Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Михаил Васильевич Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею», основываясь на сюжете из жизни святого Сергия Радонежского. Эта работа является одной из самых узнаваемых у именитого художника. В своих полотнах Нестеров изображал русские пейзажи с бескрайними полями, просторами и лесами. Он нередко писал и портреты – как простых людей, так и известных. Однако чаще всего Михаил Васильевич в своей живописи обращался к религиозной тематике.

Содержание

Сюжет картины «Видение отроку Варфоломею»

Варфоломей – это имя, данное святому Сергию Радонежскому при рождении и до момента принятия им монашества. Сергий – один из самых известных и почитаемых святых в православии.

Сюжет, который изображен на картине «Видение отроку Варфоломея», восходит к эпизоду из жития Сергия Радонежского. Будучи подростком, мальчик упорно стремился постичь азы грамоты, однако учеба давалась ему намного тяжелее, нежели братьям. Так продолжалось до тех пор, пока в жизни подростка не произошло чудесное судьбоносное явление.

Мальчик забрел в лес в поисках своего стада. Там он встретил незнакомца, совершавшего молитву. Старец спросил у подростка, какое его самое заветное желание, на что Варфоломей ответил, что очень хотел бы овладеть грамотой. Старец дал ему кусочек просфоры и сказал: «Господь грамоте умение зело добре». Так, Варфоломей обрел премудрость, и с тех самых пор обучение давалось ему легче. Эта встреча предопределила судьбу мальчика – через несколько лет он станет основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, а затем одним из самых почитаемых святых в православии.

Лица монаха зритель не видит — его лицо повернуто в профиль. Примечательно, что нимб над его головой изображен в фас. На первой выставке передвижников этот нюанс вызвал горячие споры и разногласия. В своих руках монах держит заветный ларец, а мальчик Варфоломей с благоговением и открытой душой принимает чудесный дар от незнакомца.

В семье Нестерова относились с особым почитанием к святому Сергию Радонежскому. У них даже существовала легенда, согласно которой святой спас маленького Мишу, будущего художника, от смертельной болезни и буквально вытащил с того света. Отсюда особый трепет и теплота, вложенные автором в свою работу.

История создания картины

Первые эскизы картины появились в период путешествия по Италии. Эти наброски были вертикальными. После нескольких эскизов художник решил, что нужно уделить больше места именно пейзажу как воплощению чего-то чудесного, разбавив тем самым акцент и сместив его на природу, а не на центральных персонажей.

После Италии Нестеров вернулся в Уфу. Здесь он заболел гриппом, однако не переставал работать над картиной. Он целиком и полностью жил ей, погруженный в атмосферу сюжета.

Однажды во время работы над картиной он потерял сознание и упал, повредив холст. Пришлось воссоздавать заново всю работу.

Очень примечателен и тот факт, что образ мальчика Варфоломея Нестеров на самом деле срисовал с девочки, страдающей от чахотки. Художник отмечал, что в её облике всё походило на отрока Варфоломея, именного такого, которого он хотел видеть на своем полотне: бледное и осунувшееся лицо, «нездешний» взгляд, тоненькие сжатые ручки. Девочка стала идеальным прообразом для смиренного и кроткого подростка. О её судьбе ничего, к сожалению, неизвестно.

Что же касается художественного описания картины «Видение отрока Варфоломея», то она написана в горизонтальном положении. Сами фигуры героев находятся справа. Старец стоит, облаченный в свое монашеское одеяние, рядом – худенький бледный мальчик с тонкими скрещенными на груди ручками.

На фоне слева расположены холмы, справа – рощи. Нестеров писал пейзажный ряд с красот подмосковных деревень – Комякино и Абрамцево. Художник полностью проникся чувством подлинности этой природы, и признавался, что лучшего ландшафта нельзя было и придумать.

Религияvarfalamey2-300x225.jpg

После «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили заняться росписью храма. Больше 20 лет художник занимался церковными росписями и иконами.

В его картинах удивительным образом сочетается гармония человека с природой. Множество работ будет создано после «Видения отрока Варфоломея», но данная картина так и останется вехой творчества Нестерова, в которой так гармонично воплотилась искренность, тепло и чистота образов на фоне умиротворенной русской природы, преисполненной благодати и покоя.

Краткая биография художника

Родители Михаила Васильевича были очень религиозными людьми, и это мировоззрение они привили своему сыну. Отец семейства всегда поддерживал его в творческих начинаниях и помог поступить в Москву на обучение.

Картина, после которой в высших кругах заговорили о Нестерове, стала его работа «Пустынник». На ней изображен монах-скиталец.

Вдохновленный религиозной тематикой, Нестеров решает отправиться в путешествие на Соловки, в монастырь. Там он наблюдает за жизнью монахов, принявших решение навсегда отречься от мира. Этот опыт отразился на работах Нестерова. Он будет часто изображать человека наедине с природой вдали от пустой суеты.

Однако после революции 1917 Нестерову пришлось сменить направление и переключиться на новый жанр – он начинает рисовать портреты. За некоторые из них художник был даже удостоен ряда государственных наград.

Когда Нестерову было 76 лет (шел 1938 год), его арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. Там художник провел две недели. Его зятя приговорили к смертной казни, а дочь была отправлена в лагерь Джамбул. Оттуда она вернулась инвалидом.

Сам Нестеров скончался в возрасте 80 лет от инсульта.

Смотрите также hristos_i_greshnica-165x110.jpg«Христос и грешница» Поленова, история шедевра«Похищение европы» – олимпийское спокойствие посреди стихииШедевр Карла Брюллова — ВирсавияОписание шедевра Васнецова Виктора М. «Баян»

Картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому.

Картина написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.

Описание картины «Видение отроку Варфоломею»

На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.

На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.

Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.

Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина.

Картина находится в Третьяковской галерее Москвы.

Михаил Нестеров помимо профессионального увлечения живописью ещё занимался и философией и религией. Росписи церквей были важной частью его творчества до прихода Советской власти.

Один из циклов своих картин Нестеров посвятил жизни и деятельности Сергия Радонежского. Многие русские философы считали основанный Сергием Троице-Сергиев монастырь основой, началом русской духовности.

Одной из лучших работ этого цикла является «Видение отроку Варфоломею». Фигуру Варфоломея художник писал с натуры, но позировала ему девочка, в которой Нестеров сразу распознал так необходимые ему черты. Пейзаж, изображённый на картине, художник рисовал тоже с натуры, в деревне Абрамцево. Нестеров стремился к максимальной реалистичности изображения, и это у него получилось очень хорошо.

В основе сюжета картины лежит легенда. Юному Варфоломею никак не удавалось овладеть грамотой. И вот однажды, когда он разыскивал сбежавших жеребят, явился ему на поле под дубом святой старец. Мальчик не растерялся и обратился к таинственному иноку с просьбой помочь в учении. Тот, сотворив надлежащую молитву, со словами наставления и благословения достал дароносицу и протянул пастушку кусочек просфоры, после чего старания отрока были вознаграждены: ему удалось постичь «книжную грамоту» и прочесть Святое Писание. Со временем Варфоломей принял постриг и стал известен под именем Сергия Радонежского.

В картине любовной бережной кистью «вырисован» типичный пейзаж среднерусской природы — холмы, тонкоствольные деревца, высокие травы. В этом ландшафте мальчик-пастух напоминает молодую березку, а таинственная монашеская фигура — темный ствол старого дерева, у которого он стоит. В руках старец держит ковчежец, который по форме очень похож на храм — будущее детище Сергия Радонежского.

Мальчик кажется чуть побледневшим при встрече с ангелом — с непонятным, высшим существом. Но во взгляде его больше почтительного внимания, чем испуга и удивления. Он послушно сложил ручки, старательно повторяя молитву вслед за своим неожиданным наставником. С любовью выписанный тихий, пасторальный осенний пейзаж, незатейливая деревянная церковка неподалеку — легко поверить, что это край, в котором святые хоть и редко, но являются детям, и в каждой избе образа — как лица близких людей.

За спиной пастушка в белой рубахе — тонкая молодая белоствольная березка; старец, облаченный в черную ризу, склонил голову, стоя под коренастым вековым дубом с потемневшей от времени корой и пожухшей листвой. Стар и млад, а за ними — два дерева. Символ преемственности, дарования знаний тому, кто пока юн и неопытен, но полон жизненных соков и готов тянуться к свету…

На заднем плане изображена обычная сельская местность, огороды, а фигура Сергия Радонежского максимально приближена к дереву, чтобы внимание зрителя не отвлекалось от мальчика, на глазах которого происходит чудо. Это художник подчеркнул позой и выражением лица Варфоломея.

Год написания картины: 1890.

Размеры картины: 211 x 160 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: символизм.

Сюжет

Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».

Пейзаж в Абрамцеве. Этот этюд стал основой для пейзажного фона в «Видении отроку Варфоломею»

Варфоломей — кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.

Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.

Видение отроку Варфоломею, эскиз

Контекст

Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию — убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах. То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.

Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», — вспоминал Михаил Нестеров.

Незаконченный вариант картины

Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.

Судьба художника

Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.

Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.

«Пустынник», 1888 — 1889

После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам. Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.

Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета. Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.

Портрет академика Павлова, 1935. Работа, за которую Нестерову вручили Сталинскую премию

В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме. Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.

До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.

Судя по картине можно понять, что на дворе только появилась ранняя осень. Деревья уже не кажутся зелеными, а приодели совсем другой наряд. Некоторые верхушки деревьев еще виднеются на горизонте. Все поля распаханы и на них осталось несколько колосков, которые склонили очень низко головы к земле. А их еще больше наклоняет ветер, который очень сильно дует в разных направлениях. Трава уже пожелтела и уже не такая яркая как раньше. Кроме этого на картине виднеется дорога, на которой имеется несколько луж после недавнего дождя. Небо уже такое голубое как раньше, а теперь оно стало темным.

Прямо на переднем фоне расположены две фигуры. Это маленький мальчик, который стоит перед стариком. Он смотрит на него и ждет когда тот, поможет ему в чем-то и даже сложил руки. Этого мальчика и зовут Варфоломей. Он одет в простую крестьянскую одежду. Вокруг рубахи располагается красный пояс, темные и просторные штаны, которые заканчиваются сапогами.

Картина является гармоничной и каждая деталь, которая находится на ней, дополняет полный ее образ. Если очень долго смотреть на нее, то появляется ощущение тоски, но вместе с тем спокойно и приятно.

Сочинение-описание №2

Как говорил сам художник Нестеров, он продолжит жить в своей картине Видение отроку Варфоломею. Для него данная работа была символом всего творчества и его вершиной. Нестеров ценил Видение, которое считал своим подлинным достижением.

Помимо этого для художника было близко и содержание картины. Там он запечатлел эпизод из жития Сергия Радонежского (которого Нестеров почитал с детства) который увидел в отрочестве, еще будучи Варфоломеем, молящегося под дубом старца. Как гласит житие, этим старцем был присланный к Варфоломею ангел.

Молодой отрок ожидал, когда инок окончит молитву и только после этого почтенно поклонился ему. Далее посланник божий спросил чего хочет Варфоломей и тот спросил обучиться грамоте. Ангел дал ему просфору как знак небесной благодати и благословил.

Собственно, этот эпизод и изображается на полотне, которое, конечно, имеет не только значение пересказа жития, но и значение символическое. Нестеров писал свою работу практически на рубеже веков. Тогда Россия пребывала в поиске собственной идентичности, опоры и для многих этой идентичностью стала история, обращение к православным корням и былинной традиции.

Помимо этого Сергий Радонежский был для самого Нестерова крайне значимой фигурой. Его почитали в семье Нестеровых, и сам художник нередко искал в этом святом подвижнике свою душевную опору. Из этих фактов легко понять какое глубокое значение и какие пласты смыслов заключены в этой работе.

К примеру, возьмем далекую перспективу, которая выступает фоном, располагающимся за действующими лицами. О чем хотел сказать художник? Он предлагает неизмеримый простор: холмы, поля, леса продолжаются и переходят друг в друга, сливаются с небом, мы ощущаем бесконечность этой территории.

Конечно, на фоне располагается церковь как основа, одна из опор жизни на этой земле. А на переднем фоне стоит ангел в образе инока-старца, который дает отроку из чудесного ларца свой небесный дар. Такое объединение мотива чудесного, божественного провидения с образом бесконечной русской земли является ключевым для этой работы и всей смысловой канвы, которую пытался передать автор.

<glav>Другие темы:</glav>← Осенний пейзаж↑ НестеровПустынник → `

Видение отроку Варфоломею

videnie-otroku-varfolomeyu.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Образ Петербурга в комедии «Ревизор»

    Действия в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» происходят в небольшом уездном городе N, которому писатель не дает названия. Его образ является собирательным: он показывает, что таких городов в стране очень много.

  • Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

    Семья Курагиных – одна из самых аристократичных и влиятельных семей в романе. Стоит сказать, что на репутацию ее повлияло не одно поколение. Имидж династии поддерживался столетиями

  • Народ в «Железной дороге» и «Левше» — сочинение

    Данные великолепные произведения довольно схожи между собой во многих моментах. Достаточно привести проблемы и основные кульминационные моменты, которые говорили о том, что в мире существует очень много несправедливых вещей

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/videnie-otroku-varfolomeyu
  • https://ktoikak.com/opisanie-videnie-otroku-varfolomeyu/
  • https://opisanie-kartin.ru/nesterov-mihail/videnie-otroku-varfolomeyu/
  • https://diletant.media/articles/36599603/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/nesterov/videnie-otroku-varfolomeyu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт