало всемирно известным, наполнена мотивами, образами, выразительными средствами и эмоциями, связанными с природой во всех ее проявлениях. Однако, несмотря на любовь к природе

  • Твір на тему Найкращий друг

    У мене є багато людей, яких можу назвати друзями й приятелями. Але як і у всіх, в мене є найкращий друг. Його звуть Богдан. Він мій однокласник. Ростом він менший за мене, хоч ми й однолітки

  • Осень в картинах русских художников

    Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.

  • Образ и характеристика Князя Ипполита Курагина в романе Война и мир сочинение

    Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.

  • Анализ сказки пьесы Снегурочка произведения Островского

    Произведение по жанровой направленности относится к лирической сказке, названной автором весенней, основу сюжета которой писатель заимствует из народных преданий.

illjustracija-Oblomov-Ju-S-Gershkovich-Agafja.jpg

Агафья Пшеницына — одна из главных героинь знаменитого романа «Обломов» Гончарова.Смотрите: — Все статьи об Агафье ПшеницынойКраткое содержание романа— Все материалы о романе «Обломов»

Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»: портрет героини, описание хозяйства и кухни

Возраст Агафьи Матвеевны Пшеницыной — около 30 лет: «…Ей было лет тридцать…»Агафья является вдовой чиновника:«…Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына…» «…Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь…»От покойного мужа у Агафьи осталось двое детей, мальчик Ваня и девочка Маша. На момент знакомства с Обломовым Маше 6 лет, а Ване 8 лет: «…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…»Судя по всему, Агафья является бедной дворянкой. Дворянский титул она, вероятно, получила от мужа. По происхождению она, судя по всему, дворянкой не являлась, учитывая ее образование и образ жизни: «…Она женщина благородная…» («благородными» называли представителей дворянства)Героиня и ее семья живут на Выборгской стороне в Петербурге в собственном старом домике: «…ни с того ни с сего, на Выборгскую сторону…»»…Дом, что ли, с огородишком? И тысячи не дадут: он весь разваливается…»Агафья разводит кур и продает яйца, чтобы заработать денег:«…живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое что на одежонку ребятишкам…»     Смотрите: Дом Агафьи ПшеницынойУ Агаьфи приятное лицо: «…У ней простое, но приятное лицо…»У нее серые глаза: «…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…»У Агафьи полная фигура: «…круглые, полные ноги…» «…заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи…» «…припадая к работе своею крепкой грудью…» «….грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой…»У нее белые руки, жесткие от работы: «…А руки то у нее были белые […] поцеловать не грех! Теперь стали жестки, потому что все сама!..»Она все время ходит с голыми локтями, так как постоянно занята хозяйством: «…он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки…» «…Чиновница, а локти хоть бы графине какой нибудь; еще с ямочками!» – подумал Обломов…» «…женщина, которую он видел с голой шеей и локтями…»Агафья Пшеницына является простой женщиной («простой бабой», по мнению Штольца): «…Простая баба…» (Штольц об Агафье) «…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…»Агафья — добрая женщина: «…Добрая Агафья Матвеевна!..» «…Бог всех велел любить…» (Агафья о доброте)Она является кроткой женщиной: «…с бодрым и кротким взглядом…» «…в глазах светились кротость…»Агафья — спокойная женщина:«…достоинство и спокойствие, с которыми она прежде властвовала над домом…»Она является славной, замечательной женщиной: «…славная женщина! – говорил Обломов…» «…а есть в ней что то такое…»Агафья — бескорыстная женщина: «…Оно было в самом деле бескорыстно, потому что она ставила свечку в церкви, поминала Обломова за здравие затем только, чтоб он выздоровел, и он никогда не узнал об этом. Сидела она у изголовья его ночью и уходила с зарей, и потом не было разговора о том…» (во время болезни Обломова)Судя по всему, она является упрямой женщиной: «…Плачет, а сама стоит на своем…» «…она твердила одно…»Агафья Пшеницына — домашняя женщина. Она редко выбирается в гости: «…я с детьми только у мужниной родни в светлое воскресенье да в Рождество обедаем…» (ездит в гости два раза в год)Она является глуповатой, ограниченной, «тупой» женщиной: «…Она поглядела на него тупо, потом вдруг лицо у ней осмыслилось…» «…Нет, – с тупым взглядом удивления отвечала она…» «…«Что она, дура или плутовка?» – подумал Штольц…» «…Сестра – дура: что с ней будешь делать?..»Агафья — малообразованная женщина. Она с трудом пишет по-русски:  «…Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать […] она подписала криво, косо и крупно…»Она не читает книги: «…– Книги у вас есть? – спросил он.     – У братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают…»Она не посещает театр:Агафья является трудолюбивой женщиной: «…Вы все за работой! – сказал он ей однажды…» «…трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием…»Агафья — проворная, энергичная, живая женщина: «…Агафья Матвеевна по прежнему была живым маятником в доме…» «…толкла, энергически двигая локтями, хозяйка…» «…видел, что локти действуют с необыкновенным проворством…» «…движется что-то живое и проворное…» (об Агафье)Она всегда находится в движении: «…все она ходит да движется…» «…некогда покладываться*, – отвечала она, уклоняясь опять от стула. – Сегодня стирка у нас…» (*некогда отдыхать) «…беспрестанно бегала в кухню посмотреть, как жарится баранина к обеду, не пора ли заваривать уху…»Агафья является заботливой матерью и женой: «…она смотрит за ним…» («смотрит» за Обломовым, то есть ухаживает за ним) «…в глазах светились кротость и только хозяйственная заботливость…» «…прислушиваясь чуткими ушами, нет ли где беспорядка, шума…» «…Как зорко ни сторожило каждое мгновение его жизни любящее око жены…»Она иногда хитрит, но только с добрыми намерениями:  «…то хитростью, то лаской отвлекала Обломова от соблазнительных покушений на вино…» «…А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло! – схитрила Агафья Матвеевна…» (Агафья хитрит, чтобы Обломов меньше пил вина, не ел жирного и т.д.)Агафья Пшеницына никогда «не копается» в себе: «…Она не думала, не сознавала ничего этого…» (о любви Агафьи к Обломову) «…она, как сказано, никогда не сознавала и не понимала этого, даже забыла, что несколько времени назад этого ничего не происходило в ней…» (о любви Агафьи к Обломову) «…Она сама и не подозревала ничего: если б это ей сказать, то это было бы для нее новостью…» (о любви Агафьи к Обломову)Она является прекрасной хозяйкой:«…с достоинством господствовала среди наполненных, трещавших и шипевших кастрюль, сковород и горшков, повелевала Акулиной, дворником…»»…В самом деле, хозяйство шло отлично…»»…Хозяйственная часть в доме Пшеницыной процветала…» «…никто, как она, не умеет держать дома в порядке…» «…такой хозяйки не найдешь…»ЕЕ не интересует ничего, кроме хозяйства: «…В первый раз в жизни Агафья Матвеевна задумалась не о хозяйстве, а о чем то другом…»Агафья Пшеницына — «великая», образцовая хозяйка:«…Кухня была истинным палладиумом* деятельности великой хозяйки…» (*святыня, талисман)»…Агафья Матвеевна была образцовая хозяйка, что это было ее призванием…»Все самолюбие Агафьи сосредоточено на ее хозяйстве:«…в таком предмете, как хозяйство, на котором сосредоточивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!..»Она любит чистоту и порядок в доме: «…а в доме у них порядок строгий и хозяйство идет славно…» «…А там чистота, тишина…» «…Все было в доме и все под рукой, на своем месте, во всем порядок и чистота…»Агафья Пшеницына готовит еду сама, хотя имеет в доме кухарку: «…Ты думаешь, это кто все готовит? Анисья? Нет! […] это все Агафья Матвевна делает…» «…А Агафья Матвевна без повара чудес бы наделала – да!..»При этом Агафья действительно вкусно готовит: «…А дома уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто…»Также она сама делает домашнюю настойку на смородиновом листу: «…Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу…»Она сама солит огурцы и делает варенье: «…закупка сахару, чаю, провизии, соленье огурцов, моченье яблок и вишен, варенье – все приняло обширные размеры…» «…Солонины запасем, варенья вам наварю…»Она сама штопает и чинит одежду: «…появилась Агафья Матвеевна с двумя пирамидами чулок в обеих руках…» «…Ничего, наше дело хозяйское: у вас некому разбирать, а мне в охоту, – продолжала она…» «…Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар…»Она сама шьет шторы, одеяла и т.д.: «…сядет за шитье, игла у ней ходит мерно, как часовая стрелка…» «…синими и зелеными драпри и кисейными занавесками с красными фестонами – всё работа рук Агафьи Матвеевны…» «…Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их…» (одеяла, халат)Также она сама крахмалит рубашки Обломову: «…Сама крахмалит мне рубашки! – с чувством, почти со слезами произнес Обломов. – Ей богу, так, я сам видел.Трудолюбивая Агафья Пшеницына работает по хозяйству, как машина: «…бывало, она движется целый день, как хорошо устроенная машина, стройно, правильно…» «…отворит шкаф, вынет что нибудь, отнесет – все, как машина…»     Смотрите: История отношений Обломова и Агафьи ПшеницынойЭто был цитатный образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: портрет героини в цитатах, описание хозяйства, кухни Пшеницыной и т.д. Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»Используемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/oblomov-agafya-pshenicyna.html
  • https://24smi.org/person/1308-agafia-pshenitsyna.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/agafya-pshenicyna-vneshnost.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/obraz-i-harakteristika-agafi-pshenicynoj-v-rasskaze-oblomov
  • https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-agafja-pshenicyna-oblomov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт