Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства». А.Н. Островский «Гроза»

Содержание:

Калинов и его обитатели

Будучи неплохим знатоком человеческих душ и хорошо разбираясь в действительности той поры, автор в своём произведении чётко описывает социальную несправедливость и людские пороки. Он делит социальную среду на два противоборствующих лагеря — «тёмное царство» и «жертвы».

Высший свет города

Купечество немногочисленного приволжского городка Калинов погрязло в алчности и стремлении прийти к власти любым путём и представлено в пьесе «тёмным царством». На примере Кабанихи и Дикого показано, что для них характерно психологически подавлять окружающих, не считаясь с их интересами, и творить всё, что им заблагорассудится. Первостепенный критерий — деньги.

Эти люди грубы и жадны, но, столкнувшись с отпором от человека с равным статусом, они начинают относиться к нему более снисходительно, с большим уважением. Красочный пример тому — Кулигин. Пятидесятилетний часовщик-самоучка, в душе поэт, любящий природу, книги и людей. Он вечно что-то придумывает, хочет приносить пользу общественности и непрерывно спорит с Диким, отстаивая своё мнение, невольно вызывая у того уважение.

Низшее сословие

Стоящие на более низкой ступени социальной лестницы по отношению к купечеству и дворянскому сословию, являются «жертвами». Это личности, не видящие выхода из сложившейся ситуации, которых понемногу засасывает болото «тёмного царства», потихоньку убивая в них всё человеческое.

Судьба Катерины

Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.

Жизнь в отчем доме

Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:

  • покорность старшим и смирение;
  • набожность;
  • подчинение обычаям.

Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки

Трудное взросление

Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.

Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.

Романтичная душа барышни не находит отклика в своих чувствах, не видит защиты от супруга. И понемногу в ней зреет духовный бунт.

И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:

  • не груби и почитай свекровь;
  • не сиди сложа руки;
  • в окна не смотри;
  • на молодых не заглядывайся.

Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.

И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара ­­­- яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.

Мораль Варвары — беспринципность. Она предлагает окунуться с головой в омут любви. Главное, чтобы никто не знал.

И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.

Трагичная развязка

Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.

После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.

В сочинениях и конспектах современности можно встретить множество цитат из пьесы Островского, в которых заключается кратко выраженный глубокий смысл.

Почему люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела.

Самоубийство Катерины может вызвать двойственные чувства, одновременно взывая: «а докажите, что смерть Катерины — это протест против ущемления свободы личности». С одной стороны, такой поступок можно считать слабостью. Но она борется как может и не видит другого выхода. С другой стороны, можно ли молодой женщине в одиночку противостоять обществу, не увязнув в болоте «тёмного царства»?

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера.

Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура.

Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза”« Сочинение на тему Лето в деревне у бабушкиДвійники і антиподи Раскольникова »

Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Предложения интернет-магазинов

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Протест Катерины против темного царства

Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» — уже давно вышел за пределы данного произведения. И это неслучайно. Вся сюжетная линия пьесы от начала и до конца как раз и повествует о попытке этого самого луча пробить мрак и безысходность «темного царства». Подобное мы можем наблюдать в разных сферах и в разных жизненных ситуациях, емкая и точная фраза, подобранная Добролюбовым, характеризует борьбу Катерины и прогнившего мира Калинова, мира Кабановых и Диких. И протест этот логичен — несовместимость Катерины и устоев Калинова неизбежно ведет к конфликту, компромисс здесь невозможен.

Кто победил в этом противостоянии? Это не так важно, важнее то, что Катерина и есть тот самый луч, пускай первый, пускай маленький и едва заметный, но который однако начнет освящать тьму «темного царства», первый, но не последний и когда-нибудь эти «лучи» уничтожат мир лжи и лицемерия, жестокости и нелюбви, тот мир, в котором она вынуждена жить и пытаться построить в нем счастье.

Детство Катерины, как сначала кажется, не сильно отличается от её нынешней жизни в Калинове, однако главная героиня верно подмечает, что до замужества у неё было главное, того, чего нет сейчас – свободы. Свобода, свобода воли, возможность выбора – ценность, которая является образующей для понимания образа Катерины, без этого нет её личности. Именно поэтому она гаснет, чахнет в этой духоте, в тисках несвободы и отчаяния.

Катерина – натура поэтическая, она искренне восхищается красотой мира, чудом церкви и тем, на что миру Калинова однозначно наплевать. Религия для Катерины — это убежище, радость, это лучшее, что есть в этом мире. Для мира же Калинова, а конкретнее для Кабановой — это ритуал, лишенный смысла, тиски, в которых заключен грех, некий догмат, своеобразная клетка, как и весь Калинов  и убеждения его жителей. Вольная птица неспособна жить в клетке, так и Катерина неспособна жить в тюрьме, в ежовых рукавицах свекрови и правящих убеждений Калинова. Неизбежный конец борьбы Катерины не является концом однозначным, луч пробил брешь в «темном царстве», а значит не всё потеряно.

10 класс

<glav>Другие сочинения:</glav>← Катерина — Луч света в темном царстве↑ ОстровскийХарактеристика снегурочки из сказки Островского Снегурочка →

Протест Катерины против темного царства

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Первые зрители Сыромятниковой для 6 класса (описание)

    Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» залита солнечным светом. Здесь присутствуют элементы сразу нескольких жанров: портрет двух любопытных мальчиков, чудесный пейзаж за окном, бытовой жанр – обстановка комнаты. Все они гармонируют между собой

  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? Итоговое сочинение 11 класс

    Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Главная мысль рассказа Уроки французского Распутина 6 класс

    В произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» раскрыты многие проблемы послевоенных лет, а также вопросы взросления и нахождения себя в жизни.

  • Губернский город в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN

  • Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина сочинение

    Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине “Грозы”: в переводе с греческого “Екатерина” означает “вечно чистая”.

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. “Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве.

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица.

И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере “завяла совсем”. Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. “Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” – говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние!

Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их.

Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи!

Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины – это поэтический мир сказочных образов. “…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. “Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел!

Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же – время. религия – это клетка, в которую “темное царство” заперло душу Катерины. Ведь страх перед “грехом” мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета “темного царства” лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины.

Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но “здесь”, отмечает героиня, “все как будто из-под неволи”. Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. “А горька неволя, ох, как горька!” – говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в “темном царстве” хуже смерти.

И она предпочла смерть неволе. “Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет”.

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”. Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий “шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”, отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия.

Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы “темного царства”, но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: “Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина – луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму.

И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив – яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо”.

Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая – первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Сочинение на тему протест Катерины против “темного царства”« ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)Книга скорбных песнопений »Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/protest-kateriny.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/protest-kateriny-v-drame-a-ostrovskogo-groza/
  • https://shollsoch.ru/2018/03/04/сочинение-на-тему-протест-катерины-пр/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/protest-kateriny-protiv-temnogo-carstva-10-klass
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-protest-kateriny-protiv-temnogo-carstva/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт