От Левитана до Кандинского: осенние пейзажи русских художников

Публикации раздела Музеи

Время светлой грусти и тихой радости. Редкий случай буйства красок в средней полосе для художника — повод добавить на холст теплые тона. Красные листья рябины, ярко-желтые — березы, золотисто-желтые липовые и желто-коричневые дубовые. Даже лиственница осенью поддается общему настрою и горит канареечным цветом на фоне синего неба. Если повезет и золотая осень выдастся погожей и ласковой. Рассматриваем картины о самом романтическом времени года вместе с Натальей Летниковой.

arkhipa-kuindzhi.-lunnaya-noch-na-dnepre.-1880.-gosudarstvennyi-russkii-muzei-sankt-peterburg.jpgОчереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом5 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»1.jpgМорские пейзажи Константина КоровинаСеверные и южные моря на полотнах русского импрессионистаУсадьба Абрамцево в русской культуреКак один дом объединил Аксакова и Гоголя, Репина и ВаснецоваОтдыхаем, как русские классикиСоветы писателей, художников и музыкантовТанец на холсте: 5 картин русских художниковИскусство сквозь искусствоМежду нами, девочкамиМаленькие героини на портретах русских художниковДачное настроениеОтдыхаем, глядя на картины русских художниковРусская береза. Дерево вдохновения и поклоненияОт символа языческой богини Берегини до поэтической музыНатюрморты. Рисуем то, что под рукойТоп-7 натюрмортов русских художниковКартина в деталях: «Русалки» Ивана Крамского«Целая симфония» лунного света на мистическом полотне по мотивам гоголевской повестиОднажды летним днемКраски лета на картинах русских художниковКартина в деталях: «Грачи прилетели» Алексея СаврасоваИнтересные факты о полотне одного из самых известных русских пейзажистовЗонт на картинах русских художниковИ в дождь, и в зной. 4 мая 1715 года в Париже был изобретен складной зонтикПрирода России на полотнах русских художниковПриглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России, изображенным на пейзажах живописцевВесна идетНапевая, ищем приметы весны на картинах русских художников

Иссак Левитан просто обожал рисовать осень, поэтому создал множество подобных полотен. При этом «Золотая осень» 1895 года стала самым популярным и знаменитым изображением этого времени года.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 год

Здесь мы видим солнечный ясный день в самый разгар осени. Ярко-жёлтая и оранжевая листва осыпала деревья, голубое небо нависло над рекой, ветра нет, чувствуется вся красота и грандиозность засыпающей на зиму природы.

Художник специально выбрал такой ракурс, чтобы показать зрителю масштабность композиции. Вдалеке можно увидеть уже убранные поля и деревенские домики, ещё дальше виднеется лес, за ним — горизонт. Пейзаж простирается далеко-далеко.

Исаак Левитан «Золотая осень», фрагмент

В целом картина несёт в себе позитивное и умиротворённое настроение. Зритель словно попадает в тот солнечный день на берегу тихой речки, который был более 120 лет назад.

Картина также несёт в себе романтический настрой. Считается, что художник вдохновился на её создание своим романом с Анной Николаевной Турчаниновой, которая приехала в своё имение Горка и там познакомилась с Левитаном. В этот период живописец создал серию мажорных картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.

Художника настолько охватила муза, что он даже забыл приехать в гости к Поленову, хотя и обещал:

Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен.

Искусствоведы очень положительно отзывались об «Золотой осени» Левитана. Алексей Фёдоров-Давыдов писал:

«Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы.

Сам художник был не очень доволен картиной, считая её грубоватой. После того, как работу купил Третьяков, Левитан написал ещё одну «Золотую осень».

Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год

Второе полотно получилось немного пасмурнее, но более просторнее. Здесь река показана очень широкой и просторной. Она занимает существенную часть пейзажа и наполняет его свежестью.

Прямо воле реки стоит домик, окружённый золотыми осенними деревьями. Перевёрнутая лодка напоминает об окончании сезона. Солнца здесь нет. Складывается впечатление, что дело идёт к вечеру.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год, фрагмент

Примечательно, что жёлтые деревья Левитана не являются монотонными. Художник подмечает и отражает множество цветовых оттенков, которые делают картину живой, яркой и насыщенной.

В настоящее время обе замечательные картины украшают Государственную Третьяковскую галерею и привлекают большое количество туристов всего мира.

«Золотая осень» в Третьяковской галерее

Осень — самая яркая и трогательная пора. Она то в золотистых и теплых красках, то в дождливых тонах. И все-таки прекрасна!

Предлагаю насладиться наступившей осенью в картинах русских художников!

_____

_____

_____

______

______

_____

_____

Валяный палантин «Оливковое золото»©

_____Валяная безрукавка «Пшеничные мотивы»©

_____Валяный шарф «Королевская специя»©

_____Валяный шарф «Намек на осень»©

______Валяный топ «Песочный берег»©

_____Валяные шапочка+бактус «Природные мотивы»©

_____Валяный жилет «Просто жилет»©

_____Валяная брошь «Натурель»©

_____Валяная брошь «Войлочная керамика»©

_____

Валяные бусы «Рябинушка»©

_____

Валяный пояс » Желтый тюльпан»©

_____Валяные тапки «Горчица»©

______Валяный чехол для телефона «Натурель»©

______Валяный берет «Бежевый крем»©

_____

Валяный брошь «Осенний поцелуй»©

_____Валяная брошь «Шафран»©

_____Валяная брошь «Ласковый шепот»©

_____Валяная брошь «Спелая слива»©

_____

Валяная брошь «Ранняя осень»©

Думаю, что этот пост оказался полезным и интересным!Не забывайте поставить нравится!А еще, мне будет очень приятно, если Вы добавите меня в свой круг

Мои магазины на Ярмарке Мастеров:

Дорогие читатели, в этот прекрасный осенний день мне, как всегда, хочется поделиться с вами нотами душевной теплоты на страницах блога. Сегодня я предлагаю вам прочувствовать самобытность русской осени через творчество великого художника Исаака Левитана. Мы с вами посмотрим чудесные картины художника. И познакомит нас с его жизнью и живописью Павловских Анна, художник по декоративно-прикладному искусству, педагог. Передаю ей слово.

Приветствую читателей блога Ирины. Хочу побеседовать с вами о любимом мной художнике. И это не случайно. Настала осень, она многогранна в своих проявлениях. Это время года всегда неповторимо, оно изменчиво, мимолетно. И наверняка именно поэтому осень часто становится музой творческих людей.

Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет. И среди художников были такие, которых особенно вдохновляла именно осень. Один из них – Исаак Ильич Левитан, тонко чувствующий, порой меланхоличный, но бесспорно весьма талантливый художник.

И. Левитан «Осень»

Биография и личность художника

Жизнь и судьба Левитана была непростой. Он родился в образованной, но необеспеченной семье. Семья нередко была гонима за еврейское происхождение. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать.

Возможно, именно невзгоды детства и юности послужили причиной проявления в его характере меланхолии и склонности к частым депрессиям. Творчество живописца полностью зависело от эмоционального состояния. Вдохновение охватывало художника на спаде тоски и депрессивных настроений. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона.

В нервном состоянии художнику никто и ничто не было нужно, он желал только одного – уединения. Ему было сложно с людьми, и даже в творчестве это проявлялось – он редко изображал людей на своих полотнах. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись возвращала ему желание жить, дышать полной грудью, верить в лучшее.

И. Левитан «Дубовая роща»

Лучший друг Левитана Антон Чехов снимал дачу в пригороде Москвы в Бабкино вместе с братом и сестрой. Исаак наведывался к ним в гости. Он поселился в соседней деревне Максимовка и усиленно работал. Писал этюды один за другим и увешивал ими все стены маленькой комнаты, которую снимал.

Три года подряд Исаак Ильич Левитан проводил лето на природе, порой до поздней осени. Работал без устали. Это был очень плодотворный период творчества в жизни художника. Очень много картин написал художник, вдохновленный природой этих мест.

И. Левитан «Поздняя осень. Усадьба»

Осенняя живопись Исаака Левитана

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. В самом начале это время года еще так похоже на лето, еще много зелени, но уже появляются яркие осенние краски – цветут осенние астры и георгины, как пожар разгораются они в осенних картинах Левитана.

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все — простор везде,Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь.И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

И. Левитан «Савинская слобода»

Потом в один момент все желтеет, сначала одни деревья, а следом за ними и другие покрываются золотом. Эти изменения подробно отражены в картинах Левитана, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.

Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось…

С. Есенин

И. Левитан «Золотая осень. Слободка»

И. Левитан «Осень. Река»

Прошла пара дней – листья облетели, шуршат под ногами, деревья оголились. Начинаются дожди, листва преет, становится тусклой, жухлой, по утрам покрывается инеем. Небо серое, низкое, последние птицы улетают большими стаями. На улице дождь, туман и сырость.

Простой обыватель не пойдет в такую погоду на прогулку, но художник берет краски и кисти и отправляется писать на природе картины в серо-охристой гамме. Живописные полотна передают всю тишину и неповторимость этих мгновений.

Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца…Чахлая рябинаМокнет под окном,Смотрит деревушкаСереньким пятном.Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла!..

А. Плещеев

И. Левитан «Осенний пейзаж»

И. Левитан «Долина реки»

Картина «Золотая осень»

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают экспрессивный образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.

И. Левитан «Золотая осень»

Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.

Это осень в самой яркой своей поре, бабье лето, время вдохновения.

«Октябрь (Осень)»

Совсем другое настроение передал Левитан в своей картине «Октябрь (Осень)». Она отражает печаль и уныние русской осени, тоску и грусть. Небо мрачное, деревья полуголые, трава пожухла. Природа будто находится в тревожном ожидании холодов и морозов. Через эти образы художник передает свое собственное драматичное настроение. Но и в этой печальной картине можно увидеть бесконечную любовь Левитана к природе, к такой разной осени.

И. Левитан «Октябрь (Осень)»

Об этом кратком периоде осени очень точно написал Александр Пушкин:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

Насколько разные две эти картины, а ведь еще Левитан написал множество работ и этюдов, и все они различны по настроению, по эффекту, который они производят на зрителя. Увидим и прочувствуем задумчивость и меланхолию на картине «Осень. Туман», сочность и радость в живописи «Золотая сень. Слободка», прозрачность и лёгкий морозец на картине «Осень 1897».

И. Левитан «Осень. Туман»

Творчество художника очень многогранно, и, я надеюсь, что читатели вместе со мной прочувствовали многообразие осенних настроений на картинах Исаака Левитана и насладились русской осенью.

Анна Павловских

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

2

Осень в этом году особенно прекрасна: такого буйства красок, яркого солнца и теплого прозрачного воздуха в октябре мы не помним давно. И хотя скоро обещают морозы, ничто не мешает нам насладиться красотой момента: и гуляя в парке, и любуясь осенними пейзажами любимых русских художников.

Сейчас как никогда легко перешагнуть границы полотна и вдохнуть тот влажный осенний воздух, в котором сияющие желтые листья как будто парят, не держась за ветки, как на картине Остроухова.

I.-Ostrouhov.-Zolotaya-osen.-1886..jpg

И. Остроухов. Золотая осень. 1886.

Настроение легкой грусти увядания или щемящей тоски по родным пейзажам, размышления о быстротекущем времени или о красоте простого, незамысловатого, но любимого вида именно в осенних мотивах звучат особенно ярко и пронзительно.

I.-Levitan.-Zolotaya-osen.-Slobodka.-1889..jpg

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889.

Пейзаж на протяжении веков служил в искусстве фоном для религиозных и исторических сюжетов или портретов, его роль часто была очень значима, но все же вторична. Даже отдельные пейзажные композиции воспринимались поначалу как деталь оформления интерьера, например, заполнение простенков в залах ренессансных вилл. И только в XIX столетии его сольная партия зазвучала во всю свою силу и в европейском, и в русском искусстве.

A.-Savrasov.-Osen.-1871..jpg

А. Саврасов. Осень. 1871.

L.-Kamenev.-Tuman.-Krasnyiy-prud-v-Moskve-osenyu.-1871..jpg

Л. Каменев. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871.

Однако особенную тонкость и прелесть осенних мотивов художники оценили гораздо позже, чем парадную, репрезентативную выразительность летних или зимних видов.

I.-SHishkin.-Osen.-1892..jpg

И. Шишкин. Осень. 1892.

Именно в последней трети XIX века, когда в эмоциональной палитре пейзажа появились оттенки любования камерным, интимным, простым, обыденным видом, русская пейзажная живопись обрела всю полноту своих выразительных средств и всю магическую силу своего воздействия на зрителя.

F.-Vasilev.-Boloto-v-lesu.-Osen.-1871-1873..jpg

Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень. 1871 – 1873.

A.-SHilder.-Ovrag.-1915.jpg

А. Шильдер. Овраг. 1915.

От парадного великолепия полотен И. Шишкина до тихих, задушевных мотивов Ф. Васильева и А. Саврасова, от красочного буйства Б. Кустодиева до тональной многоплановости А. Васнецова и Л. Каменева русская пейзажная живопись рассказывает нам о глубине переживания и широте душевного пространства человека. Всегда за изображением пейзажного мотива стоит гораздо более серьезная и выразительная идея автора, чем может показаться при первом, беглом взгляде.

S.-ZHukovskiy.-Broshennaya-terrasa.-1911..jpg

С. Жуковский. Брошенная терраса. 1911.

С. Жуковский. Осень. Веранда. 1911.

В сияющих, как будто умытых дождем террасах С. Жуковского можно увидеть светлую печаль по уходящей красоте усадебной жизни.

Б. Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926.

Б. Кустодиев. Осенний сельский праздник. 1914.

В ярких мотивах Б. Кустодиева — радость и полноту бытия.

И. Левитан. Золотая осень. 1895.

И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879.

В золотых переливах И. Левитана — нежность и тонкость поэзии. Прикосновение кисти этого певца пейзажа подобно звукам струнной симфонии, где каждый инструмент своим неповторимым голосом вносит свой оттенок в общее гармоничное звучание.

В. Поленов. Золотая осень. 1893.

В. Поленов. Ранний снег. 1891.

Подобное многообразие эмоциональной палитры воплотил в своих певучих полотнах В. Поленов. Изображение живописного берега реки, осыпанного золотыми листьями или укрытого первым снегом, рассказывает нам о глубоком и прочувствованном единении души художника с красотой мира. В его наполненных воздухом пейзажах царит удивительная гармония и вневременный покой.

С. Виноградов. В усадьбе осенью. 1907.

С. Виноградов. Осень. Задворки. 1901.

Пастозные, свободные мазки С. Виноградова передают мимолетное очарование заросшей усадьбы или увядающего луга. Прелесть неуловимого состояния пейзажа созвучна едва заметным движениям души, которые сложно выразить словами, но воплощенные в красках, они мгновенно находят отклик в сердце зрителя.

К. Юон. Мельница. Октябрь. Лигачево. 1913.

К. Юон в простом сельском мотиве смог выразить всю силу природы и живущего в гармонии с ней человека. Сочные, сияющие цвета и глубина пространства, как будто увиденного с высоты, говорят не о сиюминутном и повседневном, это скорее эпическая картина народной жизни.

М. Нестеров. Осенний пейзаж. 1906.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.

На полотнах М. Нестерова природа созвучна тихому трепету души его героев. Именно в нежный и лиричный осенний пейзаж художник поместил трогательный и чистый образ отрока Варфоломея.

В. Серов. Осень. Домотканово. 1892.

А. Серов подчеркнул уединение и печаль одинокой фигуры мягким, пасмурным осенним видом. Поэтическое звучание сюжета здесь удивительно тонко и проницательно вторит эмоциональному настрою пейзажа.

И. Шультце. Булонский лес. 1920-е – 1930-е.

И. Шультце, мастер передачи света, восхищает своим живописным видением и виртуозностью передачи радостных солнечных лучей. Мир под его кистью наполнен ликующим осознанием красоты, в каждой точке пространства жизнь кипит и переливается светоносными оттенками.

В. Кандинский. Осень.

В. Кандинский. Осень в Баварии. 1908.

В. Кандинский. Осень. 1909.

Ранние работы В. Кандинского — пример великолепного чувства цвета и крепкой лепки формы, своей выразительностью и силой предвосхищающие его абстрактные построения. Динамика тягучих цветных мазков подчеркивает гармонию и завершенность целого. Мир природы для автора созвучен вечному и незыблемому миру идей.

И. Грабарь. Рябинка. 1915.

И. Грабарь. Рябины и березы. 1924.

Яркие и в то же время хрупкие рябинки на картинах И. Грабаря — многогранный образ, вызывающий множество ассоциаций и размышлений. В таком, на первый взгляд, простом и бегло написанном мотиве звучит надрывная интонация стихотворения Марины Цветаевой о родине, когда кажется, что голос срывается от подступивших слез:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

А. и С. Ткачевы. Осень. Пора свадеб. 1973.

Братья Ткачевы подчеркнули тему свадьбы, тему таинственного соединения судеб, изображением осеннего дерева, как будто осеняющего молодых своим золотым сиянием. Символическое богатство и выразительность этого сюжета уникальны не только для своей эпохи. Природный мотив добавляет этому бытовому эпизоду вневременное, универсальное звучание.

К. Сомов. Осень. 1905.

К. Сомов. Фигуры в парке. 1919.

Для художников пейзажный жанр — это и возможность вообразить жизнь минувших веков, и обобщенный образ, объединяющий стереотипы современного сознания.

В. Дубосарский и А. Виноградов. Золотая осень. 1995.

Но какими бы ни были замыслы художника, какую бы идею ни пытался он воплотить в своей работе, неизменно одно: за очевидным мотивом всегда скрывается зашифрованный смысл, своеобразное «двойное дно», послание от автора зрителю. Никогда пейзаж не равен только пейзажу. И поэтому так интересно найти его потаенный смысл, прочесть его значение и почувствовать эмоциональную связь с душевным миром художника и его эпохи. Согласитесь, приятное и познавательное занятие для хмурых осенних вечеров.

Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/materials/137777/osennie-peizazhi
  • https://zen.yandex.com/media/kartinisistoriei/zolotaia-osen-levitana-sdelala-ego-nervy-spokoinee-5d7de4c50ce57b00adef190a
  • https://www.livemaster.ru/topic/2954415-osen-v-kartinah-russkih-hudozhnikov-osennee-vdohnovenie
  • https://art.mirtesen.ru/blog/43104928838/russkaya-osen-v-tvorchestve-isaaka-levitana
  • https://www.matrony.ru/ot-levitana-do-kandinskogo-osennie-peyzazhi-russkih-hudozhnikov/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт