Содержание
Очень кратко:В переломный исторический этап 1917−1918 гг. автор в газетных заметках высказывается о войне, революции, судьбе русского народа, духовное спасение которого полностью зависит от культуры и знания.
Картина Б. М. Кустодиева «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна»
Книга состоит из коротких заметок М. Горького, печатавшихся в петроградской газете «Новая жизнь» с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г.
«Русский народ обвенчался со Свободой». Но этот народ должен скинуть многовековой гнёт полицейского режима. Автор отмечает, что политическая победа — только начало. Только всенародное и демократизированное знание как орудие межклассовой борьбы и развитие культуры поможет россиянам одержать полную победу. Многомиллионный обыватель же, политически безграмотный и социально невоспитанный, опасен. «Организация творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух». Творческая сила — человек, его оружие — духовность и культурность.
Продолжение после рекламы:
Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:
«Дух истинной культуры» оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.
«Если русский народ не способен отказаться от грубейших насилий над человеком — у него нет свободы». Коренными врагами россиян автор считает глупость и жестокость. Нужно воспитать в себе чувство брезгливости к убийству:
Убийство и насилие — аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.
Говорить правду — искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война — бессмысленное истребление людей и плодородных земель. Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый. Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.
Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.
Только культура, по мнению Горького, спасёт россиян от их главного врага — глупости. После революции пролетариат получил возможность творчества, но пока оно ограничивается «водяными» фельетонами декретных комиссаров. Именно в пролетариате автор видит мечту о торжестве справедливости, разума, красоты, «о победе человека над зверем и скотом».
Брифли существует благодаря рекламе:
Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.
От одного из поборников монархизма автор узнаёт, что и после революции царит бесправие: аресты совершаются по щучьему велению, к заключённым относятся жестоко. Чиновник старого режима, кадет или октябрист, становится для нынешнего режима врагом, и отношение «по человечеству» к нему самое гнусное.
После революции стало много мародёрства: толпы опустошают целые погреба, вино из которых можно было продать в Швецию и обеспечить страну необходимым — мануфактурой, машинами, лекарствами. «Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии».
По мнению автора, большевизм не осуществит чаяний некультурных масс, пролетариат не победил. Захват банков не даёт людям хлеба — лютует голод. В тюрьмах вновь сидят невиновные, «революция не несёт признаков духовного возрождения человека». Говорят, что сначала надо взять в свои руки власть. Но автор возражает:
Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…
Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.
Продолжение после рекламы:
Свобода слова, дорогу которой проложила революция, пока что становится свободой клеветы. В прессе поднят вопрос: «Кто виноват в разрухе России?» Каждый из спорщиков искренне убеждён, что виноваты его противники. Именно теперь, в эти трагически дни, следует помнить о том, как слабо развито в русском народе чувство личной ответственности и как «привыкли мы карать за свои грехи наших соседей».
В крови русского народа до сих пор жива рабская кровь татаро-монгольского ига и крепостничества. Но теперь «болезнь вышла наружу», и россияне будут расплачиваться за свою пассивность и азиатскую косность. Только культура и духовное очищение помогут им излечиться.
Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоённый водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, — в конце всего — это талантливый народ.
Нужно научить людей любить Родину, пробудить в мужике желание учиться. Истинная суть культуры — в отвращении ко всему грязному, лживому, что «унижает человека и заставляет его страдать».
Горький осуждает деспотизм Ленина и Троцкого: они прогнили от власти. При них нет свободы слова, как и при Столыпине. Народ для Ленина как руда, из которой есть шанс «отлить социализм». Он узнал по книжкам, чем можно поднять народ, хотя и не знал народа никогда. Вождь вёл к гибели и революцию, и рабочих. Революция же должна открыть для России демократию, должно уйти насилие — дух и приём касты.
Брифли существует благодаря рекламе:
Для раба наибольшая радость видеть своего владыку поверженным, т.к. он не знает радости, более достойной человека — радости «быть свободным от чувства вражды к ближнему». Она будет познана — не стоит жить, если нет веры в братство людей и уверенности в победе любви. В качестве примера автор приводит Христа — бессмертную идею милосердия и человечности.
Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:
Разумеется, убить проще, чем убедить.
О том, чтобы русский народ стал лучше, заботились мало. Горло печати зажато «новой властью», но пресса в состоянии сделать озлобление не столь отвратительным, ведь «народ учится у нас злобе и ненависти».
Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.
В мире оценка человеку даётся просто: любит ли, умеет ли он работать? «Если так — вы человек, необходимый миру». А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это знает, «то — нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем…» Революция дала простор дурным инстинктам, и, в то же время, отбросила от себя «все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».
Реклама:
Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина — мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников. Русь не погибнет, если женщина вольёт свет в этот кровавый хаос этих дней.
Сажают людей, принёсших много пользы обществу. Сажают кадетов, а ведь их партия представляет интересы значительной части людей. Комиссарам из Смольного нет дела до судьбы русского народа: «В глазах своих вождей ты всё ещё не человек». Фраза «Мы выражаем волю народа» — украшение речи правительства, которое всегда стремится овладеть волею масс хоть штыком.
Равноправие евреев — одно из лучших достижений революции: наконец дали возможность работать людям, которые умеют это делать лучше. Евреи, к изумлению автора, обнаруживают больше любви к России, чем многие русские. И нападки на евреев из-за того, что единицы из них оказались большевиками, автор считает неразумными. Честному русскому человеку приходиться чувствовать стыд «за русского головотяпа, который в трудный день жизни непременно ищет врага своего где-то вне себя, а не в бездне своей глупости».
Реклама:
Горький возмущён долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат — подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.
Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них — моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.
Для социально-эстетического воспитания масс Горький в сравнении с русской литературой считает более полезной европейскую — Ростана, Диккенса, Шекспира, а также греческих трагиков и французские комедии: «Я стою за этот репертуар потому, что — смею сказать — я знаю запросы духа рабочей массы».
Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить её. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:
Политика, кто бы её ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.
Ужас, глупость, безумие — от человека, как и сотворённое им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.
Пересказала Диана Мельникова для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Читайте также
Содержание:
История создания
Максим Горький некоторое время прожил в Италии. Накануне Первой мировой войны он решил вернуться в Россию. Приехав, удивился тому, как изменилась страна и люди. В тяжелый период для государства писатель принимал активное участие в противостояниях национальной розни, критиковал убийственный дух войны. Он создавал публицистические статьи, где отстаивал свою точку зрения.
«Несвоевременные мысли» Максим Горький написал в 58 статьях. Это произведение было опубликовано в известной тогда газете «Новая жизнь». Журнал, в котором печатались рассказы автора, просуществовал всего год, а после его признали оппозиционным органом печати.
Очерки и конспекты Горького были противоречивыми и поэтому они попадали в закрытый фонд русской литературы. Наименование книги считается парадоксальным, так как автор всегда что-то рассказывает, повествует и разъясняет.
После презентации «Песни о Буревестнике» автор был назван «певцом революции». Он прошел тяжелый путь социалистической революции самостоятельно. Каждый раз, издавая новые произведения на разные темы, старался выразить свою позицию и своевременность в обществе. Анализ «Несвоевременных мыслей» Горького дает понять, о чем размышлял в то время писатель. К этому выводу помогают прийти цитаты, тезисы его сочинений. Каждый раз он призывает отстаивать свои интересы и идеалы каждого. Но в этом произведении автор использует новые интонации, такие как:
- гнев;
- свободу слова;
- духовность.
Горький в очерке «Несвоевременные мысли» пытается выдвинуть и кратко описать цикл происходящих событий, решить их и переосмыслить. К подобному выводу наталкивает анализ поэмы «Человек». Автор в этом произведении описывал подобные мысли.
Идеей создания книги стали актуальные проблемы современности и культуры 20−30 годов.
Краткое содержание
Вся книга состоит из заметок публициста. Главной его мыслью было то, что политическая победа — это только начало. Российский народ может одержать победу только в случае развития культуры.
Он отмечал, что сильный человек должен использовать в качестве оружия только духовность и культурность. Самыми сильными врагами автор считал глупость и жестокость по отношению друг к другу. Пока человек не освободится от насилия, он не будет свободным в душе.
После октябрьских событий писатель осознал, что все идет не по плану и задумался, к чему приведет революция. В этот момент он был погружен в размышления об изменении жизни всего народа и что будет делать пролетариат.
Горький считал, что у людей появилась возможность избавиться от рабства и стать мыслящими личностями. Но время показало, что это не так, итог был противоположный. Кроме этого, революция пробудила в людях животные инстинкты и жестокость. В это время уровень преступности стал выше, и царила безнаказанность.
Писатель на все происходящее смотрит по-своему. Он не хочет заниматься самообманом, а старается сказать всю правду в лицо. Горький подчеркивает всю жестокость людей, которые получили власть и потеряли человечность. Невозможно из рабов сотворить культурную личность.
Если человек на протяжении всей жизни был подвержен оскорблениям и унижениям в его душе не остается доброты. Как только появляется малейшая возможность отомстить своим обидчикам, человек воспользуется ей, забыв про все моральные качества.
В тексте рассказа писатель критикует известных деятелей:
- Ленина;
- Троцкого.
Таким образом, он хочет донести простому народу то, что эти люди не дадут им свободы, они жаждут власти.
Публицистика «Несвоевременные мысли» вызывает смешанные чувства, как и сама революция в целом. Автор произведения смело выражает свои чувства. Он искренне и смело описывал эмоции, не боясь последствий. Довольно жесткий взгляд Горького на историю революции помогает своевременно сделать правильные выводы и оценить творчество других писателей того времени. Мысли автора были близки для каждого, кто пережил революционное время.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Русскому народу пришло время сбросить бремя угнетавшего его режима и это произошло в ходе событий революции. Но что пришло на смену? Какие люди выдвинулись на первый план и взяли в руки бразды правления обществом?
Интеллигенция, тянущаяся в Европу, душой и мыслями остается русской. Тем не менее она лишь повторяет чужие высказывания и являет собой резкий контраст с забитым, вечно пьяным и терпеливым народом.
И эти люди, вырвавшись из нищеты и угнетения, начинают действовать в соответствии с лозунгом революции «Грабь награбленное!»
Уничтожаются церковные реликвии, разворовываются дворцы, продают оружие и даже людей – в Феодосии женщины с Кавказа стоили 25 рублей за штуку. В этом потоке грабителей не осталось честных людей. И именно их хотят сделать «духовным водителем мира», возвестившим новую эпоху и являющимся объектом для подражания.
Революция дала волю «всем дурным и зверским инстинктам», отбросив демократию и мораль. Простой работник не в почете, как и физический труд. Куда лучше быть взяточником, спекулянтом или жуликом.
Страшно, что и женщина, призванная быть Матерью и дарительницей жизни, кричит в унисон с остальными «Перевешать, перестрелять, уничтожить!»
Война уничтожила тысячи лучших рабочих, и на их место пришли все подряд, не понимающие и чуждые промышленности. В итоге получились «шайки», растаскивающие заводское имущество.
И чтобы выйти из сложившийся ситуации, людям нужно вернуть культуру, заняться пришедшим уже в упадок книгопечатанием, прекратить гонения на писателей и прочих представителей интеллигенции.
Но есть у революции и достоинства, одним из которых стало равноправие евреев. Эти люди больше и лучше русских работают, потому и часто достигают многого. Тем не менее многие из них живут в бедности. Но среди нищих никогда не видели ни одного еврея, поскольку в обществе этих людей существует понятие взаимопомощи. И вот этому, как и трудолюбию, русскому человеку следовало бы поучиться у столь нелюбимых им евреев.
Вместо этого по стране ползут листовки с хвалами и возвеличиванием арийской расы над другими народами. Более того, все остальные, включая евреев, объявлены «дурной кровью».
Человек волен творить как хорошее, так и плохое. И если по глупости своей он решает творить зло, то выбор этот приведет его же к страданиям.
Оцените произведение: Голосов: 32
Читать краткое содержание Несвоевременные мысли. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Горький. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Несвоевременные мысли
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Байрон Каин
Пьеса Джорджа Гордона Байрона Каин, написанная в 1821 году, стала главным достижением его трагической драматургии. Поэт представил её как мистерию, так называли средневековые драмы с религиозным сюжетом
- Краткое содержание Жуковский Сельское кладбище
День подходил к концу. Вокруг ни души, лишь изредка слышны, как жужжит жук и звуки скота, возвращающегося домой. Рядом кладбище, вокруг него сосны и старая башня, на которой сидит сова.
- Краткое содержание Екимов Ночь исцеления
К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому
- Краткое содержание Пантелеев сказка Две лягушки
Жили в канаве две лягушки-подружки. Одна было весёлой, сильной и храброй, а другая – трусливой и ленивой, да ещё и поспать любила. Как-то ночью они вместе отправились гулять по лесу и набрели на дом, возле которого находился погреб
- Дойл Артур Конан
22.05.1859 год — эта дата памятна рождением будущего писателя детективов Артура Конан Дойла, который появился в семье искусствоведов и живописцев (Эдинбург — Великобритания). Первая книга написана им
Книга состоит из коротких заметок М. Горького, печатавшихся в петроградской газете “Новая жизнь” с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г.
“Русский народ обвенчался со Свободой”. Но этот народ должен скинуть многовековой гнет полицейского режима. Автор отмечает, что политическая победа – только начало. Только всенародное и демократизированное знание как орудие межклассовой борьбы и развитие культуры поможет россиянам одержать полную победу.
Многомиллионный обыватель же, политически безграмотный и социально невоспитанный, опасен. “Организация творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух”. Творческая сила – человек, его оружие – духовность и культурность.
Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:
“Дух истинной культуры” оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.
Убийство и насилие – аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.
Говорить правду – искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война – бессмысленное истребление людей и плодородных земель.
Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый.
Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.
Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.
Только культура, по мнению Горького, спасет россиян от их главного врага – глупости. После революции пролетариат получил возможность творчества, но пока оно ограничивается “водяными” фельетонами декретных комиссаров. Именно в пролетариате автор видит мечту о торжестве справедливости, разума, красоты, “о победе человека над зверем и скотом”.
Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.
От одного из поборников монархизма автор узнает, что и после революции царит бесправие: аресты совершаются по щучьему велению, к заключенным относятся жестоко. Чиновник старого режима, кадет или октябрист, становится для нынешнего режима врагом, и отношение “по человечеству” к нему самое гнусное.
После революции стало много мародерства: толпы опустошают целые погреба, вино из которых можно было продать в Швецию и обеспечить страну необходимым – мануфактурой, машинами, лекарствами. “Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии”.
По мнению автора, большевизм не осуществит чаяний некультурных масс, пролетариат не победил. Захват банков не дает людям хлеба – лютует голод. В тюрьмах вновь сидят невиновные, “революция не несет признаков духовного возрождения человека”.
Говорят, что сначала надо взять в свои руки власть. Но автор возражает:
Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…
Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.
Свобода слова, дорогу которой проложила революция, пока что становится свободой клеветы. В прессе поднят вопрос: “Кто виноват в разрухе России?” Каждый из спорщиков искренне убежден, что виноваты его противники. Именно теперь, в эти трагически дни, следует помнить о том, как слабо развито в русском народе чувство личной ответственности и как “привыкли мы карать за свои грехи наших соседей”.
В крови русского народа до сих пор жива рабская кровь татаро-монгольского ига и крепостничества. Но теперь “болезнь вышла наружу”, и россияне будут расплачиваться за свою пассивность и азиатскую косность. Только культура и духовное очищение помогут им излечиться.
Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоенный водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, – в конце всего – это талантливый народ.
Нужно научить людей любить Родину, пробудить в мужике желание учиться. Истинная суть культуры – в отвращении ко всему грязному, лживому, что “унижает человека и заставляет его страдать”.
Горький осуждает деспотизм Ленина и Троцкого: они прогнили от власти. При них нет свободы слова, как и при Столыпине. Народ для Ленина как руда, из которой есть шанс “отлить социализм”. Он узнал по книжкам, чем можно поднять народ, хотя и не знал народа никогда.
Вождь вел к гибели и революцию, и рабочих. Революция же должна открыть для России демократию, должно уйти насилие – дух и прием касты.
Для раба наибольшая радость видеть своего владыку поверженным, т. к. он не знает радости, более достойной человека – радости “быть свободным от чувства вражды к ближнему”. Она будет познана – не стоит жить, если нет веры в братство людей и уверенности в победе любви. В качестве примера автор приводит Христа – бессмертную идею милосердия и человечности.
Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:
Разумеется, убить проще, чем убедить.
О том, чтобы русский народ стал лучше, заботились мало. Горло печати зажато “новой властью”, но пресса в состоянии сделать озлобление не столь отвратительным, ведь “народ учится у нас злобе и ненависти”.
Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.
В мире оценка человеку дается просто: любит ли, умеет ли он работать? “Если так – вы человек, необходимый миру”. А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это знает, “то – нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем…” Революция дала простор дурным инстинктам, и, в то же время, отбросила от себя “все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”.
Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина – мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников.
Русь не погибнет, если женщина вольет свет в этот кровавый хаос этих дней.
Сажают людей, принесших много пользы обществу. Сажают кадетов, а ведь их партия представляет интересы значительной части людей. Комиссарам из Смольного нет дела до судьбы русского народа: “В глазах своих вождей ты все еще не человек”.
Фраза “Мы выражаем волю народа” – украшение речи правительства, которое всегда стремится овладеть волею масс хоть штыком.
Равноправие евреев – одно из лучших достижений революции: наконец дали возможность работать людям, которые умеют это делать лучше. Евреи, к изумлению автора, обнаруживают больше любви к России, чем многие русские. И нападки на евреев из-за того, что единицы из них оказались большевиками, автор считает неразумными.
Честному русскому человеку приходиться чувствовать стыд “за русского головотяпа, который в трудный день жизни непременно ищет врага своего где-то вне себя, а не в бездне своей глупости”.
Горький возмущен долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат – подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.
Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них – моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.
Для социально-эстетического воспитания масс Горький в сравнении с русской литературой считает более полезной европейскую – Ростана, Диккенса, Шекспира, а также греческих трагиков и французские комедии: “Я стою за этот репертуар потому, что – смею сказать – я знаю запросы духа рабочей массы”.
Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить ее. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:
Политика, кто бы ее ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.
Ужас, глупость, безумие – от человека, как и сотворенное им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.
Краткое содержание цикла статей Горького “Несвоевременные мысли”« Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2)Краткое содержание рассказа “Гранатовый браслет” А. И. Куприна »Используемые источники:
- https://briefly.ru/gorkii/nesvoevremennye_mysli/
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/nesvoevremennye-mysli.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gorkij/nesvoevremennye-mysli
- https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-cikla-statej-gorkogo-nesvoevremennye-mysli/