Проблематика произведения Кафки «Превращение»

Франц Кафка, пражский еврей, писавший по-немецки, при жизни почти не публиковал своих произведений, только отрывки из романов «Процесс» (1925 г.) и «Замок» (1926 г.) и немногие новеллы. Самая замечательная из его новелл «Превращение» была написана осенью 1912 года и опубликована в 1915 году.

Герой «Превращения» Грегор Замза — сын небогатых пражских обывателей, людей с чисто материалистическими потребностями. Лет пять назад его отец разорился, и Грегор поступил на службу к одному из кредиторов отца, стал коммивояжером, торговцем сукном. С тех пор вся семья — отец, страдающая астмой мать, его младшая любимая сестра Грета — целиком полагаются на Грегора, материально полностью от него зависят. Грегор постоянно в разъездах, но в начале повествования он ночует дома в перерыве между двумя деловыми поездками, и тут с ним происходит нечто ужасное. С описания этого события начинается новелла:

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирно-твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.

«Что со мной случилось?» — подумал он. Это не было сном.

Это начало превращения доброго, чуткого, жертвенного человека в отвратительного жука. Кафка очень подробно описывает новое строение тела Грегора, испытываемые им теперь неудобства и новые удовольствия, новые вкусы. В хитиновой оболочке идет процесс утраты человеческого: сначала Грегор утрачивает речь, а потом одно за другим и многие свои душевные свойства, которыми гордился, но при этом он и в своем новом, пугающе-отвратительном облике остается человеком в большей мере, чем члены его семьи. Да, на них обрушилось страшное несчастье, их сын и брат превратился в насекомое, но поистине удивительна в этой новелле реакция семьи Замза на превращение Грегора. С потрясающим психологизмом Кафка рисует мещан, в которых (по крайней мере в женщинах) естественные чувства и христианские порывы какое-то время борются с отвращением и ненавистью к тому, кто своим превращением разрушил их скромный достаток, вынудил искать работу, сдавать комнату жильцам, а главное — скрывать страшную семейную тайну. С семейством Замза произошло нечто такое, чего никогда не происходило ни в одном знакомом им семействе, поэтому позор за превращение добавляется к досаде на Грегора. Новелла строится на тончайшем изображении изменения чувств внутри семьи. По мере того, как мать и сестра утрачивают надежду на обратное превращение Грегора, возрастает ненависть к нему отца. В одной из сцен отец загоняет Грегора в его комнату, швыряя в него красными яблочками; один из этих твердых снарядов застревает в спинке Грегора и становится причиной его смерти. Его смерть — освобождение для семьи, которая тем временем поправила свои дела: все нашли работу, расцвела сестра, теперь они наконец могут переменить квартиру на более дешевую и удобную (пока был жив Грегор, нельзя было никуда переехать) — в последней сцене они все вместе едут на трамвае на загородную прогулку и планируют новую жизнь. По замечанию одного из лучших комментаторов «Превращения», В.В. Набокова, «с Грегором умерла душа; восторжествовало здоровое молодое животное. Паразиты отъелись на Грегоре».

Форма рассказа дает разные возможности для его интерпретации (предложенное здесь истолкование — одно из множества возможных). «Превращение» вЂ” новелла многослойная, в ее художественном мире переплетаются сразу несколько миров: мир внешний, деловой, в котором нехотя участвует Грегор и от которого зависит благополучие семьи, мир семейный, замкнутый пространством квартиры Замза, который изо всех сил пытается сохранить видимость нормальности, и мир Грегора. Два первых открыто враждебны третьему, центральному миру новеллы. А этот последний строится по закону материализовавшегося кошмара. Еще раз воспользуемся словами В.В. Набокова: «Ясность речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии». Новелла по форме выглядит прозрачно реалистическим повествованием, а на деле оказывается организованной по алогичным, прихотливым законам сновидения; авторское сознание творит сугубо индивидуальный миф. Это миф, никак не связанный ни с одной классической мифологией, миф, не нуждающийся в классической традиции, и все же это миф в той форме, как он может порождаться сознанием ХХ века. Как в настоящем мифе, в «Превращении» идет конкретно-чувственная персонификация психических особенностей человека. Грегор Замза — литературный потомок «маленького человека» реалистической традиции, натура совестливая, ответственная, любящая. К своему превращению он относится как к не подлежащей пересмотру реальности, принимает его и к тому же испытывает угрызения совести только за то, что потерял работу и подвел семью. В начале рассказа Грегор прилагает гигантские усилия, чтобы выбраться из постели, отворить дверь своей комнаты и объясниться с управляющим фирмы, которого послали на квартиру к служащему, не уехавшему с первым поездом. Грегора оскорбляет недоверие хозяина, и, тяжко ворочаясь на постели, он думает:

И почему Грегору суждено было служить в фирме, где малейший промах вызывал сразу самые тяжкие подозрения? Разве ее служащие были все как один прохвосты, разве среди них не было надежного и преданного делу человека, который, хотя он и не отдал делу нескольких утренних часов, совсем обезумел от угрызений совести и просто не в состоянии покинуть постель?

Давно уже осознавший, что его новый облик не сон, Грегор все еще продолжает думать о себе как о человеке, тогда как для окружающих его новая оболочка становится решающим обстоятельством в отношении к нему. Когда он со стуком сваливается с кровати, управляющий за закрытыми дверями соседней комнаты говорит: «Там что-то упало». «Что-то» вЂ” так не говорят об одушевленном существе, значит, с точки зрения внешнего, делового мира человеческое существование Грегора завершено.

Семейный, домашний мир, для которого Грегор всем жертвует, тоже отвергает его. Характерно, как в той же первой сцене домашние пытаются разбудить, как им кажется, проснувшегося Грегора. Первой в его запертую дверь осторожно стучит мать и «ласковым голосом» говорит: «Грегор, уже без четверти семь. Разве ты не собирался уехать?» Со словами и интонацией любящей матери контрастирует обращение отца, он стучит в дверь кулаком, кричит: «Грегор! Грегор! В чем дело? И через несколько мгновений позвал еще раз, понизив голос: Грегор-Грегор!» (Этот двойной повтор имени собственного уже напоминает обращение к животному, типа «кис-кис», и предвосхищает дальнейшую роль отца в судьбе Грегора.) Сестра из-за другой боковой двери говорит «тихо и жалостно»: «Грегор! Тебе нездоровится? Помочь тебе чем-нибудь?» — поначалу сестра будет жалеть Грегора, но она же в финале решительно предаст его.

Внутренний мир Грегора развивается в новелле по законам строжайшего рационализма, но у Кафки, как и у многих писателей ХХ века, рационализм незаметно переходит в безумие абсурда. Когда Грегор в своем новом облике наконец появляется в гостиной перед управляющим, падает в обморок его мать, начинает рыдать отец, а сам Грегор располагается под своей собственной фотографией времен военной службы, на которой «изображен лейтенант, положивший руку на эфес шпаги и беззаботно улыбавшийся, внушая уважение своей выправкой и своим мундиром». Этот контраст между былым обликом Грегора-человека и Грегором-насекомым специально не обыгрывается, но становится фоном для произносимой Грегором речи:

Ну вот, — сказал Грегор, отлично сознавая, что спокойствие сохранил он один, — сейчас я оденусь, соберу образцы и поеду. А вам хочется, вам хочется, чтобы я поехал? Ну вот, господин управляющий, вы видите, я не упрямец, я работаю с удовольствием; разъезды утомительны, но я не мог бы жить без разъездов. Куда же вы, господин управляющий? В контору? Да? Вы доложите обо всем?.. Я попал в беду, но я выкарабкаюсь!

Но сам он не верит своим словам — впрочем, окружающие уже не различают слов в издаваемых им звуках, он знает, что никогда не выкарабкается, что ему придется перестроить свою жизнь. Чтобы не пугать лишний раз ухаживающую за ним сестру, он начинает прятаться под диваном, где проводит время в «заботах и смутных надеждах, неизменно приводивших его к заключению, что покамест он должен вести себя спокойно и обязан своим терпением и тактом облегчить семье неприятности, которые причинил ей теперешним своим состоянием». Кафка со всей убедительностью рисует состояние души героя, которое все больше начинает зависеть от его телесной оболочки, что прорывается в повествовании некими завихрениями абсурда. Обыденность, увиденная как мистический кошмар, прием остранения, доведенный до высочайшей степени, — вот характерные черты манеры Кафки; его абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но трогательно и трагически бьется, пытаясь прорваться в мир людей, и умирает в отчаянии и смирении.

Модернизм первой половины столетия сегодня считается классическим искусством ХХ века; вторая половина века — это эпоха постмодернизма.

В 

в–єЧитайте также другие темы главы «Литература XX века»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Зарубежная литература»

Жанр текста. Новелла.

Новелла — это более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в новеллах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы. Также для новеллы характерен неожиданный «соколиный» поворот либо же неожиданный конец.

Тематика. Превращение обычного человека в насекомое, которого презирает вся семья и всячески избегает, со временем лишая своей опеки и поддержки.

Проблематика: произведение чётко и явно, во всех подробностях иллюстрирует отчуждение личности из-за внешних метаморфоз и отношение близких людей к данному событию и самому превратившемуся; также присутствует проблема неопределённости того, остался ли человек, превратившийся в жука, поистине человеком, или окончательно деградировал до животного, и влияющие на это обстоятельства.

Идейный смысл. Идея новеллы на самом деле достаточно глубока и понятна не каждому. Кафка пытается донести до читателя факт того, что сам герой возможно и не превращался в насекомое физически, а каким-то образом перестал иметь такое значение и авторитет для своей семьи, каким обладал ранее. Возможно, это была потеря работы, либо физический недуг. Но даже не это важно. Важно то, как относятся даже самые близкие люди к такой ситуации, и что на самом деле превращение произошло с Грегором, а оно происходит на протяжении всего повествования с его родными. Они медленно превращаются в монстров — потребителей, и когда Грегор перестаёт для них быть как раньше кормильцем и главой семьи, они начинают относиться к нему буквально как к мусору и как к насекомому. В этом самая ужасная проблема большинства людей — отрицание ценностей духовных и духовной близости, в первую очередь, даже с родным сыном и братом, если брать пример Грегора, и выставление на первый план ценностей материальных. Ведь, как говорил классик, «Не в теле прячется человечность, но в душе, а понять это почти никому не дано. Даже родной матери. До тех пор — пока сам не переживёшь «превращение».

Особенности конфликта. Особенностью конфликта, осветлённого в данном произведении, является то, что это конфликт слабого человека с сильным миром, с обществом, с окружающим непониманием. Также это конфликт внутри главного героя, борьба животных инстинктов с человеческими чувствами. Любая мелочь играет важную роль, поэтому Кафка очень подробно описывает мельчайшее переживание Грегора, его медленное, но явное превращение в самого настоящего насекомого, загнанного в угол посредством унижения и отвержения обществом, пусть даже и таким узким, как семья.

Фабула. Если говорить о хронологической последовательности событий, то самое раннее событие, описанное в этом произведении, является мельком упомянутое обучение Грегора в училищах. Затем, вероятно, его поступление на службу, повышение до коммивояжёра, обеспечение семьи во всём. После уже превращение главного героя из человека в жука, метаморфозы внутри семьи по отношению к главному герою, смерть Грегора и облегчение родных после этого события.

Сюжет. Главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. В свойственной Кафке манере причина метаморфозы, события, ей предшествующие, не раскрываются. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлены перед фактом — превращение свершилось. Герой сохраняет здравый ум и осознает происходящее. В непривычном положении, он не может встать с кровати, не открывает двери, хотя о том настойчиво просят его члены семьи — мать, отец и сестра. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на все время, лишь сестра приходит его кормить. В тяжелых душевных и телесных (отец бросил в него яблоко, Грегор поранился о дверь) муках, проводит Грегор время в комнате. Он был единственным серьёзным источником дохода в семье, теперь его родные вынуждены затянуть потуже пояса, а главный герой чувствует себя виноватым. Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже, когда семья уже живёт впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, которые нагло и беспардонно ведут себя в их доме, она теряет остатки чувств к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.

Композиция. Произведение состоит из трёх разделов, в каждый из которых вмещён определённый элемент сюжета. В первом- завязка произведения (перевоплощение Грегора), во втором — его кульминация (изгнание Грегора отцом, «бомбардировка» яблоками), в третьем — развязка (смерть Грегора).

Система персонажей. В центре внимания главный персонаж — Грегор Замза, переживший непосредственно превращение, он является связующим звеном между всеми героями новеллы, любой, даже эпизодический персонаж каким-либо образом контактирует с Грегором, и всех их, особенно членов семьи героя, объединяет одно — отвращение к жуку, которым стал Грегор.

Способы характеристики персонажей. Главный герой описывается очень подробно, в особенности его новый внешний вид, остальные персонажи описываются лишь с эмоциональной стороны, перемены в чувствах и переживаниях, испытываемые к Грегору, выделяются с особой тщательностью в каждом члене его семьи.

Особенность и роль хронотопа в тексте. В «Превращении» ход времени описывается достаточно тщательно, уделяется внимание смене дня и ночи, а вместе с тем и смене состояния главного героя, как физического, так и морального. Время тянется очень медленно, постепенно, и с ним происходит медленное превращение членов семьи Грегора в моральных «чудовищ», оставивших на произвол судьбы некогда любимого ими брата и сына.

Языковые средства художественной выразительности. Кафка никогда не употребляет архаизмов, никогда не раскрывает язык во всей его исторической глубине, он не позволяет себе придавать тексту диалектную окраску или использовать лексические неологизмы. У него мы не найдем малоупотребительных слов и даже отклонений от нормального словоупотребления, он никогда не «придумывал» слова, что является привилегией писателей, занимающихся словотворчеством. Он позволяет себе только создавать собственные имена особой формы.

Гипербола. Это самое яркое языковое средство, лежащее в основе всего произведения: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое» и т.п.

Эпитеты. «…Подспудный, упрямо болезненный писк…», «…высокая пустая комната…», «…хлопотливой, но неудачливой жизни» и т.д.

Франц Кафка очень скуп на языковые средства и в данном произведении употребил очень узкий круг языковых средств. Беспристрастное описание действительности — главная особенность данной новеллы и, собственно, стиля написания самого автора.

Франц Кафка “Превращение” – первая книга, Кафки, которую я прочёл. С самого начала ты невольно задумываешься, тот ли этот Кафка, о котором все говорят? Что за чёрт? Книга начинается сразу с завязки. Коммивояжер превратился в насекомое. Не то в жука, не то в таракана. Размером с человека. Что за бред? Это точно Кафка? ? Далее автор рассказывает про злоключения Грегора, который пытается понять, как ему жить. Со старта ты даже не понимаешь, насколько всё глубоко и символично.

kafka-prevrashhenie.jpg

Автор никак не высказывает своего отношения к происходящему, а лишь описывает события. Это своего рода «пустой знак», не имеющий означающего, но можно сказать, что, как и в большинстве произведений Кафки, в рассказе раскрыта трагедия одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человека перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы. Драма человека, столкнувшегося с непримиримым, непонятным и грандиозным роком, являющимся в различных проявлениях, столь же красочно описана в «Замке» и «Процессе». Множеством мелких реалистичных деталей Кафка дополняет фантастическую картину, превращая её в гротеск.

Краткое содержание Кафка “Превращение”

Главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. В свойственной Кафке манере причина метаморфозы, события, ей предшествующие, не раскрываются. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлены перед фактом — превращение свершилось. Герой сохраняет здравый ум и осознает происходящее. В непривычном положении, он не может встать с кровати, не открывает двери, хотя о том настойчиво просят его члены семьи — мать, отец и сестра. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на все время, лишь сестра приходит его кормить. В тяжелых душевных и телесных (отец бросил в него яблоко, Грегор поранился о дверь) муках, проводит Грегор время в комнате. Он был единственным серьёзным источником дохода в семье, теперь его родные вынуждены затянуть потуже пояса, а главный герой чувствует себя виноватым. Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже, когда семья уже живёт впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, которые нагло и беспардонно ведут себя в их доме, она теряет остатки чувств к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.

Кафка “Превращение” скачать можно по ссылке. Я читал в электронном виде

История написания новеллы “Превращение”

Через два месяца после “Приговора” Кафка пишет “Превращение”. Никакой другой рассказ Кафки не отличается такой силой и жестокостью, ни в каком другом он не уступает так соблазну садизма. В этом тексте есть некая склонность к саморазрушению, влечение к мерзкому, которые, возможно, отвратят от Кафки некоторых его читателей. Грегор Замза – это явно Франц Кафка, превращенный своим нелюдимым характером, своей склонностью к одиночеству, своей неотвязной мыслью о писании в некое подобие монстра; он последовательно отрезан от работы, семьи, встреч с другими людьми, заперт в комнате, куда никто не осмеливается ступить ногой и которую постепенно освобождают от мебели, непонятый, презираемый, отвратительный объект в глазах всех. В меньшей мере было понятно, что “Превращение” явилось в некоторой степени дополнением “Приговора” и его противовесом: Грегор Замза имеет больше общих черт с “другом из России”, чем с Георгом Бендеманом, чье имя составляет почти совершенную анаграмму: он одиночка, отказывающийся идти на уступки, которых требует общество. Если “Приговор” приоткрывает двери двусмысленного рая, то “Превращение” воскрешает ад, в котором пребывал Кафка до встречи с Фелицей. В период, когда Франц сочиняет свой “омерзительный рассказ”, он пишет Фелице: “… и, видишь ли, все эти отвратительные вещи порождает та же душа, в которой обитаешь ты и которую ты терпишь как свое обиталище. Не огорчайся, ибо кто знает, возможно, чем больше я пишу и чем больше от этого освобождаюсь, тем чище и достойнее становлюсь для тебя, но, конечно, мне еще от многого предстоит освободиться, и никакие ночи не могут быть достаточно длинными для этого в общем-то сладостного занятия”. В то же время “Превращение”, где отец играет одну из самых отвратительных ролей, призвано помочь Кафке если не освободиться от ненависти, которую он испытывает к своему собственному отцу, то по меньшей мере освободить свои рассказы от этой надоевшей темы: после этой даты фигура отца появится в его творчестве лишь в 1921 году в небольшом тексте, который издатели назвали “Супружеская чета”.

kafka-prevrashhenie1.jpg

Отзывы о книге Кафки “Превращение”

Это было мое первое знакомство с Кафкой, и знакомство было неожиданным для меня. Был наслышан о том, что автор пишет мрачно и его произведения очень депрессивный. Однако, рассказ «Превращение», показался мне весьма забавным. Это такая комедия с элементами черного юмора. Сама ситуация: человек превратился в огромного таракана и пытается адаптироваться и контактировать со своей семьей… Комична сама ситуация, комичны диалоги, комичны характеры персонажей. Читается легко.

Сначала и у меня было такое впечатление о новелле. Но всё гораздо глубже…

Я старательно пытаюсь сложить в голове два и два, и понять те эмоции, которые вызвала во мне эта новелла. С одной стороны стоит какая-то парадоксальная необычность, граничащая с чувствами отвращения и неприятия, с другой – грусть, как следствие ощущения обнажения весьма нелицеприятной правды о людях и их взаимовосприятии, прикрытой всего лишь яркими литературными образами.

Да, именно так и есть… Хотя, говорят, Кафка пишет мрачно. Но не в этом случае.

Интересные записи:

Психология личной эффективности. Нейл ФьореДжоан Харрис. Ежевичное виноГен Атлантиды: отзыв о книге РиддлаНеестественные причины. Записки судмедэксперта: громкие убийства, ужасающие теракты и запутанные дел…<label>Все уведомления</label><label>Рецензии</label><label>Цитаты</label>Издания и произведения8 573 прочитали 1 870 планируют165 рецензий 47 цитат

Напишите рецензию!

Текст вашей рецензии…написала в рецензияхПожаловаться2020-10-27 22:27:45www.livelib.ru/review/1724569

27 октября 2020 г. 22:27

822

5

Самое страшное произведение, какое я когда либо читала! Лишний человек в высшей степени бесполезности. Когда человек вызывает отвращение у близких просто самим фактом своего существования… нежеланный ребёнок… угасающий старик… больной среди здоровых… но хуже всего, когда здоров и нужен, и вроде бы все хорошо, но польза, которую приносишь родным даётся тяжкой ценой, родные не ценят, и в итоге оказывается, что без твоей помощи могут справиться гораздо лучше. Ужасная судьба… И такой простой вязкий текст со странным сюжетом, даже с комической ноткой, создаёт такую трясину отчаяния и огромную бездну безнадеги, что становиться жить страшнее, чем умереть. Не советовала бы я читать «Превращерие» людям, склонным к депрессии.

382

написала в рецензияхПожаловаться2020-10-01 23:04:22www.livelib.ru/review/1682788

1 октября 2020 г. 23:04

1K

3 Тягость

61написал в рецензияхПожаловаться2020-12-02 20:54:33www.livelib.ru/review/1787110

2 декабря 2020 г. 20:54

332

4 Торжество абсурдизма в литературе

Моё первое знакомство с Кафкой оставило очень странные ощущения. Как минимум, это было необычно по стилю и сюжету, вроде ничего не происходит, а почему-то интересно. При этом, берясь за «Замок», я ожидал крайне сложное для чтения и восприятия произведение. Думаю, дело в том, что в 17 лет я ещё не был начитан серьезной классической литературой. Вместе с тем, стереотип о том, что Кафка – автор, которого поймут и оценят только просвещенные интеллектуалы, прочно засел в голове. На самом деле, Замок читался довольно легко, но тот факт, что роман не дописан, буквально меня взбесил. После слов «на этом рукопись обрывается» я действительно был зол на автора за то, что он умер, не дописав своё самое известное произведение. У меня осталось ощущение зря потраченного на чтение времени и даже…

Развернуть7написал в рецензияхПожаловаться2021-01-16 17:09:35www.livelib.ru/review/1869013

16 января 2021 г. 17:09

117

5 Лицемерие одной семьи…

Грустная и местами даже мрачная притча о том, как в один момент вы можете стать абсолютно ненужным человеком для своей собственной семьи. Превращение в жука полностью переворачивает типичный паразитический быт всего дома, выводя все его внутренние грехи наружу. Главный герой Грегор Замза типичный коммерсант, который целыми днями трудится на нелюбимой работе и терпит упреки от начальства. Он является финансовой опорой своей семьи, ведь из его родственников уже давно никто не работает, вдобавок отец накопил кучу долгов, которые выплачивать не собирается. Единственный кто его хоть как-то ценит, да и то до превращения, это его младшая сестра, которой он старается угодить даже в облике насекомого. Несмотря на всю жуткость данной картины, сам протагонист не особо удивляется своему новому…

Развернуть2написала в рецензияхПожаловаться2020-08-11 12:44:54www.livelib.ru/review/1602067

11 августа 2020 г. 12:44

2K

4.5 «Смертушка с депрессией, здравствуйте!»

– явный Франц Кафка (и оттого в итоге жалко не Замзу, а Ф.К., которому подобное могло прийти в голову). Как-то раз он просыпается в своей замечательной комнатке, пытается встать на работу – и обнаруживает, что превратился в… насекомое. То ли в таракана, то ли… ох, не хочется гадать, чем оборотился главный герой, я слишком брезгливая и страшно боюсь насекомых, за исключением божьих коровок. Как это ни странно, члены семьи особо-то и не удивлены. Но это Кафка, сами…

Развернуть94написала в рецензияхПожаловаться2020-12-13 01:15:55www.livelib.ru/review/1804684

13 декабря 2020 г. 01:15

195

5

Развернуть2написал в рецензияхПожаловаться2020-04-30 13:50:06www.livelib.ru/review/1418140

30 апреля 2020 г. 13:50

2K

5 Хотите философской мысли упоение? Прочтите Франца Кафки данное творение

«Превращение» не даст ответа на вопросы. И морали, как в баснях, по окончанию не приведет. Но даст она читателю поболе — Свою интерпретацию сюжету волен он создать.

Ведь зародить в уме вопросы без ответов, Дающие для размышлений долгих пищу — Вот истинная задумка данного рассказа. Подобные произведения всегда мне были по душе…

Увидеть в «Превращении» историю о паразитах, Или историю о крахе человека системой увидать, Быть может не одно, а несколько в сюжете превращений сосчитать? Будь волен ты, Читатель, готовый Истину искать.

И даже если ищешь в книгах лишь интересного сюжета — Свою ты долю интереса, Хоть малая в сравнении с задумкой Автора она, На страницах книги, все же, тоже сможешь отыскать.

Имя Франца Кафки известно многим — Пусть будет лишним поводом оно произведение…

Развернуть36написала в рецензияхПожаловаться2020-07-07 17:23:35www.livelib.ru/review/1543081

7 июля 2020 г. 17:23

660

5 СпойлерГрустная история с глубоким смыслом

По сюжету главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Причины превращения читателю не ясны, тем не менее, мы углубляемся в мир переживаний и метаний героя, чья жизненная ситуация похожа на сказочный бред, но, вместе с тем, становится всё более ужасающе близка к действительности. Но это мы увидим не сразу…

По факту Грегор был единственным человеком, обеспечивающим семью. Неудивительно, что все жутко расстроились, когда поняли, что золотой источник безбедного существования грозит рассыпаться на их глазах. По ходу сюжета мы всё больше убеждаемся в том, что родственников по-настоящему серьёзно волновала лишь эта деталь. Иначе как можно объяснить вопиющую бесчеловечность по отношению к попавшему в…

Развернуть6написала в рецензияхПожаловаться2020-05-23 20:59:47www.livelib.ru/review/1463404

23 мая 2020 г. 20:59

594

5

Так интересно, насколько у меня за много лет поменялось отношение к Кафке! Лет в 16 он мне казался чересчур депрессивным и каким-то слишком вычурным, и я вообще думала, что мне с автором не по пути. Теперь я восхищаюсь, как он может в таком фантасмогоричном сеттинге настолько четко описать очень жизненную ситуацию и человеческие эмоции. Как он одновременно показывает и комичность, и трагичность нашей жизни.

Главный герой превращается в жукообразное существо, и с этого момента начинаются как будто две истории. Одна из них — приключения жука, его неумелое передвижение по комнате, его нелепые попытки выбраться через дверной проем, его постоянные повороты туда сюда. Другая — история человека, при виде которого люди шарахаются, который в тягость даже самым близким своим людям, и который…

Развернуть6

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Популярные книги

Всего 1K

  • Белый фрегатПоделитьсяКупить
  • Зажечь небесаПоделитьсяКупить
  • Эхо поющих песковПоделитьсяКупить
  • Нелюбовь сероглазого короляПоделитьсяКупить
  • Тихие гостиПоделитьсяКупить
  • Мара и Морок. Особенная ТеньПоделитьсяКупить
  • Дотянуться до звездПоделитьсяКупить
  • Золото в тёмной ночиПоделитьсяКупить
  • Тот самыйПоделитьсяКупить
  • Свет между намиПоделитьсяКупить
  • Быстро падаяПоделитьсяКупить
  • Восемь белых ночейПоделитьсяКупить
  • Среди тысячи словПоделитьсяКупить
  • Пустые ХолмыПоделитьсяКупить
  • Сбежавшие сестрыПоделитьсяКупить
  • Книга ангеловПоделитьсяКупить
  • Не говори никому. Реальная история сестер, выросших с матерью-убийцейПоделитьсяКупить
  • Гнев ангеловПоделитьсяКупить
  • Маленькое кафе в КопенгагенеПоделитьсяКупить
  • АспидПоделитьсяКупить
  • Любовь не по сценариюПоделитьсяКупить
  • Невероятное. История преступления, в которое никто не поверилПоделитьсяКупить
  • Непосредственный человекПоделитьсяКупить
  • СимонПоделитьсяКупить
  • Тетрадь в клеточкуПоделитьсяКупить

Новинки книг

Всего 361

  • Trillion Dollar Coach. Принципы лидерства легендарного коуча Кремниевой долины Билла КэмпбеллаПоделитьсяКупить
  • Хороший доктор. Как найти своего врача и выжитьПоделитьсяКупить
  • Неоновый убийцаПоделитьсяКупить
  • АполлонПоделитьсяКупить
  • Эмиль и Марго. Монстры повсюду!ПоделитьсяКупить
  • Море воспоминанийПоделитьсяКупить
  • Люди нашего двораПоделитьсяКупить
  • Звёздные войны. Мандалорец. АртбукПоделитьсяКупить
  • Битва за Uber. Как Трэвис Каланик потерял самую успешную компанию десятилетияПоделитьсяКупить
  • БратствоПоделитьсяКупить
  • Этой кнопке нужен текст. O UX-писательстве коротко и понятноПоделитьсяКупить
  • На месте ВалерииПоделитьсяКупить
  • Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романаПоделитьсяКупить
  • Я так не хотела. Они доверились кому-то одному, но об этом узнал весь интернет. Истории борьбы с шеймингом и преследованиемПоделитьсяКупить
  • Любить. Учиться. ТворитьПоделитьсяКупить
  • Осеннее преступлениеПоделитьсяКупить
  • Раны. Земля монстровПоделитьсяКупить
  • Абсолютный доступПоделитьсяКупить
  • Кольцо времён. Проклятие СетаПоделитьсяКупить
  • С широко открытыми глазами. 131 способ увидеть мир по-другому и найти радость в повседневностиПоделитьсяКупить
  • АспидПоделитьсяКупить
  • Последнее путешествие девочек. Том 2ПоделитьсяКупить
  • Эра медведейПоделитьсяКупить
  • Мой сосед Хаяо. Артбук по мотивам творчества МиядзакиПоделитьсяКупить
  • Тишина моих словПоделитьсяКупить

Новелла “Превращение” Франца Кафки была написана в начале прошлого века (1912 год), а опубликовали ее впервые в 1915 году. Поначалу произведение не нашло отклик среди читателей, потому что сам писатель при жизни не был популярным. Обратили внимание на его творчество уже после смерти. По мотивам новеллы даже было снято несколько экранизаций данного произведения.

История превращения обычного человека в насекомое очень полюбилась многим читателям. Литературные критики до сих пор спорят о том, какой же главный смысл этого произведения, о чем хотел сказать автор с помощью новеллы. Эта история очень абсурдна и порой кажется даже фантастической — Грегор Замза однажды утром посыпается, и понимает, что он — большой жук. Он поначалу не может понять что с ним стряслось, но отчетливо знает, что ему нельзя опоздать на работу, и он всеми силами пытается подняться с кровати и отправиться на работу, начав новый рабочий день. У него ничего не получается, и, прожив так некоторое время, он умирает. Возможно, причиной его смерти стало брошенное его отцом гнилое яблоко, которое застряло под крыльями и спровоцировало смертельную рану. Но, скорее всего, суть произведения кроется совсем не в этом немыслимом превращении человека в жука.

Проблематика произведения довольно обширна: взаимоотношения с семьей, давление общества, непринятие и непонимание особенных людей. Грегор Замза имеет прекрасную семью, которая отворачивается от него и искренне желает ему скорейшей смерти. Они не воспринимают такую метаморфозу их сына и брата, поэтому хотели бы поскорее от него избавиться. Родители очень быстро забывают о прежних достижениях сына. Теперь это для них — обычный жук, которого они до жути боятся и поэтому не могут выгнать его из комнаты. Отец бросает в Грегора яблоко — это не просто деталь из сюжета, это символически важная подробность.

Часто во взаимоотношениях с нашими родителями и мы, и они позволяют говорить себе те слова, которые могут здорово ранить душу обеих сторон. Гнилое яблоко — это молчаливое осквернение Грегора, который смог бы как-то отреагировать на сказанное, будь он человеком, а не жуком. Но он превратился в насекомое, следовательно, говорить и просить о помощи он не может — остается только терпеть огромную рану на своем теле и ждать смерти. Грегор Замза умирает, и его семья как ни в чем не бывало отправляются на прогулку в хорошем настроении, забывая, что дома осталось тельце их сына в обличие жука. Они воспринимают эту ситуацию с улыбкой и даже радуются смерти этого противного страшного насекомого.

Человечество и самые родные люди не всегда готовы воспринимать нас такими, какими мы есть. Они хотят поменять нас, аргументируя свои действия тем, что так лучше. Никто не знает, кому как лучше. Но самое страшное, что часто, когда необходима поддержка и принятие, нас сбросают, оставляя один на один со своими проблемами. Иногда можно услышать в свой адрес такое, от чего потом наворачиваются слезы. Это сложно пережить, сложно простить родным их сквернословие, сказанное в порыве чувств, но в этом и проявляется сила духа.

Неважно, в каких отношениях человек находится с другими людьми — он должен относится к ним точно так же, как бы хотел, чтобы окружающие относились к нему. Это правило не всегда работает, однако нужно стремиться распространять доброту и милосердие. Зла, зависти, сквернословия и равнодушия к самым близким и без того хватает. А еще необходимо контролировать своими эмоции — порой они берут верх, и сказанное может внутренне убить человека.

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografii_inostrannyh_pisatelei/61-zarubezhnaya_literatura/stages/2072-prevraschenie_f_kafki.html
  • https://studwood.ru/985306/literatura/analiz_novelly_frantsa_kafki_prevraschenie
  • http://knigoplaneta.ru/frants-kafka-prevrashhenie/
  • https://www.livelib.ru/book/1002763298-prevraschenie-frants-kafka
  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/problematika-proizvedeniya-kafki-prevrashhenie/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт