Сочинение-описание картины Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс

Какой портрет Пушкина приходит вам на ум, когда вы слышите имя поэта? Перед моими глазами всегда встаёт одухотворённое лицо Александра Сергеевича, написанное Орестом Адамовичем Кипренским. Почему я отодвигаю работу Василия Андреевича Тропинина на дальний план? Потому что у нас нет возможности видеть тропининский портрет так же часто, как тот, что принадлежит кисти Кипренского. Ведь творение В.А.Тропинина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Тогда как полотно О.А.Кипренского – в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

Думаю, читателям любопытно будет узнать, что первоначально оба портрета А.С.Пушкина принадлежали коллекции ГТГ. Уже в советское время чиновники от искусства решили исправить “вопиющую несправедливость” и лишили Москву законной собственности.

Почему я упоминаю только два портрета поэта? Потому что оба – прижизненные. Позировал художникам сам Александр Сергеевич.

pushkin-kiprenskiy.jpg

Что я хочу добавить к общеизвестным фактам о портрете? Только то, что слышала на блестящих лекциях в ГТГ от методиста музея Любови Владимировны Головиной.

Переходя в зал Кипренского из зала Боровиковского, посетители музея сразу замечают резкое изменение колорита картин. Восхитительные портреты Владимира Лукича Боровиковского написаны в изысканной тонкой гамме.

zal-borovikovskogo.jpg
Зал В.Л.Боровиковского в ГТГ

У Кипренского в глаза сразу бросается резкий цветовой контраст. Мастер намеренно использует его, чтобы создать определённый тон полотнам.

Зал Кипренского в ГТГ

Эмоциональная атмосфера произведений – пафосная, напряжённая. Потому что во главу угла романтизм ставит жизнь души, внимание к индивидуальности человеческого характера. На первый план выходят качества, которые отличают одного человека от другого, даже, возможно, противостоят одиночеству романтического человека.

Историки искусства давно признали, что самая романтическая фигура эпохи – Александр Сергеевич Пушкин. Его имя и дало название времени – пушкинская эпоха. Александр Сергеевич Пушкин – властитель дум целого поколения русской интеллигенции.

Несомненно, Орест Кипренский создал портрет не просто поэта, но человека исключительного таланта, титана поэзии. Эпоха романтизма создала свой идеал гения, который, несомненно, должен быть человеком творческим. Портрет А.С.Пушкина – олицетворение такого идеала.

Вспомним, что портрет написан в 1827 году. Чуть раньше, в 1826 году завершилось следствие по делу декабристов. В бумагах подследственных находили стихи и письма Пушкина. Декабристы признавали поэта человеком их заговорщиского круга.

Кипренский писал портрет Пушкина, опираясь на классические образцы искусства. Об этом говорит квадратный формат полотна. Классика предписывала использовать атрибуты деятельности человека. Кипренский вводит статуэтку музы поэзии – Эрато. Эрато – единственная из девяти муз изображалась с предметом в руках. Это музыкальный инструмент – лира или цитра.

Мастер создал возвышенный образ А.С.Пушкина. Кипренский высветлил фон вокруг головы. Обратите внимание на цвет фона – оливковый. Это цвет лавра, цвет триумфа славы. Присморитесь к тонкой светлой полоске, обрамляющей волосы поэта. Художник словно написал нимб над головой, говоря о духовной исключительности человека.

Кипренский. Портрет Пушкина. Фрагмент

Поза Пушкина напоминает позу Наполеона. Выражение лица трудно уловить – портрет отличает ускользающий взгляд. Поэт будто смотрит мимо зрителя. В этом проявляются черты романтизма. С героем романтической эпохи мы никогда не сможем встретиться взглядом. Пушкин занят своими мыслями. Это образ человека, который очень много значит для России. Он создавал удивительные произведения, которые живут в литературе до сегодняшнего дня и равных им нет. У рта пролегла горькая складка, губы плотно сжаты. Время императора Александра I называли “александровской весной”. С ним связывали большие надежды на преобразования. После 1825-го года наступило горькое разочарование и это отразилось на лице поэта.

Считаю излишним упоминать клетчатую ткань на плече и сравнение с Байроном, это общеизвестно. Общеизвестен и факт поэтической оценки портрета самим Александром Сергеевичем и признание этого портрета лучшим отцом Пушкина, Сергеем Львовичем. Немало написано и о судьбе самого портрета.

В заключение предложу ещё раз всмотреться в лик поэта, едва ли не святой для почитателей его таланта. Лик гения пера, созданный гением кисти.

Репродукции полотна мы позаимствовали из свободного доступа сети и альбома-каталога шедевров Третьяковсской галереи.

Теперь немного прозаического. Надо ли говорить, что никакая виртуальная картинка не заменит живого общения с произведением искусства?

Предложу онлайн экскурсию по Третьяковской галерее, которую проводят наши коллеги. Познакомится с шедеврами музея можно не выходя из дома!

Прилагаю ещё одну ссылку. Это возможность посетить Третьяковскую галерею в составе группы. Пешеходная экскурсия также включает прогулку по Замоскворечью.

Москва художников и меценатов + Третьяковская галерея

Задать вопросы можно в форме “Слово молвить”. Найдёте её чуть ниже, в разделе отзывов к статье. Мы непременно свяжемся с Вами.

Может быть есть желание посетить Кремль? Выбирайте экскурсию! Нужна гостиница? Мы собрали предложения отелей в Москве для самостоятельных путешественников. Ищите экскурсию по Москве? Обратите внимание на рекомендации профессиональных гидов. Всю коллекцию из цикла “Москва самостоятельно” найдёте в соответствующем разделе.

Орест Адамович Кипренский – русский художник, портретист, график, известный более всего созданному им портрету великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Родился в марте 1782 года в нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, отучился в Академии художеств, много путешествовал по Европе, поэтому имеет и мировую популярность.

Содержание

Создание портрета А.С.Пушкина

Бесспорно, портрет русского писателя – лучшая работа Кипренского. Именно благодаря ей Пушкина начали узнавать на улице современники, эта же картина стала эталоном для воссоздания его образа для последующих поколений.

Заказал портрет близкий друг писателя, Антон Дельвиг, также являющийся поэтом. Пушкин, который иронично относился к собственной внешности, все же согласился позировать для Кипренского, тем более сумму он заказал невысокую – всего лишь 1000 рублей, да и художник завоевал уже не только российскую, но и европейскую известность.

Перед Кипренским стояла сложная задача – он должен был изобразить великого поэта во всем его величии, изобразить и его вспыльчивость, и одухотворенность, и другие присущие ему черты характера. Портрет должен был передавать истинный образ Пушкина и сохранять его веками для предков. При этом нужно было удержать в одной позе неусидчивого Александра Сергеевича, занять его разговорами, чтобы он не сбежал.

Вся работа проходила в доме Д.Н. Шереметьева, и в мае 1827 года работа уже была выполнена. Она вызвала восхищение в обществе, даже сам Александр Сергеевич признал сходство и даже посвятил Кипренскому стихотворение. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин выкупил свой портрет у его вдовы, Софьи Михайловны, даже несмотря на стесненность средств и не расставался с полотном до конца жизни. Она висела на самом видном месте в его квартире в доме Волконской на Мойке. После кончины Пушкина за сохранностью картины следила его вдова, Наталья Гончарова, а после перешла к их сыну Александру.

Состояние картины в наше время

В данный момент картина находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Нарисована она маслом на холсте, имеет размеры 63 × 54 см. Существует также несколько копий, созданных самим Кипренским. Одна из них была выполнена художником для наследников Пушкина.

Описание портрета А.С.Пушкина

На портрете Пушкин изображен настоящим модником, он очень элегантно одет, на нем сюртук из черной ткани, выглядывает лишь воротник белой рубашки, и шикарный плащ с подкладкой в шотландскую клетку, единственный яркий элемент в картине. Считается, что этот плащ изображен не случайно, якобы это отсылка к шотландскому поэту-романтику Байрону, который был кумиром не только для Пушкина на его раннем этапе творчества, но и для самого Кипренского.

Лицо поэта на портрете необычайно одухотворено. Известно, что у Пушкина были африканские корни, и из-за этого он не считался красавцем, однако Кипренский изобразил его «арапское» лицо светлым и выразительным, у него ясные, чистые глаза, которые словно передают какую-то мысль, все выражение лица вызывает у смотрящего на портрет ощущение, будто в данный момент в голове у поэта созревает очередное гениальное произведение, которое принесет ему мировую известность.

У поэта бледное лицо, намекающее на бессонные ночи, проведенные с пером над бумагой под свет свечи. Губы неплотно закрыты, но у них печальный изгиб. Кипренский изображает Пушкина на желто-зеленом фоне, но высветляет зону вокруг голову поэта, таким образом получается своеобразный нимб, что очень символично, учитывая последующие трагические события в жизни Пушкина. Не забыл художник изобразить и мельчайшие детали, к примеру, сильно вьющиеся волосы русского поэта, подтверждающие его африканское происхождение, объемные бакенбарды, изображенные столь натурально, что кажется, будто протянешь руку и дотронешься до них. Современники Пушкина подчеркивали, что он всегда следил за чистотой рук и ногтей, и на портрете они изображены холеными, почти нежными, дабы подчеркнуть аристократичность поэта.

Все цвета портрета выдержанные, мягкие, темные, не вызывающие ряби в глазах, что очень выгодно подчеркивает лицо Пушкина. Весь его вид наполнен достоинством и уверенностью, он будто находится в приливе творческих сил.

Интересной деталью является изображение Музы в виде античной статуи с лирой в руке на заднем плане. Это не только своеобразная отсылка к роду деятельности Пушкина, но и намек на то, что поэт в данный момент находится в состоянии вдохновения, создании очередного шедевра. Помимо Музы, на картине больше не изображено никаких деталей, способных отвлечь от лица Пушкина.

Необычность портрета заключается в том, что каждый воспринимает ее по-своему. Для кого-то Пушкин на ней спокойный и задумчивый, ушедший в свои мысли, для других – величественный и статичный, а для остальных – и вовсе чем-то обеспокоенный. Именно такого эффекта и добивался Кипренский.

Споры вокруг портрета

         Безусловно, это прекрасное творение Кипренского, однако случилось так, что оно вызвало массу споров в обществе среди современников. К примеру, не менее известный художник Карл Брюллов обвинил Кипренского в том, что тот изобразил не одухотворенного поэта, а какого-то модно одетого денди. Возможно, это связано с тем, что он в свое время также приглашал Пушкина позировать ему, однако поэт отказал, он весьма редко соглашался на изображение самого себя, поэтому до нас дошло не так много портретов Александра Сергеевича, и до сих пор идут разговоры о том, какой из них наиболее схож с оригиналом. Отец поэта, Сергей Львович, утверждал, что именно портрет Кипренского наиболее схож с оригиналом.

Также вызывала споры поза, в которой находится Пушкин. Люди, близко знавшие его, говорили, что для оживленного и вечно находящегося в движении Александра было несвойственно такое величественное и монументальное положение со скрещенными на груди руками. Нестор Кукольник, также являющийся писателем и лично знакомый с Пушкиным, утверждал, что для него не является привычным такой оборот тела и глаз.

Не остался в стороне и известный композитор Федор Николаевич Глинка. Он отметил безупречность и полную завершенность портрета, однако в своем письме Пушкину из Петрозаводска отмечает, что на изображении отсутствует те веселость и подвижность, что так присущи поэту, но зато есть некоторая грусть, осознание бедственного положения в стране и обществе, а также бедствия в личной жизни.

Несмотря на все эти разногласия, нельзя отрицать, что для портрета было необходимо именно это положение тела и рук, именно это выражение лица для передачи более точного образа великого поэта. Кипренский справился со своей задачей, он смог изобразить настоящего, величественного Пушкина, которого до сих пор знают и читают во всем мире.

Смотрите также “Неутешное горе” Крамского: трагическая страница русской живописиДети, бегущие от грозы К. Маковский«Неравный брак» – история картины ПукиреваАлександра Струйская – русская джоконда из XVIII века‹›

О.КипренскийОрест Адамович Кипренский — один из самых известных портретистов начала XIX века. В человеке его всегда интересуют эмоции. Живопись Кипренского свободная, тона ее глубокие. В изображении А.С. Пушкина Кипренский одновременно завершает романтический портрет начала XIX в. и открывает новый период развития этого жанра.

В нем дан романтически-обобщенный, почти символический образ гениального поэта. Творческое начало представлено здесь как некое наивысшее проявление человеческой природы. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие и в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение гармонично сочетается с объективным характером модели.

Кипренский достигает в рисунках большой точности обрисовки душевного состояния портретируемого, особенностей его натуры, его мироощущения. Нередко художник вводит в рисунок мел, иногда подсвечивает сангиной и пастелью, которая часто служит главным изобразительным средством. Но во всех портретах без исключения перед нами встают реалистично написанные люди с их печалями и радостями. Кипренский обладал великим талантом отразить на полотне внутренний мир человека.

С просьбой написать портрет Пушкина к Кипренскому обратился друг поэта Антон Дельвиг. Пушкин одет в сюртук и плащ, который несколько небрежно накинут на плечо, что было модным в те времена. Идеально подобрано освещение, чтобы наиболее четко было видно лицо, на котором угадывается момент вдохновения. Присмотревшись внимательнее, мы ясно увидим, что поэт находится в творческом поиске и уже думает над очередным произведением.

Поэт выглядит задумчивым, его мысли тревожны и печальны. Взор несколько насторожен, сомкнутые губы говорят о невеселой ситуации в его жизни. Кажется, Пушкин с плохо скрываемой грустью уже предвидит свою неизбежную участь.

Художник изобразил поэта около три четверти к зрителю. Взор его задумчиво устремлен вдаль. Блестящие глаза таят в себе затаенные мысли. Горящая свеча освещает лишь половину лица, все остальное остается в тени. Кажется, что писатель, устремил взгляд определенную точку опоры удобную для позирования, этот внутренний отсвет отражается в глазах и во всем облике. Все полотно проникнуто одухотворенностью.

В одном из верхних углов холста художник изображает небольшую фигурку музы, держащую лиру, являющуюся символом поэзии и которая была дорисована также по просьбе Дельвига. Поэт и его вдохновение – это неразделимо, а муза, довольно часто упоминаемая Пушкиным в стихах, его верная спутница. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие есть в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение выступает в гармоничном сочетании с объективным характером модели.

Портрет А.С. Пушкина, выполненный Кипренским, современники признавали лучшим. Поэт с большой теплотой отозвался об этой работе. Знакомые и друзья поэта отмечали, что когда Пушкин говорил о портрете, и эта работа взволновала его до глубины души, он мгновенно становился другим и даже будто терял в лице свои африканские черты. Конечно перед его обаянием никто из современников не мог устоять.

Как известно портрет Пушкина был еще написан и художником Тропининым, искусствовед Сидоров А. А. обозначил эти оба произведения достойными внимания. Также он высказал свои определенные суждения о этих портретах.

Сейчас мы представляем себе гения мировой литературы по его портретам. И Кипренский, безусловно, сумел, имея необыкновенный талант живописца, наиболее полно раскрыть внутренний мир поэта.

«Портрет А.С. Пушкина», созданный в 1828 г. является одним из шедевров Государственной Третьяковской галереи в Москве.

На главную

Название: «Портрет А. С. Пушкина» Дата написания: 1827 год Автор: Кипренский Орест Адамович Размер: Высота: 63 см (24,8 дюйма); Ширина: 54 см (21,2 дюйма) Техника: Холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва : 859х1000 px.

Кратко описание картины

Кипренский писал портрет Пушкина, опираясь на классические образцы искусства. Об этом говорит квадратный формат полотна. Классика предписывала использовать атрибуты деятельности человека. Кипренский вводит статуэтку музы поэзии – Эрато. Эрато – единственная из девяти муз изображалась с предметом в руках. Это музыкальный инструмент – лира или цитра. Мастер создал возвышенный образ А.С.Пушкина. Кипренский высветлил фон вокруг головы. Обратите внимание на цвет фона – оливковый. Это цвет лавра, цвет триумфа славы. Присморитесь к тонкой светлой полоске, обрамляющей волосы поэта. Художник словно написал нимб над головой, говоря о духовной исключительности человека. Поза Пушкина напоминает позу Наполеона. Выражение лица трудно уловить – портрет отличает ускользающий взгляд. Поэт будто смотрит мимо зрителя. В этом проявляются черты романтизма. С героем романтической эпохи мы никогда не сможем встретиться взглядом. Пушкин занят своими мыслями. Это образ человека, который очень много значит для России. Он создавал удивительные произведения, которые живут в литературе до сегодняшнего дня и равных им нет. У рта пролегла горькая складка, губы плотно сжаты. Время императора Александра I называли “александровской весной”. С ним связывали большие надежды на преобразования. После 1825-го года наступило горькое разочарование и это отразилось на лице поэта. Считаю излишним упоминать клетчатую ткань на плече и сравнение с Байроном, это общеизвестно. Общеизвестен и факт поэтической оценки портрета самим Александром Сергеевичем и признание этого портрета лучшим отцом Пушкина, Сергеем Львовичем. Немало написано и о судьбе самого портрета.

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «Портрет А. С. Пушкина» на странице сайта!

Намекает на то, что поэт дома. И дома прохладно. Вот именно под таким мягким пледом люди любят лежать на диване, дремать или читать что-нибудь. Поэт одет в белую рубашку. Концы воротника выглядывают из-под сюртука. За счёт этого смуглая кожа поэта кажется ещё смуглее.

Под воротник повязан то ли большой бант, то ли шарфик. Возможно, это шейный платок, завязанный бантом. Он, как и сюртук, чёрного цвета, трудно различим. Поэт скрестил руки на груди. Это закрытая поза. Он не хочет ни с кем говорить, или так сделать его попросил художник. Видно руку с длинными ухоженными пальцами и ногтями. Аристократ.

Пушкин смотрит задумчиво, возможно, пока есть время, обдумывает сюжет очередного стихотворения или повести. Широкие чёрные брови подчёркивают высокий лоб поэта. Большие чёрные глаза широко распахнуты совсем, как у человека, который не перестаёт удивляться.

Рот закрыт, но губы не плотно сжаты. Поэт сосредоточен, не улыбается. Длинные, по последней парижской моде, бакенбарды. Чёрные, кудрявые волосы говорят о том, что среди его предков были африканцы. Об этом говорят волосы и смуглая кожа.

А вот губы явно европейского происхождения. Пухлые, розовые, как у ребёнка. Аристократический, тонкий нос достался в наследство не от африканской родни. Высокий лоб под чёрными кудрями, прорезан морщинами. Поэт напрягает его, когда думает. Сейчас лицо расслабленно, поэт просто позирует художнику.

Справа мы видим на постаменте музу с лирой. Её просил изобразить Дельвиг. Это у творческих людей является символом вдохновения.

2 описание

Всем хорошо знаком с детства портрет А.С. Пушкина. Чтобы создать этот шедевр, хороший приятель и ученик Пушкина Антон Дельвиг лично всё организовал и подготовил. Ведь в будущем именно этот образ стал жемчужиной фактически во всех сборниках пушкинских сочинений.

Нарисована эта картина Орестом Кипренским в начале 19 века, а именно в 1828 году. Коллеги писателя говорили, что ему абсолютно не нравилось долго сидеть и красоваться, тем более для картин. Пушкину достаточно трудно было удержаться в одном положении, смотреть в одно место и абсолютно молчать. Всё это являлось для Александр Сергеевича серьезным испытанием. Но когда с этой просьбой обратился дорогой для него близкий человек, то он не сумел ответить отказом. Антон Дельвиг попросил художника, чтобы тот в противоположной части портрета также добавил лиру, которая всегда навещала автора.

Лично Александр Пушкин дал достаточно хорошую оценку работе мастера и рассказал всем, что существует загадочная и очень сильная схожесть с прообразом портрета. В этот момент времени Александр Сергеевич был юн и весел. А его положение и осанка на портрете дают понять зрителю, что писатель наполнен жизнью и духовностью, поэтому он сможет сотворить еще много восхитительных сочинений.

Художник Орест Кипренский предпочел для своей инсталляции тусклый кабинет, где нет ярких солнечных бликов. Но, невзирая на это, становиться ясно, что преграда позади персонажа картины лишена света, имеет чуточку желтого колорита. Но тем не менее первостепенное в данном образе не наружный вид персонажа, так как Александр Пушкин представлен в нем не полностью, а его взгляд. Выражение глаз сосредоточено вперед, не понятно куда, взор чуточку мечтательный, но все же в нем присутствует жизнерадостный таинственный блеск.

Свечка излучает свет слабо, тускло, но тем не менее как бы выделяет из темноты облик персонажа. Однако противоположная часть пушкинского взора продолжает быть в затемненном месте. Это культивирует состояние того, что писатель представляет что-то вдалеке, необычное и возвышенное. И это нечто дарит ему свежий эмоциональный взрыв. На теле присутствует черный мундир и слегка накинут дождевик на плечо. В ту эпоху так одевались. Через хорошо застегнутую верхную часть костюма заметен вычищенный воротник, который заостряет внимание на мещанское происхождение писателя. Становиться ясно, что писатель всегда был хорошо одет и прекрасно выглядел.

Общеизвестно, что все подмечали наружную неказистость писателя. Он никогда не был прекрасен, потому что в нем прорисовывались некрасивые черты от его предков с Африканского континента, но когда он приступал к разговорам, когда он демонстрировал свои чувства, то все сразу переставали думать об этом. В этот момент писатель менялся, делался не похожим сам на себя. Ощущалось, что перед аудиторией выступает с речью уже абсолютно другая личность. И это тайное его великолепие, начитанность позволяли всем рассмотреть в нем что-то новое. Все замечали это заново обнаруженное в писателе великолепие.

Именно в таком моменте, перед тем как преобразиться и показать всем на что он способен, запечатлен на портрете великий писатель Александр Сергеевич Пушкин.

<glav>Другие темы:</glav>← Портрет Н.В. Кочубей↑ КипренскийПортрет мальчика Челищева → `

Портрет А.С. Пушкина

portret-a-s-pushkina.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Сережа из рассказа Белый пудель (образ и характеристика) Куприна

    Мальчик Сережа, основной персонаж рассказа, вызывает у читателя чувство жалости, сострадания и одновременно уважения. Никогда не знавший родительской ласки и заботы, проживший большую часть

  • Сочинение на тему Примеры человечности из жизни

    Человечность это сложное понятие. Слово человек и слово человечность это два термина, которые не следует разделять друг от друга. Человеческое отношение проявляется к самому себе, а так же к окружающим.

  • Технический прогресс сочинение

    Мир на протяжении уже долгих лет оснащен новыми технологиями. Техника стала неотъемлемой частью нашей жизни, она делает наш труд намного легче, а времяпровождение более занимательным

Используемые источники:

  • https://kraeved1147.ru/pushkin-kiprenskogo/
  • https://topkartin.ru/kartiny/pushkin
  • https://www.art-portrets.ru/artists/kiprensky-portret-pushkina.html
  • https://portrets.ru/hudozhniki/kiprenskij/portret-pushkina-kartina.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/kiprenskij/portret-a-s-pushkina

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт