Анализ произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы 19 века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться легким чтивом. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.

+

analiz-istoriya-odnogo-goroda-saltykov-schedrin-49378.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

Тема

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.

Композиция

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.

В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».

Жанр

«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.

Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.

Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году было издано произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города»?</h3>

    • <label>1864</label>
    • <label>1870</label>
    • <label>1872</label>
    • <label>1875</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания

Планы о написании произведения писатель вынашивал продолжительное время. Образ вымышленного городка Глупова как олицетворения самодержавного помещичьего строя в первый раз появился в очерках Салтыкова-Щедрина в конце 1850-х гг.

В 1867 г. автор издает произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой». Это была своеобразная аннотация, которая позже стала основой главы «Органчик». Через год Салтыков начинает работу над полноценным романом и заканчивает его в 1870 г. Во время написания книги автор на определенное время приостанавливал работу над созданием сказок и ряда иных сочинений.

Изначально название произведения было «Глуповский Летописец», но после писатель переименовал его на «Историю одного города». Роман публиковался по главам в издательстве «Отечественные записки», где автор работал главным редактором. В этом же году в свет вышел полный вариант книги.

После опубликования этого литературного произведения на писателя обрушилось множество негодующих критиков. Автора обвинили в искажении российской истории и оскорблении народа, его популярность сильно снизилась. Изображение жизненных реалий и давно появившихся проблем, а также открытая критика государственного строя откровенно пугали. Не каждый человек мог принять эту правду.

Композиция и жанр

Проводя кратко анализ «Истории одного города», можно определить, что это сатирическое произведение относится к одному из направлений реализма. Роман часто называют антиутопией, что означает намерение писателя показать параллельную действительность или вероятное развитие будущих событий, пугающих читателей, но при этом предостерегающих от ошибок, которые они могут сделать в реальности.

Это и есть авторская позиция в тексте: Салтыков-Щедрин показывает альтернативную историю страны, которая напоминает хронику России. Он применяет гротеск и изменяет на другой лад известные факты, отражает реальную суть страны с ее кумовством, коррупцией, деспотизмом, невежественностью.

Помимо содержания на фантастическую сущность произведения указывают мистические события, которые невозможны в реальности: отсыревший органчик в черепной коробке или голова, забитая трюфелями. Фантастика призвана завуалировать политическую тематику романа, которую цензорам не нужно было видеть раньше времени.

Композиция произведения отрывочна и хроникальна, она состоит из краткого обзора исторических фрагментов, многие из них не уцелели, а только угадываются в упоминаниях летописца. При анализе романа «История одного города» его можно разделить на две отдельные части:

  1. Вступительная часть писателя, якобы нашедшего старую летопись города Глупова.
  2. Вступление непосредственно летописца, рассказывающего о происхождении глуповцев.

Затем идут отдельные главы, которые связаны общим повествованием. Все они посвящаются определенной эпохе в жизни Глупова.

Краткое содержание

Автор иносказательно передает историю Российской империи, которую оценивал с критической точки зрения. Всех жителей он называл глуповцами. Это обитатели одноименного города. Их этнос происходит от древнего народа, который назывался головотяпами.

Головотяпы враждовали с соседними государствами, а также друг с другом. Устав от этого хаоса, они решают выбрать себе правителя, который навел бы порядки, и быстро находят подходящего князя. С новой властью люди решили основать город Глупов. Так писатель обозначил создание Киевской Руси и становление Рюрика во главе княжества.

Сначала правитель посылает своего наместника, но тот был пойман на воровстве, тогда князь приезжает лично и наводит жесткие порядки. Так писатель представляет период феодального раздробления Руси.

Затем автор прерывает рассказ и начинает перечисление знаменитых градоначальников. Их биографии являются отдельными и оконченными историями. Первым был Дементий Брудастый, у него в голове находился органчик, который играл только два произведения: «Разорю!» и «Не потерплю!». Далее у начальника ломается голова, и наступает безначалие — смутные времена, наставшие после кончины Ивана Грозного. Именно его Салтыков показывает в образе Брудастого. Затем появляются самозванцы-близнецы, но их быстро убирают — это приход Лжедмитрия и его окружения.

Неделю длилась анархия, на протяжении этого времени поменялось шесть градоначальниц. Так описываются дворцовые перевороты, когда в России правили только интриги и женщины.

Начальники менялись, их самомнение увеличивалось пропорционально появлению абсурда в романе. Безумные реформы губили империю, народ становился нищим и невежественным, а правительство только пировало или воевало. Череда постоянных ошибок привела к ужасным последствиям. В результате последний градоправитель Угрюм-Бурчеев умирает, после его смерти рассказ обрывается, а из-за открытого завершения романа появляется надежда на перемены к лучшему.

Описание персонажей

Список героев очень большой. Градоначальники в произведении являются людьми, которые не способны управлять любым населенным пунктом и олицетворять собой власть. Описание главных персонажей:

  1. Князь — недалекий и жестокий иноземный правитель, который согласился принять власть над городом. С него начинается история Глупова и характеристика жителей.
  2. Дементий Брудастый — молчаливый, угрюмый, замкнутый человек, у которого в голове органчик. Его инструмент для вынесения решений сломался в дороге, его уже нельзя было исправить, поэтому отправили за новым в Петербург, однако тот задержался, так и не прибыв.
  3. Ирида Палеологова — супруга градоправителя, которая день правила глуповцами. Прообразом является София Палеолог, жена Ивана Третьего.
  4. Клемантинка Бурбон — мать правителя, которая также руководила городом один день.
  5. Амалия Штокфиш — помпадурша, пытавшаяся задержаться на троне. Женские немецкие имена — сатирический взгляд писателя на эру фаворитизма иностранных коронованных особ Екатерины II и Анны Иоанновны.
  6. Полковник Прыщ — обладатель головы, которая была фарширована трюфелями. В голодном порыве он ее съедает. Во время его правления начался расцвет сельского хозяйства, поскольку в жизнь народа он не вмешивался.
  7. Эраст Грустилов — любитель погулять за казенный счет. При нем люди перестали работать и начали увлекаться язычеством. Но супруга аптекаря Пфейфера обратилась к градоправителю и навязала новую религию, он вместо балов начал организовывать конфессиональные собрания. Прознав про это, высшее руководство сняло его должности.
  8. Угрюм-Бурчеев — солдафон, задумавший городу придать казарменный порядок. Он ненавидел образование, но хотел, чтобы у всех жителей были одинаковые дома. Бурчеев разрушил город, перенеся его в низину, но произошел природный катаклизм, и градоначальника унес ураган.

Все градоправители имеют одинаковые черты — порочность, самодурство, жадность, мздоимство, тиранию, глупость.

Основная тематика

Тема произведения довольно многогранна. Здесь раскрываются нравственные, моральные, политические и общественные актуальные вопросы того времени:

  1. Нравственность. Герои произведения постоянно изменяют отношение к морали, все больше поддаваясь порокам под влиянием градоправителей. Так писатель провел параллель между нравственным образом правителя и народа. Если руководитель легкомысленный, то и подчиненные начнут повторять за ним.
  2. Тема народа раскрывается писателем со всех ракурсов. Он уверен, что глуповцы, невзирая на все испытания, смогли выстоять и даже бунтовали, если были вынуждены делать это. Но непосредственно жители хотели быть подданными, поскольку не могли организовать собственную жизнь.
  3. Историческая память. Летописец описывал события, которые происходили в Глупове, но в этом прослеживается субъективная оценка. В финале он пытался оправдать правителей, перевирая этим историю. Из-за этого до современников доходят неправильные исторические сообщения.
  4. Ответственность. Правитель несет ответственность перед народом. Но эта истина чужда царизму, поскольку суть монарха состоит в абсолютной власти, которую нельзя подвергать сомнению и критиковать.

Раскрытие проблем

Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

  1. Жестокость. Во времена бунтов смерть вторгалась в город, погибали сотни граждан, но остальные люди со спокойствием проходили мимо трупов. Жертвы агрессии были нормальным явлением для глуповцев. Это общественное последствие деспотизма: если градоначальники безразлично относятся к безопасности жителей, то и они начнут безжалостно избавляться от себе подобных, поскольку человеческая жизнь ничего не стоит.
  2. Невежество. Народ не восставал против несправедливости и постоянной бедности, поскольку не знал, что может быть иначе. Людям не хватало образования, чтобы почувствовать необходимость свободы.
  3. Правительство и народ. Деспотизм не может появиться без рабства. Автор подчеркивает это, описывая призвание на княжение в начале произведения. Глуповцы добровольно передали себя на растерзание тиранам, при этом горожане постоянно поддерживали все причуды градоправителей. Раскрывая эту проблему, писатель возлагает всю ответственность за случившееся только на народ, который мог бы бороться с гнетом, но все равно слепо шел на поводу у власти.

Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.

Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

«История одного города», написанная Салтыковым-Щедриным, это сатирическая пародия на происходящее в государстве.

Жанр

При этом все происходящее в романе является суровой реальностью, поэтому по направлению можно отнести его к реализму.

О чем произведение?

Произведение рассказывает о небольшом провинциальном городе, жители которого хотели жить долго и счастливо, но в итоге получили совершенно обратный эффект. Оказалось, что отыскать умного правителя не такая простая задача. Поэтому за управление берется один князь, который считает это дело весьма прибыльным занятием, но кроме разрухи и самодержавия в этот город он не принесет абсолютно ничего.

Описание города

Город получил название Глупов, что явно описывает людей, которые его создавали. Это небольшое поселение, если быть точным уезд, даже здания академии нет в нем, но процветает варение меда и пива.

Уезд находится на берегу, так как один из градоначальников постоянно пытается справиться с речкой. А ключевым местом является колокольня, откуда скидывают неугодных граждан.

Главные герои

Главными героями произведения становятся градоначальники, у каждого из которых одна из черт характер присуща одной известной в истории личности. Так один из них ворует и рассказывает об этом, другой отличается любвеобильностью, еще один все время мечтал поменять русло рек и выровнять все улицы.

Некоторые из них являются собирательными образами, которые показывают, какие черты были у всех государственных мужей на протяжении всего времени.

Темы

Рабское положение – единственная правильная и возможна позиция, в глазах русского народа, обреченного на порабощение.

Салтыков-Щедрин на примере небольшой глубинки старается показать, что народ в целом не может существовать без жесткого правителя, который откровенно порабощает

Проблематика

В центре проблематики – искажение существующей истории, ее преподносят как историю власти в единственном числе, но никак не историю соотечественников и народа в целом.

Главная мысль

Основная мысль заключается в том, что народ готов не осознанно и полностью подчинятся власти, которая является самодержавной, она не готова брать на себя ответственность за народ. Каждый из правителей борется за то, чтобы их благосостояние было важным, они не готовы переживать за народ.

Автор не старается высмеять народ, он хочет открыть им глаза на происходящее в мире. Он побуждает их к поступкам, быть лучше, стремиться исправить существующее положение, а не сидеть сложа руки, ожидая глобальных изменений в лучшую сторону.

Художественные средства

Одним из ключевых художественных средств является то, что фантастический мир полностью переплетается с реальным. Нельзя сказать, что в повествовании много выдуманного.

Фантастический гротеск вплетается автором в суть реального мира, основными приемами является гротеск и гипербола.

Автор намеренно преувеличивает все происходящее в городе, так что становится смешно, но это и позволяет увидеть абсурдность всей ситуации, которая в обычном мире может показаться вполне нормальной.

Благодаря юмористическому уклону произведение находит множество читателей, но далеко не каждый понимает настоящий смысл произведения.

Автор фактически бьет по злободневным вопросам, делает их живыми, но в тоже время абсурдными.

Данное произведение достойно внимания, хотя ситуация в стране поменялась, некоторые проблемы до сих пор остались актуальными. Далеко не каждый в современном мире может так злободневно и актуально высмеять происходящее в обществе, он может подвергнутся насмешкам и критике.

Но автор не побоялся сделать подобное даже в обстановке, в которой жил в то время, поэтому его можно назвать настоящим гением.

<glav>Другие темы:</glav>← Анализ сказки Дикий помещик↑ Салтыков-ЩедринАнализ сказки Медведь на воеводстве → `

Анализ романа История одного города

Популярные сочинения

  • Сочинение Анна Одинцова в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) Тургенева

    Главная героиня романа «Отцы и дети» Анна Одинцова вызывает у читателей противоречивые чувства. Это и сострадание, и чувство жалости, и непонимание того, как человек может не прислушиваться к своему сердцу и не идти к мечте.

  • Сочинение на тему Сила воли человека (9 класс, 15.3)

    А что есть сила воли для разумного существа? Воля – это черта характера человека, сила разума противостоять собственному телу и эмоциям. Это решения, принимаемые осознанно, исходя из процесса мышления.

  • Чему посвящен рассказ Муму — сочинение (5 класс)

    Рассказ И.С. Тургенева посвящен проблеме крепостнического строя. Автор показывает, как крестьяне безвинно утеснены помещичьим своенравием.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/istoriya-odnogo-goroda/analiz-proizvedeniya-saltykova-schedrina.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-istoriya-odnogo-goroda.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/saltykov-shchedrin/analiz-proizvedeniya-istoriya-odnogo-goroda

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт