Чем интересна и поучительна комедия Фонвизина «Недоросль»?

avatar.png9 месяцев назад1 ответ:answer_avatar.png

Интересна пьеса Дениса Фонвизина тем, что описывает проблему, которая ставит в тупик многих любителей порассуждать о социальных благах. Главный герой произведения — недоросль Митрофанушка ни в чем не нуждается, но в его личном списке «ненужного» числится и образование, и какие-либо достижения. Потуги его родителей быстренько обучить чадо элементарной грамоте сталкиваются с его искренним недоумением и возмущением.

Поучительна пьеса для тех, кто считает, что обеспечив человека только материальными благами, он получит всесторонне развитую личность. Нет, если нашему герою не привит интерес к знаниям, у него нет примера персоны, которая достигла высот в каком-то мастерстве, то все стремления сведутся к неуемному потреблению тех самых плюшек, которыми его кормят. Собственно, проводя время в компании ограниченной, запуганной барыней, требовательной только к количеству провизии няньки, Митрофанушка растет ее подобием.

Комедия “Недоросль” Д. И. Фонвизина носит поучительный характер. Она дает представление о том, каким должен быть идеальный гражданин, какими человеческими качествами он должен обладать.

В данной пьесе в роли идеального гражданина выступает Стародум. Это человек, которому свойственны такие качества, как милосердие, честность, добродетельность, отзывчивость.

В комедии отсутствуют моменты, которые характеризовали бы этого героя с отрицательной стороны. Он уравновешен, спокоен, никогда не ведет пустых разговоров, дает полезные советы, рассуждает о жизни.

При этом он не всегда серьезен, Стародум умеет шутить и смеяться.

Некоторые другие герои произведения обладают подобными качествами. При этом они состоят не службе государству: Милон является военнокомандующим, Правдин – членом наместничества. Еще одним примером идеального гражданина является племянница Стародума – Софьюшка.

Но есть в пьесе единственный человек – сын Митрофанушка, которого Простакова очень любит. Митрофан по натуре лентяй, он получает уроки у нанятых матерью учителей, однако знаний из этих уроков не выносит. Он остается таким же невежественным и необразованным, как его мать.

Совершенно неинтересным персонажем является Простаков – муж помещицы и отец Митрофана. Ему хорошо уже оттого, что жена не бранит его. Поэтому Простаков постоянно угождает жене, поддакивает ей и заискивает перед ней. Скотинин – еще один персонаж, который нельзя назвать положительным.

Брат госпожи Простаковой свиней уважает и ценит больше, чем людей. Жениться на Софье он хочет тоже лишь потому, что на деньги, полученные ею в наследство, он сможет купить много свиней.

Все персонажи комедии “Недоросль” четко делятся на две части – добрых и злых. Зло, невежество, бесчестие представлено в произведении Простаковыми и Скотининым. Добро и благородство олицетворяют Стародум, Милон, Правдин, Софья – люди, которые являются идеальными гражданами государства.

Чему научила меня комедия по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)« Засідання Європейського клубу “Діти та їх права”Производные слова, созданные по языковым моделям »

Автор: · Опубликовано 06.06.2019 · Обновлено 20.12.2020

Хоть восемнадцатый век и не вошёл в историю, как «золотой век» русской литературы, мало кто будет отрицать его значимость для литературного искусства России. Восемнадцатый век стал тем основанием, на котором зародилась новая литература, точкой опоры, от которой отталкивались Пушкин, Грибоедов, Жуковский и прочие великие писатели. Самым знаменитым драматургом той далёкой эпохи является Денис Иванович Фонвизин. В его самом известном творении – пьесе «Недоросль» мы можем наблюдать идеи и посылы, которые будут актуальны в русской литературе вплоть до наших дней.

История создания

Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

Направление и жанр

«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

Основные черты и признаки классицизма в пьесе:

  • В повествовании сохранено единство места и времени.
  • Почти все персонажи носят говорящие фамилии.
  • Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.

Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.

Конфликт

В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.

  1. Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей, которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх.
  2. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви.

Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.

Суть

Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.

На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя характеристика
митрофан простаков невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу.
госпожа простакова неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности.
софья образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона.
правдин чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом.
стародум старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата.
тарас скотинин брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично.

Темы

Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

  • Воспитание – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
  • Образование – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
  • Нравственность — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
  • Любовь. Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.

В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор.

Проблемы

Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

  1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
  2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
  3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, отличаются благородством, человечностью и искренностью.
  4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.

Основная идея

Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Чему учит

Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.

С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

Критика

Вопреки ожиданиям Фонвизина, его пьеса была очень неоднозначно встречена современниками. Многие дворяне увидели в «Недоросле» не попытку указать на недостатки общества, а прямой навет и клевету.

Однако позже драматург был оценён в полной мере. Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.

«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…» (А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики»)

Значение пьесы «Недоросль» для русской литературы трудно переоценить. Его всячески подчеркивали такие авторитетные писатели, как Н.В. Гоголь.

Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… <…> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… » (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»)

Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В.Г. Белинского.

«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…» (В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)

Но далеко не все рецензенты хвалебно воспевали произведение. Были и негативные отклики, связанные с искусственностью образов героев:

…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)

Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.

<…> Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…» (Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг, том 3)

Уже в наши дни «Недоросль» считается образцом классической литературы, который лежит в основе всей русской литературы. Едва ли можно найти человека, который не читал бы этой пьесы или не знал о ней, а имя Митрофана для некоторых людей стало нарицательным.

Автор: Михаил Щепин

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Читайте также:  Уроки по роману А.Пушкина «Дубровский» план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Смеяться, право, не грешно

Над всем, что кажется смешно.

Н. М. Карамзин

Познакомившись с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», Пушкин сказал, что Россия так не смеялась со времен Фонвизина. Выходит, «Недоросль» рас­смешил всю Россию на долгие годы.

Для школьных спектаклей обычно выбирают сцены из комедии, которые вызы­вают в зале дружный смех. Это, прежде всего урок, на котором Правдин и Стародум экзаменуют Митрофана. На вопрос Правдина, что Митрофану известно в грамматике, тот отвечает: «Много. Существительна да прилагательна». Правдин просит ответить: слово «дверь» — существительное или прилагательное? Митрофанушка уточняет: «Дверь, котора дверь?» И объясняет, что, дескать, вот эта дверь — «прилагательна», потому что «она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Зрителя приводят в восторг ответы Митрофанушки и на другие вопросы. Он ни­чего не знает ни по одному предмету, но ловко выкручивается. Его мать, госпожа Простакова, знает еще меньше и поэтому с гордостью за сына смотрит на окружающих.

Смешон Скотинин, когда хочет жениться на Софье только потому, что в ее дере­веньках водятся свиньи, до которых у него «смертная охота».

Смешны рассуждения немца-учителя Адама Адамыча Вральмана, который в про­шлом служил кучером у Стародума. Чему может научить этот безграмотный человек, не умеющий толком говорить по-русски?

Уморителен Митрофанушка в своем обжорстве. Съесть на ужин солонины ломти­ка три, огромных подовых пять или шесть, выпить потом кувшин кваса — и считать, что он «почти и вовсе не ужинал»! Даже мать, которая во всем ему потакает, говорит Вральману, что Митрофан «небережно поужинал», то есть не бережет он себя, слиш­ком много ест. Какой из него жених?! Софья не чувствует даже оскорбления, узнав о Сватовстве Митрофана. Ей просто смешно. На ревнивые слова Милона о «счастливом сопернике» она, лукаво усмехаясь, с иронией отвечает: «Боже мой! Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности!»

На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простако­вой и ее родственников: то прямо обличает их поступки, то заставляет Стародума, Прав­дина и Софью тонко иронизировать над ними, то с лукавым юмором принуждает этих невежд самих разоблачать себя. Так, Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума и Правдина. Он соглашается, что его пращур был со­здан Богом несколько раньше Адама, то есть в то время, когда были созданы скоты. Даже Вральману и то казалось, что, живя с господами Простаковыми, он «фсе с ло­шадками». Этим людям нечем прикрыть свое невежество и скотоподобие. Когда Про­стакова надевает маску приличия, намереваясь показать доброе гостеприимство свое­го дома и достоинства Митрофана, у нее ничего не получается. Играя в благородство с Софьей, Стародумом, Правдиным, она постоянно срывается. Где ж ей знать, что такое истинное благородство. Несоответствие маски и лица и нелепо, и смешно. Когда же Простакова бранится, как уличная торговка, это уже не так смешно, потому что жаль ни в чем не повинных людей. И уж совсем не смешно, а скорее страшно от мысли, что невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе достойную смену. Ведь недаром комедия называется «Недоросль». Материал с сайта //iEssay.ru

Создавая образ Митрофана, автор преследовал цель не только выставить его на посмешище. Конечно, своим нежеланием учиться, а «охотой жениться» он вызывает смех. Но его отношение к Еремеевне, его омерзительная, возможно нарочитая, жалость к матери, которая «устала, колотя батюшку», — уже не вызывают смеха. Это «дитя деликатного сложения» не знает никаких обязанностей, поэтому и нет у него ни ума, ни совести. Он трусливо прячется за юбку Еремеевны, испугавшись кулаков Скотинина, но моментально готов «за людей приниматься», то есть чинить над ними расправу. Перед нами будущий деспот. На какое-то мгновение мы даже забываем, что представляет собой Простакова, и сочувствуем ей. Неразумная, слепая, животная любовь этой женщины к своему детищу — Митрофану — губит ее ненаглядного сына. В конце пьесы потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бро­сается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофа­нушка!» Но неожиданно наталкивается на бессердечный и злой ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Это страшный удар для Простаковой. Она-то думала, что Митрофан растет умным, образованным, что он всегда будет для нее сердечным дру­гом, утешением в старости. Оказалось, что она ему не нужна. «И ты! И ты меня броса­ешь!» — в отчаянии восклицает мать и падает в обморок. Эта сцена трагична в своей жизненной правде.

Завершают комедию слова Стародума, обращенные к Простаковой: «Вот злонра­вия достойные плоды!» Однако зрители и читатели воспринимают эти слова гораздо шире. Они обращены не только к Простаковой, но и ко всему государственному уст­ройству России. Мало того, они касаются каждого из нас. Смех — очень ценное ле­карство, особенно если нам его преподносит такой замечательный целитель, как Д. И. Фонвизин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Читайте также:  Эссе учителя начальных классов «Я — учитель, или Осмысление собственного «Я»: взгляд со стороны и из глубин учительской души»

Тест по произведению

Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина Недоросль

Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России.

Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил».

Пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». «Недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как Митрофанушка: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку».

Комедия учит меня трудиться по мере сил и ценить труд других. Митрофан же только «бегает на голубятню». Его же матушка ничего не делает, а за верную службу Еремеевне платит «по пять пощечин на день».

«Недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от Митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает Часослов». Его познания в грамматике вызывают смех: «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». Математические же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «Нуль да нуль — нуль. Один да один… (Задумался)».

Комедия меня учит ценить умных, образованных людей. Сама же Простакова презирает умных и боится просвещения: «Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь». И сын ее такого же мнения: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». Простакова считает, что география — наука не дворянская: «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». Она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить». В сыне же Простакова воспитывает корыстолюбие: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми…» Невежественный Скотинин тоже враждебно настроен к науке: «Я отроду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».

Комедия «Недоросль» учит меня ценить доброту и честность. Мне нравятся высказывания Стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества». Стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. Он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

«Недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на Скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на Софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…» Да и Митрофанушка с детства питает к ним любовь: «Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости».

Комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на Простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». Драка ей даже приносит удовольствие: «Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!»

«Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Прав-дин считает, что государством должны руководить достойные люди: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…» Воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Стародум говорит: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги невеждам-учителям?» Нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое…»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» не сходит со сцен театров. Ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. Она обличает зло и тиранство. Учит нас трудиться на благо Отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. Автор выступает за торжество знаний и разума. Он верит, что будущее России в руках честных, просвещенных людей.

Недавно прочитала произведение Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Как хорошо, что в нашей школьной программе оно изучается на уроке литературы. Многие ребята даже не подозревают, что могут быть похожими на героя этого произведения Митрофана, ленивого, избалованного маменькой, сыночка.

Слово ” Недоросль”имеет два значения, одно из которых недоучившийся, малоразвитый молодой человек.

Фонвизин в своей комедии высмеивает именно таких ребят, а также заботливых, якобы, об образовании, матерей, которые воспитывают таких невежд. Естественно, что часто необразованность рождает хамство и агрессию. Как-то я нашла в интернете видеоролик в котором мать пыталась оторвать сына от интернета и посадить за уроки, в итоге сын стал драться с матерью и ударил ее несколько раз по лицу.

Реакция матери в ответ последовала с рукоприкладством и матерными словами. Сын не успокаивался и пустил в ход ноги. Он отбивался от матери ногами, также крича ей в след ругательные слова. Меня охватил ужас, как такое может быть между родными людьми?

Но родители не замечают, как сами поощряют и покупают все для своего чадо. Пытаются показать, что заботятся об невыполненных уроках, но сами даже не интересуются сложностью их выполнения. Равнодушие, рождает равнодушие. Командный тон на примере Простаковой, заставляет их думать, что все под контролем и их чадо учится, как все.

Но почему у одних детей, играющих в компьютер, все прекрасно, взаимопонимание и любовь, а у других такие вот, описанные выше, ситуации? Понятно, что мать получила результат своего воспитания, который описан в произведении Фонвизина. Сын считает мать плохой, мать считает сына плохим. Когда я смотрела этот видеоролик, мне четко представились герои “Недоросля”- Простакова и Митрофан, только в более современном исполнении.

Можно конечно долго спорить над этой темой, винить мать или сына, но факт в том, что ребята должны понимать – осознание желания учиться мы должны в себе воспитывать сами. Рядом с нами могут быть, желающие якобы нам добра, мамы Простаковы. Но спрос будет с нас в жизни.

“Недоросль” в современном мире (Фонвизин Д. И.)« Тема любви в поэзии Тютчева и Фета“Странник” анализ стихотворения Александра Пушкина »Используемые источники:

  • https://otvet.ws/questions/2614099-chem-interesna-i-pouchitelna-komedija-fonvizina-nedorosl.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/chemu-nauchila-menya-komediya-po-komedii-nedorosl-fonvizin-d-i/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/nedorosl-fonvizin/
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/chto-vysmeivaetsya-v-nedorosle.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/nedorosl-v-sovremennom-mire-fonvizin-d-i/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт