Методическая разработка урока. Полтавский бой (По историческим материалам и поэме «Полтава»)

(9)

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.

Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.

Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:

Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.

В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»

Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?

Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т.д.

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).

Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.

О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?

Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».

Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

11:18 26.06.2009164432799_0:0:0:0_600x0_80_0_0_646673a6a92b0e770be98494e26fe271.jpg© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкЧитать ria.ru в Для многих из нас знаменитое сражение Северной войны неотделимо от героев «Полтавы» Пушкина. Какую роли они сыграли в истории, и как сложилась их судьба, можно узнать из справочных материалов РИА Новости.

«..Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розенсквозь теснины;

Сдаётся пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се — равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова —

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И передсинимирядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Среди тревоги и волненья

На битву взором вдохновенья

Вожди спокойные глядят,

Движенья ратные следят,

Предвидят гибель и победу

И в тишине ведут беседу.

Но близ московского царя

Кто воин сей под сединами?

Двумя поддержан казаками,

Сердечной ревностью горя,

Он оком опытным героя

Взирает на волненье боя.

Уж на коня не вскочит он,

Одрях, в изгнанье сиротея,

И казаки на клич Палея

Не налетят со всех сторон!

Но что ж его сверкнули очи,

И гневом, будто мглою ночи,

Покрылось старое чело?

Что возмутить его могло?

Иль он, сквозь бранный дым, увидел

Врага Мазепу, и в сей миг

Свои лета возненавидел

Обезоруженный старик?

Мазепа, в думу погружённый,

Взирал на битву, окружённый

Толпой мятежных казаков,

Родных, старшин и сердюков.

Вдруг выстрел. Старец обратился.

У Войнаровского в руках

Мушкетный ствол ещё дымился.

Сражённый в нескольких шагах,

Младой казак в крови валялся,

А конь, весь в пене и пыли,

Почуя волю, дико мчался,

Скрываясь в огненной дали.

Казак на гетмана стремился

Сквозь битву с саблею в руках,

С безумной яростью в очах.

Старик, подъехав, обратился

К нему с вопросом. Но казак

Уж умирал. Потухший зрак

Ещё грозил врагу России;

Был мрачен помертвелый лик,

И имя нежное Марии

Чуть лепетал ещё язык.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор — и враг бежит. 

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен

И славы полон взор его.

И царской пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Но где же первый, званый гость?

Где первый, грозный наш учитель,

Чью долговременную злость

Смирил полтавский победитель?

И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

Зачем король не меж гостей?

Зачем изменник не на плахе?

Верхом, в глуши степей нагих,

Король и гетман мчатся оба.

Бегут. Судьба связала их.

Опасность близкая и злоба

Даруют силу королю.

Он рану тяжкую свою

Забыл. Поникнув головою,

Он скачет, русскими гоним,

И слуги верные толпою

Чуть могут следовать за ним..»

Размещено 23.01.21 в рубрике 9 класс

До 1 февраля сдать пересказ

Читать запись дальше »Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике 6 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике Спецкурс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике Спецкурс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике Спецкурс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 6 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 6 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 8 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 6 класс, КАТЮША (Инд)

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 11 класс, 6 класс

Читать запись дальше »

Читать Опубликовано 05.05.2019 — 16:39 —

7 класс

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngpushkin._poltava.docx 22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

«То академик, то герой, то мореплаватель,

то плотник, он всеобъемлющей душой

на троне вечный был работник».

(«Стансы» А.С. Пушкин)

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему

Звучит фрагмент песни в исполнении Ивана Молчанова «Было дело под Полтавой»: «Было дело под Полтавой, дело славное, друзья! Мы дрались тогда со шведом под знаменами Петра».

Работа с  эпиграфом.

— О каком человеке и каком событии, связанном с ним, мы сегодня поговорим на уроке? (О Петре I и Полтавском сражении.)

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

 (1700 -1721 ) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия»)

  1. Работа по теме урока

Анализ отрывка « Полтавский бой»

— Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

— Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

— Почему поле брани роковое?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

— Кто такой « бог браней»?

( У древних римлян Марс  — бог войны.)

— Кому этот Бог покровительствует?

( В данном сражении он покровительствует русским).

 — Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

— Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

 Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

( Чтение отрывка наизусть)

-Какое впечатление он на вас производит?

( впечатление силы, величия, красоты)

— Как  поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:  

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

 Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

— С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

— С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  — дело народное , трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

— С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?

( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

— Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.

Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).

Описание победы.

Какие чувства  победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час!  О славный вид!

 Описание пира.

— За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

-Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,

 подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.

  1. Подведение итогов

1. Зачем в учебник 21 века включены события 18 века?

2. Каким предстал перед вами Петр I?

3. Какую роль сыграл Петр в жизни России?

4. Можно ли Петра считать эталоном управления государством?

6. Д/з выучить отрывок из поэмы

Вариант 1

1.Какое богатство было у Кочубея?

а) табуны коней

б) сын

в) дочь

г) серебро и злато

2.Кто такой Мазепа?

а) атаман казачьего войска

б) есаул

в) рядовой казак

г) украинский гетман

3.Почему Мария покинула свой родной дом?

а) похитил один из женихов

б) сбежала с любимым

в) вышла замуж за любимого

г) вышла замуж за нелюбимого, но богатого

4.Кто был другом и соратником Кочубея?

а) Мазепа

б) Искра

в) Орлик

г) Палей

5.На чьей стороне воевал Мазепа?

а) Станислава

б) Петра I

в) Карла ХII

г) Гетмана

6.Какова судьба Кочубея?

а) погиб в бою

б) был с позором казнён

в) умер от болезни

г) праздновал в финале победу с Петром I

7.С кем русские сражались в бою под Полтавой?

а) с поляками

б) с мятежниками украинцами

в) со шведами

г) с немцами

8.О каких кладах рассказывал Кочубей?

а) о серебре и злате

б) о чести и мести

в) о любви дочери

г) о вере в Бога

9. На чем показался Петр I перед своимивойсками?

а) на верном коне

б) в карете

в) на троне

г) пешком

10.Какова судьба Марии?

а) умерла

б) сошла с ума

в) вернулась в семью родную

г) бежала с Мазепой

Вариант 2

1.Была ли мать у Марии?

а) да

б) нет

в) воспитывалась мачехой

г) её вырастила бабушка

2.Кто безуспешно сватался к Марии?

а) Кочубей

б) Орлик

в) Искра

г) Мазепа

3.Как родители Марии отомстили за свою дочь?

а) отец вызвал обидчика на дуэль

б) написали донос Петру I

в) отец с отрядом казаков совершили набег

г) некому было мстить

4.Кто был ближайшим соратником Мазепы?

а) Кочубей

б) Искра

в) Орлик

г) Палей

5.За что воевал Мазепа?

а) за свободу и независимость Украины

б) за свободу и независимость Польши

в) за Россию

г) хотел угодить Карлу ХII

6.Кто рассказал Марии о судьбе отца?

а) Мазепа

б) Искра

в) мать

г) служанка

7.О чём пытали Кочубея?

а) где его клады

б) где его дочь

в) чтобы признался в измене

г) кто его соратники

8.Что укрепляло Кочубея перед смертью?

а) любовь и верность жены

б) поддержка друзей

в) вера в Бога

г) любовь дочери

9.На чем показался Карл ХII перед своими войсками?

а) на верном коне

б) в качалке

в) на троне

г) в карете

10.Какова судьба Марии?

а) умерла

б) сошла с ума

в) вернулась в семью родную

г) бежала с Мазепой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: «Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить о…

Разработка урока для учащихся 7 класса: «Полтавская битва. Петр I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»».

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, …

бинарный урок по истории и литературе «Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта»

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе…

Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков»

Бинарный урок в 7 классе (История и литература) «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков». Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина «Полтава»…

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье…» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр…

Методическая разработка бинарного урока «Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта»

Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 классТема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть …

Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12 (сочинение по фрагменту поэмы А. С. Пушкина «Полтава»), учебник литературы Г. С. Меркина, 7 класс

Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение — сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них….

  • Мне нравится

 

А. С. ПУШКИН. «ПОЛТАВСКИЙ БОЙ» XУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

А. С. ПУШКИН. «ПОЛТАВСКИЙ БОЙ»

(1 час

)

УРОК 21

Пушкин писал по преимуществу, даже главным образом, для России, но все же его произведения проникнуты духом мировой истории.

Читайте также:  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: анализ. Характеристика Петра и Февронии

Б. И. Бурсов,

литературовед

Цели урока:

— продолжение знакомства семиклассников с творчеством А. С. Пушкина;

— начальное представление о термине поэма

;

— закрепление знаний и представлений учащихся о сюжете

литературного произведения,художественных особенностях лиро-эпических произведений ;

— повторение и закрепление знаний семиклассников по истории, географии, этнографии

— формирование интереса к историческому прошлому Родины.

Форма урока:синтетический урок , включающий в себя сообщения учащихся, чтение отрывка из произведения, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.

Читайте также:  Анализ последнего свидания катерины и бориса. Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (в хорошо подготовленном классе).

Сообщение 2.

Поэма «Полтава» (примерный объем и содержание сообщения).

Поэма А. С. Пушкина

«Полтава » посвящена победе над шведами и гению Петра I, под руководством которого было блистательно выиграно сражение под Полтавой и который вывел Россию в передовые державы Европы.

Петр I для А. С. Пушкина не просто один из императоров России, он — Петр Великий, любимый исторический герой. Недаром поэт посвятил этому историческому деятелю несколько произведений, в том числе и стихотворение «Пир Петра Первого

» (1835). В этом стихотворении Петр так и назван — «царь великий ».

Поэма «Полтава» (1828—1829) — реалистическое произведение, в основу которого положено реальное историческое событие — Полтавская битва русских войск со шведами, желающими захватить Российскую империю (1709 год). В поэме ма́стерски сплавлены историческая правда характеров и событий, драматизм ситуаций и психологизм изображения характеров, переживаний и поступков героев, пушкинский лиризм и лаконизм. Гениальность Пушкина проявилась в том, что одной-двумя фразами он создавал образ, очерчивал событие, давал ему оценку. Многие фразы поэта стали крылатыми: «…Так тяжкий млат, / дробя стекло, кует булат»; «В одну телегу впрячь неможно / Коня и трепетную лань».

Однако в самом произведении А. С. Пушкин часто применяет достижения романтизма

: прием контрастного, широкомасштабного изображения выдающихся характеров; идеализацию главного персонажа — царя Петра I; романтизацию некоторых образов поэмы, например Марии, частично — Мазепы. В этом произведении отсутствуетбытовая детализация , присущая реализму, много мелодраматических элементов: узнавание Марией своей матери, появление безумной Марии и т. д.

Поэма «Полтава» обозначила рождение реалистической историко-героической

исоциально-психологической поэмы .

Много споров вызывала и вызывает проблематика поэмы «Полтава».

До начала ХХ века многие литературоведы называли ее романтико-психологической, так как главным в произведении считалилюбовный сюжет Марии и Мазепы . И тогда любовный конфликт порождал проблему ответственности человека за свою любовь, за любимого человека и проблему предательства любви.

Но уже в конце ХIХ столетия главным в поэме стали считать исторический сюжет

Читайте также:  Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)

, лишенный какой-либо романтизации и идеализации, соответственно конфликт трактовался как социально-исторический, а главная проблема как проблема чести и долга каждого человека, чести и долга исторического деятеля, И тогда проблема предательства рассматривается иначе: проблема предательства своего народа, своей Родины.

Романтическая линия в поэме «Полтава» подчинена исторической. Пушкин, последовательно дискредитируя Мазепу, показывает его бесчестность и в государственно-политических делах, И в личных, интимно-бытовых отношениях. Именно для этого в произведение введен образ Марии Кочубей — любящей девушки, готовой ради любимого бросить родной дом. Однако предательство Мазепой и украинцев, и Петра, и ее самой Мария не пережила, сойдя с ума, так как эти поступки полностью разрушали ее представление о мире и человеческих ценностях. В образе Петра I поэтом прославляется не само самодержавие как форма правления, а государственный гений, направленный на объединение всей Руси в неделимое государство и создание новой России, европеизированной средствами просвещения.

3. Чтение отрывков из произведения.

Прочитать отрывки из поэмы «Полтава» можно по книге «Читаем, думаем, спорим…» (на выбор фрагменты на с. 56, 57, 57—58, 59).

4. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

— Если учениками прочитана дома вся поэма, учитель задает вопрос: как вы поняли слова;

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра?

— Каким описан шведский король Карл ХII? Какими эпитетами он характеризуется? Почему? Чувствуется ли в этом авторская позиция?

— Кто такой Мазепа? Что о нем говорит нам автор поэмы? Объясните своими словами, что означает титул гетман

на Украине.

— Перескажите сцену Полтавского боя из поэмы (начиная со слов «Горит восток зарею новой…»).

— Какое произведение русской классической литературы напоминает эта сцена? Чем именно?

— Каким предстает перед читателем царь Петр?

— С кем или с чем сравнивает поэт Петра во время битвы? Найдите эти слова в тексте поэмы.

— Какие эпитеты характеризуют любимого героя Пушкина?

— Подчеркните в тексте слова, дающие нам представление о портретах Петра I и Карла ХII.

Портре́т в литературе

— описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В основном используется в эпическом роде1.

— Заполните таблицу цитатами из текста.

Портретная характеристика
ПетрI Карл ХII

— Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения

, передающие душевное состояние героев, накал битвы.

— Выразительно прочитайте вслух фрагмент, в котором описан кульминационный момент

Читайте также:  «Драма на охоте» Чехов А.П. краткое содержание.

сражения.

— Как, какими средствами автор передает движение всего вокруг и напряжение момента?

— Какие выводы можно сделать, прочитав фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»?

— Какие нравственные уроки можно почерпнуть из этого произведения?

5. Введение нового термина2

.

Мы только что познакомились с фрагментом из произведения А. С. Пушкина «Полтава», которое сам автор обозначил как поэму. Что же такое поэма?

Сообщение 3.

Поэма.

В современном литературоведении существуют разные трактовки жанра поэмы

. В своем историческом развитии поэма предстала в различных и многообразных видах.

Чаще всего говорят о том, что поэма

— это лиро-эпическое произведение, написанное, как правило, стихами и воспевающее какие-либо значительные события, возвышенные характеры, прекрасные человеческие деяния.

Соотношение эпического и лирического элементов в разных произведениях, написанных в этом жанре, неодинаково. Например, в поэме А. С. Пушкина «Полтава» преобладает повествование, а в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» лирическое начало.

Однако не это главное. Важен внутренний напряженный лиризм, который свойственен всем поэмам, лирический пафос, отражающий мироощущение самого автора произведения.

В истории поэмы можно четко выделить жанр героической поэмы

, получивший широкое распространение в Средние века в Европе и России, восходящий к героическим сказаниям и песням, созданным разными европейскими народами в дохристианские времена и в начале новой эры. В России предтечами героических поэм можно считать былины — героический эпос русского народа.

В русской классической литературе ХIХ века героическая поэма основывается преимущественно на исторической тематике. Как в свое время эпопея, русская героическая поэма позапрошлого столетия изображает великое в прошлом. Изображение славных исторических событий и деятелей служило уроком современникам. Образцом классической русской героической поэмы можно назвать «Полтаву» А. С. Пушкина, рассказывающую о разгроме русскими войсками вторгшихся в Россию шведов. Ее герой, Петр I, показан в поэме как выразитель народных устремлений и организатор побед русского войска. Именно поэтому его помнит и чтит народ. Напротив, Карл ХII с его авантюристически-завоевательными планами забыт даже своим народом, как и честолюбец Мазепа, предавший свою Родину, народ и любовь. Лишь изредка в какой-нибудь украинской песне о несчастной любви вспоминается Мария Кочубей. В истории и памяти народной остается лишь то, что служило благу и возвышению народа.

Поэ́ма (от греч.poiêma, отpoiêo— делаю, творю) — большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера3 в современном понимании всякое большое или среднее по объему стихотворное произведение4.

6. Домашнее задание.

Для всего класса:

— выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» («Горит восток зарею новой…»), «Песнь о вещем Олеге».

Для хорошо подготовленных учащихся:

— ответить на вопросы и выполнить задания из учебника (с. 76—77);

— написать сравнительные характеристики персонажей — Петра I и Карла ХII.

Индивидуальные задания:

— проиллюстрировать понравившийся эпизод произведения (по желанию).

1 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.. 2001. — Стб. 762.

2 Если урок по поэме А. С. Пушкина «Полтава» не проводится, материал данного пункта и сообщение ученика переносятся на урок по поэме «Медный всадник».

3 См.: Квятковский А. П.

Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — с. 257.

4 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 781.

Используемые источники:

  • https://info-shkola.ru/poltavskij-boj-v-poeme-pushkina-poltava/
  • https://ria.ru/20090626/175199229.html
  • https://rusq.ru/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/05/05/poltavskaya-bitva-petr-i-v-poeme-a-s-pushkina-poltava
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/poltavskij-boj-otryvok-iz-poemy-poltava.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт