Содержание
- 1 Иван Сергеевич Тургенев БЕЖИН ЛУГ
- 2 Краткий анализ
- 3 История создания
- 4 Тема
- 5 Композиция
- 6 Главные герои
- 7 Жанр
- 8 Тест по произведению
- 9 Фильмы
- 10 Спектакли
- 11 Лекции
- 12 Книги
- 13 Иван Сергеевич Тургенев Рассказ «Бежин луг» Краткое содержание
- 14 Очень краткий пересказ рассказа «Бежин луг»
- 15 Список и характеристика героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
- 16 Краткое подробное содержание рассказа «Бежин луг» подробно
- 17 «Бежин луг» для читательского дневника. Кратчайшее содержание рассказа.
- 18 История создания рассказа «Бежин луг»
Тема
Иван Сергеевич Тургенев БЕЖИН ЛУГ
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…
В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. «Вот как только я выйду на тог угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»
Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно»! Теперь опять нужно вправо взять».
Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.
Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор. До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себе прямо, по звездам — наудалую… Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.
Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…
Я узнал наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари. Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю ухваченную мною ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней; два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним.
Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
Следующая → Перейти к странице Автор книги Иван Тургенев
Идея рассказа «Бежин луг» появилась у Ивана Тургенева в августе 1850 года. Вскоре писатель опубликовал произведение в журнале «Современник». В 1852 году «Бежин луг» вошел в сборник «Записки охотника».
По сюжету главный герой рассказа встречает крестьянских ребят. У костра они рассказывают о встречах местных жителей с «нечистой силой». В историях реальные происшествия переплетаются с крестьянским фольклором и поверьями о домовых и леших, водяных и «заблудших душах».
В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
Год написания – 1851 год.
История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.
Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.
Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.
Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.
К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».
Тема
Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.
В своем произведении автор поднял проблематику жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.
Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.
Композиция
Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.
- Экспозиция – описание дневного пейзажа.
- Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
- Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
- Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.
Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.
Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в состав композиции произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».
Жанр
«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.
Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 12
В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>
- <label>1850;</label>
- <label>1851;</label>
- <label>1852;</label>
- <label>1854;</label>
(новая вкладка)

Фильмы
Дворянское гнездоМелодрама1969104 мин
Спектакли
Месяц в деревнеДрама1973171 минТеатр имени Ермоловой
Лекции
Иван Тургенев. «Отцы и дети»Дмитрий Бак200826 минИван Тургенев. «Записки охотника»Дмитрий Бак200826 мин
Книги
Иван ТургеневРудинРоманыИван ТургеневАсяПовестиИван ТургеневБежин лугРассказыИван ТургеневОтцы и детиРоманы
Иван Сергеевич Тургенев Рассказ «Бежин луг» Краткое содержание
Тургенев Иван Сергеевич, российский прозаик, написавший произведение «Бежин луг», принадлежал к авторам, для прозы которых характерно натуральное, правдивое изображение мира.
Рассказ Тургенева «Бежин луг», в котором автор открыто показал национальные особенности русской души и жизнь простых крестьянских мальчишек, был включен автором в цикл «Записки охотника».
Очень краткий пересказ рассказа «Бежин луг»
В июле рассказчик пошел в лес, чтобы поохотиться. Когда стало темнеть, он понял, что заблудился. Оглядевшись, охотник понял, что то место, где он заблудился, люди называют Бежин луг. Рассказчик встретил деревенских мальчишек, которые пасут коней, и попросился заночевать с ними.
Он притворился спящим и слушал, о чем разговаривают ребята: Ильюша, Федя, Костя, Павлуша и Ваня. Мальчики пугали друг друга страшными историями, только Ваня весь вечер спал, укрывшись рогожей.
К утру мальчики уснули. Рассказчик поутру застал не спящим только Павлушу, и ушел, попрощавшись с ним.
Список и характеристика героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
Основные персонажи, они же главные герои рассказа «Бежин луг» ‒ это крестьянские ребята‒пастухи. Характеристику мальчиков можно составить по словам рассказчика.
- Федя. Этому мальчику примерно четырнадцать лет. Одет он не бедно, а значит, он ‒ из состоятельной семьи. Федя пас лошадей скорее ради развлечения, а не для заработка. Не был суеверным и относился к товарищам покровительственно.
- Павлуша. Ему около двенадцати лет. Любознательный, смелый, решительный. Одет бедно.
- Ильюша. Ему двенадцать лет. Особенность его внешности ‒ нос с горбинкой. Одет чисто, аккуратно. Работник бумажной фабрики. Боится всего потустороннего.
- Костя. Этот мальчик лет десяти, с печальным и мечтательным взглядом. Худой, одет бедно. Всего боится.
- Ваня, семилетний мальчик. Большеглазый, кудрявый. Открытый, добрый мальчик, любит природу. Весь рассказ спит.
Краткое подробное содержание рассказа «Бежин луг» подробно
Рассказ открывается пейзажем ‒ автор описывает красоту летнего июльского неба, солнца. Летним днем рассказчик решил поохотиться, но заблудился в лесу. В потемках охотник понял, что место, где он находится ‒ это Бежин луг.
Рассказчик увидел в темноте мальчишек. Они сидят у костра и следят за табуном лошадей. Охотник попросился остаться с ними на ночлег, чтобы утром найти дорогу обратно.
Когда ребята убедились, что их гость спит, стали разговаривать.
Разговор мальчиков касался суеверий. Ребята делись друг с другом страшными историями и легендами.
Ильюша был очень суеверным, поэтому рассказал очень много историй о потустороннем: историю про домового, который обитал на бумажной фабрике; про говорящего барашка; про барина, который после смерти искал разрыв‒траву; про женщину, которая увидела себя мертвой; про то, как в день солнечного затмения придет Тришка.
Павлуша тоже рассказывает ребятам страшилку о солнечном затмении. Вообще Павел до конца не верит в непознанное, и все рассказанные ему истории пытается объяснить чем-то реальным.
После рассказа Павлуши собаки подняли лай, и Павлуша кинулся туда, где лают собаки, подумав, что волки напали на табун. Рассказчик отметил, что это славный малый, и восхитился, как он без оружия и даже без палки на волков пошел.
Костя верит в сверхъестественное, поэтому тоже рассказывает страшилки ‒ о русалке и водяном.
После рассказа Костей истории о том, как водяной забрал к себе одного мальчика, Павел пошел на реку за водой. Когда он вернулся, то рассказал, будто видел, как утопленный мальчик манил его к себе прямо из реки.
Федя насмешливо относился к страшилкам товарищей, однако рассказал одну, про утопленную барыню, которая выжила, но осталась сумасшедшей на всю жизнь.
Самый маленький пастух, Ваня, не участвовал в беседе, а весь вечер проспал, накрывшись рогожкой.
Проснувшись утром, охотник уходит. Павлуша проснулся перед его уходом, поэтому охотнику удалось попрощаться только с ним.
Рассказчик делится грустной новостью в эпилоге произведения. В том же году, когда рассказчик встречался с ребятами, Павлуша упал с коня и умер.
«Бежин луг» для читательского дневника. Кратчайшее содержание рассказа.
Рассказчик заблудился, охотясь в летнем лесу. В потемках он увидел мальчишек. Они пасли коней. Охотник попросился на ночлег рядом с ними.
Рассказчик специально притворился спящим, и тогда мальчишки начали пугать друг друга страшными историями о нечисти. Наутро охотник ушел, когда спали все мальчики, кроме одного, Павлуши.
История создания рассказа «Бежин луг»
Писатель И.С. Тургенев решил посвятить свою жизнь литературе. Он в 1845 году уехал в деревню, и прожил там все лето. Тургенев очень любил охоту, поэтому все свободное время в деревне посвящал охоте.
Охотиться он ходил не один, а с крепостными, которые знали толк в охотничьем деле.
Охотники отличались от других крепостных тем, что не боялись при барине разговаривать откровенно, считая себя независимыми умом людьми. Охотники свободолюбивы и открыты. Тургенев разговаривал с ними о красоте природы, о жизни, обществе. Кроме этого, охотники рассказывали барину много сказок, поверий, суеверий и историй о жизни простых крестьян.
Именно это вдохновило Тургенева на создание цикла «Записки охотника».
Рассказ о жизни и суевериях крестьянских мальчиков, созданный на основе рассказов охотников, был опубликован в 1852 году под названием «Бежин луг». Он вошел в цикл рассказов «Записки охотника».
Используемые источники:
- https://mir-knig.com/read_389724-1
- https://www.culture.ru/books/1002/bezhin-lug
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/analiz-rasskaza-turgeneva.html
- https://www.culture.ru/persons/8217/ivan-turgenev
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/turgenev/bezhin-lug