Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показан глазами Максима Максимыча, а только затем читатель узнает его от первого лица, по записям из дневника. В романе сочетаются социально-психологическая и нравственно-философская проблематика, остросюжетность и самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и эксперименты героя; его любовные и светские похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся судьбы незаурядного человека.
Роман написан в 1838–1840 годах. Впервые издан в 1840 году в Санкт-Петербурге.
Автор: Лермонтов Михаил
Жанр: Русская классическая проза
Роман «Герой нашего времени» – одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М.Ю. Лермонтова как «странный», роман побуждает все новые и новые поколения читателей искать решения его загадкам.
- Скачать в формате FB2(161 КБ)
- Скачать в формате EPUB(181 КБ)
- Скачать в формате RTF (DOC)(118 КБ)
- Скачать в формате HTML(140 КБ)
- Скачать в формате TXT(114 КБ)
Какой формат выбрать?
Похожие книги
- Герои не нашего времени — Чернобров Вадим
- Апокалипсис нашего времени — Розанов Василий
- Герой нашего времени — Джойс Кэри
- Андеграунд, или Герой нашего времени — Маканин Владимир
- Предисловие к ‘Герою нашего времени’ — Набоков Владимир
- Пирс Броснан — Джеймс Бонд нашего времени — Раззаков Федор
- Последний герой нашего времени (сборник) — Контровский Владимир
- Герой нашего времени.ru — Бажанов Олег
- Герой не нашего времени 2 — Зябкин Павел
- Герой не нашего Времени — Зябкин Павел
- Герой нашего времени — Схуты Славомир
- Герой нашего времени — Белинский Виссарион
- Герой нашего времени. Приспособленец — Борискин Александр
- Герой нашего времени. Боец — Борискин Александр
Запрос «Бэла» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.
«Герой нашего времени» | |
---|---|
Герой нашего времени | |
Титульная страница первого издания | |
Жанр | психологический роман |
Автор | Михаил Юрьевич Лермонтов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1838—1840 |
Дата первой публикации | 1840 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Геро́й на́шего вре́мени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838—1840 годах. Классика русской литературы.
Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге в типографии Ильи Глазунова и Кº в 1840 году в 2 книгах. Тираж — 1000 экземпляров[1].
Структура романа
Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.
- Предисловие
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- I. «Бэла»
- II. «Максим Максимыч»
- «Журнал Печорина»
- Предисловие
- I. «Тамань»
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ («Окончание журнала Печорина»)
- II. «Княжна Мери»
- III. «Фаталист»
Хронологический порядок глав
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Бэла» (начало рассказа Максима Максимыча)
- «Фаталист»
- «Бэла» (окончание рассказа Максима Максимыча; повествовательное обрамление)
- «Максим Максимыч»
- Предисловие к «Журналу Печорина»
Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.
Сюжет
«Бэла»
Бэла. Художник Михай Зичи, Будапешт, 1902 год
Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи пятнадцатилетнего Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата (Бэла была его старшей сестрой) в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат; от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.
«Максим Максимыч»
Эта часть примыкает к «Бэле»; самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. Здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу с Печориным. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолётный разговор с желанием одного из собеседников (Печорина) поскорее его закончить.
Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.
«Тамань»
Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Поначалу он уверен, что приплывший с другого берега человек рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим и жалеет, что нарушил жизнь «честных» контрабандистов. Это подтверждают слова главного героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг „честных“ контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»
«Княжна Мери»
Печорин и княжна Мери. Худ. В. А. Поляков, ок. 1900 г.
Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.
Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.
За время своего пребывания в Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают — на этот раз в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем.
«Фаталист»
Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.
Основные действующие лица
Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким» Эта страница в последний раз была отредактирована 13 января 2021 в 14:47. Используемые источники:
- https://www.culture.ru/books/159/geroi-nashego-vremeni
- https://bookscafe.net/book/lermontov_mihail-geroy_nashego_vremeni-257733.html
- https://wiki2.org/ru/герой_нашего_времени