Что такое репортаж в журналистике и каковы его особенности

Репортаж – это сообщение, рассказ о событиях, свидетелем, очевидцем которых был обязательно сам автор. Он должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними – иначе он не сумеет нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее во всей наглядности. В свое время в статье с выразительным названием “Газетная пехота” А. И. Куприн отмечал, что “репортер прежде всего должен быть здоровым, обладать хорошими нервами и любить свое дело”, он должен “видеть все, знать все, уметь все и писать обо всем”. Но “репортаж – это не просто сообщение о событии, а новость документальная, известие, поданное через непосредственное восприятие журналиста с места действия, происшествия, это информационный материал, создающий “эффект присутствия”.

Репортаж отличает широкое использование образных средств, живой эмоциональный язык, динамичный показ событий.

Это поможет Вам понять технологию ведения репортажа.

В дальнейшем можно написать различные виды репортажа. Образцами жанра могут служить репортажи В. А. Гиляровского – выдающегося русского репортера, для произведений которого были характерны правдивость, оперативность, высокая осведомленность.

Обратите внимание, репортаж – жанровая форма, которая подходит для сочинений на свободную тему. Но при этом следует отметить, что форма репортажа на вступительном экзамене крайне редкое явление: вряд ли накануне Сочинения Вы станете свидетелем или участником события, которое могло бы стать предметом Вашего сочинения. Тем не менее следует освоить данную жанровую форму.

Подготовка к сочинению в жанре репортажа может проводиться как самостоятельно, так и на уроках литературы. Попробуйте написать разные репортажи: – репортаж с урока (возможно, с одного, что позволит видеть урок разными “репортерами”; возможно, с разных уроков, при этом каждый пишущий получает индивидуальное задание: – репортаж с урока физкультуры поможет овладеть формой спортивного репортажа); – репортаж с вечера, праздника, спортивного мероприятия и т. п.; – репортаж с улицы (рассказ об интересном событии, свидетелем/участником которого Вы были); – репортаж с семейного, домашнего торжества (данная жанровая форма может быть освоена и при создании пародийного репортажа, когда на обыденное, домашнее событие накладывается форма спортивного репортажа).

Сочинение репортаж« ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ФОЛЬКЛОРЕВесенняя капель… (сочинение-описание) »

Репортаж из столовой

Данный репортаж взят из столовой школы номер 18.

Ведущей и проверяющей сегодня буду я — давно знакомая всем вам Краснова Алёна, учащаяся 9-го А класса. Если у вас останутся какие-то вопросы после этого репортажа, вы сможете их задать на моём сайте.

Каждый день в школе наполнен полезными знаниями и долгими уроками, но вот наступает большая перемена, а это значит, что пора идти в столовую!

Первое, что нужно проверить — это наличие пыли! Именно пыль опасна для здоровья и у многих людей на неё аллергия. Так, на столах пыли нет и на подоконнике  тоже чисто. А это значит что можно поставить один плюс за чистоту, работники столовой отлично справляются с уборкой и содержат помещение в чистоте.

Хм, теперь наверное стоит посмотреть, есть ли жвачки под столами. Учащиеся школ очень любят жевать жвачки и приклеивать их к обратной стороне стола. Так, тут вроде ничего нет. Это действительно удивительно, ведь во время обеда тут очень много школьников. За это тоже можно поставить плюс.

А теперь давайте зайдём на кухню и возьмём интервью у местного повара.

— Здравствуйте, я Алёна, снимаю репортаж для школьного телеканала. Можно задать вам несколько вопросов?

— Здравствуйте, конечно же да.

— Для начала представьтесь, пожалуйста. Зрители хотят знать получше того, кого слушают. Также, сколько лет вы уже работаете в этой школе? Нравится ли вам ваша работа? И самое главное, что за блюдо будет сегодня на обед?

-Думаю что будет очень вкусно. Спасибо за то, что приняли участие в моём репортаже!

За вежливость и открытость тоже нужно поставить плюс!

А теперь самое главное, оценки учеников. Мы провели опрос школьников, насколько им нравятся блюда из этой столовой. Каждый учащийся ответил, что ему очень нравится местная кухня. Мне кажется что это достойно последнего плюса. Итак, данная столовая заработала 4 плюса, а это значит что еда тут на высшем уровне. Всем рекомендую столовую нашей школы. С вами была Алёна Краснова, всем хорошего дня!

Привезли компьютеры!

Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры!

Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики.

Валерий Федорович – известный всем специалист! Пожалуйста, пару слов для нашей школьной газеты. «Некогда, некогда!» — только и отвечает он. Но мы-то знаем, что он просто очень взволнован, ведь это, наверняка, счастливейшее событие в его (профессиональной) жизни.

Напомню, что в нашей школе компьютеры были такие старые, что только пером, как в древности, и опишешь! У них огромные экраны, выпуклые мониторы, которые ещё и мигали. У школьников постоянно от них болели глаза. И работали эти древние аппараты с такой низкой скоростью. Частенько «зависали», приходилось перезагружать, что тоже очень долго. Почти никакие программы на них не устанавливались. Только старенькая операционная система. А клавиатуры такие разбитые! В общем, работать приходилось с огромным трудом. Не урок, а поход в музей. Все пользовались, скорей, смартфонами, если что нужно.

И вот произошло чудо – спонсор на юбилей школы предложил подарок. И, понятно, много чего нужно, но голосованием решили, что компьютеры нужны в первую очередь.

Вот, наконец-то, выгружают! Тут один грузчик (он же водитель), наш учитель тоже старается помочь. Понесли коробки, на третий этаж. Но труды стоят того! Вот и наш охранник подоспел, завхоз… Сейчас быстро всё сделают! Я? Ой, уважаемые зрители-читатели, меня тоже попросили оказать посильную помощь. Я к вам вернусь, друзья!

Вот, вот и прекрасно. Первая часть работы завершена! Итак, класс был готов («очищен» от старья), коробки с техникой перетащили, уже открыли, поставили компьютеры, подключают! Машина уезжает.

Да, пожалуйста, несколько слов, уважаемый грузчик: «Я – водитель! Просто решил помочь. А так, правда, могли бы и грузчиков нанять!» «Учтем, спасибо. Но скажите – понимаете ли вы, какое это событие для нашей школы!» «Ну, допустим. Рад за вас!.. Всех благ. Мальчик, мне пора ехать дальше». И он уехал, но спасибо ему за вклад в наш праздник!

Пока идёт работа по запуску систем в классе. Меня не пускают! Свобода прессе! Я аккредитованный журналист! Но, конечно, нельзя мешать важной работе. Дверь в класс уже украшена плакатом, завтра будет разрезана, как говорится, ленточка красная. Смотрите продолжение репортажа!

В жанре Репортаж

Репортаж с места событий ведёт Яшин Дмитрий.

Добрый день дамы и господа! Сегодня мы с вами присутствует на одном очень знаковом событии нашего района. Сегодня- 25 января 2017 года, мы с вами присутствуем на районном соревновании по биатлону. Перед нами выступают лучшие спортсмены южного округа. Представители 5 различных спортивных школ сражаются за желанный трофей. СДЮШОР 1573,  СДЮШОР ласточка, СДЮШОР 95, СДЮШОР 17 и Школа «меткость» — вот претенденты на победу.

Ровно в полдень прозвучит стартовый свисток и начнётся масс старт. Первыми соревнуются девушки. Всего на эти соревнования отобразись 15 представительниц прекрасного пола. Этап состоит из 10 километров и 2 огневых рубежей. Штрафной круг длинной 15 метров.

Юношу начнут свой этап в 15:00 по Москве. Длина дистанции — 12 километров плюс 4 огневых рубежа. Штрафной круг составит 20 метров. Участвовать будет всего 10 молодых людей.

Тем временем стрелка часов приблизилась к 12. Участники на готова. Стартовый лист:

1. Мартиненко Алёна

2. Иванова Дарья

3. Петрова Оля 

4. Дарьенко Саша 

5. Романова Оля 

6. Васильева Алиса 

7. Васильева Дарья

8. Туманено Анастасия 

9. Романенко Алисия 

10. Марченко Василиса 

11. Марченко Дарья 

12. Ткачук Марта 

13. Иванюк Роза

14. Шипулина Луиза

15. Бочарова Ариель

Звучит стартовый свисток. Гонка началась.

Первое время спортсменки идут все вместе.

1 огневой рубеж. Девушки пришли общей группой. Все заняли свои позиции. Начинается стрельба. Номер 13,14 промах первым выстрелом, остальные точно. Номер 1,3,7 промах 2 выстрелом. Номер 11.12.13,14 промах 3 выстрелом. 4 выстрел все закрыли точно. Девушки отправляются на штрафные круги. В лидеры вышли представительницы СДЮШОР Ласточка — 8 и 9 номер. Отрыв составляет 15 секунд.

2 огневой рубеж. Ситуация заметно изменилась. Девушки растянули на 2 группы. В первой группе 6 человек, а в группе преследователей 9. Превосходство первых составляет уже 25 секунд.

Первая группа уже на изготовке. 2 огневой рубеж- это стрельба из положения стоя. Тем временем догоняющие подходят к стрельбе. 1.7,6 мажет. 1 промах. 11,10 промах. 2,3,4,5 все точно. 2,3,4,5 однозначно претенденты на победу.  Девушки оторвались от остальной группы и уже пробежали мимо нас.

Финиш. Девушки на финишной прямой. СДЮШОР ЛАСТОЧКА И СДЮШОР 95 ведут ожесточенную борьбу. Кто победит? Иванова или Петрова? Сможет ли ЛАСТОЧКА догнать 95. Все сейчас решится. Последние 200 метров. Иванова с Петровой борется за первое место. Дарьенко и Романова сражаются за бронзу.  Всееее. Финиш. Петрова и Романова пришли вровень. Кто же победил? Сейчас будем ждать ответ судьи. Романова 3, Дарьенко с деревянной медалью. Итак, момент истины. Судья вышел объявить результаты.

Победила представительница СДЮШОР ЛАСТОЧКА : Иванова  Дарья. Второе место у СДЮШОР 95, у Петровой Ольги.

Все ликуют. Спасибо девушки за красивую борьбу. Наш район ещё не видел такой интересной гонки.

С вами был ученик 8 класса 21 школы Яшин Дмитрий. Встретимся через час.

<glav>Другие темы:</glav>← Школьная жизнь (с фразеологизмами)↑ На свободную темуПутешествие → `

Репортаж

reportazh-5-7-8-klass.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Единородный Сын Слово Божие Васнецова

    Виктор Михайлович Васнецов – отличный пример талантливого художника. Его наследие осталось многим поколениям ценителей настоящего искусства, и будет продолжать радовать глаз всех желающих

  • Сочинение про Грибной дождь

    Если за окном идет холодный дождь, то на душе становится грустно. Грибной дождь дарит людям веселье и счастье, поэтому все его любят и ждут. Он теплый, а от него становится замечательно душе.

  • Сочинение по рассказу Бирюк 7 класс (Тургенев)

    Рассказ этот удивляет, держит в напряжении до конца. Напряжение нарастает, а в самый последний момент оказывается, что Бирюк «славный малый». Конечно, этот рассказ о нём – о его интересном характере.

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

reportaj.jpg

Содержание:

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение)
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на полный текст.

Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Пример текста репортажа

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Цели: — познакомить учащихся с особенностями репортажа как публицистического жанра;

 — подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением — репортажем

Эпиграф к уроку: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» (В. Гиляровский)

Ход урока:

1) Организационный момент. Ознакомление учащихся с темой урока, его целями и задачами.

2) Работа по теме урока.

 Слово учителя: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым для вас жанром речи – репортажем, с его основными особенностями и принципами. Давайте запишем эпиграф к нашему уроку. К нему и к автору этих слов мы вернемся чуть позже. Вспомните, пожалуйста, где вы встречались с этим словом, где уже слышали его. (Выслушать ответы учащихся). Да, конечно, в первую очередь, при просмотре телевизионных новостных программ. Слова «репортаж с места событий» стали для нас привычными. Репортаж с места крушения самолета, репортаж с футбольного матча, репортаж с экономического форума и т. д. А ещё можно услышать репортажи по радио или прочитать в газете. Вот мы с вами уже начинаем подходить к определению понятия «репортаж».

 Если мы обратимся к этимологии, т. е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» — это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать. (Презентация). В Современном толковом словаре значение этого слова звучит так: Репортаж – это жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком — либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент (репортёр). Слово «оперативно» здесь совсем не случайно. Оно означает, что событие, о котором говорит репортер, либо происходит сейчас, в то самое время, когда идет репортаж, либо случилось совсем недавно, буквально только что. Репортаж — это всегда рассказ «по горячим следам».

 Итак, репортаж – один из жанров журналистики, т. е. относится к публицистическому стилю. Давайте вспомним для начала, какие стили речи существуют и чем публицистический стиль отличается от других стилей. (Учащиеся должны вспомнить и ответить. После этого показ презентации о публицистике).

 Репортаж – это рассказ о событии, очевидцем которого был сам автор. Это событие может быть международного или государственного значения, а может представлять интерес только на местном уровне. Репортер может рассказать даже о том, что случилось лично с ним, если он считает, что его рассказ будет представлять интерес для читателя или зрителя. В этом случае темой репортажа может быть рассказ о поездке в театр или об экскурсии по городу. Главное условие — репортер должен сам всё увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними – иначе он не сумеет нарисовать зримую картину действительности. Зритель, читатель или слушатель должен ощущать эффект присутствия. Главная цель репортёра – просто, доступно, конкретно и в то же время интересно, выразительно донести до нас информацию о событии, не углубляясь в рассуждения.

 Теперь давайте откроем учебники на странице 212 и прочитаем теоретический материал. (Учащиеся вслух читают). Сделаем вывод о характерных особенностях репортажа:

 1. Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица

 2. Ярко выраженное отношение автора к происходящему

 3. Передача всего хода события, а не одного его момента

 Запишем это в тетради. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.

 Давайте подведем промежуточный итог теоретической части нашего урока. Репортаж – это рассказ о ходе события, переданный автором непосредственно с места события. Задача репортера – так описать событие, чтобы зрителям, читателям или слушателям показалось, что они все видели своими глазами.

 Все понятно или есть какие — то вопросы? Нет? Тогда попробуйте выполнить вот такое задание. Перед вами текст Константина Паустовского. Определите, является ли этот текст репортажем. Свое мнение обоснуйте. (Презентация). Нет, этот текст – не репортаж, потому что события, о которых пишет автор, т. е. поездка по городам Поволжья, была когда — то, мы не ощущаем себя вовлеченными в это событие. Перед нами просто путевые заметки, впечатления автора, которыми он по прошествии времени решил поделиться с читателями. Кроме того, в тексте даны отрывочные сведения о каждом городе, здесь нет описания всего хода прогулки по городу, а в репортаже одно из главных условий – передача именно хода, процесса события, а не какого — то его момента, пусть даже интересного. Репортаж – это хроника.

 Рассмотрим ещё один текст. (Презентация). Будет ли он репортажем? Почему? – Да, на этот раз перед нами репортаж – рассказ о реальном событии, переданный от начала и до конца происшествия «по горячим следам». Мы понимаем, что автор попытался включить в свой рассказ как можно больше достоверных документальных сведений, а документальность – еще одно из непременных условий репортажа.

 Автором этого текста является Владимир Алексеевич Гиляровский. Именно ему принадлежат слова, записанные нами в качестве эпиграфа. Говоря о репортаже и об истории появления и развития этого жанра в нашей стране, имя этого выдающегося человека нельзя обойти стороной. (Презентация о Гиляровском). Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935) был известным русским поэтом, прозаиком, журналистом, автором множества стихотворений, рассказов, очерков, репортажей. Человек удивительной судьбы, переменивший огромное количество профессий и занятий, близкий друг Чехова и Маяковского. Его именовали «королем репортажа», а Чехов в шутку называл «царьком московских репортеров». Его репортажи в московских газетах считались образцами репортерских отчетов. Гиляровский писал о событиях, волновавших всю Россию – от пожаров и убийств до новостей театральной жизни. О пожаре на морозовской фабрике в Орехово — Зуеве в 1882 году, об эпидемии холеры на Дону в 1892 году, о положении рабочих на фабриках. В 1882 году произошла страшная железнодорожная катастрофа на станции Кукуй. В результате размыва почвы под железнодорожное полотно провалился целый состав. Гиляровский первым примчался на место крушения, участвовал в разборе завала две недели, посылая репортажи в газету.

 В 1896 году во время народного гуляния по случаю коронации Николая II Гиляровский был очевидцем катастрофы на Ходынском поле, где чудом остался жив. Репортаж об этой трагедии был опубликован через день после происшествия. Гиляровский был единственным, кто успел рассказать об этом читателям.

 Он был своего рода московской достопримечательностью не только благодаря бесстрашию и беспощадному слову, но и потому, что представлял собой довольно колоритную внешне личность. Илья Репин именно с него писал одного из казаков для своей известной картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а скульптор Андреев с него лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Гоголю. Кстати, точную дату рождения Гоголя мы знаем именно благодаря Гиляровскому.

 Идем дальше. Наша цель сегодня – не только познакомиться с жанром репортажа, но и научиться самим писать репортажи. Для написания репортажа, как и любого другого сочинения, нужен план.

Весь материал — смотрите документ.

  1. Сочинения
  2. 7 класс
  3. Репортаж

Сегодня я впервые побывал на хоккее. Впечатления просто незабываемые, мое повествование передаст только маленькую частичку того, что я видел собственными глазами.

Игра состоялась вчера, 21 марта, в 19:00 в ледовом дворце по адресу: Соколовская вл. 6А, сразу же после выступления фигуристов. Хоккейный клуб Динамо играл против Уфимского Салавата Юлаева.

Матч был великолепен. На трибунах сидели болельщики разного статуса, игру посетили наши хоккейные друзья их Чехии, видно присматривали себе выдающихся игроков. В vip ложе всегда можно заметить представителей мэрии нашего города. Любит ли он хоккей, либо его заставляют посещать подобные мероприятия — неизвестно. Множество болельщиков обычные жители Москвы и Подмосковья, также по возможности, на игру пребывают жители других городов, которые приехали на заработки или в гости к родным. Любителей хоккея очень много, и я один из них.

Хоккейный матч длится три периода с перерывами по десять минут. Первый период закончился со счётом 2:0 в пользу Динамо. Наши ребята с первых минут забросили две шайбы. Правда, потом Салават Юлаев начал набирать обороты и чуть не забросил нам несколько шайб, но наш драгоценный вратарь запер ворота на замок. Перерыв. В это время можно попытаться пробраться к известным людям, которые тоже приехали побывать на игре, но сделать это достаточно сложно. Порой к игрокам попасть проще, чем к представителям клубов других стран, в данном случае Чехии. Я мечтаю стать журналистом и хочу взять своё очередное интервью, но у меня с трудом получается добраться до моего клиента. Он сказал пару слов и его отвлекло и увело руководство клуба. Я не оставлю своих попыток.

Начало третьего периода. Началась ожесточенная борьба. Двум командам кровь из носа нужны очки. Динамо забрасывает шайбу, звучит финальный свисток. Игра окончена. Победа принадлежит Динамо. Счёт 3:2. Это воистину волевая победа.

2 вариант

Сегодня отличный летний день. Мы собрались на берегу моря. Море — это водохранилище, а мы — это полдеревни детей и взрослых. Нас ждет увлекательное зрелище — катание на водных лыжах.

Но сначала папин брат дядя Витя должен опробовать лодочный мотор. Дядя Витя его починил и собирается провести, как он говорит, «ходовые испытания». Лыж у нас нет, но зато они есть у папиного друга дяди Славы. Он их принес на берег, все столпились вокруг, чтобы посмотреть и примерить.

Ура! Мотор заработал. Никто и не сомневался, потому что папин брат очень любит все, что связано с моторными лодками — и чинить, и кататься, и с них рыбачить, и ездить на тот берег к своим друзьям.

Первым пробует встать на лыжи дядя Слава, это ведь его лыжи. В воде он присел на корточки, а концы лыж торчат из воды. Дядя Слава держится за короткую палку, к которой привязана толстая веревка — фал. Он прицеплен к лодке, чтобы получился буксир. Дядя Витя тихонько разгоняет лодку, это важно делать плавно, без рывков, но дядя Витя справляется отлично.

Дядя Слава пытается выпрямить ноги и встать на лыжи. У него все получилось, он проехал метров десять и ушел под воду. Потом папа тоже выходит на буксире из воды, немного проезжает и тоже погружается в воду. Он объяснил мне, что надо суметь принять правильное положение, слегка откинувшись назад и упираясь изо всех сил ногами.

Теперь папа садится за руль лодки, а дядя Витя надевает лыжи. Но ничего не получается, потому что папа слишком резко набрал скорость. Со второй попытки все удалось, да еще как! У папиного брата просто талант водного лыжника. Они уехали на середину моря. С берега их почти не разглядеть.

Особенно доволен дядя Витя — он целый день за рулем своей любимой лодки. Даже мама попробовала, но тоже быстро ушла под воду. Только не как все спиной, а вперед за фалом. Папа сказал, что это получилось потому, что маме не хватило силы в ногах.

Все, больше ничего не могу рассказать — папа зовет меня кататься на водных лыжах!

<glav>Другие сочинения:</glav>← Описание действия↑ 7 классНужна ли сатира сегодня? →

Репортаж

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мой родной русский язык рассуждение

    С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных

  • Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

    В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке

  • Сочинение Выдающаяся личность Юрий Гагарин

    Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза

  • Сочинение про Экологические проблемы

    В наше время проблемы, связанные с экологией, находятся далеко не на втором плане. Ее качество заметно ухудшается, а, следовательно, человечеству грозит огромная опасность. И нужно понимать, что эта проблема касается каждого из нас.

  • Уездный город и его обитатели в комедии Гоголя Ревизор

    Одна из известнейших комедий Николая Васильевича Гоголя – «Ревизор», написанная в далеком 1836 году. Это произведение, по словам автора, высмеивает все самое плохое, что только мог собрать в себе человек

Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-reportazh/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/reportazh-5-7-8-klass
  • https://alzari.ru/reportazh.html
  • https://videouroki.net/razrabotki/reportazh-russkiy-yazyk.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/7-klass/reportazh

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт