Конфликт Чацкого с представителями фамусовского общества (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Действие пьесы «Горе от ума» происходит в 1822 году в Москве. Это – время великих перемен. До отмены крепостного права осталось около 40 лет. Русская армия прошла пол Европы, набралась прогрессивных идей с Запада. Среди молодых людей формируется декабристское течение.

В связи с этим в комедии на первом плане возникает конфликт между консерватором из господ Павлом Фамусовым и представителем новых убеждений Александром Чацким. Первый считает себя представителем «века минувшего». Ему противопоставляется образ главного героя «Горе от ума», его воспитанника, который вырос в Москве в его доме и только три последних года провел за границей.

Фамусов воплощает в себе всю старую Москву. Он считает, что помещик вправе распоряжаться судьбами крепостных. По его мнению, образование – это порок. Мир прекрасен и не стоит менять что-то. В людях нужно ценить лишь их деньги и положение в обществе. Не зря он советует своей дочери Софии: «Кто беден, тот тебе – не пара». Таким образом, помещик выглядит не образованным, но хитрым и властным человеком с расчетливым характером.

Александра Андреевича сравнивают с прогрессивной молодежью того времени. Он – «остер, умен, красноречив», обладает вспыльчивым характером, повсюду и везде произносит свои монологи. В отличие от Фамусова, для него истинная ценность — честь и достоинство. Круг вопросов, по которым он не соглашается со своими оппонентами, весьма широк. Герой нового времени выступает:

  1. против порабощения людей себе подобных;
  2. против проявлений меркантильности и холодного расчета в любовных чувствах;
  3. против невежества;
  4. против карьеризма и угодничества;
  5. против забвения русского языка и традиций.

Напротив, его несостоявшийся свекор Павел Афанасьевич готов «сжечь книги», он восхваляет тех, умеет прислуживаться. В качестве яркого примера лицедейства приводится образ дяди Максима Петровича. Последний завоевал свое высокое положение благодаря шутовским приемам при дворе Екатерины. Однажды, случайно оступившись, он намеренно продолжал падать. Этим проступкам он вызвал смех и покровительство знатных особ.

illjustracija-gore-ot-uma-famusov-molchalin-n-kuzmin-1949.jpg

Чацкий готов обличать ярого персонажа консервативного общества. Будущий декабрист «служить бы рад, да прислуживаться тошно». Ему ненавистен Фамусов. Не зря высший свет отворачивается от Александра, объявляя его безумным. Как итог – отъезд из столицы.

А в это время дверь гостиной знатного господина открыта для всех знатных и богатых персон. С особой трепетностью здесь встречают иностранных гостей. Подлость и лицемерие здесь в почете. И только главный герой нарушает привычный уклад жизни высшего общества. Он тут – незваный гость.

Представитель «века нынешнего» как «отважный боец» провозглашает свободу человека в проявлении разума и чувств. Разочаровавшись в любви к Софье, Саша пытается облагоразумить тех, кто проводит свой день в пирах и мотовстве. Но тщетно. Это – неравная борьба.

illjustracija-Gore-ot-uma-Famusov-Chackij-M-Bashilov.jpg

Фамусов и Чацкий являются центральными персонажами комедии «Горе от ума».В этой статье представлен сравнительный анализ образов Фамусова и Чацкого в комедии «Горе от ума», причины столкновения героев, анализ конфликта взглядов Чацкого и фамусовского общества. Статья содержит фрагменты различных критических статей.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума», столкновение, конфликт взглядов Чацкого и фамусовского общества

«…между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений. Фамусови его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы. Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него… ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии «Горе от ума». <…> По своему общественному положению Фамусов — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он — представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п… Также смотрел на службу Фамусов… Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах… В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить. <…> Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты «минувшего века», так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I. <…> В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а … для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве. Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям. Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; …он… целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву… Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. …он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой…Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. <…> Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова. <…> Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение… <…> В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива… <…> Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо. Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.»(из книги С. Бураковского ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)*** «Сопоставление Чацкого и барской Москвы…. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает … коллективный образ барского общества. <…> В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. <…> Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. <…> А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит». Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. <…> Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего,  но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим. В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей. Драматург-реалист … предвидел ближайшее будущее… : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.»(Н. К. Пиксанов, статья в книге «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)Это был сравнительный анализ образов Фамусова и Чацкого в комедии «Горе от ума», причины столкновения героев, анализ конфликта взглядов Чацкого и фамусовского общества. Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

Бал в доме фамусовых является кульминацией произведения. Именно в этом фрагменте наиболее ясно отражена идея всего произведения – столкновение веков «нынешнего» и «минувшего».

Чацкий за взгляды на жизнь, он – олицетворение в современности, «служит делу, а не лицам». Фамусов, человек старых обычаев, он не видит службы без чинопочитания, не хочет ничего менять, он отражает позицию всего фамусовского общества. Эти люди убеждены в том, что любить можно только богатых людей с чинами. Несмотря на то, что члены Фамусовское общество объединенные одной позиции, автор описывает нескольких отдельно. Например, грубый, необразованный, но богатый Скалозуб, Загорецкий, который постоянно лжет и обманывает, грубая ворчливая пожилая Хлёстова, и двуличные Хрюшины создают картину Фамусовской Москвы. Они против свободы слова, действий, что-то отличное от того, к чему привыкли, считают сумасшествием. О Чацком говорили, что он сошёл с ума.

Главный герой взорвался в повседневной жизни фамусовского общества совсем со своим мнением и убеждениями, что послужило началом всеобщего конфликта. Таким образом, Чацкий встал против Фамусовской Москвы. Первой его предала девушка, которую он любил. Софья была не глупа и решила воспользоваться недопонимания в разговоре с господином N, полностью отдалилась от Чацкого и окончательно перешла на сторону Фамусова. Этим действием героиня отомстила за насмешки над своим возлюбленным. Она понимала, что Чацкого назовут сумасшедшим.

Но после разрешения любовного конфликта главный герой остаётся верен своим убеждениям. Столкновение веков или противопоставление консерваторов Чацкому, передовому человеку, – один из главных конфликтов комедии.

 Автор: Анна Чурилова  

Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ⭐ ️⭐️ ⭐️ ⭐️

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Конфликт Чацкого и фамусовского общества

«Горе от ума» — комедия 19 века. В ней А.С. Грибоедов представил публике сатиру на московское общество дворян. Автор смог показать столкновение двух разных поколений. Данное противостояние можно увидеть во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества. Так как именно здесь ярко представлены два поколения: нынешнее и минувшее.

Фамусов является представителем Московских аристократов. Он играет роль управляющего в казённом доме. Он имеет много второстепенных героев, которые одного мнения с Фамусовым. И Александру Андреевичу приходится одному идти в бой против прошлого поколения.

Конфликт стал активно развиваться после возращения А. А. Чацкого в Москву, где он отсутствовал 3 года. Он рос и воспитывался вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Между ними присутствовала влюблённость, которая жила всё время внутри Чацкого даже во время разлуки. Но его возлюбленная имеет чувства к Молчалину, о чём Александр Андреевич не  догадывается. Любовь переросла в социальный конфликт, где Чацкий, по сути, идёт один против всех. У него нет единомышленников, нет тех, кто разделял бы его взгляды в фамусовском обществе.

После возращения на родину Александр Андреевич понял, что всё по-старому: дворянское общество всё так же веселится, а общественные проблемы не решены. Чацкий начинает показывать всю свою неприязнь к «этому поколению». И из-за этого Фамусов начинает его опасаться, называя «опасным человеком». Ведь, по мнению фамусовского общества, он хочет проповедовать новому поколению вольность. Для всех Чацкий – революционер, которому не место в столице. А для фамусовского общества самое главное в жизни – иметь хорошую репутацию, чтобы это не стоило.

Таким образом, Чацкий любит и дорожит своей свободой. Он не готов перед кем-то унижаться, служить. Общество одержало победу лишь потому, что у Чацкого не было единомышленников. А один в поле не воин.

Вариант 2

А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в стиле сатире на величественных московских дворян, которые жили в начале 19 века. Главной идеей истории является старый, как наш мир, конфликт прошлого поколения и нынешней молодежи. В данной пьесе сторонником «нынешнего» выступает Чацкий, а «прошлого» — фамусовское общество.

Конфликт этих разных поколений возникает в тот момент, когда наш главный герой едет назад в Москву. Товарищ Чацкий еще в совсем юном возрасте хорошо общался, даже дружил, с дочерью Фамусова, милой Софьей. Такая дружба, естественно, переросла в юношескую влюбленность, которая так и не отпустила главного героя.

Но, случилось так, что возлюбленная главного героя отдает предпочтение некому Молчалину, который живет в доме её отца. Сам же Чацкий не догадывался о подобном раскладе событий. Из-за конфликта на любовном поприще появляется вторая часть медали – социальный конфликт, который подталкивает героя вступить в конфликт против «славного» общества фамусовских сторонников. Их длительный спор затрагивает множество вопросов, а именно: семейные отношения, вопрос воспитания, взяточничества, а также, крепостного права.

Фамусов и все его союзники яро отстаивают идеи «прошлого века» ведь ради своего «лица» они готовы пойти даже на самые серьезные жертвы. Им совершенно не важно, действительно ли человек имеет такое же лицо и соответствует тому, как он себя ведет или же это его «маска». Сам же Фамусов считает, что нет лучшего примера для его любимой дочери, кроме его самого. Но, стоит отметить, что сам Фамусов, часто пользуется своей «маской» для воспитания дочери. А как только его аморальная часть просыпается, то от его нравственности и морали не остается и следа.

Касательно Чацкого. Этот человек совершенно не желает ни перед кем «выслуживаться». Да, он готов служить и честно выполнять работу, но не быть прислужником. Поэтому, наш герой всегда стремиться «служить делу, а не лицам».

Таким немудреным образом получается, что главный герой комедии просто обязан вынужден отступить и «проиграть бой» фамусовскому обществу по одной единственной причине. Чацкий был одиночкой, у него не было сторонников и явных помощников, что и не позволило ему одержать верх в этом нелегком и неравном бою.

Сочинение

Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к жанру комедии. Данный драматический жанр призван осмеивать порочные черты людей, заострять внимание читателей на том, как можно и нельзя себя вести, какие ценности должны быть превыше всего.

В произведении в целом переплетены две сюжетные линии, которые являются основой нескольких конфликтов комедии. Основными конфликтами произведения являются социальный и любовный, но все же острее в произведении стоит первый из названных.

У конфликта в произведении существует несколько форм. В данном случае уместно говорить о внешнем противостоянии, так как столкновение происходит на уровне идей, интересов, взглядов на жизнь двух или нескольких героев.

В пьесе столкновение происходит между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». Наиболее ярким примером нового, передового поколения является фигура Александра Андреевича Чацкого. Герой умен, честен, независим. Он — воплощение лучших черт прогрессивной молодежи: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

К старшему поколению относятся Фамусов и его гости. Фамусов является полной противоположностью Чацкого. Он судит всех по их статусу и чину; необразован: «Уж коли зло пресечь: забыть все книги бы да сжечь», меркантилен и лжив.

В комедиях часто используется прием говорящих фамилий. Даже на этом уровне персонажи полностью противоположны. Фамилия Чацкого изначально должна была звучать иначе — Чадский (от слова «чад»). То есть, герой «находится в чаду борьбы.  Фамилия Фамусова произошла от латинского слова famа — «молва». Это означает, что героя больше всего волнует мнение общества.

«Ядром» конфликта является несовпадение взглядов двух поколений. Чацкий  выступает против крепостного права, чинопочитания, презирает подхалимство, лицемерие, борется за свободы и права человека, из-за чего пренебрежительно относится к порокам старшего поколения, обличая их устои и поведение. Фамусовское же общество, наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой.

Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать в открытую конфронтацию. Кульминацией стоит счесть момент, когда Александра Андреевича признают сумасшедшим, ведь именно в этот момент непонимание и отрицание всего нового в доме достигает апогея. Развязкой является момент отъезда Чацкого в Москву, когда разочарованный и непринятый всеми герой принимает вынужденное решение об отступлении.

Именно социальный конфликт, который обличает страшные общественные пороки, делает пьесу «Горе от ума» актуальный до сих пор, заставляя читателя задуматься о такой важной вещи как человеческое достоинство и честь. 

<glav>Другие сочинения:</glav>← Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовТаблица героев Горе от ума →

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мой любимый рассказ Чехова — Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

  • Сочинения на тему Времена года

    В разделе собраны сочинения но разных временах года

  • Сочинение по повести Бедная Лиза Карамзина расуждение 9 класс

    Н.М.Карамзин стал одним из крупнейших русских литераторов в эпоху сентиментализма. Одним из первых его произведений этого направления стала «Бедная Лиза», в которой на первый план автор ставит человеческие чувства

  • Сочинение на тему Знакомьтесь мой друг…

    Витя занимался спортивной гимнастикой, хорошо играл в шашки для своего возраста

  • Сочинение Бывает ли любовь разумной?

    Наверное, каждый человек, живущий на планете, хоть раз задавался вопросом: что такое любовь? Что ей движет? Подчинена ли она сердцу? Или же разуму?

Используемые источники:

  • https://skazki-basni.ru/info/learn/konflikt-famusova-i-chackogo-prichiny/
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/chackij-famusov-otnoshenija-konflikt-vzgljady.html
  • https://sochineniena5.ru/2019/09/19/conflict-chackogo/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackij-famusov-v-komedii-sravnitelnaya-harakteristika.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/konflikt-chackogo-i-famusovskogo-obshchestva

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт