История создания романа «Обломов» Гончарова

Илья Ильич Обломов — главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Его характер является типичным для некоторой части русского родового дворянства середины 19 века.

Внешность

Илья Ильич Обломов — человек лет 32–33. У него приятная внешность, рост средний. Лицо его всегда спокойно, его выражение показывает мягкость характера, отсутствие сосредоточенности. В тёмно-серых глазах Обломова, в улыбке и движениях светилось добродушие.

Он был изнежен, не по летам обрюзг, цвет лица имел не совсем свежий — всё это было следствием недостатка движения и свежего воздуха.

Даже когда Илья Ильич был встревожен, движения его были плавные, ленивые.

Он любил, чтобы одежда и обувь его не стесняла, поэтому дома носил широкий восточный халат и мягкие, широкие туфли.

Происхождение, воспитание, образование

Обломов — дворянин, собственник имения и трёхсот крепостных людей. Родители его были добродушными людьми. Они вели безмятежную жизнь в своём имении, не желая заниматься никакой деятельностью. Сыну отец и мать внушили, что ничего не делать — это естественно для барина, что утруждать себя чем-либо, трудиться — не барское дело.

Учился Обломов до 15 лет в пансионе Штольца, управляющего имением в Верхлёве, дружил с его сыном, Андреем, своим ровесником.

Родители старались, чтобы сын не измучился учёбой, часто оставляли его дома под любыми предлогами.

Затем они послали сына в Москву для продолжения образования, так как знали, что без просвещения не получить сейчас чинов и денег. Обломов учился и читал книги не очень охотно.

Закончив учёбу, он не мог применять на практике свои знания: не мог написать при надобности заявление, счета в имении сам не сводил, а поручил это делать старосте.

Карьера

Обломов был не привычен к труду. В канцелярии он прослужил года 2, выполняя мелкую работу, был коллежским секретарём. Когда Илья Ильич отправил по ошибке документ вместо Астрахани в Архангельск, то из-за страха перед начальством, подал в отставку. На этом его служба закончилась.

Отношение к жизни, обществу

Освободившись от службы, Обломов стал навещать своих друзей, посещать общество, но скоро ему надоело многолюдство и суета. Жизнь его стала однообразна, но возвращаться в общество он не хотел, так как видел там засилье сплетен, жадности, зависти, приверженность к карточной игре, отсутствие интересов ума и сердца.

Он поставил себе целью сделать улучшения в управлении имением, составив сначала план этих улучшений, а затем зажить в деревне, как его предки, беззаботной жизнью с семьёй. Картины такой жизни он так описал своему другу Андрею Штольцу, что тот сказал: «Да ты поэт, Илья!»

Но, к сожалению, Обломов оказался не пригоден к осуществлению своего идеала жизни. Причина этого была лень, к которой его приучили родители.

Любовь к женщине

Приехав в Петербург, Обломов иногда влюблялся в женщин, но влюблённость продолжалась недолго и не переходила в любовь. Он избегал сближения с женщинами, так как не желал хлопот. Но однажды Илья Ильич вообразил, что любит Мину, и платит ей больше половины своего дохода. Но скоро понял, что губит с ней силы своей души.

Воскресила душу Ильи Ильича любовь к прекрасной девушке Ольге Ильинской. У него появилось желание жить полной жизнью, а не существовать. Но, когда Ольга согласилась выйти за него замуж, у него начали появляться мысли о множестве обязанностей, о том, что до женитьбы нужно привести в порядок свои имущественные дела.

Первые шаги в этом направлении были так тяжелы для Ильи Ильича, что начали охлаждать его любовь. Ольга поняла, что она не смогла привлечь его к активной жизни. Она не могла жить так, как Обломов, и рассталась с ним. Илья Ильич долго переживал, но понимал, что недостоин Ольги.

Обломов снимал квартиру у вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной, доброй, простой, очень трудолюбивой женщины. Она всей душой полюбила своего жильца, заботилась о нём. Агафья Матвеевна вызвала в Обломове ответное чувство. Он женился на ней и нашёл счастье умиротворения.

Положительные и отрицательные черты Обломова

К положительным чертам личности Обломова относятся:

Его отрицательные черты:

Оценка образа Обломова литературными критиками

Образ Обломова не обошли вниманием ведущие литературные критики.

Н. А. Добролюбов считал, что это «коренной, народный наш тип», который с течением времени изменял свои формы, получал новое значение. Критик считал, что главная черта характера Обломова — совершенная инертность, которая появилась от безразличия к тому, что делается на свете.

Д. И. Писарев утверждал, что таким личностям сочувствовать нельзя, так как они «тяготят и себя, и общество». Но презирать их нельзя — ведь они сами страдают от своих недостатков.

Заключение

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», перенявший у своих родных привычку к праздному образу жизни и лености ума, не сумел из-за этого сохранить любовь умной, образованной девушки. Отсутствие силы воли и жажды деятельности стало причиной появления у него апатии и нравственной дремоты.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Обломов» — краткое содержание романа И. А. ГончароваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика княжны Мери — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Чацкого — героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Образ и характеристика Татьяны Лариной — героини романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (21)

1. Место в романе

Илья Ильич Обломов — главный герой романа. В общем-то сам роман назван в честь него.

2. Прототип героя

Есть мнение, что в Обломове автор романа видел себя. Гончаров не так много написал за свою жизнь, хотя был талантливым писателем. Романы давались ему медленно. Говорят, что у Гончарова было прозвище «Принц де Лень» , намекающее на его недостатки. Конечно, Обломов это гипертрофированный образ, там лень доведена до крайности, но в той или иной мере этот грешок есть у всех нас.

Также в образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Он бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля. Обломов наделен главной чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Он внутренне готов и ждет этого чуда. Это добавляет образу ленивого и неспособноro к созиданию Обломава особое обаяние и симпатию.

3. Анализ имени и фамилии

Фамилия Обломов идет от слова обломать, сломать. Имеется в виду, что главный герой надломлен, сломлен, в нем нет внутреннего стержня.

Имя Илья он унаследовал от отца. Вместе с именем герой перенял отцовские черты характера: лень и страх перед жизнью.

Получается, что Илья Ильич — это Илья в квадрате. Это говорит о наследственности поколений, традициях и обычаях деревни Обломовки, где царят покой и леность.

4. Возраст, внешний облик

Обломову 33 года. Не зря автор дает ему ровно столько. Ведь во всех русских сказках Иван Дурак вставал с печи именно в 33 и начинал жизнь с чистого листа. В романе Гончаров также делает попытку поднять Обломова с печи-кровати, но так как это не сказка, а реалистичный роман, то попытка заканчивается провалом.

Более подробно о внешности героя можно судить по цитатам:

Внешность Обломова«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины» Движения Обломова«…Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью…» «…Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво…»Одежда Обломова«…благодаря его сонному, скучающему взгляду, небрежности в одежде…» «…Что это на тебе один чулок нитяный, а другой бумажный? – вдруг заметил он, показывая на ноги Обломова. – Да и рубашка наизнанку надета?..» «…Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова…– Это не шлафрок, а халат, – сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата…»

5. Семья, воспитание

С раннего детства Обломов видел подобный пример у своих  родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему  поэтичность и любовь к красоте.

6. Этапы жизненного пути Обломова

    — Детство в Обломовке

Илья Ильич родился и вырос в имении своего отца. Беззаботно проводил детство, не был приучен к труду. Вся Обломовка паразитировала на труде крепостных.

    — Служба в департаменте

Повзрослев, Обломов перебирается жить в Петербург, он заряжен желанием служить Родине. Поступает на службу в один из департаментов. У него сидячая бумажная работа. Через три года без объяснения причин он увольняется.

    — Лежание на диване

Да, именно так назовем целый период жизни Обломова. Это происходит изо дня в день. Обломов в прямом смысле слова слег. Как тяжело больной. Но он не болен, ему лень что-либо делать, а небольшой доход, который приносит имение, позволяет ему арендовать комнату, иметь слугу и сводить концы с концами. Со временем имение приходит в упадок и у Обломова становится все меньше денег.

    — Встреча со Штольцем

Однажды к Обломову в гости приезжает его старинный друг — Андрей Штольц. Это деятельный энергичный молодой человек. Ему удается зарядить друга энергией и поднять с кровати. Но.. как потом увидим всего лишь на время.

    — Любовь Обломова к Ильинской

Встав с дивана, Обломов начал посещать светские мероприятия, встречаться с людьми. Так он влюбился в красавицу Ольгу Ильинскую. И та ответила ему взаимностью. Был период ухаживаний, но он затянулся. Илья Ильич не смог решиться сделать девушке предложение. Холостая ленивая жизнь у него была в приоритете.

     — Женитьба Обломова

Расставшись с Ольгой, которая требовала от него настойчивости, энергичности, Обломов сходится с необразованной простоватой женщиной Агафьей Пшеницыной, которая принимала его таким как есть.

Он не испытывал к ней страсти, а полюбил тихой спокойной любовью. Они поженились и в браке у них родился сын Андрей.

     — Смерть Обломова

Женившись, Обломов окончательно впадает в моральную спячку.  Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Ничего не делает сам  и ничего не ждет от других.  Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Такой образ жизни приводит его к инсульт. С ним случается удар и он умирает.

Подведем итоги:

  1. Внешность Ильи Обломова.

    Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.

  2. Особенности характера.

    Обломаву присущи великодушие, мягкость, доброта, чувствительность, правдивость, гуманность, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но труд и скука для него — синонимы. Недаром Гончаров обращает внимание на его глаза — основную деталь портрета: «Скука въелась в его глаза». Постепенно затухают в нем интеллектуальные запросы, он отказывается от всякой деятельности, отказывается от любви. Его пугают любые изменения, он стремится к покою. Он инфантилен.

  3. Семейное положение.

    В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.

  4. Описание жилища.

    Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.

  5. Поведение, поступки героя.

    Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.

  6. Отношение автора к герою.

    Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком.  В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.

  7. Моё отношение к Илье Обломову.

    На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

Скачать:

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности». На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном». Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них». Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки». Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов». Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома. «Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

«Дальше строки, где учитель проводил черту, он не смотрел, не задавал вопросов, не требовал объяснений». Его устраивали записи в тетрадке.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены». Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях». Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно. «Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады». Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!» Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц». Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит». Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

«находится у Ильинской на службе». В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»

Образ и характеристика Штольца

Образ и характеристика Обломова

Образ и характеристика Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Отношения Ольги и Обломова

Детство Обломова

Образ жизни Обломова

Женские образы в романе

Гости Обломова и цель их прихода

История создания романа

Добавить в избранное

История персонажа

Роман Ивана Гончарова посвящен характерному для русского человека состоянию. Он описывает героя, впавшего в личностный застой и апатию. Произведение подарило миру термин «обломовщина» – производное от имени персонажа повествования. Гончаров создал яркий образец литературы XIX века. Книга оказалась вершиной творчества писателя. Роман входит в школьную программу русской литературы и не теряет актуальности, хотя с момента создания прошло два столетия.

История создания

«Обломов» является знаковым произведением для русской литературы XIX века. Его смысл не всегда доступен школьниками, знакомящимся с книгой в юном возрасте. Взрослые люди более глубоко рассматривают мысль, которую хотел донести автор.

01.jpg
Иван Гончаров

Главным героем произведения является помещик Илья Обломов, образ жизни которого непонятен окружающим. Одни считают его философом, другие – мыслителем, третьи – лентяем. Автор позволяет читателю составить собственное мнение, не высказываясь о персонаже категорично.

Нельзя оценить замысел романа отдельно от истории создания произведения. Основой книги стала повесть «Лихая болесть», написанная Гончаровым несколькими годами ранее. Вдохновение настигло писателя в момент, когда общественная и политическая ситуации в России были накалены.

02.jpg
Повесть «Лихая болесть» и роман «Обломов»

На тот момент образ апатичного мещанина, который не способен нести ответственность за свои поступки и решения, был типичным для страны. На идею книги повлияли рассуждения Белинского. Критик писал о появлении образа «лишнего человека» в литературных произведениях того времени. Он описывал героя как вольнодумца, неспособного на серьезные действия, мечтателя, бесполезного для социума. Облик Обломова является визуальным воплощением дворянства тех лет. В романе описаны изменения, происходящие в герое. Характеристика Ильи Ильича тонко обрисована в каждой из четырех глав.

Биография

Главный герой родился в помещичьей семье, живущей по традиционному барскому укладу. Детство Ильи Обломова прошли в родовом поместье, где жизнь не отличалась разнообразием. Родители любили мальчика. Ласковая няня баловала сказками и прибаутками. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для домашних, и Илья без труда перенял их наклонности. Его опекали от всевозможных напастей, не позволяя бороться с возникающими трудностями.

Илья Обломов

По словам Гончарова, ребенок рос апатичным и замкнутым, пока не превратился в тридцатидвухлетнего безыдейного мужчину с привлекательной внешностью. В нем отсутствовали заинтересованность чем-либо и сосредоточенность на конкретном предмете. Доход герою обеспечивали крепостные, поэтому он ни в чем не нуждался. Приказчик грабил его, место жительства постепенно приходило в негодность, а его постоянной локацией стал диван.

Описательный образ Обломова включает в себя яркие черты помещика-лентяя и является собирательным. Современники Гончарова старались не называть сыновей именем Илья, если они были тезками отцов. Нарицательности, которую обрело имя Обломова, старательно избегали.

Илья Обломов на диване

Сатирическое описание внешности действующего лица становится продолжением вереницы «лишних людей», которую начал Евгений Онегин и продолжил Печорин. Обломов не стар, но уже обрюзг. Его лицо маловыразительно. Серые глаза не несут и тени мысли. Нарядом ему служит старый халат. Гончаров уделяет внимание внешности персонажа, отмечая его изнеженность и пассивность. Мечтатель Обломов не готов к действиям и предается лености. Трагизм героя заключается в том, что он имеет большие перспективы, но не способен реализовать их.

Обломов добр и бескорыстен. Ему не приходится прилагать ни к чему усилий, а если такая перспектива возникает, он страшится ее и демонстрирует неуверенность. Обстановка родного поместья часто снится ему, навевая сладкую тоску по родным местам. Периодически прекрасные грезы развеивают другие герои романа.

Андрей Штольц

Андрей Штольц является антагонистом Ильи Обломова. Дружба между мужчинами началась еще в детстве. Антипод мечтателя, имеющий немецкие корни Штольц избегает праздности и привык трудиться. Он критикует образ жизни, предпочитаемый Обломовым. Штольц знает, что первые попытки друга реализоваться в карьере завершились неудачей. 

Переехав в Петербург юношей, Илья пытался служить в конторе, но дела не шли на лад, и он предпочел бездействие. Штольц является ярым противником пассивности и старается быть активным, хотя, понимает, что его труд предназначен не для высоких целей.

Ольга Ильинская

Ольга Ильинская стала женщиной, которой удалось пробудить Обломова от праздности. Любовь, поселившаяся в сердце героя, помогла покинуть привычный диван, забыть о сонливости и апатичности. Золотое сердце, искренность и широта души привлекли внимание Ольги Ильинской. 

Она ценила воображение и фантазию Ильи и вместе с тем пыталась самоутвердиться посредством заботы о человеке, открестившемся от мира. Девушка вдохновлялась способностью влиять на Обломова и понимала, что их отношения не возымеют продолжения. Нерешительность Ильи Ильича стала причиной краха этого союза.

Агафья Пшеницына

Мимолетные препятствия воспринимаются Обломовым как несокрушимые преграды. Он не способен адаптироваться и подстроиться под социальные рамки. Придумывая собственный уютный мир, отстраняется от реальности, где ему нет места.

Замкнутость стала путем к появлению простого счастья в жизни, и его принесла женщина, постоянно находившаяся рядом. Агафья Пшеницына сдавала квартиру, где жил герой. После разрыва с Ольгой Ильинской он нашел утешение во внимании Агафьи. Тридцатилетняя женщина влюбилась в квартиранта, и чувства при этом не требовали изменений характера или жизненного уклада. 

Смерть Обломова

Объединив хозяйства, понемногу они стали выказывать доверие друг другу и зажили душа в душу. Пшеницына ничего не требовала от супруга. Она довольствовалась достоинствами и не обращала внимания на недостатки. В браке родился сын Андрюша, единственная отрада Агафьи после смерти Обломова.

Интересные факты

  • В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
  • Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.
Илья Обломов. Актер Олег Табаков
  • Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
  • Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.

Цитаты

Несмотря на леность, Обломов проявляет себя образованной и тонко чувствующей личностью, глубоким человеком с чистым сердцем и добрыми помыслами. Бездействие он оправдывает словами: 

«…Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание».

Внутренне Обломов силен для совершения поступка. Главным шагом к изменениям в его жизни становится любовь к Ильинской. Ради нее он способен на подвиги, одним из которых становится прощание с любимым халатом и диваном. Вполне возможно, что предмет, способный столь же сильно заинтересовать героя, просто не нашелся. А раз нет интереса, зачем забывать об удобствах? Поэтому он критикует свет: 

«…Дела то своего нет, они разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроются пустота, отсутствие симпатии ко всему!..»

Обломов в романе Гончарова предстает одновременно лентяем с негативной окраской и возвышенным персонажем с поэтическим дарованием. В его словах сквозят тонкие обороты и выражения, которые чужды трудяге Штольцу. Его изящные фразы манят Ильинскую и кружат голову Агафье. Мир Обломова, сотканный из мечтаний и снов, строится на мелодике поэзии, любви к уюту и гармонии, душевному спокойствию и благости: 

«…Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран».

Обломов
255px-%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpg
Жанр социально-психологический роман
Автор Иван Александрович Гончаров
Язык оригинала Русский
Дата написания 1847—1859
Дата первой публикации 1859
Предыдущее Обыкновенная история
Следующее Обрыв
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
15px-Wikiquote-logo.svg.pngЦитаты в Викицитатнике

«Обло́мов» — роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Впервые был опубликован в 1859 году.

Роман входит в трилогию вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.

История создания

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 12 лет. В 1848 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.

Работа над романом шла медленно, в конце 1840-х годов Гончаров писал издателю Андрею Краевскому:

«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить <…> У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело».[1]

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, и добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план „Обломова“». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвёртой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году.

Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом: любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году роман был встречен как важнейшее общественное событие. В газете «Правда» в статье, посвящённой 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писалось: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Сюжет

Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича Обломова, который вместе со своим верным слугой, Захаром, живёт в Петербурге, на Гороховой улице. Илья Ильич редко поднимается с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места.

Его друг детства, Андрей Штольц из обрусевших немцев, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться и окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в талантливую и прогрессивно мыслящую Ольгу Ильинскую и впоследствии, после долгих раздумий и отступлений, делает ей предложение.

Однако, поддавшись интригам подлого Тарантьева, Обломов переезжает в нанятую ему квартиру на Выборгскую сторону (в то время дальняя сельская окраина города), попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно всё хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в бездеятельности и безволии. По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, но, узнав об этом, сам Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный «сон», и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной, Иван Мухояров (в отличие от сестры, человек бесчестный и жестокий), который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. Добродушная Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. В расстроенных чувствах Илья Ильич заболевает горячкой. От того, чтобы ему не стать полностью обобранной жертвой мошенничества, его спасает лучший друг Штольц.

Через год Пшеницына влюбляется в Илью Ильича, и впоследствии у них появляется сын Андрей, названный в честь Штольца. В то же время Ильинская, разочаровавшаяся в первой любви, выходит замуж за Штольца; он же, спустя некоторое время, посещает Обломова. Больной и рано разбитый инсультомиз-за малоподвижного образа жизни, предчувствуя скорую смерть, Илья Ильич просит своего друга не оставлять его сына. Через два года Обломов тихо и незаметно умирает во сне; на его могиле цветет сирень и пахнет полынью. Его сына выпросили на воспитание Андрей и Ольга Штольц (бывшая Ильинская); Пшеницына сосредоточила все свои чувства на сыне, а верный слуга Захар — старик, переживший своего молодого хозяина, — с горя запил и начал просить милостыню.

Действующие лица и некоторые цитаты

Главные герои

  • Илья Ильич Обломов — помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, ничем не занимаясь, кроме размышлений и мечтаний в постели и поедания жирной пищи, поэтому, будучи ещё довольно молодым человеком (30—33 года), имеет тучное, заплывшее тело. Несмотря на это, Обломов далеко не глуп: он получил хорошее образование европейского уровня, читал сочинения философов и современных поэтов (хотя ко времени действия романа уже потерял интерес к чтению). Главные достоинства Обломова отмечают другие персонажи. Например, друг героя, Андрей Штольц, говорит:
«Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».
Несмотря на внешние недостатки, нерешительность и некоторую неуклюжесть, Обломов — любимец женщин. Сначала в него влюбляется Ольга Ильинская, а затем — Агафья Матвеевна Пшеницына. Хотя и кажется, что Обломов неспособен ни на какие решительные действия, он даёт пощёчину приятелю Тарантьеву, когда тот оскорбляет достоинство Ольги. По мнению ряда критиков, Обломов — жертва феодальной эпохи; яркий образец крепостничества, неспособный к действию как представитель теряющего силы дворянства. В детстве о герое заботятся крепостные крестьяне, поэтому в 30 лет он уже не может сам надеть на себя чулки. Он беспомощен, прежде всего, как помещик, который не знает своё собственное хозяйство и надеется на умения третьих лиц (приказчиков, поверенных).
  • «Жизнь есть поэзия».
  • «Трогает жизнь, везде достаёт».
  • «Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку».
  • «Человека, человека давайте мне!».
  • «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».
  • «Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве».
  • «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нём самого себя и обращайтесь с ним, как с собой».
  • Захар Трофимович — слуга Обломова, верный ему с детства. Неуклюжий, ворует по мелочам, но невероятно предан своему барину. Воспитан в старых патриархальных традициях. Замахивается кулаком на свою жену Анисью, считая себя умнее её, хотя Анисья доказывает обратное.
  • Андрей Иванович Штольц — друг детства Обломова, наиболее близкий ему человек. Наполовину немец, практичный и деятельный. Практичность Штольца настолько велика, что он просчитывает каждое своё действие, но в то же время он добр, благороден и честен, хорошо знает человеческое сердце. Эти качества привила герою его мать, русская поместная дворянка. Штольц задуман Гончаровым как совершенный герой, образец для подражания. Современники писателя считали, что образ Штольца неубедителен и отказывали ему в совершенстве. В частности, славянофилы упрекали героя за излишнюю рациональность. Фамилия Штольц (нем. Stolz) в переводе означает «гордость».
  • «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
  • «Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
  • «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».
  • Михей Андреевич Тарантьев — знакомый Обломова, грубый и хитрый. Разрабатывает мошенническую схему, в которую втягивает наивного Обломова вместе со своим сообщником — братом Агафьи Пшеницыной — чиновником Мухояровым. Однако Штольц срывает их планы, после чего Обломов ссорится с Тарантьевым, и больше они не встречаются.
  • Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка; возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. По замыслу Гончарова, совершенная героиня, которая гармонично совмещает в себе «ум» и «сердце». Обломова она любит за чистую, благородную душу; в Штольце же ценит, прежде всего, его решительность, трудолюбие. Ольга — сирота, до замужества живущая на попечении у тетки. Признаваясь Штольцу, что доверяет ему «безгранично, как матери», отмечает высокую роль, которую он играет в её жизни. С образом Ольги связана проблема права женщины на вторую любовь. Расставшись с Обломовым, Ольга верит, что больше любить не будет потому, что это было бы безнравственно: «Любят только однажды». Однако Штольц уверяет её, что любовь к Обломову была ошибкой, приготовлением к настоящей любви, то есть к союзу с ним, Штольцем. Не все критики соглашаются с позицией героя, утверждая, что Ольга была предназначена именно Обломову. На это указывает её фамилия — Ильинская, которая дублирует имя и отчество Обломова. После свадьбы со Штольцем Ольга меняет фамилию на Штольц.
  • Анисья — кухарка Обломова. Анисья — хорошая хозяйка, трудолюбивая, проворная женщина; довольно неглупа. Она выходит замуж за слугу Обломова Захара, но спустя несколько лет умирает от холеры. Находит родственную душу в Агафье Пшеницыной; вместе они занимаются хозяйством.
  • Агафья Матвеевна Пшеницына (фамилия досталась от первого мужа) — вдова, хозяйка квартиры, в которую переехал жить Обломов. Впоследствии становится женой Ильи Ильича. Необразованная, но хозяйственная и добрая женщина. Пшеницына закладывает жемчуг, полученный ею в приданое, чтобы заботиться об Обломове — вкусно кормить и поить его. Пшеницына — своеобразный антипод Ольги; если образ последней раскрывается через её душевные качества, то Пшеницына «высказывается» через телесность: Обломов заглядывается на её голые локти и полные белые ноги. Пшеницына рожает Обломову сына Андрюшу, которого после смерти Обломова отдаёт на воспитание Ольге и Штольцу. Этот поступок говорит многое о её социальной психологии: Андрюша, как и его почивший отец, — барин, дворянин; ему не пристало жить в бедном чиновничьем доме, не иметь возможности пользоваться своими дворянскими правами и привилегиями.
  • Иван Матвеевич Мухояров — брат Пшеницыной, чиновник. Типичный «винтик» бюрократической машины: подлый и безнравственный человек, пускающийся в аферу, чтобы красть деньги у сестры и Обломова. В этом деле ему помогает Тарантьев. После вмешательства Штольца теряет своё место, пытается заниматься коммерцией, но разоряется. В конце концов, ухитряется возвратиться на старое место.

Герои второго плана

  • Волков — гость в квартире Обломова. Живёт светской жизнью.
  • Судьбинский — гость. Чиновник, начальник отделения. Противоположность Обломова.
  • Пенкин — гость. Писатель и публицист.
  • Иван Алексеевич Алексеев — гость в квартире Oбломова, «безликий намёк на людскую массу». Точно неизвестно, какова его настоящая фамилия: кроме Алексеева, его называют, например, Андреевым.
  • Марья Михайловна — тётка Ольги Ильинской.
  • Сонечка — подруга Ольги Ильинской.
  • Барон фон Лангваген — друг Ильинских.
  • Андрей Ильич Обломов — сын Обломова и Пшеницыной.
  • Катя — горничная Ольги Ильинской.
  • Ваня — сын Пшеницыной от первого брака.
  • Маша — дочь Пшеницыной от первого брака.
  • Акулина — кухарка в доме Пшеницыной.

Критика

Известный критик Николай Александрович Добролюбов написал об этом романе свою знаменитую статью «Что такое обломовщина?», в которой описал основные идеи романа со своей точки зрения. Статья Добролюбова во времена СССР часто публиковалась в одной книге вместе с романом. Добролюбов называл «Обломова» «знамением времени»[2].

Более разносторонне роман рассмотрен в статье «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова» другого известного критика Александра Васильевича Дружинина.

  • Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»).
  • Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. Стр. 454-522. ISBN 978-5-91304-151-7.

Адаптации

  • Обломов (телеспектакль)
  • Несколько дней из жизни И. И. Обломова — кинофильм из двух частей Никиты Михалкова по мотивам романа.

См. также

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 7 января 2021 в 01:45. Используемые источники:

  • https://blmb.ru/xarakteristika-oblomova/
  • https://info-shkola.ru/harakteristika-oblomova/
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1174-harakteristika-oblomova.html
  • https://24smi.org/person/1323-ilia-oblomov.html
  • https://wiki2.org/ru/обломов

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт