Проблема отношения человека к природе. По Б. Л. Васильеву

Автор: · Опубликовано 31.03.2018 · Обновлено 03.06.2018

Все знают, что человек и природа связаны друг с другом неразрывно, и мы наблюдаем ее каждый день. Это и дуновение ветра, и закаты и восходы, и созревание почек на деревьях. Под ее влиянием складывалось общество, развивались личности, формировалось искусство. Но и мы оказываем на окружающий мир ответное влияние, но чаще всего отрицательное. Проблема экологии была, есть и будет актуальной всегда. Так, многие писатели затрагивали ее в своих произведениях. В этой подборке перечислены самые яркие и сильные аргументы из мировой литературы, которые затрагивают проблематику взаимного влияния природы и человека. Они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Потребительное отношение к природе

  1. Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
  2. Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
  3. Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.

Гуманизм и любовь к окружающему миру

  1. Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
  2. Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
  3. Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
  4. Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.

Проблема экологии

  • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
  • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
  • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Жанна Акжолова

Тезисы

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды — первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа — это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что «природа не храм, а мастерская». Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой — охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн «Олеся». Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес — нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев «Царь-рыба». Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса — все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов «Плаха». В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение «Плаха» показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин «Зубр». Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй «Старик и море». Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру — благодарное.

Многие поэты и писатели, композиторы и художники задумывались над темой «Человек и природа», поэтому для сочинения – рассуждения  ЕГЭ по русскому языку несложно найти к этой теме аргументы не только из жизни, но и из литературы. Команда Литероведа  перечитала некоторые произведения русских писателей и сделала свои выводы о том, каким видели и изображали художники слова окружающий мир и какую роль в природе играет человек.

Содержание

Проблема

Что такое природа? Какую роль в ней играет человек?

Отношение автора к проблеме

Природа – это окружающий нас мир, в который человек приходит при рождении и остается до самой смерти.  

Аргументы

  1. Человек является частью природы.
  2. Человек и природа тесно связаны между собой.
  3. Жизнь человека зависит от природы. Исчезнет природа, погибнет и человек.
  4. Человеку нужно учиться беречь и любить природу.
  5. Не все люди понимают ценность природы и умеют видеть ее красоту.
  6. Природа щедро делится с человеком своими богатствами.
  7. Природа открывает свои тайны и загадки только тем людям, кто относится к ней бережно и с любовью.
  8. Человеку необходимо задуматься о будущем. Если он будет расточительно относиться к природным богатствам, то они могут очень быстро закончиться.
  9. Состояние окружающего мира зависит от человека.

Синонимы к слову человек

Лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный.

Синонимы к слову природа

Мир, натура, окружающая среда.

Эпитеты к слову человек

Молодой, старый, образованный, умный, безграмотный, грамотный, начитанный, рассудительный, интеллигентный, культурный, высокий, низкий, толстый, худой, трудолюбивый, ленивый, грязный, неряшливый, активный, спортивный, музыкальный, знакомый, чужой, малознакомый, известный, успешный, весёлый, радостный, грустный, больной, здоровый, трезвый, пьющий, верный, надёжный, богатый, бедный, женатый, холостой, адекватный, экономный, бережливый, военный, гражданский, злой, добрый, разговорчивый, молчаливый, вежливый, стройный, умелый, смелый, мужественный, нахальный, грубый, дерзкий, строгий, мирный, воинственный, сварливый, совестливый, спокойный, старательный, высокообразованный, улыбчивый, тактичный, законопослушный, милосердный, добропорядочный, доброжелательный, гостеприимный, гуманный, самостоятельный, коммуникабельный, эпатажный, уснувший, эрудированный, эмоциональный, восхитительный, креативный, непобедимый, обожаемый, мастеровой, представительный, неординарный, суперпопулярный, проницательный, загорелый, шикарный, влюбленный, везучий, артистичный, чувственный, атлетичный, ранимый, эффектный, сказочный, неподкупный, творческий, сладкоголосый, отходчивый, взрывной, гениальный, галантный, дальновидный, прагматичный, холеный, оптимистичный.

Эпитеты к слову природа

Неживая, двойственная, нетронутая, неорганическая, девственная, волновая,  первозданная, равнодушная, греховная, низменная, дикая, падшая, изначальная, животная, окружающая, вирусная, белковая, электромагнитная, противоречивая, исконная, демоническая, человеческая, органическая,  всемогущая, божественная, живая, биологическая, щедрая, здешняя,  живописная, истинная, глубинная, женственная, мастерская, первобытная,  тропическая, экзотическая, вещая, чувственная, аллергическая, метафизическая, символическая, тамошняя, чудная, телесная, инстинктивная, сокровенная, суровая, дивная, величественная, чуждая, испорченная, скупая, подлинная, ангельская, специфическая, личностная, различная, неизвестная, нечеловеческая, стихийная, парадоксальная, мудрая, безжалостная, химическая, сверхъестественная, растительная, нравственная, извращённая, материальная, динамическая, враждебная, величавая, действительная,  классовая, субъективная, людская, скудная, бессознательная   правовая, порочная, африканская, цветущая, сибирская, неизменная, физическая, весенняя, естественная, духовная, универсальная, генетическая, квантовая, райская, эстетическая, земная, благодатная, бессмертная, искусственная, фундаментальная, смешанная.

Аргументы из литературы

  1. И.А. Бунин «Антоновские яблоки». И. А. Бунин – настоящий мастер прозы. Читая многие его произведения, мы любуемся картинами природы, так талантливо написанными автором. Достаточно прочитать несколько строчек рассказа «Антоновские яблоки», чтобы представить всю прелесть осени, красоту и очарование бабьего лета. Кажется, писатель наделен особым зрением, слухом, обонянием. Будто талантливый художник, автор рисует необыкновенные картины природы. Он показывает каждую деталь, каждую мелочь окружающего мира: бирюзовое небо, свет солнца, далекие звезды, пустые равнины. Читатель видит яркую, пышную озимь, подсохший и поредевший сад, кленовые аллеи, яркое пламя костра и тени, скачущие по земле. Переворачивая страницы произведения, мы вместе с рассказчиком будто вдыхаем аромат меда, душистый дым костра, запах опавшей листвы, антоновских яблок, мокрой древесной коры, грибную сырость оврага и жаркий аромат степей. Мы слышим пение птиц, шум ветра, мелодию дождя. В рассказе Бунина природа и человек неразрывно связаны: все переживания героя даны через описание окружающего мира. Светлые, радостные воспоминания рассказчика сопровождаются яркими картинами природы, светлыми красками рисует автор все вокруг: коралловые рябины, бриллиантовое созвездие Стожар, чистый, чуткий воздух, ослепительное пламя костра. Но как только омрачается настроение героя, сгущаются и темнеют краски:  небо становится сумрачным, равнины пустеют, а барин сереет. Но родная природа мила автору во все времена года, он умеет находить в ней особую прелесть  и с огромной любовью рассказывает об этой неповторимой красоте своим читателям.
  2. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». М.М. Пришвин – большой знаток природы. Он знает многие ее загадки, тайны, поэтому щедро делится своими знаниями с читателями. В сказке-были «Кладовая солнца» писатель с особой любовью рассказывает о богатствах природы. Вместе с героями произведения он приводит читателей на Блудово болото, которое хранит в себе несметные сокровища. Деревья, кустарники, травы, растущие там, тянутся к солнцу, пропитываются его теплом, а умирая, превращаются в торф. Поэтому и называют болота «кладовыми солнца». Там же растет полезная ягода клюква, за которой на болото отправляются Настя и Митраша. Природа щедро делится с людьми своими несметными богатствами: и ягодами, и торфом. Но не всякому, по словам автора, она открывает свои «кладовые солнца», а только добрым, щедрым, мудрым людям, тем, кто умеет распоряжаться ее благами. М.М. Пришвин показывает лес, растущий на болотах, сказочным существом, который живет своей жизнью. Он шумит, будто предупреждая детей об опасности. Деревья кряхтят, как старики, от ветра, а  иногда воют, склоняясь до самой земли. Автор трогательно рассказывает историю появление сосны и ели на болоте, как из маленьких семечек они появились, росли, борясь за место под солнцем. Как и люди, они умеют радоваться и страдать. Описание природы у М.М. Пришвина завораживает: картины борины, рассвета, болота, елани  так живописны, что невольно возникает чувство, будто читатель оказался там вживую. По всему этому видно, что писатель безгранично любит природу и призывает всех нас жить с ней в мире, любить ее и беречь.
  3. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Есть люди, которые способны не только видеть и понимать красоту природы, но и передавать ее в музыке, живописи или литературе. И вроде бы они смотрят на окружающий мир такими же глазами, но, оказывается, эти люди намного зорче, чем все мы. Произведение К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» рассказывает о великом композиторе Эдварде Григе, который однажды в лесу встретил Дагни Педерсен, дочь лесника. Девочка собирала в корзину еловые шишки и до такой степени очаровала своей непосредственностью композитора, что он обещал ей сделать подарок, но не сейчас, а лет через десять, когда ей исполнится восемнадцать. После окончания школы Дагни уехала к тетушке и ее мужу, которые однажды пригласили героиню на концерт. Там, на концерте,  девушка услышала композицию Грига, посвященную ей. В мелодии великого композитора Дагни услышала шум ветра в вершинах деревьев, песни пастушьих рожков, шум моря, свист птиц, ауканье детей, перезвон лесных колокольчиков. Это была музыка ее родины, удивительным образом переданная «волшебником и великим музыкантом». Известный композитор запечатлел в памяти каждый уголок природы, каждую травинку, каждое деревце, горы, леса, звезды на небе, легкую рябь моря, а потом сумел соткать из нот волшебную  картину.  

Аргументы из жизни

  1. Природа – самый лучший лекарь. Она способна поднять настроение, придать сил, найти мудрое решение проблемы. Когда мне грустно, я стараюсь выйти из дома и прогуляться. Летом беру велосипед, уезжаю в небольшую рощицу недалеко от села, сажусь на мягкую травку под березами и просто слушаю звуки природы, любуюсь живыми, выразительными красками и наслаждаюсь приятной тишиной. В такие минуты голове думается легче, поэтому и проблемы решаются как-то быстрее и проще, будто ответ ждал меня в том месте, куда я присела отдохнуть. Весной приятно выйти в сад, похожий в своем буйном цветении на прекрасную невесту. Нежная зелень первых листочков, еще не успевших запылиться, бело-розовые одеяния цветущих деревьев – все это завораживает своей молодой силой и свежестью. Кажется, будто сад, сбросивший оковы зимы, предлагает и нам вдохнуть полной грудью и зажить по-новому. А какая прелесть у осени! Такого буйства красок, кажется, природа не знает в другие времена года. И даже если порой становится грустно, накатывают проблемы, посмотришь вокруг и подумаешь, будто сама природа намекает о том, что жизнь не черно-белая, а цветная. И за днями неудач обязательно наступит светлая полоса. А белоснежная зима в своем роскошном блестящем одеянии не устает нам напоминать, что жизнь полна света и чистоты, а все проблемы решаемы.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь», – считали наши предки.  Они сравнивали природу с тарелкой. Что положишь в тарелку, то и съешь из нее.
  2. «Каковы глаза, такова и природа», – гласит русская пословица. В ней говорится о том, что каждый видит природу по-своему. Кто-то умеет во всем находить прекрасное, а для кого-то и самое красивое  кажется безобразным.
  3. «Хороша природа при любой погоде», – считает русский народ. В пословице выражается следующая мысль: природа прекрасна во все времена года и в любую погоду. Нужно только научиться видеть и понимать ее красоту.
  4. «Что природа дала, то и мылом не вымоешь», – говорится в русской пословице. Она утверждает, что каждый человек рождается именно таким, каким его задумала природа.
  5. «Природа мудра», – так говорили наши предки. Они отмечали, что природа  мудрее самого мудрого человека.
  6. «Природа науку одолевает», – считал русский народ. По его мнению,  как бы далеко вперед ни шагнула наука, ей за природой все равно не угнаться.
  7. «На выдумку природа торовата», – говорит русская пословица. Она утверждает, что природа щедра на выдумку. Вокруг нас столько интересного, придуманного и созданного природой, что человеку остается только восхищаться всем этим.
  8. «Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти», – советует русская пословица. Она говорит, что не нужно ждать, когда природа все создаст или родит, человеку нужно и самому стараться.
  9. «Кто земле дает, тому земля втройне отдает», – считали наши предки. Они заметили такую особенность: кто любит землю, возделывает ее, тому она возвращает сторицей.
  10. «Кто любит земле кланяться – без добычи не останется», – утверждал русский народ. Он считал, что человек, который тесно связан с природой, любит землю, никогда не будет голодным.

Афоризмы

  1. «Природа – отнюдь не выпестовавшая нас мать. Она есть наше творение», –  говорил английский поэт и писатель Оскар Уайльд. Он считал, что природа – это не мать, благодаря которой человек появился на свет, а творение человека.
  2. «Нет ничего более изобретательного, чем природа», –  утверждал древнеримский философ и оратор Цицерон. Он называл природу изобретательной. Она лучше всякого талантливого мастера создает удивительные творения.
  3. «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека», – считал канадский поэт Блисс Кармен. Он был убежден в том, что природа сама по себе  настолько прекрасна, удивительна и неповторима, что человек своим присутствием портит всю ее прелесть.
  4. «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей», – писал немецкий философ, писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что природа идеальна: она всегда серьезна, строга, права. Все плохое, что есть вокруг, исходит от человека.
  5. «Природа полна непоследовательности. Иной раз она помещает голову старика на молодых плечах, другой раз полное жара сердце – подо льдом восьмидесяти», – считал американский эссеист, писатель и философ Ралф Уолдо Эмерсон. Он считал, что природа иногда преподносит человеку сюрпризы. Например, некоторых молодых людей наделяет мудростью стариков, а некоторые старики до конца жизни сохраняют полное жара сердце, какое у большинства имеется только в молодости.
  6. «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей», – говорил английский философ, историк  и политик Фрэнсис  Бэкон. По его мнению, природа может покориться лишь тем, кто сам ей покоряется, то есть живет с окружающим миром в ладу.
  7. «Природа подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подает своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю», – считал французский писатель и драматург Дени Дидро. Знаменитый классик сравнивал природу с кокетливой женщиной, которая любит наряжаться и дает своим поклонникам надежду на то, что когда-нибудь они откроют  все ее секреты.
  8. «Природа – это канва. Человек искони стремился прибавить к творению божьему кое-что от себя. Он переделывает его иногда к лучшему, иногда к худшему», – утверждал французский писатель Виктор Гюго. По его мнению, природа – это канва, которую можно сравнить с первым мазком кисти художника. Какая картина получится, зависит от человека, искони стремящегося прибавить что-то свое к творению Бога.
  9. «Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей», – говорил Фрэнсис Бэкон, английский философ и историк. Он утверждал, что природой нельзя управлять силой. Она подчиняется только тому, кто подчиняется ей.
  10.  «Сила природы очень велика», – говорил древнеримский политический деятель и философ Цицерон. Он утверждал, что природа очень сильна. Своими силами она способна делиться с человеком, подпитывать его своей энергией. Но если человек перестает ей подчиняться, начинает вредить ей, природа способна нанести сокрушительный удар.

План: 1. Введение2. Л.Н. Толстой «Война и мир»3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»4. А.П. Платонов «Неизвестный цветок»5. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»6. Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»7. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»8. Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»9. Вывод

Введение

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ценить природу может и героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Свой идеал девушки – Татьяну Ларину – автор наделяет способностью искренне любить окружающую среду. Героиня очень близка к природе. Она любит русскую зиму. Связано это, как объясняет писатель, с тем, что Татьяна была «русскою душой». Так, А.С. Пушкин показывает народный характер Татьяны Лариной, подчеркивая, что русский народ всегда отличался близостью с природой и любовью к ней. В лирическом отступлении автор сам любуется зимой. Таким образом А.С. Пушкин приближает свою героиню к самому себе. Широкие описания природы в «Евгении Онегине» появляются только при раскрытии образа Татьяны Лариной, значит, любовь к природе – это ее отличительная черта. Онегин, к примеру, не способен увидеть красоту природы, он скучает, находясь в деревне. Называя Ольгу Ларину «глупой луной на глупом небосклоне», Евгений Онегин показывает свое истинное отношение к природе. Этим он полностью противопоставлен Татьяне Лариной. Отношение к природе – еще одно средство раскрытия главных героев, демонстрации их различий.

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

Тема природы и хорошего отношения к ней поднимается в рассказе Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». Произведение повествует о том, что маленькому цветку приходится жить в тяжелых условиях. Когда девочка-пионерка Даша находит этот цветок, она решает ему помочь. На следующий день целый отряд ребят пришли для того, чтобы удобрить землю рядом с цветком. Через год место, которое было раньше опустошенно, теперь зарастало цветами, вокруг которых летали различные бабочки и птицы. Автор повести показывает, что поступок девочки можно назвать настоящим подвигом, ведь она не только сохранила жизнь одному цветку, но и способствовала тому, что на этой земле появились и другие живые существа. А.П. Платонов демонстрирует то, как неравнодушное отношение человека к природе способно изменить мир, сделать его добрее и чище. Доброта девочки и искреннее желание сохранить окружающую среду и помочь ей приводят к положительным результатам.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

На тему необходимости сохранения природы и борьбы за нее писал Валентин Григорьевич Распутин. В своей повести «Прощание с Матерой» автор показал то, как человек собственными руками разрушает то, что ему дала природа. Повесть начинается с того, что жители острова Матеры разговаривают о том, что их деревне скоро придет конец, так как для строительства ГЭС нужно затопить многие деревни. Леса, поля, растения и многое другое – все это уйдет под воду. Старые жители Матеры, считающие свою деревню родным местом, не согласны с решением председателя. Они до самого конца остаются верными самим себе. Начальство выкапывает кладбищенские кресты и могилы, сжигает дома жителей, однако старухи не могут переехать из родной Матеры. В.Г. Распутин призывает читателей к сохранению природы, ведь человек несет ответственность за все то, что он совершил. Затопленные деревни ради строительства ГЭС рано или поздно приведут человечество к негативным последствиям. Они уже проявляются в том, что люди, которые были вынуждены переехать с острова, перестали жить в гармонии друг с другом, а главное – в гармонии с самими собой. В.Г. Распутин призывает задуматься над тем, что не нужно причинять природе вред, ведь от этого вред и человеку. Например, муж Настасьи Егор, переехав в город, умирает, так как ему не удается свыкнуться с новой жизнью. И это только один пример негативного влияния затопления Матеры. Однако оно неизбежно: в финале произведения слышится вой Хозяина острова, который прощается с Матерой, которой пришло время уйти под воду. В.Г. Распутин, описывая такое бездумное отношения к природе, показывает, к чему это может привести.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

О природе пишет и Борис Львович Васильев в своей повести «Не стреляйте в белых лебедей». Брат главного героя относился к природе потребительски, он не ценил ее и всячески пользовался тем, что давала окружающая среда. В отличие от него, Егор Полушкин стремится защищать природу. Из-за своего неравнодушного отношения к окружающему миру главный герой не способен даже на то, чтобы разрушить муравейник. Егор Полушкин считает, что человек не имеет на это права, так как муравейник – часть природы. Человек тоже является частью природы, а не царем природы, как заблуждаются многие, поэтому человек не имеет права разрушать то, что было создано не им. Егор Полушкин пытается донести эту мысль до окружающих людей. Б.Л. Васильев вкладывает в уста Полушкина свои рассуждения по поводу охраны природы. Автор демонстрирует пример человека, который бережно относится к окружающему миру. Егор Полушкин – лесник, который защищает природу. Главный герой купил лебедей, для которых озеро стало настоящим домом. Так, любовь Полушкина к природе проявилась не только в способности ценить ее, но и конкретным делом.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Примером бережного отношения к природе является поступки главного героя повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его главным жизненным принципом является правило «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такая мысль Маленького принца учит читателей доброму отношению к окружающей среде. Центральный персонаж понимает, что природа – это то, что окружает человека, поэтому его жизнь и жизнь окружающей среды взаимосвязаны. Забота о природе является, по мнению Маленького принца, главной обязанностью человека. Видеть прекрасное и заботиться о нем – вот к чему призывает А. Сент-Экзюпери с помощью слов Маленького принца.

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Тема природы отразилась в повести Жан Жионо «Человек, который сажал деревья». Уже в самом названии отражается проблема бережного отношения к природе. Главный герой произведения всю жизнь посвятил посадке деревьев в пустыне, в которой совершенно не было жизни. Человеку с большой буквы удалось превратить пустыню в цветущий оазис. Ж. Жионо показывает, что любые усилия человека оказывают на природу огромное влияние. Те деревья, которые центральный персонаж посадил в пустыне, принесли пользу всему человечеству. Сам Ж. Жионо признавался, что главной целью при написании повести «Человек, который сажал деревья» было привлечь людей сохранять природу и способствовать ее размножению.

Вывод

Таким образом, природа – это то, от чего зависит жизнь человека, ведь не будет окружающей среды – не будет и человека. Человек, который причиняет вред природе, причиняет вред самому себе. Эта взаимосвязь должна подталкивать человека на сохранение своего истинного дома, ведь наша планета – это то место, где родился человек. Природу необходимо не только уметь видеть и ценить, но и помогать ей делом, а не только словом. Природа – это жизнь каждого из нас. Она объединяет всех людей на Земле. Только бережное отношение к окружающему миру сохранит жизнь на нашей планете.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-priroda-i-chelovek-tablitsa/
  • https://bank-argumentov.info/problema-berezhnogo-otnoshenija-k-priro/
  • https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-iz-zhizni-i-literatury-na-temu-chelovek-i-priroda-ege.html
  • https://www.sochinyashka.ru/argumenty/argumenty-k-ege-na-temu-priroda.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт