«Темное царство» в пьесе «Гроза» А.Н. Островского

«Тёмным царством» в пьесе Александра Островского «Гроза» назван вымышленный город Калинов, где происходят все события. Это место назвал так один из авторитетных литературных критиков Добролюбов. Почему же Калинов – это «тёмное царство»?

В пьесе показано времена, когда понятия «бедный» и «богатый» разделялись не только на словах и по финансовому положению, но и по делам и в отношениях. Калинов – город, которого не существует ни на одной карте мира. Этим названием можно означить любой город России тех времен. Здесь все становится с ног на голову. Все настоящие человеческие качества оказываются не нужными и утесненными. Во главе стоят деспотичность и деньги. В Калинове держат власть богатые купцы. Они никому не дают жизни и навязывают свои порядки, да так что весь город пляшет под их дудку.

Одним из таких значительных лиц в городе является старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Эта женщина – вдова, которая имеет двух детей: сына Тихона и дочь Варвару. Кабаниха (как её называют между собой жители города) пытается жить за старыми порядками и правилами. На самом деле, она просто прикрывается ними, чтобы удовлетворить себя и запугать окружающих. Марфа Игнатьевна на людях пытается быть милосердной и не теряет возможности поделиться с бедными лишней копейкой. Это лицемерие выходит боком её родным. Им достается больше всех.

Тихон беспрекословно слушает во всём мать и соглашается с ней. У него есть молодая жена Катерина, но их брак неполноценный из-за вмешательства старой Кабанихи. Тихон Кабанов не имеет в себе крепкого мужского начала, ведь он привык с детства, что за него все решает мать. Как бы она ни решила, все это будет правильным и он должен с этим жить. Их отношения с Катериной сложно назвать идеальными. Они пытаются быть друг для друга близкими людьми, но Марфа Игнатьевна все время ругает их за неправильное поведение. Я думаю, что изначально их брак был провальным. Во-первых, из-за воспитания Тихона, во-вторых, из-за Кабанихи, которая всегда унижала своего сына перед женой, отчитывая его, как мальчишку. Катерине доставалось не менее, даже более, нежели Тихону.

В конце концов, даже родной сын не выдерживает натиска матушки и уезжает из города. Для него эта поездка как глоток свежего воздуха. Интересной является сцена прощания Тихона с Катериной, где Кабаниха не отходит от сына ни на шаг и поучает его, что он должен приказать жене на прощание. Естественно, она должна слушаться матери. А как только молодые остаются вдвоем, Катерина проявляет искренние чувства и бросается на шею мужу. Это не остается незамеченным Кабанихой, и она тут же ругает Катерину за незнание старинных правил, согласно которым жена имеет право только поклониться мужу в ноги.

Дочь Кабанихи Варвара также находится под деспотичной рукой матери. Но она находит иной выход – ложь. Варвара молча слушала причитания матери, иногда соглашаясь со сказанным. Но в то же время она всегда делала по-своему. За спиной матери девушка встречалась с молодым человеком Ваней Кудряшовым. Она убегала к нему каждый вечер, а ночью возвращалась, чтобы утром проснуться и снова сыграть роль хорошей дочери. То есть девушка жила не только в созданной матерью деспотичной атмосфере, но и в своей собственной лжи.

Больше всех доставалось Катерине. Невестка искренне называла свекровь «матерью», но и это не нравилось Кабанихе в девушке. Старая купчиха видела в ней соперницу, которая пытается забрать у нее сына и его пристальное внимание. Марфа Игнатьевна буквально съедала эту единственную чистую и светлую душу в Калинове. Впоследствии девушка не выдержала и пошла на самоубийство. Держа на руках ее тело, Тихон обвиняет именно Кабаниху в смерти жены. Это был первый раз, когда сын осмелился сказать что-то против матери. Каждый из этой семьи почувствовал на себе темную атмосферу, созданную старой купчихой. Детям пришлось адаптироваться к ней. Другой выход – смерть, им воспользовалась Катерина.

Еще один представитель купечества – Савел Прокофьич Дикой. По моему мнению, Кабаниха была более умной и знала, как правильно воспользоваться старыми порядками, чтобы прислонить к себе людей. Дикой же просто глупый самодур. Он действует в открытую. О нем говорят все на улицах города, кому не лень. Это жестокий человек, прославлен своими вечными криками. Если он не в настроении, то попадает всем, кто находится рядом. Как и в случае с Кабанихой, больше всех перепадало его семье. Они очень просили людей, чтобы те не расстраивали Савла Прокофьича. Ведь тот приходил домой и возмещал весь гнев на родных.

Дикой очень любил деньги. Ему было сложно давать зарплату своим работникам. Расстаться с любимыми бумажками – это было выше его сил. Он все считал, как же он может выплатить меньше, нежели надлежит. Савел Прокофьич радовался, как ребенок, если ему вдруг удавалось сэкономить на ком-то. Купец не крылся со своими чувствами. Он так прямо и говорил, что любит собирать деньги и их остатки с работников.

Интересной и знаковой является ситуация с племянником Дикого Борисом Григорьичем. Как оказалось, Савел Прокофьич присвоил себе всё наследство, даже ту часть, которая должна была достаться Борису и его сестре. Теперь он поставил племяннику условие: купец вернет им завещанное, если Борис будет выражать к нему почтение. Интересно, что самого Дикого это ни к чему не обязывает. Он может спокойно сказать, что Борис был не почтительным и оставить деньги у себя. Естественно, он не хочет ничего отдавать, почувствовав вкус этих бумажек.

Этому купцу чужды моральные нормы, он не знает, что это. Он привык к тому, что может покричать на людей и все будет, как прежде: его деньги останутся с ним. Это страшный человек. Дикой специально разъярялся, чтобы потом возместить гнев на работниках. А как только они заводили разговор о деньгах, ему не нужно было и стараться себя разозлить. Он вспыхивал, как спичка.

«Тёмное царство» в пьесе «Гроза» создают такие глупые, самовлюбленные невежды, как Дикой и Кабаниха. Они считают, что их богатство позволяет им проявлять власть над другими людьми. Из-за них все зависли в этом «тёмном царстве» и ходят по кругу.  «Тёмное царство» – это не только вымышленный Калинов, а любой другой город Российской империи. Но название пьесы свидетельствует об оптимистическом настрое автора. Он верит, что грядут перемены. Гроза – это предупреждение. Катерина воспринимает ее как наказание за грехи. В первую очередь наказаны будут эти эгоистические купцы, которые буквально умертвили все светлое в этом укромном городе. Гроза – это вера в то, что «темному царству» настанет конец.

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.

Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.

Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.

Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.

Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.

Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.

Сочинение 2

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».

«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.

Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.

Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.

Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».

В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».

Сочинение «Тёмное царство» в пьесе «Гроза» (10 класс)

Знаменитая пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана во времена, предшествующие великому событию в истории России – отмене крепостного права. Это был  1859 год, когда на суд читателей и критиков вышло новое произведение автора, основой для которого стали как события в личной жизни, так и окружающая Александра Николаевича обстановка.

Драма рассказывает о противоречиях и борьбе светлого и чистого внутреннего мира главной героини с темным, мрачным, лживым, полным ханжества и невежества окружающим обществом, которое показано в лицах семьи Кабановых и других персонажах пьесы.

События происходят в обычном провинциальном городке Калинове.

Катерина росла и воспитывалась в любви и уважении, с детства ей были привиты такие хорошие качества, как доброта, богобоязненность. Злую шутку с ней сыграла судьба. Вся ее жизнь перевернулась после того, как Катерина вышла замуж за милого молодого человека, единственным недостатком которого было беспрекословное подчинение матери. Это и стало источником постоянного контроля и деспотии свекрови над бедной девушкой.

После свадьбы Кабаниха начала чувствовать потерю прежней связи с сыном, то, что он стал любить супругу больше, чем ее. Указывать, как поступать в той или иной ситуации,  как прежде, уже не могла, это не давало ей покоя. Так как Тихон был слабохарактерным человеком, мать давила на него, принуждая выполнять ее волю. Марфа Игнатьевна находила хитрые способы, прикрываясь благовидными предлогами, оскорбить или обвинить в неуважении к себе молодую пару. Под фразой «уважать родителей» она подразумевала нечто иное, чем то, что обычно принято считать. Кабаниха требовала к себе не простого уважения, а беспрекословного и безропотного подчинения.

Угнетение мы видим и на примере еще одного персонажа пьесы – Дикого. Помещик — злой, властный человек, который думает только о своей выгоде. Еще он вспыльчив и жесток, все это проявляется в отношении к семье, которая находится в постоянном страхе, к его племяннику Борису и крепостным. Как свойственно духовно и нравственно бедному  человеку Дикой срывается на более слабых, если происходит конфликт с вышестоящими лицами. Так поступает и Кабаниха.

Основой описанного общества является угнетение и ущемление прав бедных слоев населения зажиточными людьми. Это видно из рассказа Кулигина Борису, об обстановке в городе. Здесь любой помещик может поступить нечестно по отношению к крепостным, просто-напросто обобрать их, скопив для себя на этом целое состояние.

Этому страшному, несправедливому миру пытается противостоять светлая и чистая душа, непохожий на других внутренний мир Катерины. Главная героиня пьесы жалеет о потерянных счастье и свободе, которые были у нее до замужества.  Хоть Борис любит супругу и является мягким, добрым и образованным человеком, быть счастливыми этой паре не суждено, так как мрачный, окружающий мир убивает их светлые души.

К сожалению, мрак, описанный в пьесе «Гроза», соответствует той действительности, которая царила в годы написания произведения А.Н.Островским. Темное царство, где царствуют злость, угнетение слабых, несправедливость, воровство, все это находится в сущности жителей города Калинова. Целью автора было показать пороки человечества тех времен, после осознания  которых будущие поколения постараются не повторить прошлые ошибки общества и искоренить то темное царство в своих душах.

Рассуждение

Пьеса «Гроза» — это одно из знаменитых творений А. Н. Островского, величайшего писателя XIX века. Эту пьесу А. Н. Островский написал осенью в 1859 году. Летом этого же года писатель отправился в путешествие по Волге, которое организовали для того, чтобы изучить быт и культуру местных народов. В течение путешествия А. Н. Островский постоянно фиксировал в своей записной книжке разные детали: черты характера приволжских народов, их обычаи и традиции. Благодаря этим записям появились герои пьесы, а город Калинов является собирательным образом нескольких населённых пунктов Поволжья.

В этой пьесе рассказывается о том, как в вымышленном городе Калинове «правило» так называемое Тёмное царство. Тёмное царство – это круг лиц, занимающих высокое положение в обществе. Главными среди них были Кабаниха (Марфа Кабанова) и Савел Прокофьевич Дикой – представители купечества в этом городе. Дикой и Кабаниха фактически владели городом и держали всех людей в страхе. Эти люди очень жестокие, властные и бесчувственные. На протяжении всей пьесы показаны жестокие нравы Тёмного царства в разных проявлениях. В лице Дикого и в лице Кабанихи. Итак, рассмотрим их поподробнее.

Во-первых, влияние Кабанихи. Прежде всего характер и черты Марфы Кабановой хорошо показаны в семейных взаимоотношениях. Она считает себя главой семьи. Главной жертвой Кабанихи была Катерина – скромная и добрая девушка. Катерина – это образ птицы, у которой отобрали свободу, так как после свадьбы с сыном Кабанихи – Тихоном она становится рабыней в их семье. А Тихон – слабохарактерный человек, который не способен перечить своей матери, даже если он этого хочет. Поэтому между Кабанихой и Катериной, которая так и не смогла привыкнуть к такой жизни, возникает конфликт, в результате которого Катя совершает самоубийство, а жизнь в Калинове остаётся прежней.

Во-вторых, роль Дикого. Он очень невежливый, грубый, жадный и трусливый человек. Дикой всегда любит поругаться с кем-нибудь. Часто обижает тех, кто не может ему противостоять, но с более властными людьми не связывается. В разговоре всегда ставит себя выше всех, не любит платить зарплату своим работникам. Его скверный характер проявляется в разговорах с Кулигиным, Борисом и другими. В общем, Дикой подлый человек, которого боятся только за его состоятельность.

Подводя итоги, хочу сказать, что Тёмное царство существует и в современной жизни, так как в мире всегда есть и будут невинные люди, страдающие и зависящие от тех, у кого есть власть.

<glav>Другие темы:</glav>← Почему произведения Островского называют пьесами жизни?↑ ОстровскийПроблема человеческого достоинства в драме Гроза → `

Темное царство в пьесе Гроза

temnoe-carstvo-v-pese-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Элен Курагина в романе Война и мир (Образ и характеристика)

    Элен Курагина хоть и не является одним из главных персонажей романа «Война и мир», но ее действия и поведение значительно влияют остальных героев. Впервые читатели знакомятся с этой блестящей

  • Для чего нужно читать книги — сочинение

    На сегодняшний день все больше и больше людей все свое свободное и все оставшееся время проводят за компьютером, ведь там находится огромное количество возможностей и способностей. И про книги не вспоминает

  • Темы и мотивы лирики Лермонтова (9 класс) сочинение

    Великий русский поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Он творил в век романтизма и поэтому его произведения насквозь пронизаны чувственностью и любовью.

А.Н. Островский нередко в своих произведениях раскрывает человеческие пороки, описывает социальное неравенство и несправедливость. В пьесе «Гроза» эти моменты ярко прослеживаются. В центре сюжета Островский ставит город, описываемый литературными критиками как «темное царство». Следует разобраться, почему деятелями литературы приписан такой термин обществу из пьесы «Гроза».

«Темное царство» или по-другому общество зажиточных мещан засасывает людей как в болото, уничтожая в их душе все самое доброе и прекрасное. Здесь почетом пользуются те, кто бессердечен и безнравственен. Главными ценностями людей «темного царства» являются власть и материальный достаток.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Как и любое другое общество, «темное» имеет своих представителей и жертв. Главным властителем темноты и безнравственности в пьесе «Гроза» является Кабаниха. Жестокая и властолюбивая женщина держит своих домочадцев в страхе и принуждении, не считается с мнением кого-либо и считает, что лучше других знает, как правильно следует жить.

Наравне с ней стоит Дикой, купец, добившийся богатств после жизни в нищете. Он жесток так же, как и Кабаниха. Пользуясь своим статусом, Савелий Дикой унижает каждого, кто так или иначе зависит от его решений. Кроме этого, он очень скуп и никогда не готов распроститься даже с маленькими деньгами.

Жертвами «темного царства» являются сын Кабанихи Тихон и его жена Катерина. Тихон может быть и желал бы всем сердцем избавиться от давления матери и отстраниться от жестокости окружающих людей, но не может. Он уже выбился из сил и стал полностью зависим от матери и ее желаний, всячески им потакая.

Катерина же совершенно страдает в обществе, в котором ей приходится не жить, а выживать. По своей натуре добрая, имеющая светлые порывы девушка, она желает выбраться из дома Кабанихи и уехать за пределы порочного города. Она даже мечтает сделаться птицей, чтобы улететь с неугодного ей места.

Общество, описываемое Островским, имеет как своих закоренелых участников, так и жертв, которым приходиться мириться со сложившимся укладом жизни. Катерина была единственным лучиком света в этом «темном царстве». Но она одна была так слаба против безнравственности и бессердечия, что не могла сделать ничего, кроме того, чтобы наложить на себя руки.

Островский очень точно описал проблемы России и людские пороки своего времени.

Сегодня на уроке мы:

–     Поговорим об истории создания драмы «Гроза».

–     Узнаем, что такое «тёмное царство».

–     Познакомимся с представителями «тёмного царства».

Драму «Гроза» можно назвать самым знаменитым произведением Александра Николаевича Островского.

image001.jpg

«Грозу» ставили и до сих пор ставят на сцене самых разных театров. Сюжет драмы лёг в основу нескольких опер. По «Грозе» снято два фильма и телеспектакль.

История создания знаменитой драмы очень необычна. Известно, что для создания пьесы драматург использовал материалы, которые собирал во время экспедиции по Волге. Островский внимательно прислушивался к разговорам местных жителей, осматривал достопримечательности приволжских городов, собирал народные песни, пословицы и поговорки. Драматург записывал все свои наблюдения.

Под вымышленным Калиновым скрываются реальные приволжские города Торжок, Кинешма, Тверь с их нравами, говором, жизненным укладом и атмосферой.

Более того, долгое время считалось, что сюжет для «Грозы» драматург позаимствовал из уголовной хроники Костромы. 10 ноября 1859 года молодая женщина Александра Клыкова покончила с собой, бросившись в Волгу. У Клыковой был слабохарактерный муж, как Тихон в «Грозе», жёсткая деспотичная свекровь. Совпадения находили в характерах, количестве членов семьи, обстановке и даже разговорах.

Но дело в том, что Александр Николаевич Островский закончил работу над драмой за месяц до трагедии в Костроме, 9 октября 1859 года. К 1 ноября пьеса уже была допущена цензурой к постановке, а 16 ноября состоялась премьера «Грозы» состоялась на сцене Малого театра.

Жители Кинешмы указывали на свои прототипы Кабанихи и Тихона, называя имя купчихи Барановой и её сына. Правда, проявили себя Барановы намного позже создания пьесы.

Все эти совпадения указывают на глубину таланта Островского, его проницательность и наблюдательность писателя-реалиста. Он точно уловил характеры жителей приволжских городков и ту удушающую атмосферу безысходности, которая и привела к трагедии.

Критик Николай Добролюбов посвятил драме Островского статью под названием «Луч света в тёмном царстве».

Что такое «тёмное царство»?

«Тёмным царством» критик Добролюбов назвал общество, в котором царят невежество, ханжество, безнравственность и деспотизм богатых воротил.

Удушающая атмосфера города Калинова открывается нам в первом действии пьесы, где можно видеть, как купец Дикой издевается над своим племянником Борисом. В этом же действии Кулигин произносит свой монолог о нравах города Калинова, в котором обрисовывает царящие там невежество, жестокость и беспредел местного купечества.

Жители Калинова – малообразованные люди, которые живут в плену у суеверий, не интересуются искусством и науками, не читают книг и газет. Неграмотный Дикой электричество называет «елестричеством» и считает грозу божьей карой: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». В доме Кабановых привечают странницу Феклушу, которая рассказывает о людях с пёсьими головами, а паровоз называет огненным змием.

Купцы в Калинове постоянно грызутся между собой и пытаются ещё сильнее закабалить бедных людей. А по словам Кулигина, в среде калиновских мещан можно найти только бедность и грубость.

Кроме того, в Калинове процветает домашняя тирания, богачи угнетают и мучают своих родных дома, их благочестие показное. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», – говорит Кулигин про Кабанову. А Дикой измывается над всеми, кто от него зависит.

Дикой и Кабанова – это само воплощение «тёмного царства» Калинова. У них много общего: богатство, деспотизм, жестокость и невежество. Недаром Дикой говорит, что во всём городе только одна Кабанова его понимает.

Савел Прокофьич Дикой – самый богатый и влиятельный человек в городе Калинове. Дикой не может обходиться без ругани, особенно если дело касается денег. «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…», – признаётся Дикой.

Работники Дикого бесправны, они подолгу могут не получать жалование, а другой работы в Калинове нет. Дикой прекрасно понимает, что управы на него не найти, поэтому издевается над людьми в своё удовольствие. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», – говорит ему Кабаниха.

Жаловаться на Дикого бесполезно. Городничий никак не может повлиять на купца, потому что вся реальная власть в городе сосредоточена в руках Дикого. Своё дурное настроение купец вымещает на первом же попавшемся на глаза человеке. Но хуже всего приходится его семье. Борис рассказывает, что жена Дикого каждое утро в слезах всех умоляет не сердить его.

Издевается он и над племянником, который должен быть почтительным к нему, чтобы вместе с сестрой получить свою часть наследства. Но угодить Дикому невозможно. Одна мысль о том, что ему придётся отдавать деньги, приводит купца в ярость. «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!», – говорит Дикой.

Борис сознаёт, что наследства он скорее всего не увидит: «Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало».

Самодурство Дикого не знает границ. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», – говорит он Кулигину. Так он относится ко всем людям в Калинове, кроме Кабанихи.

Если Дикой держит в страхе весь город, то Кабаниха мучает только свою семью. За пределами дома она старается показаться благочестивой и набожной. Больше всего на свете она ценит старый патриархальный купеческий уклад и всеми силами стремится его поддерживать. Её злит, что Катерина, провожая мужа на две недели, не лежит и не воет на крыльце, а вместо того, чтобы кланяться в ноги, обнимает мужа.

Она ревностно следит за тем, как выполняются заведённые порядки. Делает замечания сыну, невестке и дочери, читает мораль и без конца упрекает. Кабаниха уверена, что порядка в доме можно добиться только, если держать всех в страхе. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?», – учит она Тихона.

Купчиха абсолютно хладнокровна и бессердечна.  Она даже не пускает Тихона спасти Катерину, когда он порывается бежать к Волге.

«Заела», «нападает», «точит», «тиранит», «проходу не даёт», постоянно говорят про неё.

Слабохарактерный сын Кабанихи Тихон находит утешение в алкоголе. Он не может противостоять матери, поэтому счастлив, когда ему удаётся вырваться из дома: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет».

Дочь Варвара научилась изворачиваться и врать. Жить в доме Кабановой невыносимо. В финале пьесы Тихон обращается к умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Кого же Добролюбов назвал лучом света в этом тёмном царстве?

image002.jpg

Борис, Тихон, Кудряш и Варвара не отрицательные персонажи. Они научились жить под гнётом «тёмного царства», лгут и страдают. Кудряш и Варвара в финале пьесы сбегают, вырываются из тёмного царства. Но светлыми этих героев считать тоже нельзя.

Лучом света критик называет Катерину Кабанову, о трагедии которой мы будем говорить в следующем уроке. Этот образ до сих пор вызывает у критиков и читателей множество самых противоречивых мнений.

В драме Островского «Гроза» есть и ещё один персонаж, который сближается с Катериной. Это механик-самоучка Кулигин. Он честный, умный и смелый человек, который умеет видеть и ценить красоту. Кулигин начитан, он стремится принести пользу обществу. Например, поставить в городе громоотводы и солнечные часы.

Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле, то есть вечный двигатель, чтобы получить миллион за своё изобретение. Как он хочет потратить деньги? Кулигин собирается употребить их для общества, дать работу мещанам. И тем самым освободить их от власти Дикого и Кабанихи, то есть разрушить «тёмное царство».

Интересно, что через четыре года после «Грозы» Островского вышел роман Николая Чернышевского «Что делать?», в котором Вера Павловна похожим способом освобождает девушек. Она устраивает швейные мастерские, чтобы девушки, работая, могли обеспечить себе независимость.

Трагизм ситуации в том, что мечта Кулигина несбыточна, а на свои проекты он вынужден выпрашивать деньги у Дикого. Он тоже в зависимости от «тёмного царства». Когда Дикой отказывает, Кулигин вздыхает: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Но миллиона у Кулигина не будет никогда.

Слова Кулигина только подчёркивают безысходность атмосферы города Калинова.

«Тёмное царство» в драме «Гроза» обрисовано такими яркими красками, что после выхода пьесы некоторые критики восприняли её не как драму, а как исключительно сатирическое произведение.

image003.jpg

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий», – писал о пьесе Островского Николай Александрович Добролюбов.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tyomnoe-carstvo-v-pese-groza-a-n-ostrovskij.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/tyomnoe-carstvo-v-pese.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/temnoe-carstvo-v-pese-groza
  • https://sochinyalka.ru/2018/12/temnoe-tsarstvo-v-pese-groza-a-n-ostrovskogo.html
  • https://videouroki.net/video/21-drama-groza-tyomnoe-carstvo-v-izobrazhenii-a-n-ostrovskogo.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт