Характеристика Швабрина, образ, описание, внешность, характер

Меню статьи:

Без образа Швабрина роман Пушкина «Капитанская дочка» был бы лишен уверенности в торжестве справедливости. Именно благодаря этому герою мы можем вполне оценить благородство Гринева и истинность любви Маши.

Происхождение и род занятий Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

Предлагаем ознакомиться с образом Татьяны Лариной в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность Швабрина

Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

Характеристика личностных качеств

Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Швабрин и Гринев

Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

Гринев отвлекся на голос слуги, а Швабрин подло воспользовался моментом. Ранение Гринева не было смертельным, но все же принесло немало хлопот.

Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

Kapitanskaya-dochka.-Geroi-romana-Pushkina.jpg

Швабрин и Марья Ивановна Миронова

Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.

Aleksandr-Sergeevich-Pushkin.-Kapitanskaya-dochka.jpg

Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.

Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой героев в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

Читая «Капитанскую дочку», осуждая поведение Швабрина, читатель – наверняка – не задумывается о том, что это произведение по-своему уникально в русской литературе. Проблема художественного психологизма – одна из самых сложных и наименее исследованных. Возникла эта проблема, собственно, вместе с литературой и, следовательно, прошла в своем развитии ряд этапов. В 20–30 годы XIX века русская литература уже приобрела настоящую зрелость. Прежде всего – в творчестве Пушкина, который, таким образом, стал учредителем русской литературы. Художественность нашла наиболее полное выражение в создании характеров – как наиболее устойчивых, многогранных и динамических психологических структур, воплощая неповторимость индивидуальности. Именно на этой почве завершилось оформление психологизма как одного из ведущих принципов отражения. Это произошло в тесном взаимодействии с романтизмом и критическим реализмом. Ведь их пафос заключался прежде всего в отображении человеческой индивидуальности, в утверждении ее самостоятельности, в показе ее расцвета и вместе с тем увечий, причиненных социально-историческими условиями жизни.

Итак, надо полагать, что в российской литературе первой половины XIX века существовали по меньшей мере три формы психологизма. Прежде всего это тот психологизм, который возник, когда предметом литературы считался человек вообще, и над писателями еще тяготели в той или иной степени догмы нормативной поэтики. Однако здесь противопоставлялись уже не «высокое» и «низкое», а «чувствительность» и «холодность»…

Пушкинские слова в контексте психологизма

Основной же была и форма психологизма, которая возникла с признанием ценности человеческой индивидуальности. Это способствовало тому, что психологизм окончательно превратился в один из ведущих принципов литературы (да и культуры, пожалуй), наряду с гуманизмом. Тогда в общественной психологии как раз происходили коренные изменения в связи с пробуждением в обществе самосознания, с появлением аналитического подхода к существующему образу жизни. К этой форме психологизма все больше приходили писатели 20-х и особенно 30-х годов.

«Капитанская дочка» – последнее слово автора. Начал же наш писатель свой творческий путь, когда в литературе непосредственно воспроизводился процесс пробуждения общественного самосознания, а с этим – и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так, нашло отражение «бытовое свободомыслие», по словам Юрия Лотмана, которое ярко проявилось в «буйстве», а также «гусарство», «эпикуреизм», романтическое мироощущение и т. д. Все это – разные проявления самоутверждения личности. И именно с этой точки зрения трактует герой пушкинского произведения такие формы психики как «характер» и «страсть».

Таким образом, психологизм окончательно оформился как принцип отражения в связи с воспроизведением особого состояния общественной психологии: пробуждение самосознания личности и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так возникла и та форма, которая достигла наивысшего развития в произведениях Пушкина и Гоголя. Конечно, реализовалась эта форма у этих авторов по-разному, ведь Пушкин и Гоголь придерживались далеко не одинаковых концепций гуманизма и к тому же имели дело с разным жизненным материалом. С распространением рефлексии, в частности скептицизма, начался переход к новой форме психологизма, которую открыл уже Лермонтов. Следующий шаг – это психологизм Достоевского и Толстого… А, как видим, начинается все во многом именно с Пушкина.

Современные рецепции «Капитанской дочки» и образа Швабрина

Выше мы проанализировали образ Швабрина изолированно. Однако нельзя не признать факта, что литература – это череда рецепций и перевоплощений. Так, мы предлагаем оригинальный взгляд на то, как образ Швабрина перекочевал в современную литературу. В частности, речь идет о творчестве Виктора Пелевина. В своем романе Пелевин использует сюжетный ход пушкинской «Капитанской дочки», а именно – дуэль Гринева со Швабриным. Дуэль эта происходит через сердечный стих к Маше, написанный влюбленным Гриневым и высмеянным Швабриным. В пелевинском «Ампире В» дуэль самом деле проходит в стихах, разных по жанру. Митра пишет подхалимский мадригал, Рома-Рама – инвективу социально-политического звучания.

У Пушкина и Пелевина тщательно описываются правила дуэли как рыцарского кодекса чести («Капитанская дочка») и как его вербальной имитации («Ампир В»). Дуэль (борьба между героями за сердце Маши в «Капитанской дочке») и спор за приверженность Геры (в «Ампире В») становится поводом для дальнейших самохарактеристик героев. Швабрин, как и Митра, обнаруживает низость и подхалимство. Гринев, как и Рома-Рама, обнаруживает, в свою очередь, историческую проницательность, мудрость, честность, патриотизм. Историческая проницательность героем Пелевина продолжает пушкинские размышления о причинах русской национально-исторической «неидентичности», несоответствия самим себе на различных этапах социального развития. Мысли о трагических последствиях российского исторического хаоса, в основе которого лежат «насильственные потрясения», продолжает почти два века герой постмодернистской эпохи Рома-Рама. Итак, «вечная молодость России» обеспечивается разорванной до основания предыдущей историей.

Пушкинский интертекст в романе Пелевина выступает, таким образом, консолидирующим культурным фактором, который продолжает самобытную русскую литературную традицию, создает диалог современности с золотым временем русской литературы, тем самым воплощая спасительную преемственность эпох.

Еще один акцент: Швабрин как двоедушный человек

Пушкинская система – это классическая система антитезисов, когда положительным персонажам соответствуют герои отрицательные. Швабрин, как мы видели из нашего анализа, воплощает те характеристики, которые ассоциируются с отрицательными фигурами. Подлость, бесчестность, склонность к изменам и предательствам, коварность, жестокость, беспринципность – все это о Швабрине.

Когда читатель впервые знакомиться с этим героем, то застает того в крепости. Швабрин отбывает наказание «за смертоубийство». Конечно, негативные герои обычно наделены мощным умом, остроумием, привлекательной внешностью, живостью характера, занимательностью речи. Пушкин собирает в образе Швабрина все те черты, которые присущи типичным злодеям. Читатель становится свидетелем развернувшейся драмы – не ревности, но торжества чувства собственности. Швабрин противопоставляется Гриневу – положительному персонажу. Гринев получает то, чего Швабрин получить не смог. То есть любовь девушки. Неудовлетворенность – почти во фрейдовском смысле – толкает Швабрина на гнусные поступки: очернение имени Маши (той самой девушки, как мы помним), ранение Гринева на дуэли, наконец, признание самозванца-Пугачева государем, переодевание, предательство… Швабрин пленяет Машу, пытаясь заставить выйти за него замуж. Конечно, история завершилась благополучно, и Машу освободили из крепости. Однако пушкинская логика разворачивается в ключе «проступок – наказание», в литературном произведении справедливость восторжествовала, однако в жизни случилось бы, вероятно, по-другому. Швабрин же после череды проигрышей, все равно пытается утешиться местью. Однако получает лишь опустошение и окончательную утрату достоинства – как человека.

Офицер Швабрин является одним из второстепенных героев романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Это один из самых ярких отрицательных персонажей. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание внешности и характера героя.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»

Характеристика Швабрина в романе «Капитанская дочка», образ, описание внешности и характера

Господин Швабрин является молодым офицером, сослуживцем главного героя романа Петра Гринева. Швабрин и Гринев вместе служат в Белогорской крепости. Полное имя героя — Алексей Иванович Швабрин:

«Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен…» (глава III)

Алексей Швабрин является дворянином из хорошей состоятельной семьи:

«…Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние…» (глава IV)

Ранее господин Швабрин служил в гвардии, элитном подразделении армии. Несколько лет назад он убил своего знакомого во время поединка (дуэли) на шпагах. За это его разжаловали и отправили служить в Белогорскую крепость в качестве наказания. Здесь он служит уже пятый год:

«Я догадался, что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок…» (Гринев о Швабрине, глава III)

«Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?» (Иван Игнатьич о Швабрине, глава IV)

«…вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях!..» (Василиса Егоровна о Швабрине, глава III) 

О внешности Швабрина известно следующее:

«…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…» (глава III) 

«Он был одет казаком и отрастил себе бороду…» (внешность Швабрина, когда он становится сторонником разбойника Пугачева, глава XII) 

«Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена…» (внешность Швабрина, когда его арестовывают за службу у Пугачева, глава XIV)

Офицер Швабрин является умным, остроумным человеком:

«Мы тотчас познакомились. Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба…» (мнение Гринева, глава III) 

«…Алексей Иваныч, конечно, человек умный…» (мнение Маши Мироновой, глава IV)

Алексей Иванович Швабрин – сообразительный, сметливый человек, по словам Гринева:

«При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен…» (глава XII)

Швабрин знает французский язык, как и все образованные дворяне. На досуге он, судя по всему, читает книги на французском:

«Извините меня, – сказал он мне по‑французски…» (Швабрин говорит по-французски, глава III)

«У Швабрина было несколько французских книг…» (глава IV)

По мнению Петра Гринева, Швабрин является не таким сильным и смелым человеком, как он; при этом Швабрин фехтует (сражается на шпагах) лучше Гринева:

«…Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее…» (Гринев о себе и Швабрине, глава IV)

Алексей Иванович Швабрин не верит в Бога, по словам Василисы Егоровны:

«Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует; а ты‑то что? туда же лезешь?» (Василиса Егоровна о Швабрине, глава IV)

Он является лживым мерзавцем, «шельмой»:

«Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бесстыдным образом…» (Гринев о нем, глава IV)

«О, этот Швабрин превеликий Schelm*…» (генерал о Швабрине, глава X) (*шельма — плут, хитрец) 

«Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило…» (Гринев о Швабрине, глава IV)

Швабрин – гнусный злодей, по словам Петра Гринева:

«…все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин…» (глава XII) 

«…из рук гнусного Швабрина…» (глава XIII) 

«…имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем…» (глава XIV)

Алексей Швабрин является клеветником, злопамятным и подлым человеком. Некоторое время назад он сватался к капитанской дочке Маше Мироновой, но получил отказ. Это оскорбило его самолюбие. С тех пор он некрасиво отзывается о Маше, клевещет, по-злому шутит и поет неприличные песенки о ней. Это очень не нравится Петру Гриневу, который тоже влюблен в Машу. В итоге молодые люди выясняют отношения на дуэли:

«…Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою…» (Швабрин говорит неправду об умной Маше Мироновой, глава III) 

«Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.» (Гринев о Швабрине, глава IV) 

«В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…» (Гринев о причинах клеветы Швабрина, глава V) 

«Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.» (Гринев о Швабрине, глава IV) 

Когда случается Пугачевский бунт и банда Пугачева захватывает Белогорскую крепость, Швабрин тут же забывает о чести офицера и примыкает к разбойникам, чтобы спасти свою жизнь. Другими словами, Швабрин поступает как предатель и изменник:

«Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов…» (глава VII) 

Чтобы влиться в «новый коллектив» (банду разбойников), Швабрин даже обстригает волосы в кружок и носит казацкий кафтан, как настоящий казак: 

«А каков Швабрин, Алексей Иваныч? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» (попадья, VIII) 

«Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду.» (глава XII)

Самозванец Емельян Пугачев назначает Швабрина начальником Белогорской крепости, то есть своим заместителем там. Так господин Швабрин неожиданно получает власть над всей крепостью:

«С ужасом услышал я сии слова: Швабрин делался начальником крепости; Марья Ивановна оставалась в его власти! Боже, что с нею будет!» (Гринев о назначении Швабрина, глава IX) 

«…Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки…» (Маша о Швабрине, глава X)

Пользуясь неограниченной властью в крепости, подлец Швабрин ведет себя очень жестоко с бедной сиротой Машей Мироновой. Он запирает девушку и морит ее голодом, чтобы та согласилась стать его женой. К счастью, Петр Гринев спасает бедную сироту и разрушает планы Швабрина на женитьбу:

«Потому что он за меня сватался… <…> 

В прошлом году. Месяца два до вашего приезда… <…> 

…как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!..» (Маша о сватовстве Швабрина, глава IV)

«…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж… <…> 

Он обходится со мною очень жестоко…» (Маша о Швабрине, глава X) 

«– Швабрин виноватый, – отвечал я. – Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.» (Гринев о Швабрине, глава XI)

Когда Пугачев приезжает в Белогорскую крепость с проверкой, Швабрин старается всячески показать ему свою преданность и радость от встречи. Петр Гринев осуждает такое поведение Швабрина:

«Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие.» (глава XII)

Пугачев находит несчастную Машу в заточении у Швабрина и злится на него. Трусливый Швабрин бросается в ноги разбойнику, чтобы тот простил его. Пугачев смягчается и прощает негодяя. По мнению Петра Гринева, дворянин и офицер Швабрин поступает омерзительно, валяясь в ногах у разбойника Пугачева:

«Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостию.» (глава XII)  

«Пугачев взглянул грозно на Швабрина: «И ты смел меня обманывать! – сказал он ему. – Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?» 

Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Пугачев смягчился. «Милую тебя на сей раз, – сказал он Швабрину, – но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта».» (глава XII)

В конце концов шайка Пугачева терпит поражение и власти арестовывают Швабрина за измену родине. Когда начальство устраивает очную ставку арестованным Петру Гриневу и Швабрину, негодяй Швабрин пытается оболгать и оклеветать Гринева, чтобы навредить ему. К счастью, Петра Гринева отпускают из тюрьмы и закрывают дело:

«Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что, наконец, явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца.» (Швабрин говорит неправду о Гриневе, глава XIV) 

О дальнейшей судьбе Швабрина ничего не указано в романе. Можно предположить, что за свою измену он получает смертную казнь или пожизненную ссылку (именно такое наказание грозило Петру Гриневу за измену).

Это был цитатный образ и характеристика Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина, описание внешности, характера и личности героя, его отношений с Пугачевым и Марьей Мироновой. Смотрите: — Все материалы по роману «Капитанская дочка»Скачать:

Судьба укажет на врага. Война приносит боль и потери. В страшных жизненных обстоятельствах становится ясно, кем на самом деле являются знакомые и близкие люди.

Образ и характеристика Швабрина в повести «Капитанская дочка» раскроют читателю жестокую правду о том, с какой легкостью человек предает окружающих, собственную родину. Жизнь наказывает изменников, так случится и с героем Александра Сергеевича Пушкина.

Внешность Алексея Ивановича Швабрина

Он был уже немолодой. По его фигуре и невысокому росту нельзя было сказать, что он обладает военной выправкой. Смуглое лицо вовсе не привлекало, а скорее отталкивало. Когда он уже стоял среди мятежников, то Петр заметил его изменения. «Обстрижен в кружок, в казацком кафтане».

На службе у Пугачева он превратился в худого и бледного старца, волосы его поседели. Лишь горе и переживания могли так быстро изменить внешний вид человека. Но возврата назад уже нет.

Первое мнение оказывается обманчиво

Офицер Швабрин попал в Белогорскую крепость потому, что заколол шпагою знакомого поручика. Проживает здесь уже пятый год. Находясь с людьми рядом столько времени, он сможет легко их предать, оговорить, оскорбить. Лживость его проявляется во многом. Едва познакомившись с Гриневым, он сразу же начнет говорить ему неприятные вещи о дочери Ивана Кузьмича. «Описал Машу, совершенною дурочкою». До этого, новый знакомый произвел на Петра хорошее впечатление. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был занимателен».

Он сватался к Маше, и получил отказ. Барышня интеллигентно описала причину, почему не может стать его супругой. Она попросту не представляла жизни с тем, к кому не испытываешь чувств.

Задета честь возлюбленной. Дуэль

Когда Петр прочел Швабрину стихи, посвященные дочери коменданта Миронова, офицер посоветовал делать ей дорогие подарки, чтобы она приходила к нему по ночам. Это было жестокое, беспочвенное оскорбление, и влюбленный юноша вызвал обидчика на дуэль.

В поединке офицер проявил себя низко. Гринев вспоминает, что противник настиг его в момент, когда он отвлекся.

«Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего по тропке. В это время меня сильно кольнуло в грудь, я упал и лишился чувств». Это было нечестно, не по-мужски.

Лживость и двуличие

Швабрин не может смириться с тем, что Маша выбрала его соперника. Он понимает, что влюбленные планируют пожениться. Тогда лжец решает им помешать в очередной раз. Он докладывает родителям Петра обо всем, что произошло в крепости: дуэль, ранение Гринева, его предстоящая свадьба с дочерью обедневшего коменданта. Перед совершением этого поступка, прикидывался честным, искренним другом, сожалевшем о содеянном.

«Изъявил глубокое сожаление о том, что случилось, признался, что был виноват, и просил забыть о прошедшем».

Враг для собственного государства

Для Швабрина не существует понятия чести и долга перед родиной. Когда Пугачев захватил крепость, он перешел на сторону мятежников. Изменник без капли сожаления смотрит на все бесчинства, совершаемые пугачевской бандой.

Швабрин занимает место, которое принадлежало отцу Марии Мироновой. Машу он держит под замком на хлебе и воде, угрожает ей расправой. Когда предводитель крестьянской войны потребует отпустить девушку, то Швабрин расскажет чья она дочь, подвергнув огромному риску ту, кому недавно объяснялся в любви. Это доказывает, что ему чужды искренние чувства.

Даже спустя время, когда судьба разведет его и Гринева, предатель родины вспомнит о нем, чтобы вновь нанести удар в спину. Он обвинит Петра в пособничестве Пугачеву, когда его самого будут судить за все проступки.

Другие материалы по роману «Капитанская дочка»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Пугачёва

Образ и характеристика Петра Гринева

Образ и характеристика Маши Мироновой

История создания романа

Добавить в избранное

Одним из героев повести «Капитанская дочка» является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому Маша, несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других. Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу. Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с Гриневым и последующая дуэль. Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным. Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции. Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации. Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул Пугачеву. Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе. Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви. В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.

14-289add1993cac383aa6c1c028493840b62c89f316423e3721e57c37b113937bc.pngСоловьёва Татьяна

«Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние». «вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство». «молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен». «он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости». «он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». «Проворен, нечего сказать!..». 

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/shvabrin-obraz-i-harakteristika.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/09/shvabrin-kapitanskaja-dochka-obraz-harakteristika.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1122-harakteristika-shvabrina-iz-kapitanskoy-dochki.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/shvabrin.html
  • https://vashurok.ru/questions/tsitatnaya-harakteristika-shvabrina-iz-kapitanskoy-dochki

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт