Конь с розовой гривой — краткое содержание для читательского дневника

Содержание

Ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева, писателя советской эпохи. Рассказ этот считается автобиографическим. В нем автор описывает важный эпизод из своего детства, повлиявший на становление его личности. Произведение было издано в 1968 году как часть книги «Последний поклон».

Кратко о героях

Пересказ эпизода из детства идет от первого лица. То есть главным персонажем является сам Витя Астафьев – мальчик-сирота. Он после трагической смерти матери воспитывается в деревне бабушкой Катериной Петровной и дедушкой. Кроме этих главных героев, есть еще следующие действующие лица:

  • Левонтий — сосед, отставной моряк, пьяница и лентяй;
  • Васёна — его жена;
  • Сыновья Левонтия и Васёны, из которых выделяется Санька, «злее и вреднее остальных левонтьевских».

Очень краткий пересказ

Бабушка дала внучку особый пряник в виде розовогривой лошади. Но за это Витя должен насобирать в лесу туесок земляники. Внук отправился в лес с соседскими ребятами, однако вечно голодная орава съела все, что насобирала, подбивая и Витю сделать то же самое. Санька подговорил мальчика обмануть бабушку — положить в лукошко траву и слегка присыпать земляникой.

С утра Витя хотел покаяться перед бабушкой, однако та уже уехала в город. Весь день мальчик провел с «левонтьевскими», а вечером пробрался в каморку у дома, где и уснул. Утром Витя во всем признался и попросил простить его. Оказалось, что несмотря на его постыдный поступок, бабушка привезла ему пряник.

Такое очень краткое содержание рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» не дает представления о характерах главных героев и других персонажей, и о том, в каких условиях жили семьи Вити и Левонтия. Давайте познакомимся с этим воспоминанием детства писателя более подробно.

Краткое содержание рассказа

Будучи ребенком из небогатой семьи, Витя мечтает о прянике. Но не о простом, а необычном, прямо-таки сказочном. В рассказе описанию пряничного коня уделено много внимания, о чем свидетельствует и название произведения.

«Конь этот белый-белый. А хвост у него розовый, и грива розовая, равно как глаза и копыта».

Витя даже не думает есть этот пряник. Он хочет им обладать. Кроме того, владение пряничным конем сразу же повышает его социальный статус в глазах деревенских детей.

«С таким конем столько сразу внимания, почета».

Левонтий и его семья Далее сюжет рассказа прерывается, поскольку автор хочет сообщить читателю некоторые подробности о товарищах своего детства. Отставной моряк Левонтий трудился на лесозаготовках и неплохо зарабатывал. Но все сразу пропивал. В день получки его супруга обходила соседей, чтобы отдать занятые деньги, но проходило совсем немного времени, и она опять просила взаймы.

У семьи не было даже бани, и мыться они просились к соседям. Каждую весну Левонтий ставил вокруг дома изгородь из досок, но в холодное время вся она уходила на отопление избы: работой, в т.ч. заготовкой дров, Левонтий не заморачивался. Когда жена просила сделать что-то по дому, он говорил, что больше ценит «слободу». Напившись, Левонтий буянил и крушил все в доме, отчего злыдни в хате только усугублялись. Утром глава семейства наспех все чинил и уходил на лесозаготовки.

Маленький Витя очень любил ходить в дом Левонтия сразу же после получки. Бывший моряк, пока еще ворочал языком, рассказывал истории о своих путешествиях. Но бабушка не поощряла такие визиты внука. Она не говорила прямо, что там ее внук будет в плохой компании, но объясняла, что Витя «объедает пролетариев».

Однако дед мальчика работал в нескольких километрах от села, а сама она была очень занята по хозяйству. Пришлось отпустить внука в лес с «пролетариями».

Чем закончился сбор ягод Правильно говорят, что на осинке не родятся апельсинки. Сыновья Леонтия больше дурачились, чем собирали ягоды. А если и находили их, то клали не в лукошко, а в рот. Один Витя добросовестно собирал землянику, пока не набрался полный туесок. Тогда Санька стал подначивать Витю, что тому «слабо» съесть свои ягоды. Податливый и наивный мальчик и сам полакомился, и приятелей угостил. После этого шумная толпа детей побежала к речке купаться.

К вечеру Витя загрустил, ведь Катерина Петровна – не чета Левонтьевой Васёне, ее не обманешь. Тут Санька надоумил Витю наполнить лукошко сорванной травой, а вот сверху положить горсть или две ягодок. И Витя решился на обман.

astafjev_kon_s_rozovoj_grivoj_01.jpg

Тяжелая ночь Катерина Петровна так хвалила внука за трудолюбие, что ему стало стыдно. Женщина не стала высыпать землянику в другую емкость, решив повезти их на продажу прямо в туеске. Витя вышел во двор и рассказал об этом Саньке. Малолетний паршивец тут же стал шантажировать приятеля и требовать калачи за молчание. Пришлось Вите залезть в кладовую и таскать оттуда сдобу, пока Санька не насытился. Ночью мальчика грызла совесть: ведь он и бабушку обманул, и калачи украл. Он решил утром покаяться и попросить прощения. Но после такой тревожной ночи проспал – бабушка уплыла на лодке в город.

Как прошел следующий день Терзаемый совестью, Витя вспоминал дедушку. Тот никогда не ругал внука и позволял ему всякие шалости. Но дедушка был далеко. Витя снова отправился с детьми Левонтия на реку, рыбачить. Автору удалось дать краткий набросок нравов семьи. Когда Саньке удалось поймать рыбу, он с братьями даже не испекли ее как следует – так и съели полусырой, словно дикари.

Но тут из-за крутого берега показалась лодка с Катериной Петровной, которая еще издали грозила внуку кулаком. Перепуганный Витя убежал. Понимая, что бабушка пойдет искать его в дом Левонтия, он подался к тете, где и провел время до темноты, играя с двоюродным братом. А поздно вечером пробрался в кладовую и залег там, постелив себе хранящиеся там же половики. Несмотря на то, что мальчик боялся бабушки, он очень любил ее. Автор тонко передает свои детские переживания и наивные мысли:

«Я решил, что если буду думать о бабушке только хорошо, она догадается и простит меня».

Витю переполнили и воспоминания о покойной матери. Однажды та возвращалась из города по реке, но перегруженная лодка перевернулась. Женщину утянула стремнина под сплавную бону, за которую та зацепилась косами. Бабушка тогда шесть дней простояла на коленях у реки, пока не вытащили тело.

Покаяние и награда Наутро Витя обнаружил, что накрыт дедушкиным полушубком. Мальчик обрадовался, почувствовав, что теперь есть кому его защитить. Но дед тоже был непреклонен. Бабушка рассказала, что ягоды у нее хотела купить «культурная дамочка в шляпке» и обнаружила обман. Катерина Петровна сказала, что такого сраму ей наделал пакостный внучок. Витя разрыдался. Дед заявил, что мальчику пора просить о прощении. Это Витя и сделал, рыдая пуще прежнего. Все еще сердитым голосом бабушка сказала внуку садиться завтракать. И — о, диво! Положила перед ним белого конька! А грива у него была розовой.

astafjev_kon_s_rozovoj_grivoj_02.jpg

Основная идея

Завершает повествование рассказчик такими словами:

«Давно уже нет на свете ни бабушки, ни дедушки. Да и сам я старею. Но я все никак не могу забыть дивного конька с розовой гривой – бабушкиного гостинца».

Даже из краткого содержания рассказа можно извлечь урок: нельзя обманывать и жульничать, не стоит обращать внимания на тех, кто говорит, что поступать по совести – это признак слабости. Случай с пряником научил автора противостоять искушениям и думать о тех, кого любишь, только хорошее.

Чтобы получить удовольствия от легкого и живого стиля автора, рекомендуем читать произведение в полном объеме. На это потребуется всего 40-50 минут.

Главные герои

Главный герой (рассказчик)сирота, внук Катерины Петровны, от его лица ведется повествование в рассказе.

Катерина Петровнабабушка главного героя.

Санькасын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Левонтийбывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Краткое содержание

Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком. Герой усвоил, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Коня с розовой гривой», а оценить рассказ полностью – он того стоит.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой»?</h3>

    • <label>1963;</label>
    • <label>1968;</label>
    • <label>1986;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)

Виктор Петрович АстафьевРассказ «Конь с розовой гривой» Краткое содержание

Этот рассказ рассчитан на детскую и юношескую аудиторию и раскрывает на «живом» примере тему взросления ребёнка и его знакомство с ответственностью за свои проступки. Представленная ниже статья познакомит читателей с кратким пересказом, историей создания и характеристиками основных героев произведения.

Очень краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой»

Витя — сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.

Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.

На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.

Список персонажей рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

  •  Сирота Витя
  •  Катерина Петровна — бабушка Вити
  •  Дедушка Вити
  •  Сосед-пьяница Левонтий
  •  Жена Левонтия
  •  Санька — сын Левонтия и приятель Вити
  •  «Боевые орлы» — братья Саньки

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» подробно по плану

Рассказ «Конь с розовой гривой» ведётся автором от первого лица. Он не подразделён на главы или части, но для лучшего понимания переломных моментов в истории мальчишки-сироты, его удобно воспринимать пересказанным по плану.

I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия

После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она предлагает внуку пойти с ребятами Левонтия по ягоду. Если наберёт Витя туесок земляники, то её можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему в подарок за работу мечту всех ребят — пряник в форме коня. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя рад согласиться.

По ягоду ему идти с ребятами из соседской малообеспеченной и шумной семьи Левонтия, работающего на лесозаготовках. Деньги у этих людей не приживались: получит Левонтий зарплату, закатит пир, жена его раздаст долги, а через пару дней вновь бегают одалживают. Но Витю в той семье жалеют и любят.

II. Поход за ягодой

Ребята отправились собирать землянику. Витя, воодушевлённый обещанием бабушки, быстро принялся за работу. А левонтьевские ребята больше дурачились, дрались и собирали землянику не в лукошки, а в рот. Затем они решили идти купаться, но заметив, что у Вити осталась ягода дразнили его и вынудили съесть её. Расправившись с добычей, ребята дружно убежали на реку.

III. Обман и шантаж

Лишь к вечеру опомнился Витя. Возвращаться без ягоды домой ему было стыдно. Санька, старший из левонтьевских, подсказал «выход» — набить короб травой, а сверху присыпать ягодой будто он полный. Витя так и поступил.

Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Обманку поставила в холод до утра. Витя убежал на улицу и поделился своими тревогами с Санькой, а тот потребовал плату за молчание — калач. Чтобы друг его не сдал, Витя стал тайком таскать ему из дома угощения для шантажиста, пока тот не насытился. Всю ночь Витя затем плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да ещё и калачи взял без спроса. Под конец ночи мальчик решил, что утром должен всё рассказать бабушке.

IV. Муки совести

Но утром Витя проспал. Бабушка с обманкой уплыла на лодке в город. А Витя отправился с Санькой рыбачить. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.

Вечером, Витя лёг в кладовке и стал вспоминать о маме. Мама так же как бабушка ездила в город продавать ягоду. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.

V. Раскаяние и прощение

Утром вернулся с заимки дед. Он потребовал, чтобы Витя повинился перед бабушкой. Бабушка уже многим рассказала, как подвёл её внук. Из-за его подлога она чуть не обманула покупательницу.

Долго и слёзно каялся Витя в содеянном. Бабушка поругала его, но потом накормила завтраком и подарила пряник в форме коня с розовой гривой.

Герои рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

Среди значимых персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» — главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Вити, сосед Левонтий и его сын Санька.

Краткая характеристика главных героев:

  • Витя — главный персонаж рассказа  — осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству. Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.
  • Катерина Петровна — один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.

Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.

Краткая характеристика второстепенных героев:

  • Сосед Левонтий — в списке важных героев и сосед Витиной бабушки Левонтий. С его ребятишками дружит главный герой, хоть этого и не одобряет Катерина Петровна. Левонтий пьяница и дебошир по натуре. Хозяин из него плохой, дома из добра — только кучка ребятишек. Обустройством двора ему заниматься не с руки, он ценит свою «свободу». Напившись ведёт себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, полученные за труды деньги прогуливает. Жена Левонтия постоянно занимает у односельчан, а дети чаще всего носятся по округе без присмотра.
  • Санька — сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный. Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает. Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.
  • Дедушка Вити — работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.

Краткие выводы и история создания рассказа «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Конь с розовой гривой» написан для детей. Но в нём заложены важные истины, в которых могут потерять себя даже взрослые люди. Этот рассказ вышел в свет в астафьевском сборнике в 1972 году. Он автобиографичен. Виктор Астафьев, так же как и главный герой, после того, как его мать утонула, воспитывался бабушкой Екатериной. События рассказа относятся к 1930-м годам и повествуют о непростой жизни деревенских людей. Красочные, живые описания местности, где происходят события, и героев рассказа вряд ли кого-то оставят равнодушным. Эта история-исповедь о том, как автор впервые понял как на самом деле плохо подводить и обманывать своих близких. Голосом главного героя-мальчишки Виктор Астафьев делится со своими юными читателями бесценным опытом, собственными переживаниями и выводами о взрослой жизни, о важности каждого поступка, о тяжести бремени за ошибки. Вместе с тем это ещё и история о настоящей, безграничной любви бабушки и внука. Любви, которая может многое простить и помочь пережить даже очень тяжелые времена.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: В.Астафьев

Год написания: 1963

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Бабушка и её внук Витя

Астафьев — мастер поучительных историй для молодёжи и детей, прочитав краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника, юный читатель сможет убедиться в этом сам.

Сюжет

Сироту Витю воспитывала бабушка. Он мечтал о белом прянике в форме коня. Бабушка попросила внука насобирать короб клубники в лесу, чтобы на полученные от продажи ягод деньги, купить внуку пряник.

Мальчик был готов выполнить задание, но заигрался с соседскими детьми. Когда пришла пора идти домой, мальчик нарвал полный короб травы, а сверху уложил ягоду. Бабушка не поняла обмана и унесла короб продавать.

На следующее утро старушке пришлось разбираться с покупательницей. Витю отругали. Ему стало очень стыдно за обман. Он был согласен на любое наказание и полностью раскаялся. Любящая бабушка после обеда вручила внуку долгожданный пряник. Этот урок запомнился мальчику на всю жизнь.

Вывод (моё мнение)

Воспитывать нравственные качества в детях необходимо с малых лет. Обман к хорошему не приведёт.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/kon-s-rozovoy-grivoy.html
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/kon-s-rozovoy-grivoy
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/kon-s-rozovoj-grivoj
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/6-klass/1783-kon-s-rozovoy-grivoy.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт