Содержание
- 1 Вариант 2
- 2 2 вариант
- 3 Сочинение про Хариту Огудалову
- 4 Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица
- 5 Несколько интересных сочинений
- 6 Происхождение Ларисы Огудаловой
- 7 Образ и характеристика героини
- 8 Отношения Ларисы с другими персонажами
- 9 Трагедия судьбы Огудаловой
- 10 Еще тесты
- 11 Читайте также
- 12 Характеристика Ларисы Огудаловой
- 13 Душа и характер главной героини
- 14 Судьба Ларисы Огудаловой
- 15 Полезные ссылки
- 16 История персонажа
- 17 Автор и история создания персонажа
- 18 Судьба Ларисы Огудаловой
- 19 Лариса Огудалова в театре и фильмах
- 20 Цитаты
- 21 Фильмография
Харита Игнатьевна Огудалова — одна из ярких второстепенных героинь драмы «Бесприданница» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»: описание характера героини и т.д.Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»
Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского
Харита Игнатьева Огудалова — мать главной героини пьесы, Ларисы Огудаловой. Госпожа Огудалова — это женщина средних лет, вдова:
«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.»
Харита Игнатьевна — бедная дворянка:
«…состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет открыто, всех принимает.»
«А средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает.»
Харита Огудалова происходит из порядочного дворянского рода:
«Огудаловы все‑таки фамилия порядочная, и вдруг за какого‑то Карандышева!.. Да с ее‑то ловкостью… всегда полон дом холостых…»
Харита Игнатьевна — бойкая, проворная, ловкая женщина:
«Бойкая женщина.»
«Уж очень проворна.»
«Да с ее‑то ловкостью…»
У Хариты Игнатьевны есть еще 2 дочери помимо Ларисы. Обе дочери вышли замуж не очень удачно:
«Выдать‑то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить‑то. Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек. Вот потеха‑то была… Как увидал, затрясся, заплакал даже – так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»
Харита Игнатьевна Огудалова — неглупая женщина:
«Огудалова разочла не глупо…»
Харита Игнатьевна — хитрая женщина:
«…а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть…»
Госпожа Огудалова любит весело пожить:
«Любит и сама пожить весело. «
Харита Огудалова считает, что на свете нельзя прожить без хитрости:
Лариса. <…> Ах, мама, все‑то у тебя секреты да хитрости.
Огудалова. Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь.
Харита Игнатьевна считает, что им, как бедным людям, нужно унижаться, чтобы чего-то добиться:
«Эко страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески. <…> А легко‑то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем.»
Харита Игнатьевна считает, что нужно притворяться и лгать, чтобы добиться счастья:
«И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.»
Харита Игнатьевна — женщина «мирного характера», она не любит ссориться:
«И уж, господа, пожалуйста, не ссорьтесь больше. Я женщина мирного характера; я люблю, чтоб все дружно было, согласно.»
Харита Игнатьевна ищет достойного жениха своей дочери Ларисе. Поэтому она принимает у себя «много всякого сброду» так, что ее дом «похож на базар»:
Кнуров. Да неловко: много у них всякого сброду бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев, ну, что за знакомство для меня!
Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слова сказать.
Харита Игнатьевна заставляет Ларису любезничать с женихами, чтобы понравиться им:
«Набегали двое: старик какой‑то с подагрой да разбогатевший управляющий какого‑то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе и не до них, а любезничать надо было: маменька приказывает.»
«У ней иногда слезинки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит.»
Наконец Лариса Огудалова решает выйти замуж за Карандышева, чтобы оставить родительский дом, где ей невыносимо жить:
Паратов. Вы выходите замуж?
Лариса. Но что меня заставило?.. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?
«Тут уж Лариса наотрез матери объявила: «Довольно, говорит, с нас сраму‑то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли, разбирать не буду». А Карандышев и тут как тут с предложением.»
Харита Игнатьевна отпускает Ларису на прогулку с Паратовым, Вожеватовым и другими знакомыми. Госпожа Огудалова поступает неосмотрительно, доверяя Ларису Паратову. В результате прогулка заканчивается трагически — Лариса погибает от рук своего жениха Карандышева. Это был цитатный образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»: описание характера героини и т.д.Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица
Харита Игнатьевна Огудалова, хотя и является второстепенным персонажем, очень яркая героиня пьесы «Бесприданница», написанной А. Н. Островским.
Харита Игнатьевна – вдова средних лет. Она происходит из порядочного, но очень бедного дворянского рода. А она любит «пожить весело», поэтому частенько устраивает у себя приемы, как говорится, живет не по средствам. Собирая у себя людей на приемах, в основном холостых мужчин, она пытается выдать замуж свою младшую дочь Ларису Дмитриевну Огудалову – главную героиню пьесы.
Кроме Ларисы, у Огудаловой есть две старших дочери, которых она уже выдала замуж, да обеих неудачно. Первую увез князь с Кавказа и ходят слухи, что он ее зарезал, приревновав. А вторая вышла замуж, как все считали, за жителя другой страны, который на поверку оказался обычным шулером.
Харита Игнатьевна очень умна, она очень бойкая, проворная и ловкая женщина. Она хитрая и считает, что без хитрости на свете не прожить. Она не боится унижаться, притворяться и врать если того требуют обстоятельства. Ради счастья в будущем, считает она, можно пройти через презрение со стороны других людей. Поэтому она заставляет Ларису стараться понравиться потенциальному жениху, даже если он пьяница или старик с подагрой.
Лариса и мать абсолютно непохожи друг на друга. Как выражается Вожеватов «не в матушку» дочь пошла. Харита Игнатьевна одевается изящно, но смело, не по возрасту, а Лариса – богато и со вкусом, но при этом скромно. Мать с радостью принимает подарки от богатых покровителей, а дочери это неприятно. Лариса простодушна и не умеет скрывать свои чувства, о своей любви и ненависти она говорит прямо и совсем не понимает стремления маменьки поскорее выдать ее замуж. Дочь очень устала жить по правилам, заведенным Харитой Игнатьевной. Ларисе тесно и душно в родном доме, среди громоздкой мебели, тяжелых гардин и дешевых безделушек.
Харита Игнатьевна находит для Ларисы жениха – мелкого чиновника Карандышева. У Карандышева напрочь отсутствует понятие чести и благородства и он, конечно же, совсем не любит Ларису. Огудалова надеется, что ее дочь сможет вырваться из жизни и окружения, где она сейчас живет и уедет с женихом за Волгу. Но все заканчивается трагично: новоиспеченный жених убивает Ларису.
Вариант 2
Мать главной героини пьесы Островского – не особо примечательный персонаж, но в ее лице выражаются многие типичные черты и поведение, свойственные средним слоям российского общества второй половины девятнадцатого века.
Харита Игнатьева Огудалова – вдова, небогатая дворянка средних лет. Как и многие представители ее сословия, которое в то время в большинстве своем беднеет, она непрактична. Свои небольшие средства Харита Игнатьевна тратит на потребление. Приемы и расходы, приличные дворянам поглощают все и на приданное денег нет.
Недостаток средств мать Ларисы пытается компенсировать с помощью своей ловкости и широкого круга общения. Принимая гостей, она пытается найти мужей своим дочерям.
Однако ее хлопоты нельзя назвать успешными. Одну свою дочь она выдала за кавказского князя, который потом ее зарезал из ревности. Другую сосватала за человека, выдававшего себя за иностранца, который оказался впоследствии отечественным карточным шулером. Судьба сестер Ларисы, не действующих в пьесе, показывает, что критерием выбора женихов было только их общественное положение и богатство.
Харита Игнатьевна ставит достижение благосостояния выше, чем личное счастье. Островский подчеркивает, что она неглупа и расчетлива, но круг ее интересов узок. Идол матери Ларисы – это деньги, точнее уровень жизни, который она считает достойным. Однако, в отличие от купцов, сделавших своей целью увеличение капитала, ее методы выглядят менее достойно. Харита Игнатьевна не создает ничего, не строит и не дает людям работу, она пытается заключить сделки, выдавая замуж дочерей.
Конечно, цель Огудаловой-старшей вполне приемлемы и не осуждаются обществом. В отличие от шулера, одного из своих зятьев, она не обманывает. Деятельность Хариты Игнатьевны схожа с работой не очень честного торговца в лавке – продать, используя лесть и угодливость. Люди же, даже самые близкие совершенно не важны. В ее лице Островский показывает мораль и идеологию возникающего нового мира.
2 вариант
Одним из второстепенных, но запоминающихся для читателей яркой внешностью и особыми чертами характера в пьесе Островского «Бесприданница» является Харита Огудалова.
Героиня является овдовевшей дамой, средних лет. Хотя она родом из дворян, знатный род ее слишком беден. Харита Огудалова любит «красивую жизнь», много веселится, поэтому ее дом всегда полон гостей. Ей нравиться постоянное внимание к своей персоне, поэтому Харита Игнатьевна, растрачивает свои сбережения направо и налево, устраивая в своем доме пышные приемы.
У Хариты Огудаловой есть дочка, которую зовут Лариса Дмитриевна. Ее женщина как можно скорее хочет выдать замуж. Именно поэтому на каждом ее приеме можно встретить большое количество холостых и одиноких мужчин. Кроме младшей Ларисы, у Хариты Огудаловой есть еще две дочки, но тех она уже вышли замуж, но, к сожалению неудачно. Первую дочь супруг увез с собой на Кавказ и по слухам убил, к кому-то приревновав. Вторую, как думала Харита, она выдала за иностранца. На самом деле он оказался ни кем иным, как шулером.
По характеру и поведению Харита Игнатьевна – это активная, проворная и очень умная дама. Она необычайно хитра и считает, что ловкости и хитрости невозможно прожить. Она точно знает, когда нужно соврать, когда притвориться или унизиться. Для того, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком, считает Харита Игнатьевна, можно быть униженным. Именно поэтому, несмотря на внутреннее противостояние своей дочери Ларисы, она заставляет девушку стараться понравиться приглашенному на прием жениху. Для нее совсем неважно, будет ли это больной старик или беспробудный пьяница, главное удачно выйти замуж.
Мать и дочь совсем непохожи как внутренне, так и внешне. Если Харита Игнатьевна предпочитает смелый и откровенный наряд и одевается не по возрасту. То наряды Ларисы Дмитриевны, наоборот, хотя и выглядят богато и изящно, но более чем скромны. Харита Игнатьевна любит подарки и с удовольствием их принимает. Для Ларисы же это является непристойным и неправильным. Девушка с простой и чистой душой, открыто говорит о своих чувствах неприязни. Лариса не понимает свою мать и ее стремление скорее сосватать свою дочь.
С каждым днем Ларисе все труднее и труднее ужиться под одной крышей со своей матерью. Она не может и не хочет принимать правила ее поведения и образ жизни Хариты Игнатьевны.
Писатель не зря дал такое имя героине – Харита. Харита – это имя большинства цыганок прошлых лет, а Игнат – имя мужчины цыгана. Как и все цыгане, Харита Огудалова постоянно собирает вокруг себя целый «табор» разнообразных людей. Да и фамилия женщины тоже имело свое значение в то время. Огудалой в простонародье означало мошенник.
Сочинение про Хариту Огудалову
В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.
Из произведения мы узнаём о главных персонажах сюжета. Ими являются Мать и дочь. Харита и Лариса Огудаловы. Благодаря красноречию, и сладким речам на различных вечерах Хариты Огудаловой, в её доме постоянно бывают гости и женихи для её дочери Ларисы.
Позже также узнаётся, что у Хариты было ещё две дочери, которых она уже выдала замуж за некоторых молодых людей, однако судьба их не столь хороша. Одна её дочь была отдана психически больному горцу, который впоследствии застрелил её из-за ревности, а вторую дочь она отдала за шулера, после чего от неё не было вестей. Сейчас же Харита пытается выдать замуж свою оставшуюся дочь Ларису. Однако Лариса является полной противоположностью своей матери, и считает, что лучше жениться скорее по любви, нежели так как она хочет выдать её замуж. С чем Харита категорически не согласна, и, не слушая возражений дочери, выдаёт её замуж за мелкого чиновника Карандышева, который впоследствии её убивает.
Из всего вышеописанного мы можем проанализировать характер и образ Хариты и сделать вывод, что данная женщина, потерпев поражение в своей любовной борьбе, пыталась всеми силами устроить эту жизнь, которая не вышла у неё, своим дочерям. И абсолютно ослеплённая данным желанием она сделала им только хуже, после чего осталась совсем одна в этом мире, где её никто не поддержит, так как единственной её поддержкой были её дочери, которых, по своей глупости, она потеряла, и теперь, соответственно, осталась из-за этого одна.
Харита, несмотря на весь нехороший и отторгающий образ, который сложился в процессе повествования, на самом деле является весьма хорошим человеком, просто по своей неосведомлённости она потеряла всех своих родных, хотя желала им только всего самого лучшего, из-за чего пыталась поскорее выдать их замуж, дабы устроить им хорошую и безбедную жизнь. Через данный образ автор раскрывает нам проблему излишней материнской любви, которая преобладает в образе Хариты, и собственно, что и является самим прообразом Хариты. Она является олицетворением самой материнской любви, слепой и беспощадной, которая всегда будет желать для своих детей всего самого лучшего, даже если они лучше знают что именно для них лучше
<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ и характеристика Тихон в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок →
Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Дом который украшает нашу улицу
Я живу на очень красивой улице, и наш дом отличается от всех остальных домов. Он стал главной достопримечательностью нашего района, так как имеет яркую окраску и с красивым рисунком на стене.
- Твір на тему Сліпий музикант Короленко
Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір
- Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское)
Отличие искусства от ремесла являются во многом концептуальными. Ведь, условно говоря, искусством возможно назвать практически любое изделие, более того, искусство порой становится искусством благодаря указанию на этот факт.
- Граф Илья Ростов в романе Война и мир Толстого образ и характеристика
Старший отец семейства граф Ростов, автором изображен как положительный и порядочный персонаж. Это благородный отец семейства воспитывает пять дочерей, сам он из дворянского рода, во владении у него много поместий и крестьян.
- Сочинение по сказке Островского Снегурочка
Я думаю, что это произведение Островского, прежде всего, о любви. Тут много взаимоотношений, ревности, мечтаний… Но это всё о любви, которой учится Снегурочка.
Содержание:
Происхождение Ларисы Огудаловой
Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.
Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.
В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:
- Имя Ларисы с греческого — «чайка».
- Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
- Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.
Образ и характеристика героини
Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром. В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев. К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:
- «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт…»;
- «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
- «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:
- честность, открытость, искренность;
- неумение быть с человеком не по любви;
- скромность и порядочность;
- романтичность и умение мечтать, уходить от жестокого реального мира в мир фантазий;
- талант, начитанность, музыкальность.
Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром. Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют. Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.
Лариса не принимает позицию матери о выгодном замужестве, но, имея превосходное воспитание, не смеет перечить и ослушаться, поэтому улыбается гостям и развлекает их своим обществом. При этом в душе она мятежница, но её эмоции и помыслы не находят выхода, она не вольна выбирать собственную судьбу. Она — крайне противоречивая фигура в литературе, но именно этим и привлекает.
Отношения Ларисы с другими персонажами
За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:
Сергей Сергеич Паратов | Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована. |
Юлий Капитоныч Карандышев | Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым. |
Мокий Пармёныч Кнуров | Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах. |
Василий Данилыч Вожеватов | Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен. |
Трагедия судьбы Огудаловой
Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви. Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей. Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.
Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.
Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.
Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный. Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании. В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.
Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.
Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.
Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».
Перед смертью героиня благодарит его за свою гибель, ведь жизнь в мире холодных расчётливых дельцов была для неё мучением. Она не решилась бы на самоубийство, о котором, возможно, подумывала, а выпущенная в неё пуля стала для неё спасением.
Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.
Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».
Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него. Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы. Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.
В последних строчках произведения, умирая, героиня подбирает пистолет, чтобы всё выглядело как самоубийство, напоследок говорит, что ни на кого не жалуется и не обижается, а всех подоспевших на место действия называет хорошими людьми. В этом, опять же, можно увидеть настоящую чистоту и красоту её души.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Героиня пьесы Н. Островского «Бесприданница» Огудалова Лариса – яркий, уникальный образ в русской литературе. Женщина, загнанная в безвыходную ситуацию, вынужденная мириться с реальностью, которая отвратительна её тонкой ранимой душе. Высокое чувство, которое зародилось в её душе, излилось на человека, который оказался подлым и недостойным.
Характеристика Ларисы Огудаловой
Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения. Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё. Для таких, как Паратов, душа и тело, красота и наивность – тоже товар, его можно продать, проиграть, отдать даром.
Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым. Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.
Душа и характер главной героини
Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки. Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.
Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.
Судьба Ларисы Огудаловой
Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту, сделал ей огромное одолжение, ведь дальнейшая жизнь в роли содержанки едва ли сделала бы героиню счастливой. Несчастная женщина, не потеряла себя и в последние минуты жизни: поступила благородно, забрав у Карандышева пистолет. Она оказалась выше всех окружающих её людей даже на пороге смерти. Последние слова героини – свидетельство её безграничной натуры, чистой души: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».
В статье представлен материал для подготовки к сочинению на тему “Лариса Огудалова” по пьесе Н. Островского “Бесприданница”.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В каких годах была создана пьеса Островского «Бесприданница»?</h3>
- <label>1872 – 1876;</label>
- <label>1874 – 1876;</label>
- <label>1874 – 1878;</label>
- <label>1876 – 1880.</label>
(новая вкладка)
История персонажа
Лариса Огудалова — одна из самых драматических фигур русской классической литературы. Героиня пьесы Александра Островского «Бесприданница» поразила читателей глубиной души, чистотой сердечных порывов. Способная на настоящую, страстную, не знающую преград любовь, девушка сталкивается с жестокосердием мира. В этом мире царит единственная страсть — власть денег, здесь нет места для юной бесприданницы.
Автор и история создания персонажа
Александр Островский создал драму, уже будучи известным автором. Работа началась в 1874 и закончилась в 1878 году. В основу сюжета, по мнению литературоведов, легла реальная история. В начале 1870-х годов драматург работал почетным мировым судьей в Кинешемском уезде. Примерно в это время Александр Николаевич познакомился с материалами нашумевшего дела, произошедшего в уезде. Согласно бумагам, мелкий чиновник Иван Коновалов убил молодую супругу.
Образ Ларисы Огудаловой исследователи творчества Островского сравнивали с героиней другой пьесы классика, Катериной Кабановой. Между женскими персонажами действительно много схожих черт, однако есть и отличия. Катерина живет в законном браке, при обеспеченном муже. Социальное положение Ларисы незавидно — девушка не имеет приданого, что для второй половины XIX столетия в России ставило крест на удачном замужестве.
Тем не менее и Кабанова, и Огудалова — по характеристике страстные, не боящиеся своих желаний, жаждущие свободы. Девушки выбирают любовь сердцем, не обращая внимания на материальные ценности. Для обеих свободолюбие, искренность, становятся началом трагедии — и ту, и другую героиню ожидает печальный финал, гибель. Они — жертвы обстоятельств, исторических реалий, сложившихся в то время.
Судьба Ларисы Огудаловой
Характер героини пьесы, ее внешность раскрываются через цитаты, диалоги других персонажей, рассуждающих о бесприданнице. Лариса молода и красива, но живет с матерью бедно, поэтому не может надеяться на выгодное замужество. Год назад у девушки был роман с судовладельцем Сергеем Паратовым. Однако возлюбленному юной Огудаловой пришлось срочно покинуть город.
С этих пор мать красавицы, Харита Игнатьевна, держит дом открытым для женихов. Однако подходящей партии нет. Обеспеченные господа не хотят брать в жены бесприданницу, остальные претенденты далеко не завидны — в этом трагедия истории. Устав терпеть в доме вечера-смотрины, Лариса заявляет матери, что выйдет за первого, кто предложит руку и сердце.
Им становится мелкий чиновник Юлий Капитоныч Карандышев. Лариса презирает жениха, но не может нарушить данное слово. Когда же идут приготовления к свадьбе, по городу проносится новость, что Сергей Паратов возвращается — на этот раз, чтобы продать любимый пароход «Ласточку».
Ларису одновременно тревожит и волнует новость о возвращении барина — ведь в сердце героини еще горит любовь к Сергею. В доме Огудаловых званый обед, на который приезжают местные купцы. Один из них, Мокий Парменыч Кнуров, давно имеет виды на юную красавицу, но может предложить девушке стать только содержанкой — ведь сам давно женат. Среди гостей появляется и Паратов, который, оставшись наедине с Ларисой, добивается признания в любви.
Девушка не знает, что барин уже помолвлен с богатой невестой, что, как только продаст пароход, сразу покинет город. Вечером того же дня Юлий Карандышев приглашает Паратова, Кнурова, друга детства Ларисы Василия Вожеватова к себе на ужин. Бедная обстановка, напряженная атмосфера, пьяный жених, потешающиеся над ним гости-купцы ранят Ларису в самое сердце.
Героиня готова покинуть мать и жениха — Огудалова в порыве страсти, бесконечной влюбленности в Паратова принимает предложение от судовладельца ехать с ним за Волгу. На следующее утро Кнуров и Вожеватов обсуждают судьбу Ларисы. Дельцы знают, что Сергей Сергеевич «миллионную невесту» на Ларису не променяет. Теперь юная Огудалова — легкая добыча, ведь поездка с Паратовым компрометирует героиню.
Купцы решают, что дальнейший путь Ларисы — путь содержанки. Каждый из персонажей желает взять красавицу в качестве спутницы на выставку в Париж, и чтобы узнать, кому улыбнется удача, бросают монету. Тем временем сбежавшая невеста открывает для себя горькую правду — Паратов обманул Ларису Огудалову, ее надежды, любовь, чистоту. Вскоре бесприданницу находит Карандышев. Чиновник рассказывает Ларисе о брошенной монете, говорит о том, что для богачей девушка — всего лишь вещь.
Эти слова — сравнение с вещью — кажутся отчаявшейся героине подходящей иллюстрацией к ее жизни. Понимая, что теперь чувства ничего не значат, девушка заявляет, что будет искать золото. Лариса уже готова ответить на предложение Кнурова, «выигравшего» ее для поездки в Париж, как Юлий Капитоныч стреляет в невесту. Смерть словно становится спасительной для бесприданницы — умирая, девушка сообщает, что никого не винит.
Лариса Огудалова в театре и фильмах
Первые постановки пьесы прошли в театрах Москвы и Петербурга в скором времени, после написания произведения. Однако публике и театральным критикам не понравились спектакли. Признание зрителей пришло позднее, уже после смерти драматурга, в конце 1890-х годов. Тогда в роли Ларисы на сцене появилась талантливая актриса Вера Комиссаржевская. В течение последующих десятилетий пьеса Александра Николаевича ставилась во многих российских театрах.
В ХХ столетии пьеса неоднократно экранизировалась. Первую киноверсию предложил режиссер Каен Ганзен в 1912 году. На роль Огудаловой пригласили Веру Пашенную. Популярность получила и экранизация Якова Протазанова, появившаяся на экранах в 1936 году. В 1984 Эльдар Рязанов представил зрителям свое видение пьесы русского классика в фильме «Жестокий романс». В роли Огудаловой выступила Лариса Гузеева.
Цитаты
Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!
…со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.
Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.
Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.
Фильмография
- 1912 — «Бесприданница»
- 1936 — «Бесприданница»
- 1962 — «Бесприданница»
- 1974 — «Бесприданница»
- 1984 — «Жестокий романс»
- 2011 — «Бесприданница»
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2016/10/obraz-harakteristika-harity-ignatevny-ogudalovoj-bespridannica-ostrovskij.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/obraz-i-harakteristika-harity-ogudalovoj-v-pese-bespridanica
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-larisy-ogudalovoy.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/harakteristika-larisy-ogudalovoy.html
- https://24smi.org/person/7681-larisa-ogudalova.html