Содержание
- 1 Маленькое предуведомление
- 2 Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
- 3 Самый простой способ определить метр
- 4 Немного о науке
- 5 Что же делать?!
- 6 Метр определили. А размер?
- 7 Что, это все?
- 8 P. S. Зачем все это надо?
- 9 Стопа
- 10 Нумеруем слоги
- 11 Как различать трёхсложные стопы?
- 12 Стихотворные размеры — это …
- 13 Немного об истории
- 14 Двусложные стихотворные размеры
- 15 Трёхсложные размеры стихов
- 16 Как всё это применить на практике
- 17 Понятие
- 18 Виды размеров
- 19 Определение размера
- 20 Примеры
- 21 Что мы узнали?
- 22 Тест по теме
- 23 Размер стихотворения
- 24 Вычисление стихотворного размера 12 строк. Вводите только русский текст!
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использовать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы читаете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Маленькое предуведомление
Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим порядковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы. Вы беретесь за «Евгения Онегина», твердо со школы зная, что он написан ямбом — четырехстопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Когда́ не в шу́тку занемо́г, Он уважа́ть себя́ заста́вил И лу́чше вы́думать не мо́г.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырехстопный ямб, теперь Тютчев:
Мы́сльизрече́ннаяе́сть ло́жь.
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шелестя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей:Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́няЯмб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́нДактиль:Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечкаАмфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́шаАнапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции о поэзии и прозеРусская литература XX векаЛекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и другихКак работает литератураЛекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не <nobr>какие-то </nobr>жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Не с теми, ливнями огнейВ бе́здну нисхлестнутыми: С земными низостями дней. С людскими косностями —
Деревья! К вам иду! Спастись От рева рыночного!Ва́шими вымахами ввысь Как сердце выдышано!
Дуб богоборческий! В бои Всем корнем шествующий!и́вы-провидицы мои! Березы-девственницы!
Вяз — яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна — ты, уст моих псалом:Го́речь рябиновая…
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителейЛекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или <nobr>что-то</nobr> еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — <nobr>по-раз</nobr>ному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: <nobr>где-то</nobr> один, <nobr>где-то</nobr> сразу два, <nobr>где-то</nobr> три, четыре, пять, а <nobr>где-то</nobr> и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а <nobr>что-то</nobr> другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование <nobr>таких-то </nobr>и <nobr>таких-то</nobr> ямбических строк.
Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «неполная» стопа считается, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не считается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).
Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.
Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.
С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единичку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте <nobr>по-другому</nobr>: интервалы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибавляйте единицу.
В верлибре (свободном стихе) размер не считается, ура!
Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и переходных форм. Есть сложные произведения — в которых автор в разных строках или фрагментах любит сталкивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибридные размеры (которыми, например, написано «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для специалистов.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в темеВся русская литература XIX века в 230 карточкахОт публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа ТолстогоРусь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблицеОт Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой историиВесь XIX век в одной таблицеОт Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по историиФилософия Просвещения в одной таблицеГлавные идеи и герои европейского, американского и русского ПросвещенияXX век: все главные стили живописи в одной таблицеРаскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализмаСредневековая литература: главные книги в одной таблице«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие

В русском стихосложении за последние век–полтора произошло много изменений. Это касается как формы, так и содержания. Затронули изменения и саму систему стихосложения. Силлабо-тонические основы пошатнулись. Дольники, тактовик, акцентный стих завоёвывают популярность. Но классические стихотворные размеры по-прежнему актуальны. Два двусложных (ямб и хорей) и три трёхсложных (дактиль, амфибрахий и анапест) используются чаще всего. Это сложно, так как в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов, а ударение непостоянно и подвижно. Поэтам приходится либо, изменяя размеру, добавлять стопы спондея, пиррихия, трибрахия и т.п., либо подстраиваться под размер, используя дополнительные ударения или инверсию.
Стопа
Все вы знаете свой размер обуви. То есть размер стопы. В стихах (стихотворных строчках) тоже есть свои стопы – повторяющиеся группы слогов. В силлабо-тонической системе учитывают ударные и безударные слоги. Ударные слоги в двусложной или трёхсложной стопе повторяются через определённое количество безударных.
Вот примеры стихотворных строчек, которые в реальной практике достаточно сложно встретить.
В двусложных словах первых двух строк ударение падает либо на первый слог (это хорей), либо на второй (это ямб)
Кровью брызжет солнца рана – ХОРЕЙ (–V/–V/–V/–V)
Стою в лесу пустом один – ЯМБ (V–/ V–/ V–/ V–)
В следующих строчках использованы трёхсложные слова: с ударением на первый слог (дактиль), на второй слог (амфибрахий), на третий слог (анапест).
Щёлкает пальцами озеро звонкое – ДАКТИЛЬ (–VV/–VV/–VV/–VV)
Руками, ногами цеплялся за жизнь – АМФИБРАХИЙ (V–V/V–V/V–V/V–)
Помогал выносить ураган – АНАПЕСТ (VV–/ VV–/ VV–)
Как уже говорилось выше, в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов и ударение подвижно, поэтому в стихах приходится иметь дело с более сложными случаями.
Нумеруем слоги
Для определения размера можно выполнить простую работу. Пронумеруйте слоги в нескольких строках (начиная с единицы). Например, вот так:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
123 45 6789
12 3 4 5 678
Между слогами нового слова сделайте пробел побольше, а ударный слог выделите.
Ударение падает на чётные слоги. Не на все, как мы видим: шестой слог безударный. Главное, что только на чётные. Это ямб. А ведь первое слово строчки трёхсложное, второе двусложное, а в третьем три или даже четыре слога. В последнем слове появляется второе, дополнительное ударение. Мы его почти не слышим, но оно всё-таки есть.
Вот ещё примеры ямба. Это, кстати, самый популярный размер в русских стихах.
Я помню чудное мгновенье… (1 2 3 4 56 78 9)
О доблестях, о подвигах, о славе… (1 2 34 5 678 9 1011
В пушкинской строке ударение падает не только на чётные, но и на первый, нечётный слог. А что делать? Куда девать многочисленные односложные слова? Вроде бы местоимение, не предлог или союз: ударение должно быть обязательно. Должно, есть, но слабое. Основное – на соседнем слове: «пОмню».
Пример из Блока вообще непростой, на первый взгляд. Однако стоит предлог «о» присоединить, как и положено, к последующему существительному, как размер легко определяется. Ударение только на чётных слогах. Это ямб.
Запомните!
Ямб – ударение только на чётных слогах
Хорей – ударение только на нечётных слогах
Ещё потренируемся?
Шёпот, робкое дыханье… (12 345 678)
У Фета, как мы видим, хорей. Как и у Пушкина:
Буря мглою небо кроет… (12 34 56 78)
Здесь совершенно очевидно. И слова двусложные. Но бывает и по-другому.
Тучки небесные, вечные странники… (12 3456 789 101112)
Как ныне сбирается вечный Олег … (1 23 4567 89 1011)
На заре ты её не буди… (1 23 4 56 7 89)
В строках Лермонтова, Пушкина и Фета ударения то на чётных, то на нечётных слогах. Можно, конечно, запомнить:
Дактиль – ударение на первом, четвёртом, седьмом, десятом слогах
Амфибрахий – ударение на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах
Анапест – ударение на третьем, шестом, девятом слогах
Но легко и ошибиться. Главное, что в трёхсложных размерах обязательно чередуются чётные и нечётные слоги с ударениями.
Итак, первое.
Нумеруем слоги, ставим ударения. Этим способом отличаем ямб, хорей и трёхсложные размеры друг от друга.
Как различать трёхсложные стопы?
Нумерацией мы можем отличить двусложные и трёхсложные размеры друг от друга. С трёхсложными сложнее. Одно радует: они встречаются не так часто.
Способ первый – подстановка.
Представьте себе, как выглядит стопа
– дактиля:
VV (ударный и два безударных)
– амфибрахия:
V–V (безударный, ударный, безударный)
– анапеста:
VV– (два безударных и ударный)
Чтобы запомнить, используйте свои приёмы. Мне, например, помогает сходство хорея и дактиля, ямба и амфибрахия. Анапест же похож на перевёрнутый дактиль.
Запомнив, как выглядит та или иная стопа, пробуйте подставлять её. Например, в строчки Лермонтова, Пушкина и Фета (см. выше).
Проверьте себя:
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Запомните!
дактиль
–VV (ударный и два безударных)
амфибрахий
V–V (безударный, ударный, безударный)
анапест
VV– (два безударных и ударный)
Потренируемся?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
12 34 56 78 910111213
Ударение на чётных слогах – это ямб.
Выхожу один я на дорогу…
123 45 6 7 8910
А здесь на нечётных. Это хорей.
Славная осень! Морозные ночи…
123 45 6789 1011
У Некрасова чередуются нечётные и чётные ударные слоги. Это трёхсложный размер (довольно часто используемый Некрасовым). Представляем, как выглядит та или иная трёхсложная стопа. Сколько таких стоп в строке. Это дактиль. Он похож на хорей, только вместо одного безударного – два. В стихе три полных стопы и одна из двух слогов, укороченная:
–VV / –VV / –VV / –V
Тренируйтесь на известных и неизвестных стихотворениях. Если сомневайтесь, не стесняйтесь спрашивать у специалистов. Обращайтесь – вам помогут. До встречи!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Как выучить неправильные глаголы?Британские семейные традиции
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
14 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На уроках литературы в школе рано или поздно наступает момент, когда нужно проанализировать поэтический текст.
В числе прочего требуется определить его стихотворный размер. Без подготовки тут не обойтись.
Вот несколько простых способов разобраться в теме и превзойти в этом самого Евгения Онегина, о котором Пушкин, как вы помните, сказал:
Стихотворные размеры — это …
Стихотворные размеры (или размеры стиха) – это схема построения стихотворной строки, ритмически организованный с помощью стоп, ударений и слогов словесный ряд.
Существует несколько систем стихосложения. Наиболее известны три:
- силлабическая (основанная на равном, упорядоченном количестве слогов);
- тоническая (важно, чтобы в строках было одинаковое количество ударных слогов);
- силлабо-тоническая (построенная на ударно-слоговом принципе, для которого значимы равномерно чередующиеся ударные слоги).
В настоящее время самой распространённой и привычной для нас является силлабо-тоническая система стихосложения.
Немного об истории
Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.
Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.
Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.
Двусложные стихотворные размеры
Лидер среди размеров — это любимец Пушкина лучезарный и жизнеутверждающий ямб.
Ямбом называется двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Чтобы понять, что значит «двусложный», рассмотрим известную строчку: «Мой дядя самых честных правил…»
Попробуем произнести её по слогам и расставим ударения: «Мой дЯ–дя сА–мых чЕст–ных прАвил». Каждый второй слог является ударным.
Группа ударных и безударных слогов называется стопой.
В данном случае стопа состоит из двух слогов: одного безударного и одного ударного. А всего таких стоп 4. Значит, перед нами четырёхстопный ямб.
Второй двусложный размер – хорей. В нём ударение падает на первый слог каждой стопы.
Приведём пример:
В первой строчке 4 стопы, во второй – 3,5.
Ударение в каждой стопе падает на первый слог. Это хорей.
Ямб похож на ритм сердца, звук бодрого, чёткого, размеренного шага. Хорей напоминает плач, причитание.
Люди почувствовали это ещё в глубокой древности, так что обращайте внимание на размеры стихотворений – они имеют определённый смысловой посыл.
Трёхсложные размеры стихов
В трёхсложных стихотворных размерах стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
В зависимости от того, который слог становится ударным, выделяют три размера:
- дактиль;
- амфибрахий;
- анапест.
Трёхсложные размеры получили распространение в послепушкинскую эпоху, поэтому примеры я подберу из лирики поэтов.
Дактиль – это стихотворный размер с ударением на 3-м слоге.
Он звучит напевно и жалобно:
Амфибрахий – стихотворный размер с ударением на 2-м слоге. Смотрим пример:
Иногда одно ударение как бы перетягивает на себя другое, как в стопе «был сильный». Слог «был» тоже ударный, но фразовое ударение падает именно на «силь».
Анапест – стихотворный размер с ударением на 3-м слоге. Выглядит это так:
Как всё это применить на практике
Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.
Определять сильный слог можно тремя способами:
- Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
- Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
- Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.
Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.
Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (1)
«>
Ох, давно позабыта школьная программа… Помню только ямб и хорей. А о трёх остальных только сейчас вспомнила.
Недавно сочинила стихотворение на день рождения мэру города. Показала сыну. Думала — похвалит! А он спросил: «Мама, ты вообще знакома с понятием размера?» Стала переделывать, но так, увы, и не добилась хорошей оценки. А сейчас в статье прочитала, что музыканту легче определить размер стиха. А сын-то у меня — барабанщик в группе!
Размеры стихотворений – важный объект изучения в школьном курсе литературы. В данной статье рассматривается понятие стихотворного размера, его виды, способ определения и примеры.
Понятие
Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Необходимо отличать рифму стихотворения от его размера.
Размер – это один из признаков поэтического произведения, отличающих его от прозаических литературных произведений.
Виды размеров
В литературе насчитывается пять основных видов стихотворных размеров: два из них являются двухсложными размерами, три – трехсложными.
Двухсложные и трехсложные виды отличаются количеством слогов в стопе.
К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба – на втором.
К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударение падает на первый слог, у амфибрахия – на второй, у анапеста – на третий.
Определение размера
Чтобы понять, как определить размер стихотворения, нужно понять, что такое стопа. Стопа – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определенном порядке.
Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение.
При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.
Ударный слог обозначается символом _, безударный – U. Границы стоп обозначаются символом |.
Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.
Примеры
Каждый стихотворный размер имеет свою схему:
- хорей – _U | _U |;
- ямб – U_ | U_ |;
- дактиль – _UU | _UU |;
- амфибрахий – U_U | U_U |;
- анапест – UU_ | UU_|.
Рис. 1. Схемы стихотворных размеров
Проиллюстрируем конкретными примерами:
- хорей – Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет;
- ямб – Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил;
- дактиль – Ту́-чки не-бе́-сны-е, ве́ч-ны-е стра́-нни-ки;
- амфибрахий – Шу-ме́-ла пол-но́ч-на-я вью́-га;
- анапест – Не гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.
Что мы узнали?
Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения. Существует пять видов стихотворных размеров, которые зависят от ритмического ударения. Все размеры делятся на двухсложные (хорей: _U | _U |; ямб: U_ | U_ |) и трехсложные (дактиль: _UU | _UU |; амфибрахий: U_U | U_U |; анапест: UU_ | UU_|). Двухсложные и трехсложные размеры отличаются количеством слогов в стопе.
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
Что такое стихотворный размер?</h3>
- <label>Одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк</label>
- <label>Способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения</label>
- <label>Созвучие в окончании двух или нескольких слов</label>
- <label>Совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе</label>
(новая вкладка)
Размер стихотворения
Вычисление стихотворного размера 12 строк. Вводите только русский текст!
</ul>
Введите текст стихотворения на русском языке не более 12 строк за один раз. Сохраняйте разбиение на строки.
Желательно не употреблять букву Е вместо Ё — это ускорит проверку. Нажмите кнопку «начать». Ждите результата.
Робот сообщит вам каким размером написан текст, составит схему стихотворения и подчеркнет ошибки размера (если они есть). Ударный слог в схеме обозначен как «!«, безударный как «—«.
Если робот неправильно определил ударение в слове/словах, не огорчайтесь. Он — еще только начинающий поэт. Выберите возможность ставить ударения вручную, проставьте ударения сами, и попросите робота снова определить размер стиха.
- Если вам понравилось, поделитесь с друзьями —>
—> Используемые источники:
- https://arzamas.academy/materials/1627
- https://blog.tutoronline.ru/uchimsja-opredeljat-stihotvornye-razmery
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/stihotvornye-razmery-kak-nauchitsya-opredelyat.html
- https://obrazovaka.ru/literatura/razmery-stihotvoreniy-kak-opredelit.html
- http://neogranka.ru/razmer_stiha.html