«Записки сумасшедшего» — краткое содержание повести Н.В. Гоголя

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Анализ повести Записки сумасшедшего

Произведение создается во время написания цикла «Петербургские повести», в период увлечения писателем творчества Одоевского, оказавшего значительное влияние на появление истории, основой которой становятся авторские жизненные наблюдения.

Жанровая направленность произведения представляет собой повесть, отличающуюся средним повествовательным объемом, основанным на единственном сюжете и определенном количестве персонажей, описанных в стиле дневниковых записей реалистического направления.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг картины развития сумасшествия главного героя, закончившегося полным безумием.

Композиционная структура повести представляет собой пять частей, на протяжении которых ощущается нарастающее душевное напряжение главного героя. Первая часть является описание никчемного существования персонажа, представленного в образе Поприщина, во второй части, являющейся завязкой основных событий повествуется о мечте героя о браке с дочерью начальника Софи. Третья часть представляет собой развитие действий в виде проявления безумного заболевания главного героя, которое разрастается в четвертой части, кульминации в виде воображения Поприщина себя в качестве наследника испанского короля. Финал повести, описанный в пятой части, представляется трагическим в виде помещения героя в лечебницу с ужасными условиями содержания.

Главным героем повести является Поприщин Аксентий Иванович, представленный в образе чиновника, находящегося в крайне бедственном положении, не имеющего семьи и друзей, пытающегося найти свое место в жизни.

Возлюбленной героя представляется Софи, являющаяся дочерью начальника Поприщина, отличающаяся юностью, красотой, ироничностью.

Второстепенными персонажами повести являются Теплов, являющийся камер-юнкером, выбранным в качестве мужа Софи, а также директор Поприщина, Меджи и Фиделька, подчеркивающие фантастическую сторону произведения.

Основной темой повести представляется изображение образа маленького человека, ощущающего на себе социальную несправедливость, живущего в нечеловеческих условиях, испытывающего отчаяние, болезненные страдания, переживания, результатом которых становится одиночество, перерастающее в безумие.

Своеобразием повести является использование автором особого приема в виде собачьей переписки, представленной воспаленным воображением героя, подчеркивающим драматизм повествовательного сюжета.

Автор пытается раскрыть в повести несколько проблем, одними из которых является уничижительная бедность, человеческое одиночество. Кроме того, одной из проблематик повести представляется вопрос нравственности и морали чиновничьего общества.

Смысловая нагрузка произведения состоит в изображении социального неравенства, заключающегося в угнетении отдельных людей и отсутствии нравственных устоев, причиняющих боль из-за несправедливости существующей общественной системы.

Вариант 2

По первому замыслу, эта повесть должна была представлять комедийный рассказ о жизни чиновников. Но потом Николай Васильевич Гоголь изменил направление жанра, представив произведение в виде записей дневника.

Аксентий Иванович Поприщин, бедный чиновник, завидующий своим губернским собратьям, имеющим возможность взяточничества. Он стыдится своей одежды, думает попросить у казначея денег в счет жалования, и влюблен в дочь своего начальника. Но признаться в этом, ему не хватает духу даже самому себе.

Досугом этого мелкого служащего можно назвать редкое посещение театра и чтение газеты, лежа у себя на диване.

Ничем не примечательная жизнь обычного человека, каких абсолютное большинство в любом городе, ничем не намекает на душевную болезнь этого человека, которая тихо прогрессирует.

Читатель начинает узнавать о душевной болезни главного героя с самых первых строк дневника. Далее Поприщин видит и слышит то, что другие люди не видят.

Попранное самолюбие, мелкая зависть и жгучее желание иметь положение в обществе приводят Поприщина к паранойе и заставляют полностью погрузиться в мир своих фантазий, воображая себя испанским королем. Герой постоянно говорит об этом окружающим, что естественным образом приводит его в психиатрическую клинику.

Душевная болезнь главного героя обогащает его духовный мир, как ни парадоксально это не звучит. Поприщин с королевским достоинством и спокойствием принимает все тяготы судьбы и жестокости и низости лечения паранойи в клинике. Именно здесь и сейчас он начинает понимать всю бренность бытия, что с уверенностью можно обозначить мудростью житейской.

Именно записками сумасшедшего человека Николай Васильевич пытался представить низость душ и нравственную пустоту чиновничьей среды, вырваться из которой подвластно только в иной мир. Будет ли он миром, придуманным или потусторонним, решать нам не дано, так как попранные мораль и нравственность не имеют там права голоса, а уж тем более, решений.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ повести Вий↑ ГогольАнализ комедии Женитьба Гоголя →

Анализ повести Записки сумасшедшего

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Незнакомки в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является прекрасная Незнакомка, без имени, возраста, адреса, с которой главный герой встречается на палубе корабля.

  • Сочинение Может ли интернет заменить живое общение

    Перед тем, как начать рассуждение на тему сочинения, мне сразу хочется указать свое четкое мнение на этот счет. Нет, нет и еще раз нет. Не может интернет заменить живое общение и никогда не сможет. А теперь объясню, почему я так считаю.

  • Сочинение Портрет и внешность Ильи Обломова

    Одним из основных персонажей романа «Обломов» Гончарова является Илья Обломов. Данный персонаж показан в романе как мужчина тридцати двух летнего возраста, который имел не очень невысокий рост и серого цвета глаза

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

  • Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души

    Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести

В 1835 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Арабески», в котором была напечатана повесть Николая Гоголя «Клочки из записок сумасшедшего». Она была написана под влиянием цикла Владимира Одоевского «Дом сумасшедших». Позже Гоголь поменял название произведения и включил его в «Петербургские повести».

Первоначально Николай Васильевич собирался создать комедийную пьесу из жизни чиновников. Об этом говорят сохранившиеся наброски. Но затем писатель изменил замысел и выбрал форму дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина. О всех событиях в повести мы узнаем только из записей этого человека.

Главному герою сорок два года, но семьей до сих пор не обзавелся. Поприщин имеет чин титулярного советника, как и другой известный гоголевский персонаж – Акакий Акакиевич Башмачкин. Основные служебные обязанности чиновника заключаются в очинке перьев для директора департамента.

Поприщин постоянно нуждается в деньгах и надеется выпросить у казначея небольшую сумму в счет жалования, стыдится своей старой шинели из плохого сукна. Аксентий Иванович сокрушается, что не имеет тех доходов, которые есть у чиновников в губернских ведомствах, где предлагают взятки. Раздражает его и начальник отделения, который постоянно делает замечания.

Дворянское происхождение Поприщина является предметом его гордости. Аксентий Иванович считает, что только дворяне могут писать правильно, у остальных «писание большею частью механическое: ни запятых, ни точек, ни слога». Поначалу Аксентий Иванович восхищается директором: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек». А влюбленность в его дочь Софи вносит в дневник лирическую нотку. Но полностью признаться в нахлынувших чувствах Поприщин не может даже себе.

Досуг типичного мелкого служащего сводится к лежанию на диване, чтению журнала «Северная пчела» и посещению театра. Казалось бы, в его поведении нет ничего странного. Но уже первые записи в дневнике дают повод усомниться в психическом здоровье автора. Начальник обвиняет Поприщина в глупых ошибках, которые сильно запутывают дело. Кроме того, Аксентий Иванович в последнее время начинает слышать и видеть то, чего никто не видит и не слышит.

Психическое расстройство главного героя прогрессирует. Поприщин разговаривает с собаками Меджи и Фидель, читает их переписку, из которой узнает о предстоящей свадьбе Софи. Ее избранником стал молодой камер-юнкер Теплов. После этой новости настроение Поприщина резко меняется. Он впадает в отчаяние и возмущается несправедливостью жизни, в которой все лучшее достается генералам и камер-юнкерам. Герой с горечью восклицает: «Отчего я титулярный советник?» Теперь директор не вызывает у чиновника восхищения. Поприщин называет его масоном и сравнивает с глупой пробкой. Титулярный советник хочется стать генералом, чтобы отомстить всем обидчикам.

Поприщин полностью погружается в мир своих фантазий, перестает ходить на работу. Ему вдруг становятся интересны проблемы с испанским престолом, на который никак не могут найти претендента. Несчастный воображает себя испанским королем и всем объявляет об этом. Даже шьет себе из парадного мундира королевскую мантию. В итоге Поприщина помещают в психиатрическую клинику, которую он воспринимает в соответствии со своим больным воображением.

Интересно, что специалисты высоко оценили достоверность, с которой Гоголь описал развитие болезни Поприщина, хотя сам писатель не стремился к точным медицинским формулировкам. Зависть и уязвленное самолюбие, маниакальное желание занять в свете высокое положение приводят героя повести к паранойе.

Парадоксально, но развитие болезни расширяет сознание Поприщина, поднимает его к значительным духовным высотам. Считая себя королем Испании, герой оказывается гуманным и справедливым правителем. Он с королевским достоинством и христианским терпением принимает мучения, которым его подвергают в лечебнице. Изменение представления о пространстве и времени не только свидетельствует о спутанном сознании, но и о мудром понимании скоротечности бытия, главенстве жизненных законов.

Под видом бреда сумасшедшего писатель показал духовное убожество и нравственную пустоту чиновничьей среды. Многие высказывания о царящих там порядках были довольно смелыми и в первых изданиях изъяты цензурой. Богатый канцеляризмами язык, описание внешности и поведения служащих департамента взяты из личного опыта службы самого Гоголя.

Фамилия героя была выбрана Николаем Васильевичем преднамеренно. Поиски своего поприща, места в жизни, попытка вырваться из порочного круга приводят чиновника в сумасшедший дом. Завершает произведение отчаянный крик о помощи и трогательное обращение к матери.

В этой повести трагическое и смешное так переплелись между собой, что их порой невозможно разделить. «Записки сумасшедшего», по мнению Белинского, являются одним из наиболее глубоких произведений Гоголя, в котором в лирической форме изложена история психической болезни. В своей статье «О русской повести и повестях Гоголя» критик отмечал, что по глубине и философской значимости эта история достойна Шекспира.

По произведению: «Записки сумасшедшего»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Автор: · 07.03.2018

В русской литературе довольно часто встречаются персонажи с психологическими расстройствами личности. И произведения Н.В. Гоголя не являются здесь исключением. Он умел проникнуть в человеческую душу, чтобы показать читателю надрывные страдания русского человека. Немного странное видение окружающего мира очень влияло на текст его произведений. Ощущение глубокого отчаяния является одним из важнейших мотивов его творчества. Мир его героев погружен в безумие. Но кто бы мог подумать, что его истории, собранные в цикл «Петербургских повестей», станут некой маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством.

История создания

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла.

Жанр и направление

«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.

Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно конкретизировать. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились «Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для возникновения Натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:

  • реализм художественного выражения;
  • наличие общественно значимых тем;
  • критическое отношение к социальной действительности.

Композиция

Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.

  1. Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
  2. Далее следует завязка основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, её красота поразила бедное сердце несчастного чиновника.
  3. Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в момент, когда он будто бы слышит разговор двух собачек на улице, одна из которых является питомицей Софи. Поприщин следует за животными, чтобы больше узнать о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзинки одной собачонки и прочесть их. Из писем он узнает о Теплове – потенциальном женихе своей возлюбленной, и эта новость повергает его в отчаяние.
  4. Кульминация действия происходит в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, будто он скрытый наследник испанского престола.
  5. Повесть заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать письмо матери с просьбой о помощи.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой, чьи записки нам предложил прочесть автор – Аксентий Иванович Поприщин. Чиновник, который занимается переписыванием бумаг в департаменте. Его основная работа заключается в очинке перьев для директора департамента. Этот персонаж очень напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель». Он так же одинок, за сорок два года жизни так и не сумел обзавестись семьей или хотя бы парой близких друзей. Положение его крайне бедственно, герой постоянно стыдится своего старомодного платья и себя самого, в том числе. В свободное время он практически всегда читает журнал «Северная пчела», лежит на диване и иногда посещает театр, считая это место высшим проявлением настоящего искусства. В целом, его поведение не кажется читателю странным, но с каждой новой заметкой сомнения по поводу его психического здоровья увеличиваются. Фамилия героя выбрана Гоголем не случайно. Поприщин — происходит от слова «поприще», именно оно описывает ту маниакальную идею, возникшую в голове Аксентия Ивановича. На протяжении всего произведения он судорожно пытается найти предназначение, чтобы хоть в чем-то видеть смысл собственного существования.
  2. Возлюбленная Поприщина – Софи, дочь директора департамента. Юная, невероятно красивая девушка, которая относится к главному герою с известной долей иронии. Из писем двух собачонок становится известно, что она надсмехалась над Аксентием Ивановичем, сравнивая его со старой черепахой. Гоголь не пытается особым образом охарактеризовать героиню, но дает читателю понять, что особы из её круга просто не могут отвечать взаимностью на чувства титулярных советников.
  3. Теплов – камер-юнкер, о котором Поприщин так же узнает из украденных писем. Никаких особенных сведений о нем нет, кроме того факта, что Софи отдала ему своё сердце.
  4. Директор департамента – человек, о котором довольно часто упоминается в записках. Непосредственный начальник Аксентия Ивановича. В начале произведения фигурировал в положительном свете, но после того, как стало известно о предстоящей свадьбе его дочери с Тепловым, мнение коренным образом меняется. Поприщин называет директора масоном и глупой пробкой, не имеющей собственного мнения.
  5. Меджи и Фиделька – отнюдь не самые последние герои произведения. Именно в разговорах и таинственной переписке этих собачек отражена фантастическая сторона повести. Таким образом, Н.В. Гоголь хотел передать нравы и мораль светского общества и то, каким гнилым оно является на самом деле.

Темы

Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.

Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.

Проблемы

В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.

Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его. И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.

Смысл

Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.

Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.

Критика

О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его. Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах.

Но особенно запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г. Белинского:

Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание.

Автор: Александра Давыдова

Автор: · Опубликовано 20.11.2019 · Обновлено 20.11.2019

Николай Гоголь является одним из самых самобытных и ярких русских писателей, являясь одним из главных представителей «золотого века» русской литературы и занимая место великого литератора наравне с Толстым, Пушкином, Тургеневым и другими, не менее значимыми творцами. Гоголь прославился и как драматург, и как прозаик. Его ранняя проза, наполненная тоской, безысходностью и психологизмом даёт нам понимание глубины переживаний писателя о судьбе человека и его месте в этом мире. Одним из его известнейших прозаических произведений, затрагивающих эти вопросы, является повесть «Записки сумасшедшего».

История создания

История написания повести «Записки сумасшедшего» — это интересные факты, необходимые для глубокого понимания замысла литератора.

  • «Записки сумасшедшего» были созданы Гоголем почти в самом начале его карьеры писателя, после того как он пережил весьма непростой период своей жизни в Санкт-Петербурге, где он безуспешно пытался стать актёром. Неудачи в творческой деятельности и безденежье оставили в душе писателя тягостные воспоминания о северной столице, которую он считал злым и несчастливым городом. Его переживания несомненно легли в основу сюжета повести.
  • Вдохновлялся Гоголь и творчеством своего менее известного современника – Владимира Одоевского, который в своём цикле «Дом сумасшедший» также затрагивал тему безумия.
  • Замысел повести возник у Гоголя ещё в начале тридцатых годов, однако работа над ней была завершена только в 1834 году, а опубликована книга была и вовсе в 1835.
  • Автору удалось клинически точно описать зарождение шизофрении благодаря опытному врачу-психиатру, который гостил у него в квартире и рассказывал о своей работе.
  • «Записки сумасшедшего» изначально не пропускали в печать, и цензурный комитет постановил сократить повесть. Так об этом писал сам Гоголь в пьем А.С. Пушкину:

Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу Записок сумасшедшего. Но слава Богу, сегодня немного лучше. По крайней мере, я должен ограничиться выкидкою лучших мест. Ну да Бог с ними!

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Суть: о чём повесть?

Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина из Петербурга.

Однажды, идя на службу, герой сталкивается с дочкой директора департамента и мгновенно влюбляется в неё.

Весь следующий месяц в дневнике описываются мечты Поприщина о прекрасной девушке, его переживания о своей жизни, мысли об окружающих, описание быта.

В какой-то момент читатель понимает, что рассудок Аксентия явно не в порядке. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается разговаривать с её собачкой, вскоре он находит переписку собачки девушки и собачки её подруги, которая содержит множество нелицеприятных выражений в его адрес.

Ближе к концу повествования Поприщин окончательно сходит с ума, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно вывезенного в Россию, начинает строить планы своего великого правления. Последние записи героя сделаны уже в сумасшедшем доме, который он принимает за застенки Святой инквизиции.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дал героям книги характеристику в таблице:

Аксентий Иванович Поприщин Маленький человек. Бедный, но гордый и амбициозный. Титулярный советник из Санкт-Петербурга сорока двух лет. Ничем не примечательный чиновник со слабой психикой. Влюбчив до такой степени, что один раз почувствовав влюблённость, окончательно повредился рассудком. Вспыльчив, высокомерен. Любит искусство и интересуется политикой, но глубоких познаний не имеет: «Софи никак не может удержаться от смеха, когда глядит на него»
Меджи Собачка главной героини, обладающая человеческими качествами. Она хитра и умна: «Она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека». В письмах говорит о своей любви к псу Трезору.
Софи Дочь директора департамента: красивая, кокетливая и молоденькая девушка, влюбленная в камер-юнкера Теплова. Ведет светский образ жизни: балы, приемы, чаепития.

Темы

Тематика повести «Записки сумасшедшего» такова:

  1. Любовь – любовь в этой повести изображена пугающей силой, которая, вспыхнув один раз, пожрала человека, навсегда лишив его разума и разрушив его пусть и несчастливую, но жизнь.
  2. Петербург – северная столица показана максимально мрачным и неприветливым городом, в котором нет места теплу и уюту, и даже сама окружающая атмосфера толкает человека в пропасть безумия. Там хорошо только богачам, а обычные люди вынуждены страдать от холода, ветра, сырости и бесприютности существования.
  3. Жизнь чиновников – Гоголь показывает всю убогость и серость жизни своего героя, который влачит жалкое существование мелкого чиновника, не зная в своей жизни никаких радостей. У него мало денег, нет знакомых и родственников, а коллеги и вовсе его презирают.
  4. Жизненные ценности – писатель показывает нам, что в обществе на первом месте стоят деньги и власть – неправильные жизненные ориентиры, которые ведут человечество к гибели.
  5. «Маленький человек» – чиновник Поприщин является очередным примером «маленького человека» в русской литературе, которого ещё до Гоголя начал изучать Александр Пушкин. Писатель с жалостью смотрит на своего героя, который кажется абсолютно беспомощным перед своей печальной судьбой, на которую его обрекло несправедливое общество.

Проблемы

Проблематика повести «Записки сумасшедшего» может быть дополнена, если в этом есть необходимость. Многомудрый Литрекон дополнит разбор, когда Вы напишите о том, чего не хватает, в комментариях:

  1. Социальное неравенство – в повести чётко проглядывается проблема разделения людей по социальному статусу и имущественному признаку. Богачи и дворяне могут наслаждаться жизнью и ни о чём не думать, остальное же население вынуждено трудиться в поте лица и выживать в невыносимых условиях.
  2. Нищета – на протяжении всего повествования мы можем наблюдать картины ужасающей нищеты, в которой живёт большая часть России.
  3. Одиночество – несмотря на скученность людей, перенаселённость городов, мы видим, что каждый индивидуум в душе очень одинок. Уставшие от постылой жизни люди равнодушны к страданиям других, у них нет сил даже для того, чтобы помочь себе.
  4. Участь сумасшедших – в последних строчках повести мы можем узнать об ужасной участи сумасшедших, которых отправляют в лечебницу, где их обливают холодной водой, кричат на них и всячески губят их здоровье.

Основная идея

Гоголь показал нам всю пагубность социального и экономического неравенства, царившего в обществе Российской империи девятнадцатого века, на примере своего очередного «маленького человека». Смысл повести «Записки сумасшедшего» заключается в том, что человек не может оставаться здоровым в окружении, где его оценивают исключительно по чину и благосостоянию. Чиновник начинает приписывать себе мнимое достоинство, разыгрывая короля Испании. Это вовсе не случайный пример, ведь для сватовства к Софи персонажу не хватило лишь пары орденов и состояния. Их он придумал себе, став королем Испании.

Писатель показал, до чего может дойти человек, живущий в жестоком обществе, которое не считает его полноценной личностью, а всего лишь бездушным винтиком, который должен только исполнять возложенные на него функции. Такова главная мысль повести «Записки сумасшедшего».

Чему учит?

Гоголь в повести «Записки сумасшедшего» осуждает равнодушие, эгоизм и жестокость людей по отношению друг к другу. Он призывает нас быть добрее к окружающим, чья судьба складывается не так хорошо, как наша. Такова мораль книги.

Это произведение в очередной раз затрагивает тему «маленького человека», призывая нас относится с уважением и добротой ко всем, независимо от их богатств и положения на социальной лестнице. Это и есть вывод, который читатель может сделать из повести «Записки сумасшедшего».

Критика

В целом публика приняла повесть очень тепло, наравне с другими ранними творениями писателя.

Редактор журнала «Библиотека для чтения» – Осип Синковский, отметил яркость и живость рассказанной Гоголем истории, но так и не усмотрел в ней никакой общественно-значимой идеи.

Виссарион Белинский же увидел в повести прежде всего сатиру, жестокую насмешку над обществом и человеком, которое это общество породило. Для него, «Записки сумасшедшего» были направлены прежде всего против политического устройства России, сама же фигура главного героя не вызвала у него никакого интереса.

«Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию и жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойной кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью: это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит и возбуждает сострадание»

Литературоведы тоже высказывались о произведении и проводили анализ повести:

С. Бочаров отмечает, что Поприщин сходит с ума на почве размышлений о собственной человеческой ценности. В каждом его слове ощущается трагизм попытки осознать себя человеком. И только в апофеозе бреда он наконец прорывается к себе самому — в заключительном монологе Поприщина его поиски своего места в мире завершаются словами «ему нет места на свете!».

Автор: Михаил Щепин

Используемые источники:

  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/analiz-povesti-zapiski-sumasshedshego
  • https://goldlit.ru/gogol/706-zapiski-sumashedshego-analiz
  • https://literaguru.ru/analiz-povesti-zapiski-sumasshedshego-n-v-gogol/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/zapiski-sumasshedshego-gogol/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт