Ф. И. Тютчев. «Листья»

Читайте анализ других стихотворений Тютчева:»Смотри, как роща зеленеет»»Есть в осени первоначальной»Главные герои стихотворения «Листья» и их характеристика

  1. Листья. Легкие, игривые, веселые. Не хотят скучать и желтеть. Стремятся к переменам. Хотят жить полной жизнью. Оптимисты.

План пересказа стихотворения «Листья»

  1. Ели и сосны
  2. Иголки ежа
  3. Легкое племя
  4. Красное лето
  5. Игры с лучами
  6. Купание в росе
  7. Зефиры ушли
  8. Напрасно висеть
  9. Буйные ветры
  10. В полет

Главная мысль стихотворения «Листья» Чем скучать и жалеть себя, лучше наслаждаться каждым мигом жизни.Чему учит стихотворение «Листья» Стихотворение учит радоваться жизни, не жалеть о прошлом, с надеждой смотреть в будущее. Учит оптимизму и позитивному мышлению. Учит любить приключения, путешествия, смену обстановки.Отзыв на стихотворение «Листья» Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт весьма необычно рассказал историю падающих листьев. Листопад всегда казался мне чем-то печальным, грустным, но оказывается даже он может быть веселым и радостным. Автор убедил меня, что даже краткий миг полета прекраснее долгого увядания. Именно такие краткие, но насыщенные эмоциями события, помогают человеку почувствовать себя счастливым.Анализ стихотворения «Листья» Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1830 году. По жанру это пейзажная лирика. Тема стихотворения — стремление к свободе, мятежный дух. В стихотворении Тютчев использовал монолог листьев, которые рассказывали о своей жизни летом, о наступлении осени, и сравнивали свою яркую и короткую жизнь с долгой, но лишенной чувств и эмоций жизнью хвои. В этом монологе автор вероятно выразил и свои собственные мысли о смысле жизни, о целях, которые должен перед собой ставить всякий человек. Жизнь сосновых иголок кажется автору бессмысленной, и их вечность только усиливает это ощущение. Яркая жизнь легкого племени листвы более привлекательна. Она насыщена событиями, и даже увядание становится лишь поводом к новым приключениям. Автор широко использует прием олицетворения в стихотворении. Он одушевляет листья, ветры, деревья. Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.Средства художественной выразительности в стихотворении «Листья»Эпитеты: тощая зелень, легкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.Метафоры: в снега закутавшись, игрались с лучами, купались в росе.Сравнения: зелень как иглы.Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.Гиперболы: ввек не желтеет, ввек не свежа.Метонимия: мы легкое племя (листья).Пословицы к стихотворению «Листья» Не тот живет больше, кто живет дольше. Цену жизни узнаешь, когда ее теряешь. Много спать — мало жить. Жизнь короткая, да слава долгая. Живет не тужит, по свету кружит.Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Листья» Всю зиму сосны и ели спят в снегах. Их зелень, похожая на иглы ежа, не желтеет, но не бывает свежей. А листья племя иное. Они цветут и блестят, но гостят на сучьях краткое время. Летом они играются с лучами, купаются в росе. А когда отпевают птицы и уходят теплые ветра, листьям не хочется даром висеть и желтеть. И они просят буйные ветра сорвать их, чтобы они могли улететь с ними.Слушать актёрское чтение стихотворения «Листья»Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Листья»1.jpgЧитать стихотворение «Листья» Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят, – Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Всё красное лето Мы были в красе – Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..

«Листья» – образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.

analiz-stihotvoreniya-listya-tyutcheva-48609.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.

История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Эпитеты«тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».

Сравнения«зелень, как иглы ежа».

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году из-под пера Ф. И. Тютчева появилось стихотворение «Листья»?</h3>

    • <label>1821 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>
    • <label>1828 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>

(новая вкладка) Опубликовано вкл 22.03.2014 — 17:14Автор: Королев Константин

Презентация к стихотворению Федора Ивановича Тютчева «Листья».

Скачать:

Вложение Размер
listya_tyutchev.ppt 2.13 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фёдор Иванович Тютчев Листья Презентацию подготовил ученик 9 класса «А» МБОУ » СОШ №7″ г. Калуги Королев Константин.

Слайд 2

В 1820–1830-е годы были написаны шедевры философской лирики Тютчева. В стихах о природе была очевидна главная особенность тютчевского творчества: единство изображения природы и мысли о ней, философско-символический смысл пейзажа, очеловеченность, одухотворенность природы. В 1830 году было написано стихотворение «Листья».

Слайд 3

Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.

Слайд 4

Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..

Слайд 5

Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!

Слайд 6

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..

Слайд 7

Стихотворение проникнуто радостью, используется прием олицетворения. С помощью образов таких как : » Легкое племя, мы были в красе, цветы отцвели…» создается живая картина осени. Чувствуется рвение листьев на свободу. Автор стихотворения применил прием антитеза- противопоставление чего либо. В начале стихотворения темп был медленный, придавая ему серость и однообразие сосен и елей, но когда темп стал быстрее, когда идет описание листьев, придавая этому игривость и красоту.

Слайд 8

Противопоставляя себе сосны и ели, листья говорят о них как о лишенных жизненных сил. Повтор подчёркивает неизменность, однообразие такого существования. Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир, который воспринимается листьями как подлинная жизнь Употребление глаголов сначала в настоящем, а затем в прошедшем времени подчёркивает мимолётность, быстротечность жизни листьев. Третья часть наименее богата по своему образному строю. Исчезает мелодичность предыдущей части. Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение угасания, безжизненности. В четвёртой части исключительно восклицательные предложения, обилие повторов . Этим достигается полёт, свобода, свист ветра.

Слайд 9

Для листьев неприемлемо скучное, бессмысленное существование. Нельзя утверждать , что это стихотворение о природе. Оно об отношении к жизни, о том, что можно назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют философскими. Значит, стихотворение не только пейзажное, но и философское. Ф.И. Тютчев вошёл в литературу именно как поэт-философ. Поэт отвечает на вопрос о подлинных ценностях жизни. Ничто не бывает напрасно. Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования. По сути, человеческая жизнь тоже быстротечна. Так чему же учит нас стихотворение “Листья”? Не думать о том, как коротка жизнь, а стремиться наполнить её светом, не мириться с серостью каждого дня, а стремиться принести в мир красоту, а значит – добро.

Слайд 11

Загадки о деревьях Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. ива

Слайд 12

Загадки о деревьях Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. лиственница

Слайд 13

Загадки о деревьях С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают липа

Слайд 14

Загадки о деревьях Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год ель

Слайд 15

Спасибо за внимание !

Муравьиная кухня

Именинный пирог

Как Снегурочке раскатать тесто?

Учимся ткать миленький коврик

Сказка на ночь про Снеговика

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2020/05/blog-post19.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/listya.html
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/22/f-i-tyutchev-listya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт