Взаимоотношения Катерины и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Boris-Katerina.jpg

Отношения Катерины Кабановой и Бориса являются важной сюжетной линией в пьесе «Гроза» Островского.Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» Островского: история отношений, любовь героев

Главная героиня пьесы, молодая женщина Катерина Кабанова живет с нелюбимым мужем Тихоном и злой свекровью Кабанихой. Катерина глубоко несчастлива в семье мужа:

«…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…»

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис. Он влюбляется в замужнюю красавицу Катерину, которая отвечает ему взаимностью. Но молодые люди не могут нигде встретиться наедине, так как Катерина замужем:

«…сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого! В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся…»

Некоторое время Борис и Катерина видятся только на бульваре и в церкви. Другой возможности встретиться у них нет:

«…Я один раз только и был у них с дядей. А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…»

Однажды муж Катерины, Тихон, уезжает по делам из города. Катерина и Борис наконец видятся ночью на тайном свидании. 10 дней влюбленные тайно встречаются каждую ночь:

«…И все-то десять ночей я гуляла…»

На свиданиях Борис говорит Катерине, что любит ее «больше самого себя»:

«…я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..»

Катерина говорит Борису, что любит его и готова идти за ним на край света:

«…Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…»

Внезапно Тихон, муж Катерины, возвращается в город, и тайные встречи влюбленных прекращаются. Катерина страшно тоскует по Борису. Не в силах скрывать правду, она рассказывает мужу и свекрови о своей измене:

«…Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! <…> И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.) <…> С Борисом Григорьичем…»

После этого признания Тихон по приказу матери избивает Катерину, а Кабаниха еще больше тиранит ее. В итоге жизнь Катерины в доме Кабановых превращается в кошмар:

«…Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! <…> Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск…»

После этого скандала дядька Дикой отсылает Бориса в Сибирь на 3 года по делам. Борис не спорит с дядькой, потому что надеется получить от него наследство:

«…А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды…» 

«…Далеко, Катя, в Сибирь…»

Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, тот отказывается, потому что боится дядьку Дикого:

Катерина. Возьми меня с собой отсюда! 

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку…»

Прощаясь с Катериной, Борис рыдает от жалости к ней, но на самом деле ничего не делает, чтобы спасти ее:

«…Тяжело тебе, Катя!..»  

«…Борис(рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)..»

Борис является последней надеждой Катерины на радость в жизни, но и он предательски покидает несчастную:

«…Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела…» 

Не в силах вынести страданий, Катерина с горя бросается в Волгу и погибает:

«…Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу!..» 

Это была краткая история отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: описание истории любви героев в цитатах.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

В положении Катерины мы видим, что, все В«идеиВ», внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды — восстают против ее естественных стремлений и поступков. Страшная борьба, на которую осуждена молодая женщина, совершается в каждом слове, в каждом движении драмы, и вот где оказывается вся важность вводных лиц, за которых так упрекают Островского. Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, в которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования. Рассказы странниц и внушения домашних хоть и перерабатывались ею по-своему, но не могли не оставить безобразного следа в ее душе: и действительно, мы видим в пьесе, что Катерина, потеряв свои радужные мечты и идеальные, выспренние стремления, сохранила от своего воспитания одно сильное чувство — страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, чего она не могла бы объяснить себе хорошенько, ни отвергнуть. За каждую мысль свою она боится, за самое простое чувство она ждет себе кары; ей кажется, что гроза ее убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки… А все окружающее поддерживает и развивает в ней этот страх: Феклуши ходят к Кабанихе толковать о последних временах; Дикой твердит, что гроза в наказание нам посылается, чтоб мы чувствовали; пришедшая барыня, наводящая страх на всех в городе, показывается несколько раз с тем, чтобы зловещим голосом прокричать над Катериною: В«Все в огне гореть будете в неугасимомВ». Все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие, согласно с понятиями и самой Катерины, должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление. Даже удалой Кудряш, esprit-fort* этой среды, и тот находит, что девкам можно гулять с парнями сколько хочешь — это ничего, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение так в нем сильно, что, узнав о любви Бориса к Катерине, он, несмотря на свое удальство и некоторого рода бесчинство, говорит, что В«это дело бросить надоВ». Всё против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле; все должно заставить ее — заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном формализме семейной безгласности и покорности, без всяких живых стремлений, без воли, без любви, — или же научиться обманывать людей и совесть. <…>

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала; В«без этого нельзя, — говорит ей Варвара, — ты вспомни, где ты живешь; у нас на этом весь дом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно сталоВ». Катерина поддается своему положению, выходит к Борису ночью, прячет от свекрови свои чувства в течение десяти дней… Можно подумать: вот и еще женщина сбилась с пути, выучилась обманывать домашних и будет развратничать втихомолку, притворно лаская мужа и нося отвратительную маску смиренницы! Нельзя было бы строго винить ее и за это: положение ее так тяжело! Но тогда она была бы одним из дюжинных лиц того типа, который так уже изношен в повестях, показывавших, как В«среда заедает хороших людейВ». Катерина не такова: развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее, еще тогда, как она только подходит к делу. Она не занимается психологическим анализом и потому не может высказывать тонких наблюдений над собою; что она о себе говорит, так уж это, значит, сильно дает ей знать себя. А она, при первом предложении Варвары о свидании ее с Борисом, вскрикивает: В«нет, нет, не надо! что ты, сохрани господи: если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете!В» Это в ней не разумная предосторожность говорит, — это страсть; и уж видно, что как она себя ни сдерживала, а страсть выше ее, выше всех ее предрассудков и страхов, выше всех внушений. слышанных ею с детства. В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Она все мечтает, как бы ей В«полететь невидимо, куда бы захотелаВ»; а то такая мысль приходит: В«кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшисьВ»… В«Только не с мужемВ», — подсказывает ей Варя, и Катерина не может скрыть своего чувства и сразу ей открывается вопросом: В«а ты почем знаешь?В» Видно, что замечание Варвары для нее самой объяснило многое: рассказывая так наивно свои мечты, она еще не понимала хорошенько их значения. Но одного слова достаточно, чтобы сообщить ее мыслям ту определенность, которую она сама боялась им дать. До сих пор она еще могла сомневаться, точно ли в этом новом чувстве то блаженство, которого она так томительно ищет. Но раз произнесши слово тайны, она уже и в мыслях своих от нее не отступится. Страх, сомнения, мысль о грехе и о людском суде — все это приходит ей в голову, но уже не имеет над нею силы; это уж так, формальности, для очистки совести. В монологе с ключом (последнем во втором акте) мы видим женщину, в душе которой решительный шаг уже сделан, но которая хочет только как-нибудь В«заговоритьВ» себя. Она делает попытку стать несколько в сторону от себя и судить поступок, на который она решалась, как дело постороннее; но мысли ее все направлены к оправданию этого поступка. В«Вот, — говорит, — долго ли погибнуть-то… В неволе-то кому весело… Вот хоть я теперь — живу, маюсь, просвету себе не вижу… свекровь сокрушила меняВ»… и т.д. — всё оправдательные статьи. А потом еще облегчительные соображения: В«видно уже, судьба так хочет… Да какой же и грех в этом, если я на него взгляну раз… Да хоть и поговорю-то, так всё не беда. А может, такого случая-то еще во всю жизнь не выйдет…В» Этот монолог возбудил в некоторых критиках охоту иронизировать над Катериною как над бесстыжею ипокриткою*; но мы не знаем большего бесстыдства, как уверять, будто бы мы или кто-нибудь из наших идеальных друзей не причастен таким сделкам с совестью… В этих сделках не личности виноваты, а те понятия, которые им вбиты в голову с малолетства и которые так часто противны бывают естественному ходу живых стремлений души. Пока эти понятия не выгнаны из общества, пока полная гармония идей и потребностей природы не восстановлена в человеческом существе, до тех пор подобные сделки неизбежны. Хорошо еще и то, если, делая их, приходят к тому, что представляется натурою и здравым смыслом, и не падают под гнетом условных наставлений искусственной морали. Именно на это и стало силы у Катерины, и чем сильнее говорит в ней натура, тем спокойнее смотрит она в лицо детским бредням, которых бояться приучили ее окружающие. Поэтому нам кажется даже, что артистка, исполняющая роль Катерины на петербургской сцене, делает маленькую ошибку, придавая монологу, о котором мы говорим, слишком много жара и трагичности. Она, очевидно, хочет выразить борьбу, совершающуюся в душе Катерины, и с этой точки зрения она передает трудный монолог превосходно. Но нам кажется, что сообразнее с характером и положением Катерины в этом случае — придавать ее словам больше спокойствия и легкости. Борьба, собственно, уже кончена, остается лишь небольшое раздумье, старая ветошь покрывает еще Катерину, и она мало-помалу сбрасывает ее с себя. Окончание монолога выдает ее сердце. В«Будь что будет, а я Бориса увижуВ», — заключает она и в забытьи предчувствия восклицает: В«ах, кабы ночь поскорей!В»

Такая любовь, такое чувство не уживется в стенах кабановского дома, с притворством и обманом. Катерина хоть и решилась на тайное свидание, но в первый же раз, в восторге любви, говорит Борису, уверяющему, что никто ничего не узнает: В«Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?В»

И точно, она ничего не боится, кроме лишения возможности видеть ее избранного, говорить с ним, наслаждаться с ним этими летними ночами, этими новыми для нее чувствами. Приехал муж, и жизнь ей стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, — это ей показалось горче прежнего. Да еще надо было бояться каждую минуту за себя, за каждое свое слово, особенно перед свекровью; надо было бояться еще и страшной кары для души… Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся в галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. Первое движение его было страх, что скажет мать. В«Не надо, не говори, матушка здесьВ», — шепчет он растерявшись. Но мать уже прислушалась и требует полной исповеди, в заключение которой выводит свою мораль: В«что, сынок, куда воля-то ведет?В»

Трудно, конечно, более насмеяться над здравым смыслом, чем как делает это Кабаниха в своем восклицании. Но в В«темном царствеВ» здравый смысл ничего не значит: с В«преступницеюВ» приняли меры, совершенно ему противные, но обычные в том быту: муж, по повелению матери, побил маненько свою жену, свекровь заперла ее на замок и начала есть поедом…

Кончены воля и покой бедной женщины: прежде хоть ее попрекнуть не могли, хоть могла она чувствовать свою полную правоту перед этими людьми. А теперь ведь, так или иначе, она перед ними виновата, она нарушила свои обязанности к ним, принесла горе и позор в семью; теперь самое жестокое обращение с ней имеет уже поводы и оправдание. Что остается ей?

<…>Менее невозможности представляло бы другое решение — бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. Несмотря на строгость формального закона, несмотря на ожесточенность грубого самодурства, подобные шаги не представляют невозможности сами по себе, особенно для таких характеров, как Катерина. И она не пренебрегает этим выходом, потому что она не отвлеченная героиня, которой хочется смерти по принципу. Убежавши из дому, чтобы свидеться с Борисом, и уже задумывая о смерти, она, однако, вовсе не прочь от побега; узнавши, что Борис едет далеко, в Сибирь, она очень просто говорит ему: В«возьми меня с собой отсюдаВ». Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень, который держит людей в глубине омута, названного нами В«темным царствомВ». Камень этот — материальная зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди — Дикого; Дикой с Кабановыми уладили, чтоб его отправить в Кяхту, и, конечно, не дадут ему взять с собой Катерину. Оттого он и отвечает ей: В«нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает, уж и лошади готовыВ», и пр. Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил В«образованияВ» и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом, — ходит точно потерянный. Живет он у дяди потому, что тот ему и сестре его должен часть бабушкина наследства отдать, В«если они будут к нему почтительныВ». Борис хорошо понимает, что Дикой никогда не признает его почтительным и, следовательно, ничего не даст ему; да этого мало. Борис так рассуждает: В«нет, он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость, да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовалоВ». А все-таки он живет у дяди и сносит его ругательства; зачем? — неизвестно. При первом свидании с Катериной, когда она говорит о том, что ее ждет за это, Борис прерывает ее словами: В«ну, что об этом думать, благо нам теперь хорошоВ». А при последнем свидании плачется: В«кто ж это знал, что нам за нашу любовь так мучиться с тобой! Лучше бы бежать мне тогда!В» Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают. Тип их много раз изображался в нашей беллетристике — то с преувеличенным состраданием к ним, то с излишним ожесточением против них. Островский дает их нам так, как они есть, и с особенным ему уменьем рисует двумя-тремя чертами их полную незначительность, хотя, впрочем, не лишенную известной степени душевного благородства. О Борисе нечего распространяться он, собственно, должен быть отнесен тоже к обстановке, в которую попадает героиня пьесы. Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец ее. Будь это другой человек и в другом положении — тогда бы и в воду бросаться не надо. Но в том-то и дело, что среда, подчиненная силе Диких и Кабановых, производит обыкновенно Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу, даже при столкновении с такими характерами, как Катерина. Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же в сущности, только В«образованныйВ». Образование отняло у него силу делать пакости, — правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вкруг него. Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает, на первый раз, истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать. Смотря с своей точки, этакие натуры не затруднятся сказать В«образованнымВ» страдальцам, удаляющимся от горестных обстоятельств жизни: В«возьми и меня с собой, я пойду за тобою всюдуВ». Но тут-то и окажется бессилие страдальцев; окажется, что они и не предвидели, и что они проклинают себя, и что они рады бы, да нельзя, и что воли у них нет, а главное — что у них нет ничего за душою и что для продолжения своего существования они должны служить тому же самому Дикому, от которого вместе с нами хотели бы избавиться…

Ни хвалить, ни бранить этих людей нечего, но нужно обратить внимание на ту практическую почву, на которую переходит вопрос; надо признать, что человеку, ожидающему наследства от дяди, трудно сбросить с себя зависимость от этого дяди, и затем надо отказаться от излишних надежд на племянников, ожидающих наследства. хотя бы они и были В«образованыВ» по самое нельзя. Если тут разбирать виноватого, то виноваты окажутся не столько племянники, сколько дяди, или, лучше сказать, их наследство.

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

В 

в–є Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. Когда она приходит на первое свидание с Борисом, она с первых слов осыпает его упреками за то, что он погубил ее.

«Зачем ты пришел, погубитель мой? — говорит она. — Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски. — Ведь, что я себе готовлю? Где мне место-то, знаешь ли?

— Успокойтесь, сядьте.

— …Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом ночью иду к тебе.

— Ваша воля была на то.

— Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса. Небольшое молчание.) Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)

Далее, когда на нее опять находят грустные мысли, и Борис, утешая ее тем, что никто не узнает про их любовь, говорит ей: «Неужели же я тебя не пожалею!», она отвечает:

— Э! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня, пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.

Опять виден весь характер. Опять русские мотивы. Она с каким-то сладострастием, с какою-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную натуру. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита. Такие женщины-простолюдинки, какую нам дает автор, не делают уступок ни общественному суду, ни требованиям молодости, ни даже всеисцеляющему времени. Если б она была женщина развитая, она нашла бы оправдание любви своей и в жажде человека изведать счастье на земле, и в своей горькой доле и, наконец, в законности, в которую она сама облекла бы любовь свою. Все эти высшие соображения совершенно чужды для Катерины. То, что на обыкновенном языке называется проступком, в ее понятии есть тяжкий, смертный грех, достойный всех мук ада.

<…> Как, говорят, могла Катерина полюбить такого пошлого господина, как Борис! Среди стольких выпуклых и ярких лиц в драме, это лицо в самом деле бросается в глаза своею безличностию и ничтожеством. Ни одно свойство, составляющее характер, не обозначено в нем прямо и положительно автором. Дряблость и пассивность этого лица выходят в нем как будто сами собою, без ведома автора. Все это правда, но что же из этого? Разве Катерина так сейчас и могла узнать, что это за человек? Влюбилась она в него, не перемолвив с ним ни одного слова; на первое свидание к нему пришла как к незнакомому человеку; прежде чем она его увидала, сердце ее уже требовало любви. Понравился он ей потому, что он точно так же терпит горе, как и она. Наконец, просто ей полюбилось его лицо, и она полюбила Бориса. Мало ли кого и за что любят женщины, самые развитые, не чета в этом отношении Катерине, женщине простой и непосредственной.

Достоевский М.М. В«»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. ОстровскогоВ»

В 

в–є Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

Любовные отношения Катерины и Бориса в известной пьесе великого русского литературного деятеля Алексея Николаевича Островского «Гроза» — немаловажная сюжетная линия в ней. Она является одним из основных стержней данного произведения.

Когда в городе Калинове появляется Борис, он влюбляется в Катерину. Катерина, несмотря на своё замужнее положение, оказывает Борису взаимную любовь. Однако, Борис «… сдуру влюбляться вздумал. Да в кого! В женщину, с которой даже и поговорить-то не удастся…». Данная цитата означает, что Борис с Катериной толком видеться не могут, поскольку Катерина замужем и нельзя, чтобы её увидели вместе с каким-нибудь другим мужчиной. Им удаётся увидеться только в таких местах, как церковь и бульвар («… Я один раз только и был у них с дядей. А то в церкви вижу, то на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как-будто светится…»).

По возвращении мужа тайные свидания, естественно, прекращаются. Катерина начинает скучать по Борису и тем блаженным моментам, пережитым вместе с ним. Как итог, она не выдерживает и все рассказывает. И Тихону, и Кабанихе. Вследствие этого Тихон (по наставлению, а точнее, по приказу матери, Кабанихи) избивает жену, а та начинает ее тиранить ещё больше, чем прежде.

Когда дядька отсылает Бориса по делам в Сибирь (а тот, желая получить от него наследство, не спорит с ним по этому поводу), Катя просит взять его с собой. Но, по словам Бориса, это невозможно и он перед отъездом говорит, что «…нужно молиться, чтобы она (Катерина) умерла поскорее, чтобы не мучиться…». Не в силах пережить происходящее, Катерина прыгает в реку, в которой и тонет.

Подводя итог, можно сказать, что Катерине действительно пришлось нелегко. В этом виновны прежде всего люди, с которыми она жила. А именно — муж, который совершенно нейтрален и боится всего, женившийся на практически первой попавшейся женщине благодаря «морали» матери и свекровь, которая хочет, чтобы все подчинялись только ей и ужасно боится утратить свою репутацию.

С цитатами.

<glav>Другие темы:</glav>← Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза↑ ОстровскийДикой и Кабаниха в пьесе Гроза → `

История отношений Катерины и Бориса

istoriya-otnoshenij-kateriny-i-borisa.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение про Толерантность

    Рассматривая понятие «толерантность», невольно начинаешь задумываться о том, что в современном мире оно является основой взаимоотношений людей. Порой любое проявление человеческих качеств в каких-либо ситуациях

  • Анализ романа «Бедные люди» Достоевский (9 класс)

    Произведение является первым серьезным сочинением писателя, в котором в качестве прототипов он использует наблюдения в отношении своих приятелей, знакомых.

  • Молчалин в доме Фамусова сочинение

    Одним из важных лиц комедии «Горе от ума» можно с уверенностью назвать Алексея Молчалина. Его фамилия давно стала именем нарицательным, обозначая типаж людей

14-289add1993cac383aa6c1c028493840b62c89f316423e3721e57c37b113937bc.pngИсаев Глеб

Борис казался Катерине необыкновенным, особенным человеком, потому что выделяется среди остальных обитателей провинциального Калинова. Умен, образован. Да и полюбил ее искренне и нежно. Но он ничем не лучше ее жалкого, подневольного мужа Тихона. Он так же забит и зависим от Дикого, как и Тихон от матери, потому что беден. Он надеется получить долгожданное наследство и ради этого сносит безропотно понукания своего дяди. Борис вынужден уехать, подчиняясь повелению дяди в Сибирь. Трусливо отказывается взять возлюбленную с собой. Бросая Катерину, он прекрасно понимает, какая участь ее ожидает. Но спасти ее не в состоянии. И малодушно просит у Бога для нее скорейшей смерти, чтобы не мучилась. А Катерина не винит его, жалеет, считает только себя виноватой во всем. Он не достоин такой любви.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/06/katerina-boris-groza-ostrovskij.html
  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/57-analiz_dramy_ostrovskogo__groza_/stages/2217-boris_i_katerina_vnutrennyaya_borba_kateriny.html
  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/57-analiz_dramy_ostrovskogo__groza_/stages/2223-katerina_i_boris_lyubov_kateriny.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/istoriya-otnoshenij-kateriny-i-borisa
  • https://vashurok.ru/questions/mozhno-li-schitat-borisa-dostoynim-izbrannikom-katerini-sochinenie

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт